Файл: Программа Детская и возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 337

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У

Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей

Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения

1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Описание результатов эмпирического исследования

Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Занятие №1. «ВЕЖЛИВОСТЬ»

Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.

Вопросы:

Упражнение «Глубокое дыхание».

Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»

Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение «Глубокое дыхание».

Если успеем: свободный выбор между добром и злом.

Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»

Сказка. Как барсуки поумнели.

Упражнение «Уходя, оглянись».

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей



Проблемой формирования поведения занимались представители разных направлений психологии: психоаналитики (А. Адлер, М. Дж. Смитт, А. Солтер, З. Фрейд, Э. Эриксон), бихевиористы (Д. Уотсон, Б. Ф. Скиннер гуманисты (А. Маслоу, Г. Отпорт, Кеттел, И. Ялом и др.). И в каждом направлении описаны различные условия формирования поведенческой направленности у детей.

Психоаналитики утверждали, что модель поведения ребенка закладывается еще в раннем детстве. Здесь определяющим фактором, к примеру, З. Фрейд называл родительское влияние. Он говорил, что личность развивается, справляясь с фрустрацией, возникающей в процессе социализации. И в моменты, когда вхождение в социум слишком стремительно или серьезно, возникают внутренние конфликты, с которыми

ребенок не в состоянии справиться. Это порождает возникновение психической травмы. З. Фрейд выделял 5 стадий психосексуального развития и говорил, что основные черты личности формируются в течение первых трех стадий. В период оральной стадии (до года) развиваются оптимизм, пассивность и зависимость. В период второго – третьего года жизни (анальная стадия) формируются бережливость, аккуратность и упрямство. Ролевая идентификация и сексуальность формируются в период от трех до пяти лет (фаллическая стадия).

Поддерживая и дополняя фрейдистскую теорию о развитии личности в раннем возрасте, А. Адлер говорил о том, что на формирование определенных
поведенческих навыков влияет количество детей в семье, то, какой ребенок по счету и как он оценивает свое положение. Единственный ребенок будет с большей долей вероятности тревожным и нерешительным, зависимым и эгоцентричным из-за чрезмерной опеки, излишних переживаний и контроля со стороны родителей и старших родственников. Первенец оказывается

«свергнутым с пьедестала» и ощущает резкую потерю родительской любви в период, когда появляется младший сиблинг. Он консервативен и властен в отношениях со своими младшими братьями и сестрами. Адлер утверждал, что первенцы – это самые проблемные дети. Второй (средний) ребенок зачастую ориентирован на достижения, так как старший сиблинг уже задал темп и второму нужно пройти тот же путь, но за более короткое время. В этом случае, часто развиваются черты соперничества и честолюбия. Младший ребенок также считается у Адлера проблемным, он растет в более теплой семейной обстановке, в отличие от старших, получая больше внимания, тепла и заботы, растет избалованным, зависимым и с чувством неполноценности.

Мануэль Дж. Смитт в предисловии к своей книге «Тренинг уверенности в себе» заявляет о психоаналитической позиции условий формирования пассивного, ассертивного либо агрессивного поведения. Первое, что влияет на модель формирования поведения ребенка это родительские установки, которые получают дети на начальных этапах своего развития, первые

несколько лет после рождения. Практика показывает, что достаточно часто у малышей формируются асоциальные модели поведения – это пассивность или агрессия. Влияние установок родителей М. Дж. Смитт подразделяет на два этапа. Первый (возраст до 1-1,5 лет) он связывает с физическими ограничениями.

Когда ребенок начинает ползать, а затем и ходить, его свободу передвижения родители начинают контролировать и ограничивать, используя для этого разные изобретения детскую кроватку, манеж, стульчики с ремнями. На втором этапе (дошкольный период), когда физические ограничения уже изживают себя, взрослые прибегают к психологическим ограничениям. Родители начинают применять к ребенку манипулятивные техники, чтобы добиться удобного для себя результата. Домашние манипуляции начинаются со слов «хорошо» и «плохо». Позже появляются различные выдуманные персонажи, крики, условия. Делается это все с целью получить контроль над ребенком. Тем самым взрослые, сами того не замечая прививают ребенку чувство вины, тревоги, невежества, беспомощности. Такая модель поведения на уровне житейской психологии передается из поколения в поколение. Далее ребенок приходит в школу и здесь получает новую порцию негативных эмоций через манипулятивные действия сверстников и учителей.

