ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.11.2020
Просмотров: 11050
Скачиваний: 27
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие международного частного права. Предмет, определение
Предмет международного частного права
Метод международного частного права
Метод международного частного права
Коллизионный метод международного частного права
Недостатки коллизионного метода:
Материально-правовой метод международного частного права
3.Коллизия права и общий метод международного частного права.
Коллизия права и общий метод мчп
5. Нормативный состав международного частного права.
6. Место международного частного права в юридической системе. Термин «Международное частное право».
7. Международное частное право как комплексная отрасль правоведения.
8. Соотношение и взаимодействие международного права и международного частного права.
9. Международные организации по вопросам международного частного права.
11. Основные принципы международного частного права.
Основные виды источников в международном частном праве:
Понятие и специфика источников международного частного права
13. Российское законодательство по международному частному праву.
14.Законодательство зарубежных стран по международному частному праву.
Роль международных договоров в развитии мчп
16.Обычай как источник международного частного права.
Международное коммерческое право (lex mercatoria)
18.Унификация права в международном частном праве: понятие, признаки, результаты.
Особенности правого механизма унификации права
Особенности правого механизма унификации права
Особенности применения унифицированных норм
19.Правовая природа унифицированных частноправовых норм, их место в национальном праве.
20. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.
Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.
21. Понятие и строение коллизионной нормы.
Понятие и строение коллизионной нормы
Структура и содержание коллизионных норм
23. Коллизионные принципы, их соотношение с формулой прикрепления.
Основные коллизионные принципы.
24. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.
«Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.
25. Современные тенденции развития коллизионных норм.
Современные тенденции развития коллизионных норм.
26. Статут частноправового отношения, осложненного иностранным элементом. Множественность статутов.
27. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
28. Конфликт квалификаций, способы их разрешения.
«Скрытые коллизии». Конфликт квалификаций. Способы их разрешения.
29. Основания и порядок применения иностранного права.
Основания и порядок применения иностранного права
30. Применение иностранного права с множественностью правовых систем.
31. Оговорка о публичном порядке.
32. Нормы непосредственного применения (императивные нормы) в международном частном праве.
Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп
33. Национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования.
Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.
34. Взаимность и реторсии в международном частном праве.
Взаимность в коллизионном праве
35. Гражданская правоспособность физических лиц в международном частном праве.
Гражданская правоспособность физических лиц в мчп
36. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве.
37. Коллизионные вопросы опеки и попечительства.
38. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершим.
Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершего
39. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации.
40. Основы правового положения иностранного юридического лица.
Основы правового положения юридических лиц: «национальность» и «личный статут»
41. Личный статут и национальность юридического лица: понятие и их соотношение.
Понятие личного закона (статута) и национальности юридического лица
42. Сфера применения личного статута юридического лица.
Сфера применения личного статута юридического лица.
Национальность и личный статут юридического лица
43. Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности. Представительства и филиалы.
44. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации.
Правовое положение иностранных юридических лиц в России
45. Государство как субъект международного частного права.
46. Иммунитет государства: понятие, виды.
Виды иммунитета в теории и практике государств:
Концепции иммунитета государства
47. Международно-правовое регулирование иммунитета государства.
Международно-правовое регулирование иммунитета государства.
48. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.
Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.
49. Международные организации – субъекты международного частного права.
Международные организации как субъекты мчп
Международные организации как субъекты международного частного права
50. Вещный статут и сфера его применения.
Закон места нахождения вещи (lex rei sitae)
51. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.
Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.
52. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.
53. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
54. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.
Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.
55. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности.
Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности (вэд)
Источники права в сфере внешнеэкономической деятельности
56. Трансграничная сделка и внешнеэкономическая сделка: понятие, особенности.
57. Обязательственный статут и сфера его применения.
Обязательственный статут и сфера его применения.
58. Коллизионно-правовое регулирование договорных обязательств.
59. Коллизионный принцип «автономии воли» и правила его применения в Российской Федерации
Коллизионный принцип автономии воли (lex voluntaris)
60. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
61. Договор международной купли-продажи товара.
62. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г
63. Форма внешнеэкономического договора.
Форма внешнеэкономического договора (контракта)
64. Международный финансовый лизнг.
66. Обычаи международной торговли.
67. Базисные условия договора международной купли продажи товаров. ИНКОТЕРМС-2010
68. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА)
Принципы международных коммерческих договоров унидруа.
69. Международные денежные обязательства: понятие, содержание.
Международные денежные обязательства: понятие, содержание
2 Основных подхода в расчетах:
70. Вексель и чек в международном частном праве.
Вексель и чек в международном частном праве
71. Валютные условия внешнеэкономической сделки.
Валютные условия внешнеэкономической сделки
72. Основные формы трансграничных денежных расчетов.
73. Коллизионно-правовые вопросы брака и развода.
74. Коллизонно-правовые вопросы правоотношений между супругами, между родителями и детьми.
75. Правовое регулирование трансграничного усыновления.
76. Вопросы семейного права в договорах об оказании правовой помощи.
77. Современные тенденции развития международного деликтного права.
Современные тенденции развития международного деликтного права.
78. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.
Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.
79. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда в Российской Федерации.
81. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве.
Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве
Понятие и особенности интеллектуальной собственности
82. Международно-правовая охрана авторских прав.
83. Авторские права иностранцев в Российской Федерации.
Авторские права иностранцев в Российской Федерации
84. Международно-правовая охрана смежных прав.
Международно-правовая охрана смежных прав.
85. Международно-правовая охрана промышленной собственности
86. Международно-правовая охрана товарных знаков.
Международно-правовая охрана товарных знаков
87. Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в рамках СНГ.
Права иностранцев на "промышленную собственность" в Российской Федерации
89. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание.
Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание
90. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию, наследования в зарубежных странах.
Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию. Наследования в зарубежных странах.
91. Правовое регулирование трансграничного наследования в Российской Федерации.
Международно-правовое регулирование наследственных отношений
92. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи.
Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи
93. Трудовые отношения с участием иностранцев в Российской Федерации.
94. Международно-правовое регулирование морской перевозки.
Международно-правовое регулирование морской перевозки.
95. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.
Международные воздушные перевозки.
Международные воздушные перевозки
96. Международно-правовое регулирование сухопутной перевозки.
Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.
97. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с МЧП.
Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп.
Понятие международного гражданского процесса
98. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.
Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.
Международная подсудность гражданских дел: понятия, виды. Пророгационные соглашения.
100. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений. Способы исполнения.
Исполнение решений иностранных судов
Признание решений иностранных судов
Признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей)
101. Признание и исполнение иностранных судебных решений в Российской Федерации.
Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации.
102. Легализация официальных документов: понятие, способы.
Легализация официальных документов: понятие, способы.
Легализация официальных документов: понятие и способы.
103. Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способов.
Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способы.
104. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках СНГ.
Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг.
105. Международный коммерческий арбитраж: правовая природа, виды, принципы деятельности.
Правовая природа международного коммерческого арбитража, его понятие и виды
Виды МКА: институционный и изолированный
107. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках СНГ.
Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг
108. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.
Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.
109. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации.
Разрешение «международных» инвестиционных споров (на основе Вашингтонской конвенции 1965 г.)
Перевозки грузов на специально оборудованных самолетах осуществляются регулярными и чартерными грузовыми рейсами.
Регулярные рейсы - это рейсы, выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям. Перевозки грузов регулярными грузовыми рейсами осуществляются по специальным грузовым авиалиниям. Перевозки по грузовым авиалиниям регулируются межправительственными соглашениями о воздушном сообщении и коммерческими соглашениями между авиакомпаниями, эксплуатирующими договорные авиалинии.
