ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 337
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей
Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения
1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Описание результатов эмпирического исследования
Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей
Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.
Упражнение «Глубокое дыхание».
Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение «Глубокое дыхание».
Если успеем: свободный выбор между добром и злом.
Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»
Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».
ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»
Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей
Проблемой формирования поведения занимались представители разных направлений психологии: психоаналитики (А. Адлер, М. Дж. Смитт, А. Солтер, З. Фрейд, Э. Эриксон), бихевиористы (Д. Уотсон, Б. Ф. Скиннер гуманисты (А. Маслоу, Г. Отпорт, Кеттел, И. Ялом и др.). И в каждом направлении описаны различные условия формирования поведенческой направленности у детей.
Психоаналитики утверждали, что модель поведения ребенка закладывается еще в раннем детстве. Здесь определяющим фактором, к примеру, З. Фрейд называл родительское влияние. Он говорил, что личность развивается, справляясь с фрустрацией, возникающей в процессе социализации. И в моменты, когда вхождение в социум слишком стремительно или серьезно, возникают внутренние конфликты, с которыми
ребенок не в состоянии справиться. Это порождает возникновение психической травмы. З. Фрейд выделял 5 стадий психосексуального развития и говорил, что основные черты личности формируются в течение первых трех стадий. В период оральной стадии (до года) развиваются оптимизм, пассивность и зависимость. В период второго – третьего года жизни (анальная стадия) формируются бережливость, аккуратность и упрямство. Ролевая идентификация и сексуальность формируются в период от трех до пяти лет (фаллическая стадия).
Поддерживая и дополняя фрейдистскую теорию о развитии личности в раннем возрасте, А. Адлер говорил о том, что на формирование определенных
поведенческих навыков влияет количество детей в семье, то, какой ребенок по счету и как он оценивает свое положение. Единственный ребенок будет с большей долей вероятности тревожным и нерешительным, зависимым и эгоцентричным из-за чрезмерной опеки, излишних переживаний и контроля со стороны родителей и старших родственников. Первенец оказывается
«свергнутым с пьедестала» и ощущает резкую потерю родительской любви в период, когда появляется младший сиблинг. Он консервативен и властен в отношениях со своими младшими братьями и сестрами. Адлер утверждал, что первенцы – это самые проблемные дети. Второй (средний) ребенок зачастую ориентирован на достижения, так как старший сиблинг уже задал темп и второму нужно пройти тот же путь, но за более короткое время. В этом случае, часто развиваются черты соперничества и честолюбия. Младший ребенок также считается у Адлера проблемным, он растет в более теплой семейной обстановке, в отличие от старших, получая больше внимания, тепла и заботы, растет избалованным, зависимым и с чувством неполноценности.
Мануэль Дж. Смитт в предисловии к своей книге «Тренинг уверенности в себе» заявляет о психоаналитической позиции условий формирования пассивного, ассертивного либо агрессивного поведения. Первое, что влияет на модель формирования поведения ребенка – это родительские установки, которые получают дети на начальных этапах своего развития, первые
несколько лет после рождения. Практика показывает, что достаточно часто у малышей формируются асоциальные модели поведения – это пассивность или агрессия. Влияние установок родителей М. Дж. Смитт подразделяет на два этапа. Первый (возраст до 1-1,5 лет) он связывает с физическими ограничениями.
Когда ребенок начинает ползать, а затем и ходить, его свободу передвижения родители начинают контролировать и ограничивать, используя для этого разные изобретения – детскую кроватку, манеж, стульчики с ремнями. На втором этапе (дошкольный период), когда физические ограничения уже изживают себя, взрослые прибегают к психологическим ограничениям. Родители начинают применять к ребенку манипулятивные техники, чтобы добиться удобного для себя результата. Домашние манипуляции начинаются со слов «хорошо» и «плохо». Позже появляются различные выдуманные персонажи, крики, условия. Делается это все с целью получить контроль над ребенком. Тем самым взрослые, сами того не замечая прививают ребенку чувство вины, тревоги, невежества, беспомощности. Такая модель поведения на уровне житейской психологии передается из поколения в поколение. Далее ребенок приходит в школу и здесь получает новую порцию негативных эмоций через манипулятивные действия сверстников и учителей.