Окружающие, манипулируя детскими негативными эмоциями, заставляя тем самым совершать определенные поступки, планомерно формируют в детях навыки агрессивного либо пассивного поведения. К какому полюсу сдвинется психика ребенка, зависит от врожденных свойств его личности – темперамента. В своем исследовании Н. И Агронина, В. Л. Баркова и Н. П. Краснова пришли к выводам, что холерику и сангвинику больше свойственна агрессия, флегматик проявляет меньшую агрессивность, а меланхолик более склонен к обидам и чувству вины, то есть он больше склонен к выражению пассивности в отношении с социальным окружением [1]. Далее эти дети растут, взращивая в себе негативные эмоции
, что способствует формированию неконструктивной модели поведения.

М. В. Бывшева и Т. Г. Ханова в своем исследовании выделяют наиболее важное звено в становлении личности дошкольника, направленности его социальных черт образ Я, который формируется у ребенка в процессе оценки его поведения и поступков значимыми взрослыми. Если обратная связь положительная, ребенок воспринимает свой Я образ в позитивном ключе. Взрослый тем самым говорит о том, что «его действия правильны и полезны <…> о его компетентности и достоинстве» [14, с. 22]. У ребенка в этом случае формируется адекватная самооценка. При отрицательной обратной связи и самооценка скорее будет заниженной.

Проанализировав вышесказанное можно выделить оптимальные условия для развития ассертивного поведения – благоприятная социальная ситуация развития с поддерживающим отношением значимых взрослых.

Влияние на формирование именно ассертивного поведения описывается в современных исследованиях, в которых подчеркивается системность этого явления как сложного и зависимого от множества моментов. В. П. Шейнов в своей работе выделил несколько групп факторов, способствующих формированию ассертивного поведения:

  • Ситуативные в разных ситуациях дети могут проявлять различное поведение. К примеру, в среде, где они чувствуют себя комфортно, безопасно, они будут демонстрировать поведение, проявляющее четкие признаки ассертивности. А попав в незнакомую среду, модель поведения ребенка может кардинально измениться.

  • Культурно-этнические – в различных культурах ценности и нормы поведения могут во многом различаться, что влияет и на ассертивность, ведь она основывается на ценности прав личности.

  • Семейные – в семьях с теплой атмосферой, где есть поддержка похвала и признательность, нет невротических заболеваний, люди более ассертивны. Напротив, в менее благополучных семьях и у одиноких людей чаще наблюдается формирование поведения, противоположное ассертивному.


В своей работе, посвященной ассертивности дошкольников, Ю. В. Шильцова определяет структуру ассертивности как конгломерат трех компонентов.

      1. Поведенческий закрепление новых конкретных поведенческих умений, сформированных навыках поведения в новых или изменённых условиях, что проявляется в настойчивости, активности, нацеленности на результат, ответственности и готовности к рискованному поведению.

      2. Аффективный это способность выражать свои эмоции, мысли, чувства, направлять собственную агрессию в конструктивное русло, решать сложные жизненные задачи, доверие к себе, эмпатийное принятие других и проявление доверительных отношений.

      3. Когнитивно-смысловой сформированность ассертивной позиции, гибкости мышления, адекватной оценке как собственных качеств и действий, так и ситуации в целом.

К предпосылкам зарождения ассертивности в личности исследователи (В. П. Шейнов, Ю. В. Шильцова) относят развитие социально значимых навыков, таких как коммуникативная компетенция, саморегуляция, социальная поддержка, внутренний локус контроля и др. Для успешного овладения этими навыками, в соответствии с теорией Выготского, они должны находиться в зоне ближайшего развития. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что ассертивность формируется в процессе взаимодействия ребенка с окружением, то есть под воздействием социальной ситуации развития. Для формирования модели ассертивного поведения младших школьников необходимо создать определенные условия для формирования качеств, присущих ассертивному поведению. В целом, необходима модель