Файл: Учебнометодические материалы для студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2033

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

34.02.01. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Тема 1.1. Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов

Классификация и таксономия микроорганизмов

Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов

Тема 2.1. Учение об инфекционном процессе

Тема 4.1. Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий

Строение бактериальной клетки

Тема 4.3. Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования

Дыхание бактерий

Дизентерия

Холера

Гонорея

РАЗДЕЛ 5. МИКОЛОГИЯ

Тема 5.2. Частная микология. Противогрибковые препараты. Методы микробиологической диагностики микозов

Микроспория

Кандидоз

РАЗДЕЛ 6. ПАРАЗИТОЛОГИЯ

Частная протозоология

Лямблиоз

РАЗДЕЛ 6. ПАРАЗИТОЛОГИЯ

Тема 6.2. Медицинская гельминтология. Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология

Аскаридоз

Трихоцефалез

Энтеробиоз

Описторхоз

Тениаринхоз

РАЗДЕЛ 7. ВИРУСОЛОГИЯ

Тема 7.1. Основы медицинской вирусологии. Классификация и структура, культивирование и репродукция вирусов. Методы лабораторной диагностики вирусов

Особенности противовирусного иммунитета

Вирус гепатита С

Вирус полиомиелита

Вирус бешенства

Вирус кори

Птичий грипп

Взятие испражнений для бактериологического исследования

Взятие крови для бактериологического исследования

Взятие желчи для бактериологического исследования

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену

, доставки его в лабораторию, посева, культивирования, снятия чистой культуры, ее верификации, определения антибиотикограммы. А результатом станет разработка и внедрение в клинику рациональных методов антибактериальной и иммунотерапии пациентов.

Микрофлора организма человека

В кишечнике у здоровых людей основную массу микрофлоры составляют анаэробные и факультативно анаэробные микроорганизмы.

Роль кишечной микрофлоры:

  1. формирует нормальную слизистую оболочку кишечника;

  2. участвует в разрушении избытка пищеварительных секретов (энтерокиназы и фосфатазы);

  3. участвует в процессах детоксикации некоторых фармакологически активных веществ, поступающих извне или образующихся в процессе пищеварения;

  4. синтезируют витамины группы В, никотиновую, фолиевую кислоты

(кишечная палочка, лактобактерии, бифидобактерии);

  1. способствует нормальному развитию лимфоидной ткани кишечника;

  2. участвует в обмене веществ: микробы кишечника могут влиять на газовый обмен, активизируя функцию щитовидной железы;

  3. является антагонистом патогенных бактерий.

Некоторые представители кишечной микрофлоры являются условнопатогенными бактериями и при снижении защитных сил организма способны вызвать различные заболевания.

Дисбактериоз – нарушение качественного и количественного состава нормальной микрофлоры.

Причины развития дисбактериоза:

  • заболевания, протекающие с поражением кишечника (дизентерия, сальмонеллез, гельминтозы, колиты и др.); - массивное поступление в организм антибиотиков;

  • применение химиотерапевтических средств и лучевые воздействия;

  • недоношенность, искусственное вскармливание, токсикозы беременности; - гнойно-инфекционные заболевания у детей (сепсис, пневмония, пиодермия, отиты и др.).

В норме избыточному росту бактерий в тонкой кишке препятствуют:

  • нормальная секреция соляной кислоты (предотвращает размножение бактерий верхних отделах ЖКТ);

  • илеоцекальный клапан (предупреждает поступление бактерий из толстой кишки в тонкую);

  • нормальная моторика тонкой кишки (препятствуетзастою кишечного содержимого).

Ведущая роль в формировании дисбактериоза принадлежит нарушению уровня бифидо- и лактобактерий, снижению физиологических функций нормальной микрофлоры и затруднению противостояния колонизации кишечника экзогенными патогенными микроорганизмами.


