Файл: Учебнометодические материалы для студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2071

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

34.02.01. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Тема 1.1. Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов

Классификация и таксономия микроорганизмов

Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов

Тема 2.1. Учение об инфекционном процессе

Тема 4.1. Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий

Строение бактериальной клетки

Тема 4.3. Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования

Дыхание бактерий

Дизентерия

Холера

Гонорея

РАЗДЕЛ 5. МИКОЛОГИЯ

Тема 5.2. Частная микология. Противогрибковые препараты. Методы микробиологической диагностики микозов

Микроспория

Кандидоз

РАЗДЕЛ 6. ПАРАЗИТОЛОГИЯ

Частная протозоология

Лямблиоз

РАЗДЕЛ 6. ПАРАЗИТОЛОГИЯ

Тема 6.2. Медицинская гельминтология. Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология

Аскаридоз

Трихоцефалез

Энтеробиоз

Описторхоз

Тениаринхоз

РАЗДЕЛ 7. ВИРУСОЛОГИЯ

Тема 7.1. Основы медицинской вирусологии. Классификация и структура, культивирование и репродукция вирусов. Методы лабораторной диагностики вирусов

Особенности противовирусного иммунитета

Вирус гепатита С

Вирус полиомиелита

Вирус бешенства

Вирус кори

Птичий грипп

Взятие испражнений для бактериологического исследования

Взятие крови для бактериологического исследования

Взятие желчи для бактериологического исследования

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену




Бактериологическое исследование проводится в несколько этапов:



  1. Посев доставленного материала на среды обогащения. Для некоторых видов материалов осуществляют предварительную подготовку их для посева, а затем инкубацию посевов для всех видов при условиях, соответствующих свойствам искомых бактерий.

  2. Изучение чашек с посевами. Выделение чистых культур из намеченных колоний, для дальнейшего изучения с использованием для этого комбинированных сред для первичной идентификации.

  3. Учет результатов посева в комбинированные среды после 18-20 часов инкубации. Изучение морфологических и тинкториальных свойств. Посевы для воспроизведения тестов минимального дифференцирующего ряда. Ориентировочное изучение культур в реакциях агглютинации.

  4. Определение рода и вида микроорганизмов на основании учета результатов посевов в среды минимального дифференцирующего ряда. При необходимости проводить посевы для определения дополнительных биохимических признаков.

  5. Учет дополнительных биохимических тестов.



Задание 6. Напишите отчет о посещении микробиологической лаборатории (с какими бактериологическими методами исследования Вы познакомились, опишите схему бактериологической диагностики одного из инфекционных заболеваний).

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________


__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________

Тема 4.4. Частная бактериология

Бактериальные кишечные инфекции



Дизентерия




Возбудитель – шигеллы (названы в честь Киеси Шига) – мелкие палочки с закругленными концами, неподвижны, факультативные анаэробы.

Сохраняются в воде, почве, на предметах до 15 суток.

Пути передачи – фекально-оральный (пищевой, водный, контактнобытовой). Источник – больной человек. Регистрируют чаще с июня по сентябрь.

Патогенез и клиника – шигеллы, достигая толстой кишки проникают в клетки слизистой оболочки и вызывают их повреждение с выходом крови в просвет кишки. Бактерии, разрушаясь выделяют эндотоксин, вызывающий общую интоксикацию организма, усиление перистальтики и понос.

Инкубационный период – 2-7 дней. Повышение температуры, лихорадка, озноб, боли в животе, понос (до 25 актов дефекации за сутки). Стул из слизи и крови (затем с примесью гноя). У человека естественный иммунитет к дизентерии, поэтому заражение не всегда ведет к болезни. После заболевания иммунитет кратковременный.

Профилактика и лечение – используют дизентерийный бактериофаг (для профилактики в очаге и на начальных этапах лечения). Соблюдение санитарно-гигиенических правил и личной гигиены.

Брюшной тиф. Паратифы. Сальмонеллез

Возбудитель – сальмонеллы (названы в честь Дэвида Сэльмона) – короткие палочки с закругленными концами, подвижны, имеют жгутики. Устойчивы во внешней среде (в пыли, в воде, во льду сохраняются до трех месяцев).

Пути передачи – водный и пищевой (реже контактный). Источник – больные люди и бактерионосители, а также сельскохозяйственные животные. Наибольшая заболеваемость в летнее-осенний период.

Патогенез клиника – попадая в тонкий кишечник сальмонеллы проникают в лимфатический аппарат, где усиленно размножаются, а затем в кровь. С током крови в селезенку, костный мозг, больше всего накапливается в печени. Из печени в желчный пузырь и вместе с желчью опять в тонкий кишечник. Так сальмонеллы могут циркулировать в организме много лет (бактерионосительство). Выводятся с мочой и калом.

