Файл: Учебнометодические материалы для студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2040

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

34.02.01. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Тема 1.1. Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов

Классификация и таксономия микроорганизмов

Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов

Тема 2.1. Учение об инфекционном процессе

Тема 4.1. Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий

Строение бактериальной клетки

Тема 4.3. Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования

Дыхание бактерий

Дизентерия

Холера

Гонорея

РАЗДЕЛ 5. МИКОЛОГИЯ

Тема 5.2. Частная микология. Противогрибковые препараты. Методы микробиологической диагностики микозов

Микроспория

Кандидоз

РАЗДЕЛ 6. ПАРАЗИТОЛОГИЯ

Частная протозоология

Лямблиоз

РАЗДЕЛ 6. ПАРАЗИТОЛОГИЯ

Тема 6.2. Медицинская гельминтология. Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология

Аскаридоз

Трихоцефалез

Энтеробиоз

Описторхоз

Тениаринхоз

РАЗДЕЛ 7. ВИРУСОЛОГИЯ

Тема 7.1. Основы медицинской вирусологии. Классификация и структура, культивирование и репродукция вирусов. Методы лабораторной диагностики вирусов

Особенности противовирусного иммунитета

Вирус гепатита С

Вирус полиомиелита

Вирус бешенства

Вирус кори

Птичий грипп

Взятие испражнений для бактериологического исследования

Взятие крови для бактериологического исследования

Взятие желчи для бактериологического исследования

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену



Тактика медицинского работника:



  1. Положить пузырь со льдом на место введения аллергена.

  2. Приподнять ножной конец кровати.

  3. Расстегнуть стесняющую одежду.

  4. Обеспечить приток свежего воздуха.

  5. Прекратить введение препарата.

  6. Наложить жгут.

  7. Вывести пациента на свежий воздух.

  8. Дать подышать увлажненным кислородом.

  9. Придать устойчивое боковое положение.

  10. Вынуть зубные протезы.

  11. Вызвать врача.

  12. Подготовить необходимые медикаменты.

  13. Избавиться от источника аллергической реакции.

  14. Побрызгать в лицо холодной водой.

  15. Дать понюхать ватку с нашатырным спиртом.



Задача 1.

У молодого мужчины после использования лосьона появились бледнорозовые бляшки на лице. Появление бляшек сопровождалось чувством резкого зуда. После того, как ополоснул лицо холодной водой, зуд несколько уменьшился. Примерно через час опять появился резкий зуд, бляшки на лице и по передней поверхности шеи.

Алгоритм оказания неотложной помощи ___________________________

______________________________________________________________ Задача 2.

При составлении букета, в компановке которого была использована полынь, у женщины, составлявшей букет, внезапно появился резкий зуд в носу, приступы чихания, слезотечение.

Алгоритм оказания неотложной помощи____________________________

______________________________________________________________

Задача 3.

В школе на перемене ученики рассыпали в классе нюхательный табак. Через 15 минут после начала урока учительница заметила, что одна из учениц резко побледнела. Девочку отнесли в медпункт. При осмотре: кожные покровы бледные с мелкоточечной розовой сыпью. Девочка вялая, в контакт практически не вступает. Пульс 100 ударов в 1 минуту. АД 90/75 мм рт.ст. Дыхание частое, слабое.

Алгоритм оказания неотложной помощи____________________________

______________________________________________________________

Задача 4.

Для проведения обследования в стационаре больному вводили рентгеноконтрастное вещество. В момент введения препарата больно пожаловался на чувство жара. Затем потерял сознание, стал быстро нарастать отек лица больного.

Алгоритм оказания неотложной помощи____________________________ ______________________________________________________________

Задача 5.

В походе юношу укусило в предплечье неизвестное насекомое. Через несколько минут на месте укуса появилось гиперемированное пятно, которое быстро увеличивалось в размере. Юноша жалуется на головокружение, слабость, чувство нехватки воздуха и жара во всем теле.


Алгоритм оказания неотложной помощи____________________________ ______________________________________________________________

Задача 6.