Различают четыре степени дисбактериоза:

  1. латентная, компенсированная форма – незначительные изменения количества кишечной палочки (отмечается после применения бактерийных биологических препаратов). Кишечные дисфункции не регистрируются.

  2. субкомпенсированная форма – незначительное снижение количества бифидобактерий, количественные и качественные изменения кишечной палочки. Даже в случае отсутствия клинических проявлений и дисфункций кишечника целесообразно назначение бактерийных препаратов до восстановления нормальной микрофлоры.

  3. значительно сниженный уровень микрофлоры (бифидофлоры, лактофлоры и кишечных палочек). Создаются условия для проявления патогенных свойств условно-патогенных микроорганизмов. Возникают кишечные дисфункции. Назначают бифидумбактерин, лактобактерин или бификол.

  4. нарушение состава нормального кишечного микробиоценоза (отсутствие бифидофлоры, уменьшение лактофлоры и изменение количества кишечной палочки), в результате чего снижается его защитная и витаминосинтезирующая функция, изменяются ферментативные процессы, возрастает количество условно-патогенных микроорганизмов, не характерных для здорового человека. Это приводит к дисфункциям желудочно-кишечного тракта, деструктивным изменениям кишечной стенки, бактериемии, сепсису и др. Такая степень дисбактериоза (особенно у новорожденных) ведет к развитию перфоративного язвенно-некротического энтероколита. Назначают бифидумбактерин.

Устранение дисбактериоза должно начинаться с лечения первопричины, т.е. того заболевания или состояния, которое вызвало нарушение микробного состава ЖКТ, а также с коррекции питания. Диета должна быть полноценной по калорийности, включать достаточное количество пищевых волокон (фрукты, овощи, крупы, злаки и пр.) и кисломолочные продукты (живые бифидо- и лактобактерии, бифидогенные факторы). Если этих мер будет недостаточно, то назначается специфическая медикаментозная терапия.

В настоящее время для коррекции дисбактериоза назначают пробиотики – живые микроорганизмы, благотворно влияющие на здоровье человека (пищевые добавки, йогурты и другие молочные продукты, лекарственные препараты). Микроорганизмы, входящие в состав пробиотиков непатогенные, нетоксигенные и сохраняют жизнеспособность при длительном хранении. Коррекция дисбактериоза требует учета как первопричины, так и множества сопутствующих факторов, поэтому необходимо для каждого конкретного пациента определять наиболее целесообразную комбинацию препаратов.



Тема 8.2. Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических исследований

Подтверждение диагноза инфекционного заболевания осуществляется с помощью специальных лабораторных методов исследования, целью которых является получение прямых или косвенных данных, подтверждающих наличие или пребывание микроба-возбудителя в организме больного.

Методы прямого обнаружения возбудителя в организме:

  • бактериоскопические

  • бактериологические

Методы косвенного обнаружения возбудителя в организме:

  • серологические

  • иммунологические

  • аллергологические



Выбор методов исследования производится в зависимости от характера предполагаемого заболевания, свойств микроба-возбудителя, места его локализации и максимальной концентрации, путей выведения из организма и стадии болезни. Результативность лабораторных методов исследований в значительной степени зависит от правильности забора материала на исследование, его хранения и доставки в лабораторию. Отрицательный результат исследования может быть причиной несоблюдения правил забора и пересылки исследуемого материала, поэтому не может служить поводом категорического исключения предполагаемого диагноза.

Техника сбора материала от больного для бактериологического исследования

Выбор материала для лабораторного исследования определяется локализацией патологического процесса, особенностями патогенеза болезни и биологическими свойствами возбудителя.

Материал рекомендуется брать до начала специфического лечения, т.к. под влиянием сульфаниламидов, антибиотиков, иммунных сывороток и др. лечебных средств патогенные микробы изменяются и утрачивают способность к росту на искусственных питательных средах.

