ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 2071
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема 1.1. Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов
Классификация и таксономия микроорганизмов
Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов
Тема 2.1. Учение об инфекционном процессе
Тема 4.1. Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий
Тема 4.3. Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования
Особенности противовирусного иммунитета
Взятие испражнений для бактериологического исследования
Взятие крови для бактериологического исследования
Бактериологическое исследование проводится в несколько этапов:
-
Посев доставленного материала на среды обогащения. Для некоторых видов материалов осуществляют предварительную подготовку их для посева, а затем инкубацию посевов для всех видов при условиях, соответствующих свойствам искомых бактерий. -
Изучение чашек с посевами. Выделение чистых культур из намеченных колоний, для дальнейшего изучения с использованием для этого комбинированных сред для первичной идентификации. -
Учет результатов посева в комбинированные среды после 18-20 часов инкубации. Изучение морфологических и тинкториальных свойств. Посевы для воспроизведения тестов минимального дифференцирующего ряда. Ориентировочное изучение культур в реакциях агглютинации. -
Определение рода и вида микроорганизмов на основании учета результатов посевов в среды минимального дифференцирующего ряда. При необходимости проводить посевы для определения дополнительных биохимических признаков. -
Учет дополнительных биохимических тестов.
Задание 6. Напишите отчет о посещении микробиологической лаборатории (с какими бактериологическими методами исследования Вы познакомились, опишите схему бактериологической диагностики одного из инфекционных заболеваний).
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
Тема 4.4. Частная бактериология
Бактериальные кишечные инфекции
Дизентерия
Возбудитель – шигеллы (названы в честь Киеси Шига) – мелкие палочки с закругленными концами, неподвижны, факультативные анаэробы.
Сохраняются в воде, почве, на предметах до 15 суток.
Пути передачи – фекально-оральный (пищевой, водный, контактнобытовой). Источник – больной человек. Регистрируют чаще с июня по сентябрь.
Патогенез и клиника – шигеллы, достигая толстой кишки проникают в клетки слизистой оболочки и вызывают их повреждение с выходом крови в просвет кишки. Бактерии, разрушаясь выделяют эндотоксин, вызывающий общую интоксикацию организма, усиление перистальтики и понос.
Инкубационный период – 2-7 дней. Повышение температуры, лихорадка, озноб, боли в животе, понос (до 25 актов дефекации за сутки). Стул из слизи и крови (затем с примесью гноя). У человека естественный иммунитет к дизентерии, поэтому заражение не всегда ведет к болезни. После заболевания иммунитет кратковременный.
Профилактика и лечение – используют дизентерийный бактериофаг (для профилактики в очаге и на начальных этапах лечения). Соблюдение санитарно-гигиенических правил и личной гигиены.
Брюшной тиф. Паратифы. Сальмонеллез
Возбудитель – сальмонеллы (названы в честь Дэвида Сэльмона) – короткие палочки с закругленными концами, подвижны, имеют жгутики. Устойчивы во внешней среде (в пыли, в воде, во льду сохраняются до трех месяцев).
Пути передачи – водный и пищевой (реже контактный). Источник – больные люди и бактерионосители, а также сельскохозяйственные животные. Наибольшая заболеваемость в летнее-осенний период.
Патогенез клиника – попадая в тонкий кишечник сальмонеллы проникают в лимфатический аппарат, где усиленно размножаются, а затем в кровь. С током крови в селезенку, костный мозг, больше всего накапливается в печени. Из печени в желчный пузырь и вместе с желчью опять в тонкий кишечник. Так сальмонеллы могут циркулировать в организме много лет (бактерионосительство). Выводятся с мочой и калом.
Клинически брюшной тиф и паратифы не различимы. Инкубационный период до 14 дней. Это острые кишечные инфекции, сопровождающиеся бактериемией, лихорадкой и общей интоксикацией, диспепсией. Характерно помутнение сознания
, галлюцинации, бред. Осложнения: кишечное кровотечение и прободение, перитонит, инфекционно-токсический шок. Характерна сухость языка с серовато-бурым налетом. У сальмонеллеза инкубационный период до 3 суток. Диагноз подтверждается лабораторно.
Профилактика и лечение – санитарно-гигиенические, ветеринарносанитарные, противоэпидемические мероприятия. Вакцинация в очаге. Иммунитет стойкий. Иммунопрофилактика брюшного тифа – убитые и живая аттенуированная вакцины, для экстренной профилактики и терапии грудных детей – брюшнотифозный бактериофаг.