Женщина 40 лет находится на стационарном лечении по поводу пневмонии. Во время внутримышечной инъекции антибиотика пенициллинового ряда женщина побледнела, выступил холодный пот, дыхание участилось. Жалуется на слабость и головокружение.

Алгоритм оказания неотложной помощи___________________________

______________________________________________________________

Задание 7. Из предложенного списка медикаментов, подчеркните названия тех препаратов, которые могут понадобиться при оказании помощи людям с симптомами анафилаксии.



  1. адреналин

  2. анальгин

  3. преднизолон

  4. димедрол

  5. дибазол

  6. супрастин

  7. тавегил

  8. диазолин

  9. инсулин

  10. хлорид кальция

  11. папаверин

  12. гидрокортизон

  13. промидол

  14. глюконат кальция

  15. хлорид натрия

  16. церукал

  17. лазикс



Задание 8. Кратко опишите, на чем основан, и в чем заключается принцип каждой из перечисленных ниже реакций иммунитета.

Реакции иммунитета:



  1. Реакция агглютинации - _______________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________ ______________________________________________________________

______________________________________________________________



  1. Реакция гемагглютинации - ____________________________________ ______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________

______________________________________________________________



  1. Реакция преципитации - _______________________________________

____________________________________________________________ ____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________ ____________________________________________________________

____________________________________________________________



  1. Реакция нейтрализации - _______________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________

______________________________________________________________ РАЗДЕЛ 4. БАКТЕРИОЛОГИЯ



Тема 4.1. Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий




БАКТЕРИИ – одноклеточные организмы, лишенные хлорофилла. По внешнему виду делятся на 4 формы:



  1. Кокки – шарообразные, эллипсовидные, бобовидные микроорганизмы. По расположению, характеру деления и биологическим свойствам различают:

  • микрококки – одиночное, парное или беспорядочное расположение; сапрофиты, обитатели воды и воздуха;

  • диплококки – делятся в одной плоскости, соединены по две особи (менингококки, гонококки);

  • стрептококки – делятся в одной плоскости, располагаются цепочками различной длины;

  • тетракокки – делятся в двух взаимноперпендикулярных плоскостях, располагаются по четыре;

  • сарцины –делятся в трех взаимноперпендикулярных плоскостях, выглядят в виде тюков по 8-16 клеток, встречаются в воздухе;

  • стафилококки – делятся в различных плоскостях, располагаются неправильными скоплениями, напоминают грозди.



  1. Палочковидные формы - делятся на:

  • бактерии – не образуют спор, по форме бывают короткими (туляремийная), длинными (сибиреязвенная), с закругленными (кишечная) и заостренными (чума) концами.  бациллы – образуют споры;  клостридии – образуют споры.

По взаимному расположению палочковидные формы делятся на три подгруппы:

  • диплобактерии и диплобациллы (пневмония);

  • стрептобактерии и стрептобациллы (мягкий шанкр и сибирская язва);  бактерии и бациллы, располагающиеся без системы (большинство).



  1. Извитые формы – делятся на:

    1. вибрионы – имеют вид запятой (холерный);

    2. спириллы – один или несколько оборотов спирали (содоку)

    3. спирохеты – штопорообразной формы (трепонема)



  1. Нитевидные формы – хламидобактерии.


Строение бактериальной клетки




Бактериальная клетка состоит из следующих частей:

  • Нуклеоид – ядерное вещество, наследственный аппарат, представленный двойной нитью ДНК, сомкнутой в кольцо и погруженной в цитоплазму.



  • Цитоплазма – дисперсная смесь коллоидов, состоящая из воды, белков, углеводов, липидов, минеральных соединений и др. веществ. Неподвижна, высокой плотности, содержит зерна, состоящие из 60% РНК и 40% протеина (рибонуклеопротеиды или «рибосомы», выполняющие функцию синтеза белка. Содержит включения: гранулы волютина, липопротеидные тельца, гликоген (запасной питательный материал), пигментные скопления, сера, кальций, вакуоли и др.