Для сбора материала должна использоваться только стерильная посуда
, не содержащая даже следов дезинфицирующих средств. Забор должен происходить в стерильных условиях, исключающих загрязнение взятого материала посторонней микрофлорой. Общим недостатком бактериологического метода является длительность исследования (2-4 дня). Для выделения каждого микроба требуется соответствующая питательная среда. В тех случаях, когда диагноз неясен, посевы производят одновременно на нескольких питательных средах.

Как правило, бактериологическое исследование предусматривает одновременное определение чувствительности выделенного микроба к основным группам антибиотиков и химиопрепаратов, что необходимо для выбора оптимальной терапии.

Взятие слизистого отделяемого полости носа для бактериологического исследования

Кожу в окружности наружных отверстий носа протирают ватой, смоченной 600 спиртом. Тампон вводят вглубь полости носа и снимают слизь со стенки носовой перегородки. Забирать материал из разных ноздрей можно одним тампоном.

Взятие слизи со слизистых оболочек зева для бактериологического исследования

Рот широко открыт, корень языка придавливается шпателем. Тампон вводят правой рукой, не касаясь поверхности языка, содержащего обильную микрофлору. Снимают налет и слизь с миндалин, дужек мягкого неба и задней стенки глотки (обращая внимание на измененные участки слизистой оболочки).

Взятие мокроты для бактериологического исследования

Берут утреннюю порцию мокроты, выделяющуюся во время приступа кашля, собирают в стерильную склянку с хорошо притертой пробкой. (У детей, не умеющих откашлять мокроту, искусственно вызывают кашель, раздражая корень языка тампоном.)



Взятие испражнений для бактериологического исследования




Испражнения собирают в стерильные картонные тарелки, подкладные судна, эмалированные лотки, предварительно обеззараженные раствором хлорной извести и затем многократно промытые горячей водой. Стерильным деревянным шпателем из разных мест кала отбирают 1-2 г испражнений, помещают в пробирки или склянки с хорошо закрывающимися пробками. При наличии патологических включений (слизь, гной) их обязательно вносят в посевной материал.


Взятие крови для бактериологического исследования




Кровь берут с соблюдением всех правил асептики. Стерильные шприц и иглы нельзя проверять на проходимость воздухом. Кровь забирают из локтевой вены в стерильный шприц в количестве 10 – 20 мл у постели больного или в процедурном кабинете. (Лучше если забор осуществляется двумя медицинскими работниками, тогда один – производит взятие крови, а другой – открывает над пламенем спиртовки пробку флакона со средой, подставляет флакон под струю крови, затем повторно обжигает горлышко и пробку флакона и закрывает его.) Место укола дезинфицируют 70% спиртом, затем 5% настойкой йода и снова спиртом. Флакон в тот же день доставляют в лабораторию.

Взятие спинномозговой жидкости (ликвора) для бактериологического исследования

Спинномозговую жидкость получают путем люмбальной пункции или пункции боковых желудочков мозга. Пункция проводится врачом! Ликвор собирают в стерильную пробирку (1-2 мл) с соблюдением всех правил асептики и немедленно доставляют в лабораторию. Следует избегать воздействия низких температур (из-за высокой чувствительности менингококков).


Взятие желчи для бактериологического исследования




Желчь забирают при зондировании в процедурном кабинете отдельно по порциям А, В и С в три стерильные пробирки с соблюдением всех правил асептики. Доставляют в лабораторию не позднее, чем через 1-2 часа от момента взятия.

Взятие мочи для бактериологического исследования

Для исследования берут среднюю порцию свободно выпущенной мочи в количестве 3 – 5 мл, собранную в стерильную посуду после тщательного туалета наружных половых органов (катетеризация мочевого пузыря производится только в исключительных случаях). Моча должна быть доставлена в лабораторию в течение 1 – 2 часов (при комнатной температуре бактерии в моче размножаются очень быстро). Нарушение режима хранения и доставки мочи может повлиять на результат при определении бактериурии.