Холера
Возбудитель – холерный вибрион – изогнутая палочка, в виде запятой с одним жгутиком. Подвержен изменчивости. Устойчив к низким температурам, в воде сохраняются до 5 суток, в почве – до 2 месяцев, в испражнениях – до 5 месяцев. Чувствителен к дезрастворам (особенно к кислотам), гибнет при кипячении.
Пути передачи – фекально-оральный (пища, вода, мухи, грязные руки). Источники – больные люди и носители. Подъем заболеваемости в летне-осенний период.
Патогенез и клиника – микробы через рот проникают в тонкий кишечник (для большинства вибрионов кислая среда желудка является непреодолимым барьером), где щелочная среда благоприятствует их размножению. Вибрионы вырабатывают эндотоксин и экзотоксин (холероген). Под действием холерогена в кишку выделяется изотоническая жидкость (10-30 литров в сутки), которая обратно не всасывается, что приводит к обезвоживанию организма.
Инкубационный период – от часов до 3 суток. Характеризуется общим недомоганием, болями в животе, диареей, рвотой. Испражнения имеют характерный вид «рисового отвара» и «рыбный» запах. В зависимости от потери жидкости различают формы заболевания: легкую, средней тяжести, тяжелую и холерный алгид. В тяжелой форме развивается гиповалемический шок ( снижение АД, сердечная недостаточность, нарушение сознания), а в последней степени дегидратации – снижение температуры до 340, потеря пульса и давления, возможен летальный исход. Иммунитет непродолжительный. Возможна реинфекция.
Профилактика – карантинные мероприятия, выполнение санитарногигиенических требований. Специфическая профилактика (холерная убитая вакцина и комбинированная вакцина). С 1.04.2005г. вышло постановление
«Об усилении мероприятий по эпидемиологическому надзору за холерой».
Ботулизм
Возбудитель – клостридии ботулизма – палочки с закругленными концами, имеют жгутики, строгие анаэробы. Устойчивы, споры выдерживают кипячение до 6 часов, в больших банках остаются живыми после 15 мин. автоклавирования.
Пути передачи – при употреблении консервов. Клостридии ботулизма широко распространены в почве.
Патогенез и клиника – экзотоксин, всасываясь через кишечник, поступает в кровь и поражает ядра продлговатого мозга, сердечнососудистую систему и мышцы.
Инкубационный период - от 2 часов до 10 суток (зависит от количества токсина). Клинические проявления: тошнота, рвота, боли в животе, сухость во рту. Затем развивается головная боль, нарушение глотания, двоение предметов, глухота ( в 50% случаев – летальный исход).
Профилактика – поливалентная лошадиная сыворотка (для экстренной профилактики). Правильная технология обработки продуктов (особенно домашние консервы, копчения, соления, грибы). Клостридии вызывают вздутие банок (бомбаж).
Бактериальные респираторные инфекции
Скарлатина, рожистое воспаление, пневмонии
Возбудитель – стрептококк (более 20 видов) – мелкие шаровидные клетки, расположенные цепочками. Сохраняются долго в пыли и на предметах, но утрачивают патогенность, в гное и мокроте – месяцами. Стоек к низким температурам, гибнут при кипячении. Стрептококки пневмонии (пневмококки) – парно расположенные овальные капсульные кокки.
Пути передачи – контактно- бытовой и воздушно-капельный. Источник – больной человек или носитель. Стрептококки группы А – постоянные обитатели слизистой рта и зева человека.
Патогенез и клиника – стрептококки обладают адгезивными свойствами и имеют антиген, препятствующий фагоцитозу, что облегчает адгезию к эпителию. Вызывают многие болезни: скарлатину, фарингит, рожистое воспаление, эндокардит, послеродовой сепсис, ревматизм.
Скарлатиной болеют дети от года до 5 лет. Характерны точечные высыпания или мелкие пятна красного цвета на шее и верхней части грудной клетки. Иммунитет стойкий.
Рожистое воспаление чаще развивается на месте травмы или инъекции. Инкубационный период от часов до 6 суток. Очень высокая температура, озноб, слабость, головная боль. На коже – отеки, гиперемия. В тяжелых случаях – инфекционно-токсический шок.
Пневмонии начинаются с повышения температуры, сухого кашля и болей в грудной области. Пик заболеваемости в холодное время года, т.к. при охлаждении снижены защитные силы организма. Иммунитет непродолжительный.
Профилактика