  • Цитоплазматическая мембрана – прилегает к внутренней поверхности стенки, состоит из трех слоев: липидного, протеинового и полисахаридного. Разделительная перегородка через которую осуществляется активный транспорт веществ и ионов; в ней локализованы рецепторы, дифференцирующие питательные вещества и др. соединения. На поверхности – ферментные системы, синтезирующие белок, ферменты и нуклеиновые кислоты. Образует лизосомы, участвующие в делении клетки.



  • Клеточная стенка – защищает бактерии от вредных факторов внешней среды, принимает участие в росте и делении клетки. Прочность стенки обеспечивает муреин (полисахарид).



  • Капсула – более мощный слизистый слой вокруг клеточной стенки. Образуется под влиянием различных факторов среды. Патогенные капсульные микробы более устойчивы к фагоцитозу, действию защитных факторов организма и внешней среды.



  • Жгутики – органы движения. Состоят из белковых веществ. По расположению жгутиков подвижные микробы делятся на: монотрихи, амфитрихи, лофотрихи, перитрихи. Некоторые виды микробов имеют пили – реснички (короче и тоньше жгутиков), способствующие прикреплению клеток к субстратам.



  • Спора – уплотненный участок цитоплазмы с нуклеоидом внутри клетки, образуется при попадании микроорганизмов (бациллы, клостридии) в неблагоприятные условия. Обладают повышенной устойчивостью к действию факторов внешней среды и могут длительно сохраняться в неблагоприятных условиях.



Тема 4.2. Микроскопические методы изучения бактерий

Одним из методов лабораторной диагностики инфекционных заболеваний является микроскопический метод. Для того чтобы увидеть микроорганизмы, их необходимо окрасить. Существуют простые и сложные способы окрашивания микроорганизмов. При простом способе окрашивания на мазок наносится один краситель, при сложном способе окрашивания – 2 или более красителей (к таким способам окрашивания относится окраска по Граму).

Устройство микроскопа

Микроскоп состоит из оптической и механической частей.

Оптическая часть: окуляр, объектив, конденсор Аббе, осветительный прибор (зеркальце).


Механическая часть: штатив, подставка, предметный столик, тубус, тубусодержатель, макровинт, микровинт.

Увеличение микроскопа равно произведению увеличения объектива на увеличение окуляра.

Приготовление мазка из зубного налета



  1. Небольшое количество зубного налета снять острым концом зубочистки.

  2. Растереть на предметном стекле диаметром 1-2 см.

  3. Мазок зафиксировать путем трехкратного проведения над пламенем горелки.

  4. Мазок окрасить по Граму.

  5. Промыть водой.

  6. Высушить фильтровальной бумагой и на воздухе.

  7. Микроскопировать.



Окраска препарата по Грамму



  1. Небольшое количество генцианвиолета налить на препарат (время окраски – 2 мин.).

  2. Избыток краски слить в лоток, на препарат нанести пипеткой несколько капель раствора Люголя на 1 мин.

  3. На препарат налить несколько капель спирта, обесцвечивание проводить до отхождения фиолетовых капель – струй краски (но не более 30 сек.).

  4. Мазок тщательно промыть водой. 5. Мазок докрасить разведенным фуксином (время окраски – 2 мин.).



Микроскопирование препарата



  1. Установить освещение: конденсор поднять до упора, настройку производить с объективом малого увеличения (8-х), необходимо белое освещенное поле.

  2. Препарат поместить на предметный столик.

  3. Макровинтом опустить объектив на расстояние 0,5 см от препарата.

  4. Глядя в окуляр, получить изображение препарата, вращая макровинт против часовой стрелки (на себя).

  5. Произвести точную фокусировку с помощью микровинта.

  6. Переместить револьвер на большое увеличение (40-х) и провести дефокусировку только микровинтом.

  7. После просмотра препарата перевести револьвер на малое увеличение (8-х) и только после этого снять препарат с предметного столика.

  8. Зарисуйте и опишите изображение препарата.

Задания для закрепления материала Раздел 4. Бактериология.

Задание 1. Заполните таблицу, сопровождая записи рисунками формы бактерий.

Морфология бактерий





Шаровидные формы бактерий





























Палочковидные формы бактерий

















Извитые формы бактерий