Окружающие, манипулируя детскими негативными эмоциями, заставляя тем самым совершать определенные поступки, планомерно формируют в детях навыки агрессивного либо пассивного поведения. К какому полюсу сдвинется психика ребенка, зависит от врожденных свойств его личности – темперамента. В своем исследовании Н. И Агронина, В. Л. Баркова и Н. П. Краснова пришли к выводам, что холерику и сангвинику больше свойственна агрессия, флегматик проявляет меньшую агрессивность, а меланхолик более склонен к обидам и чувству вины, то есть он больше склонен к выражению пассивности в отношении с социальным окружением [1]. Далее эти дети растут, взращивая в себе негативные эмоции
, что способствует формированию неконструктивной модели поведения.
М. В. Бывшева и Т. Г. Ханова в своем исследовании выделяют наиболее важное звено в становлении личности дошкольника, направленности его социальных черт – образ Я, который формируется у ребенка в процессе оценки его поведения и поступков значимыми взрослыми. Если обратная связь положительная, ребенок воспринимает свой Я образ в позитивном ключе. Взрослый тем самым говорит о том, что «его действия правильны и полезны <…> о его компетентности и достоинстве» [14, с. 22]. У ребенка в этом случае формируется адекватная самооценка. При отрицательной обратной связи и самооценка скорее будет заниженной.
Проанализировав вышесказанное можно выделить оптимальные условия для развития ассертивного поведения – благоприятная социальная ситуация развития с поддерживающим отношением значимых взрослых.
Влияние на формирование именно ассертивного поведения описывается в современных исследованиях, в которых подчеркивается системность этого явления как сложного и зависимого от множества моментов. В. П. Шейнов в своей работе выделил несколько групп факторов, способствующих формированию ассертивного поведения:
-
Ситуативные – в разных ситуациях дети могут проявлять различное поведение. К примеру, в среде, где они чувствуют себя комфортно, безопасно, они будут демонстрировать поведение, проявляющее четкие признаки ассертивности. А попав в незнакомую среду, модель поведения ребенка может кардинально измениться. -
Культурно-этнические – в различных культурах ценности и нормы поведения могут во многом различаться, что влияет и на ассертивность, ведь она основывается на ценности прав личности. -
Семейные – в семьях с теплой атмосферой, где есть поддержка похвала и признательность, нет невротических заболеваний, люди более ассертивны. Напротив, в менее благополучных семьях и у одиноких людей чаще наблюдается формирование поведения, противоположное ассертивному.
В своей работе, посвященной ассертивности дошкольников, Ю. В. Шильцова определяет структуру ассертивности как конгломерат трех компонентов.
-
Поведенческий – закрепление новых конкретных поведенческих умений, сформированных навыках поведения в новых или изменённых условиях, что проявляется в настойчивости, активности, нацеленности на результат, ответственности и готовности к рискованному поведению. -
Аффективный – это способность выражать свои эмоции, мысли, чувства, направлять собственную агрессию в конструктивное русло, решать сложные жизненные задачи, доверие к себе, эмпатийное принятие других и проявление доверительных отношений. -
Когнитивно-смысловой – сформированность ассертивной позиции, гибкости мышления, адекватной оценке как собственных качеств и действий, так и ситуации в целом.
К предпосылкам зарождения ассертивности в личности исследователи (В. П. Шейнов, Ю. В. Шильцова) относят развитие социально значимых навыков, таких как коммуникативная компетенция, саморегуляция, социальная поддержка, внутренний локус контроля и др. Для успешного овладения этими навыками, в соответствии с теорией Выготского, они должны находиться в зоне ближайшего развития. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что ассертивность формируется в процессе взаимодействия ребенка с окружением, то есть под воздействием социальной ситуации развития. Для формирования модели ассертивного поведения младших школьников необходимо создать определенные условия для формирования качеств, присущих ассертивному поведению. В целом, необходима модель