Выполнение регулярных рейсов на международных воздушных линиях может осуществляться на основе межправительственных соглашений о воздушном сообщении. В целях удобства классификации договорные линии принято делить на "свободы воздуха":
1) право осуществлять транзитный пролет без посадки на территории государства, предоставляющего это право;
2) право осуществлять пролет через иностранную территорию с посадкой на этой территории с некоммерческими целями (для заправки топливом, ремонта, технического обслуживания и т.п.) без права выгружать или брать на борт пассажиров, почту, грузы;
3) право высаживать на иностранной территории пассажиров и выгружать почту и груз, взятые на борт воздушного судна на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно;
4) право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию государства, чью национальную принадлежность имеет воздушное судно, а также адресуемые туда же почту и груз;
5) право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию любого третьего государства, а также адресуемые туда же почту и груз и право высаживать пассажиров и выгружать почту и груз, следующие с любой такой территории;
6) право осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между третьими странами через свою территорию;
7) право осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между третьими странами, минуя территорию государства, чью национальную принадлежность имеет воздушное судно.
Основную роль в правовом регулировании коммерческих воздушных сообщений играют двухсторонние соглашения о воздушном транспорте. Такие соглашения заключаются по образцам, содержащимся в типовых проектах - Чикагской конвенции 1944 г. и Страсбургской конвенции 1959 г. Большинство транспортных соглашений представляет собой соглашения чикагского типа. Заключительный акт Чикагской конвенции содержит стандартную форму двухсторонних соглашений об обмене коммерческими правами при регулировании международных воздушных сообщений (чикагская стандартная форма).
На содержание современных воздушных транспортных конвенций большое влияния оказали соглашения бермудского типа (соглашения между США и Великобританией - Бермуды-1 и Бермуды-2), устанавливающие тарифные ставки и определяющие объемы перевозок. Многие государства заключают соглашения смешанного характера (чикагско-бермудского типа).
Чартерные рейсы - это рейсы, выполняемые для перевозки грузов в соответствии со специальным контрактом между перевозчиком и заказчиком. Каждый чартерный рейс выполняется по особому разрешению компетентных властей соответствующей страны. Чартерные авиаперевозки вошли в практику мировых авиакомпаний в начале 1960-х гг.
В соответствии с условиями контракта заказчик фрахтует вместимость самолета на определенных участках перевозки и на определенных условиях. Контракт может быть заключен как на отдельные рейсы (разовая перевозка грузов), так и на серию рейсов для целевой перевозки ("чартерная цепочка"). Контрактом может предусматриваться и тайм-чартер.
Женевская конвенция о международном признании прав на воздушные суда (1948) направлена на обеспечение прав лиц и организаций, предоставивших кредит при приобретении воздушных судов. Основное содержание Конвенции - нормы о признании залоговых прав на воздушные суда, о порядке продажи судна во исполнение судебного решения для удовлетворения прав кредитора. В современных кодификациях МЧП закрепляется отсылка к этой Конвенции: "Права на воздушные суда, как они определятся в Женевской конвенции о международном признании прав на воздушные суда от 19 июня 1948 г., признаются на условиях и порождают последствия, указанные в этой Конвенции" (ст. 165.1 кн. 10 ГК Нидерландов).
Конвенция об унификации правил о мерах принудительного обеспечения в отношении самолетов (1933) относит к таким мерам решения суда или органа государственного управления, позволяющие задержать самолет, если решение о применении данных мер вынесено не в порядке общего судопроизводства.
Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности земли (1952), определяет, что ответственность наступает независимо от вины владельца воздушного судна. Случаи освобождения от ответственности: причинение вреда является следствием вооруженного конфликта или гражданских беспорядков; владелец воздушного судна не мог им воспользоваться на основании акта публичной власти; наличие вины потерпевшего.
Варшавская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (1929) - основа правовой регламентации международных воздушных перевозок. Соглашения, дополняющие Варшавскую конвенцию: Гаагский протокол (1955) (неотъемлемая часть Варшавской конвенции), Гватемальский протокол о внесении изменений в Варшавскую конвенцию (1971), Гвадалахарская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (1961), Монреальские протоколы (1975), Монреальское временное соглашение авиакомпаний (1966), Мальтийское временное соглашение авиакомпаний (1974). Эти документы составляют "Варшавскую воздушную договорную систему".