Клинически брюшной тиф и паратифы не различимы. Инкубационный период до 14 дней. Это острые кишечные инфекции, сопровождающиеся бактериемией, лихорадкой и общей интоксикацией, диспепсией. Характерно помутнение сознания
, галлюцинации, бред. Осложнения: кишечное кровотечение и прободение, перитонит, инфекционно-токсический шок. Характерна сухость языка с серовато-бурым налетом. У сальмонеллеза инкубационный период до 3 суток. Диагноз подтверждается лабораторно.

Профилактика и лечение – санитарно-гигиенические, ветеринарносанитарные, противоэпидемические мероприятия. Вакцинация в очаге. Иммунитет стойкий. Иммунопрофилактика брюшного тифа – убитые и живая аттенуированная вакцины, для экстренной профилактики и терапии грудных детей – брюшнотифозный бактериофаг.


Холера




Возбудитель – холерный вибрион – изогнутая палочка, в виде запятой с одним жгутиком. Подвержен изменчивости. Устойчив к низким температурам, в воде сохраняются до 5 суток, в почве – до 2 месяцев, в испражнениях – до 5 месяцев. Чувствителен к дезрастворам (особенно к кислотам), гибнет при кипячении.

Пути передачи – фекально-оральный (пища, вода, мухи, грязные руки). Источники – больные люди и носители. Подъем заболеваемости в летне-осенний период.

Патогенез и клиника – микробы через рот проникают в тонкий кишечник (для большинства вибрионов кислая среда желудка является непреодолимым барьером), где щелочная среда благоприятствует их размножению. Вибрионы вырабатывают эндотоксин и экзотоксин (холероген). Под действием холерогена в кишку выделяется изотоническая жидкость (10-30 литров в сутки), которая обратно не всасывается, что приводит к обезвоживанию организма.

Инкубационный период – от часов до 3 суток. Характеризуется общим недомоганием, болями в животе, диареей, рвотой. Испражнения имеют характерный вид «рисового отвара» и «рыбный» запах. В зависимости от потери жидкости различают формы заболевания: легкую, средней тяжести, тяжелую и холерный алгид. В тяжелой форме развивается гиповалемический шок ( снижение АД, сердечная недостаточность, нарушение сознания), а в последней степени дегидратации – снижение температуры до 340, потеря пульса и давления, возможен летальный исход. Иммунитет непродолжительный. Возможна реинфекция.

Профилактика – карантинные мероприятия, выполнение санитарногигиенических требований. Специфическая профилактика (холерная убитая вакцина и комбинированная вакцина). С 1.04.2005г. вышло постановление

«Об усилении мероприятий по эпидемиологическому надзору за холерой».

Ботулизм

Возбудитель – клостридии ботулизма – палочки с закругленными концами, имеют жгутики, строгие анаэробы. Устойчивы, споры выдерживают кипячение до 6 часов, в больших банках остаются живыми после 15 мин. автоклавирования.


Пути передачи – при употреблении консервов. Клостридии ботулизма широко распространены в почве.

Патогенез и клиника – экзотоксин, всасываясь через кишечник, поступает в кровь и поражает ядра продлговатого мозга, сердечнососудистую систему и мышцы.

Инкубационный период - от 2 часов до 10 суток (зависит от количества токсина). Клинические проявления: тошнота, рвота, боли в животе, сухость во рту. Затем развивается головная боль, нарушение глотания, двоение предметов, глухота ( в 50% случаев – летальный исход).

Профилактика – поливалентная лошадиная сыворотка (для экстренной профилактики). Правильная технология обработки продуктов (особенно домашние консервы, копчения, соления, грибы). Клостридии вызывают вздутие банок (бомбаж).

Бактериальные респираторные инфекции

Скарлатина, рожистое воспаление, пневмонии

Возбудитель – стрептококк (более 20 видов) – мелкие шаровидные клетки, расположенные цепочками. Сохраняются долго в пыли и на предметах, но утрачивают патогенность, в гное и мокроте – месяцами. Стоек к низким температурам, гибнут при кипячении. Стрептококки пневмонии (пневмококки) – парно расположенные овальные капсульные кокки.

Пути передачи – контактно- бытовой и воздушно-капельный. Источник – больной человек или носитель. Стрептококки группы А – постоянные обитатели слизистой рта и зева человека.

Патогенез и клиника – стрептококки обладают адгезивными свойствами и имеют антиген, препятствующий фагоцитозу, что облегчает адгезию к эпителию. Вызывают многие болезни: скарлатину, фарингит, рожистое воспаление, эндокардит, послеродовой сепсис, ревматизм.

Скарлатиной болеют дети от года до 5 лет. Характерны точечные высыпания или мелкие пятна красного цвета на шее и верхней части грудной клетки. Иммунитет стойкий.

Рожистое воспаление чаще развивается на месте травмы или инъекции. Инкубационный период от часов до 6 суток. Очень высокая температура, озноб, слабость, головная боль. На коже – отеки, гиперемия. В тяжелых случаях – инфекционно-токсический шок.

Пневмонии начинаются с повышения температуры, сухого кашля и болей в грудной области. Пик заболеваемости в холодное время года, т.к. при охлаждении снижены защитные силы организма. Иммунитет непродолжительный.

Профилактика