Варшавская конвенция 1929 г. определяет международную воздушную перевозку - это перевозка, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства. Сфера применения Варшавской конвенции: перевозки грузов, пассажиров, багажа, комбинированные перевозки. Конвенция не распространяется на воздушные перевозки между государствами-участниками и государствами, в ней не участвующими; не применяется к перевозкам почты. Документ, удостоверяющий заключение договора перевозки, - авиационная накладная, введенная Варшавской конвенцией.
Действие Варшавской конвенции распространяется на воздушные перевозки:
1. Место отправления и место назначения независимо от перерыва в перевозке расположены на территории двух государств - участников Конвенции.
2. Место отправления и место назначения находятся на территории одного государства - участника Конвенции, но остановка предусмотрена на территории другого государства, возможно, и не участвующего в Конвенции.
В международном воздушном сообщении используются перевозки, выполняемые последовательно несколькими перевозчиками.
С точки зрения Варшавской конвенции такая перевозка рассматривается как единая, независимо от того, как она оформлена - одним или несколькими договорами. При смешанных перевозках положения Варшавской конвенции должны применяться только к воздушной части перевозки. По соглашению сторон в воздушно-перевозочный документ можно включить условия, относящиеся к иным видам перевозок.
Варшавская конвенция устанавливает правило множественности юрисдикции (альтернативную международную подсудность): иск может быть подан по выбору истца в компетентный суд любого государства-участника; в суд по месту жительства перевозчика; по месту нахождения главного управления его предприятия; по месту нахождения конторы, заключившей договор перевозки; в суд места назначения. Эта норма имеет императивный характер - недействительны все соглашения, изменяющие установленные в Конвенции правила о подсудности.
Исключения: в силу специального соглашения между перевозчиком и пассажиром может быть повышен предельный размер ответственности перевозчика; при перевозках грузов может быть заключено арбитражное соглашение в пределах установленной Конвенцией территориальной компетенции судов. Гватемальский протокол 1971 г. дополняет правила подсудности для пассажирских воздушных судов: иск может быть предъявлен по месту жительства пассажира, если перевозчик имеет там свое учреждение.
Основное содержание Варшавской конвенции - унифицированные материальные нормы императивного характера. В Конвенции есть незначительное количество коллизионных норм по частным вопросам (применение закона суда).
Положения Варшавской конвенции об ответственности перевозчика, выработанные в период становления гражданской авиации, устарели, и большинство последующих соглашений Варшавской договорной системы направлено на повышение ее пределов. Первое повышение предела ответственности перевозчика закреплено в Гаагском протоколе 1955 г. - в два раза выше по сравнению с установленным в Варшавской конвенции. Ведущие воздушные перевозчики подписали Монреальское соглашение (1966) о повышении пределов своей ответственности при перевозках в США, из США или через территорию США. Это соглашение послужило импульсом к подписанию европейскими ведущими воздушными перевозчиками Мальтийского соглашения 1974 г., в силу которого предел ответственности перевозчика был повышен до 100 ООО СДР в отношении не только американских, но и других перевозок. Эти соглашения заменили принцип ответственности за вину объективной (абсолютной) ответственностью. Перевозчик не вправе ссылаться на обстоятельства, которые являются основанием освобождения его от ответственности в соответствии с Варшавской конвенцией.
Гватемальский протокол 1971 г.: воздушный перевозчик несет ответственность независимо от вины (ответственность исключается, если вред вызван состоянием здоровья пассажира или его виной); повышен предел ответственности перевозчика в шесть раз по сравнению с Гаагским протоколом 1955 г. В национальном законодательстве может быть установлено дополнительное возмещение пассажирам при причинении вреда их здоровью. Гватемальский протокол изменил положения Варшавской конвенции о пассажирском билете и условиях перевозки багажа.
В 1999 г. в рамках Юридического комитета ИКАО была принята Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. Монреальская конвенция применяется при всякой международной перевозке пассажиров, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна. Международная воздушная перевозка - это любая перевозка, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеется или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств-участников, либо на территории одного и того же государства-участника, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является государством-участником. Монреальская конвенция распространяется на воздушные перевозки, совершаемые государством или другими юридическими лицами публичного права.
В соответствии с Монреальской конвенцией перевозчик несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира, за утрату или повреждение зарегистрированного багажа на принципе объективной и виновной ответственности; за утрату или повреждение груза, а также незарегистрированного багажа - на принципе виновной ответственности. Вина перевозчика презюмируется, пока он не докажет, что неблагоприятные последствия были вызваны военными действиями, вооруженным конфликтом, актами органов государственной власти, неправильной упаковкой груза, присущими грузу дефектами качества. Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что причинение вреда жизни и здоровью пассажира, утрата или порча багажа либо груза были вызваны небрежностью, неправильными действиями или бездействием лица, требующего возмещения.
Монреальская конвенция предусматривает множественность юрисдикции (конкурентную юрисдикцию) по искам к перевозчикам, предъявляемым в государственные суды. Установлен обязательный претензионный порядок урегулирования разногласий между получателем груза либо багажа и перевозчиком. Срок исковой давности установлен в два года с момента прибытия воздушного судна по назначению. Монреальская конвенция предусматривает возможность передачи спора на разрешение в арбитраж на основании арбитражного соглашения сторон, но только в отношении договора перевозки груза.
Варшавская и Монреальская конвенции действуют в отношении международных перевозок, осуществляемых в рамках регулярных и нерегулярных международных воздушных сообщений. Обе конвенции применяются к перевозке, осуществляемой несколькими последовательными перевозчиками, если она рассматривается ими в качестве единой перевозки. Равным образом они действуют в отношении смешанных перевозок, осуществляемых воздушным, железнодорожным, автомобильным, морским и речным транспортом.
Специфика воздушного сообщения порождает сложности в определении применимого права и установлении юрисдикции. В основном эти вопросы регулируются посредством унифицированных материальных норм международных конвенций. Однако нередки случаи и возникновения коллизионного вопроса:
1) когда перевозка связана с государством, не участвующим в Варшавской или Монреальской конвенциях;
2) если возникают вопросы, не урегулированные в Варшавской и Монреальской конвенциях;
3) если условия перевозки, установленные авиакомпанией, не соответствуют национальному праву.
Национальное законодательство большинства государств не содержит специальных коллизионных привязок для воздушного сообщения, поэтому применяются общие коллизионные начала: закона перевозчика, закона суда, закона флага. Закон перевозчика в праве международных воздушных перевозок понимается традиционно - это право, с которым воздушное сообщение имеет наиболее тесную связь (место нахождения той стороны, чье исполнение характеризует договор перевозки). Закон места заключения договора понимается как право страны, где был начат первый участок полета. На правовое регулирование воздушных перевозок оказало большое влияние морское право - применяются закон флага воздушного судна и закон государства его регистрации.
В отдельных национальных кодификациях МЧП закреплено специальное коллизионное регулирование статуса воздушных судов, вещных прав на воздушные суда и договоров воздушной перевозки (ст. 139-144 Закона о МЧП Румынии). Положения национального закона, касающиеся маршрутов полетов и их безопасности в воздушном пространстве данного государства, применяются ко всем воздушным судам независимо от их регистрационного статуса, к экипажу и пассажирам, находящимся на борту.
Закон государства места регистрации воздушного судна применяется к юридическим фактам и действиям, совершенным на его борту, если в силу своего характера они регулируются законом места их совершения. В аэропортах применяется местный закон.
Закон государства места регистрации воздушного судна регулирует:
1) полномочия, компетенцию и обязанности командира воздушного судна;
2) договор найма экипажа судна, если стороны не избрали другой закон;
3) ответственность предприятия воздушного транспорта за действия и поступки командира капитана и экипажа.