Файл: Государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Обзор литературы по теме диссертационной работы

Достоинства и недостатки цифрового электронного образования

Система дистанционного обучения (СДО) Moodle в образовательном процессе

Информационные и обучающие ресурсы в СДО Moodle

Внедрение авторских электронных учебных курсов в образовательный процесс

ЭУК «Бухгалтерский учет на ПК»

ЭУК «Экономика природопользования»

ЭУК «Основы предпринимательства»

3.6. Основные характеристики электронного учебного курса и его практическая реализация (на примере ЭУК «Охрана природных территорий»)

Анализ результатов применения системы MOODLE в образовательном процессе

Структурный анализ общих результатов анкетирования

Общие результаты анкетирования студентов очной формы обучения

Общие результаты анкетирования студентов заочной формы обучения

Статистический анализ результатов анкетирования студентов

Статистический анализ результатов анкетирования студентов очной формы обучения

Статистический анализ результатов анкетирования студентов заочной формы обучения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

, сокращению сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, к глубоким изменениям в структуре занятости, что в свою очередь определяет постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.

Производственным ресурсом сегодня все чаще становятся информация и знания, которые превращаются в главную движущую силу экономики. Все это характеризует новый этап в развитии современного общества — переход к постиндустриальному, информационному обществу (Белл, 1999).

Одновременно со становлением такого общества происходит переход к инновационной экономике или экономике знаний, где основным фактором развития становятся знания и человеческий капиталу значение которых с каждым годом усиливается. Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное

функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития (Волкова, Горбунова, 2008).

Значимым для образования является процесс глобализации. Появление и рост социально-природных (глобальных, цивилизационных) проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации, приводит к необходимости сотрудничества па всех уровнях, от личностного и организационного до национального и международного, что требует формирования у новых поколений современного мышления. Успешное решение глобальных проблем возможно лишь при переносе акцентов на общечеловеческие ценности, при расширении конструктивного и взаимоприемлемого сотрудничества всех стран и народов, несмотря на различия социальных систем, политических, идеологических и других убеждений (Иванова, 2007).

Важным фактором, влияющим на образование, становится демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору.


Российское образование, так же как большинство мировых образовательных систем, должно формировать следующие характерные направления развития: гуманизация, демократизация, интеграция, стандартизация, информатизация, технологизация образования и его непрерывность.

Гуманизация предполагает, что центром образования становится Человек с его индивидуальными возможностями и способностями, что приводит к необходимости создания условий, которые позволили бы учитывать в образовании интересы и особенности личности. Важнейшими образовательными результатами становятся способность к самоанализу, самооценке, рефлексии (Сергеев, 2008).

Демократизация образования предполагает внимание к личности, ее интересам и потребностям формирует общественные требования и способы реализации идеи личностного развития, которые ложатся в основу демократических основ образования. Согласно Конституции РФ (1993) каждый человек имеет право на образование, а образовательная система обязана создавать необходимые условия для реализации личностью этого права. Сегодня это достигается путем децентрализации управления образованием, создания государственно-общественной системы управления, предоставления более широких прав и свобод самим образовательным организациям, что также выступает одной из сторон демократизации образования, обеспечивая повышение открытости образовательных систем, реализацию права потребителя образовательных услуг на свободный выбор учебного заведения и права педагога на свободу творчества (Кириченко, 2017).

Важным аспектом становится доступность образования. По оценкам ведущих специалистов в области образования — научного руководителя института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» И. Д. Фрумина и директора центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ А. Г. Каспржака

российская система образования обеспечивает его доступность на уровне стран с высоким валовым внутренним продуктом (ВВП) на душу населения (Бысик, 2013). Так, доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет в нашей стране менее 2% — это один из самых низких показателей среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а доля населения России со средним профессиональным и высшим образованием превышает средние значения для стран ОЭСР. Однако этот номинально высокий уровень доступности образования таит в себе и «подводные камни». Имея большое число населения, охваченного образованием, российская система образования не всегда может обеспечить равную доступность к качественному преподаванию, высокой технологической и материально-технической оснащенности и финансовой

обеспеченности образовательного процесса, существует также серьезная разница в возможности оплатить получение высшего образования у различных слоев населения.

Процесс интеграции образовательных пространств различных стран во многом обусловленный глобализацией. С 1999 г. запущен Болонский процесс как механизм сближения и гармонизации систем высшего образования в Европе и создания общеевропейского образовательного пространства. Болонскую декларацию в сентябре 2003 г. подписала и Россия, что, безусловно, привело к усилению международного сотрудничества в области образования: возросла академическая мобильность, как учащихся, так и преподавателей; реализуются совместные образовательные программы, в которых наряду с российскими вузами и школами участвуют зарубежные образовательные учреждения; расширяется практика получения «двойных» дипломов (Морозова, 2006).

Наличие глобальных мировых проблем приводит к необходимости совместного поиска путей их преодоления. Создаются всемирные организации, в том числе и в образовательной сфере, такие, в частности, как ЮНЕСКО (Англ. сокр. UNESCO — The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, которая осуществляет всесторонний анализ и разработку целей, форм и средств модернизации образования, синтезирует и анализирует мировой опыт в образовательной сфере, содействуя распространению позитивного опыта и согласованию образовательных политик стран с общими тенденциями развития. Интеграция усилий различных стран для сотрудничества в

области образования — это одна из сторон деятельности ООН и ЮНЕСКО, в которой Россия принимает активное участие.

Стандартизация образования обусловлена расширением процессов глобализации и интеграции. В последние десятилетия со стороны национальных систем образования уделялось значительное внимание этим вопросам, вызвавшее трансформацию понятия

«стандарт» в современном образовательном пространстве. Четко обозначилась
идея, что

«стандарт» не должен становится ограничителем многообразия и конкурентоспособности. В апреле 2004 г. Берлинское коммюнике Европейской ассоциации университетов зафиксировало ряд понятий, призванных обеспечить гарантии качества высшего образования: «стандарты это принципы и ценности, которым необходимо следовать»;

«процедуры это набор действий, используемых внешними органами обеспечения качества и аккредитации»; «установки — рекомендации, содержащие контрольные точки, которые позволяют оценить соответствие стандартам» (Шишкин, 2016).

В России на сегодняшний момент сложилась единая система федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для всех уровней образования, выполнение которых является обязательным для образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию.

Информатизация образования предполагает, что образовательный процесс начали активно внедряться информационно-коммуникационные технологии. Компьютер и сеть Интернет в образовании стали инструментом повышения эффективности педагогической деятельности и научно-исследовательской работы, а также компонентом системы управления образования. М. Кастельс, в частности, так определяет место Интернета в обществе: «Если вам нет дела до Сети, то Сеть все равно будет воздействовать на вас. До тех пор пока вы живете в обществе, в данное время и в данном месте, вам придется иметь дело с сетевым обществом» (Кастельс, 2004).

Электронные технологии меняют подходы к формам образования. Так появляются:

  • виртуальные классы — онлайн-обучающая среда, базирующаяся на Интернете с доступом к ней через портал или специальное программное обеспечение;

  • вебинары (англ, webinar) — онлайн-семинары, веб-конференции, онлайн-встречи, уроки или презентации через Интернет;

  • система управления учебным процессом (LMS) — программный продукт или сайт, используемый для планирования, осуществления и оценки конкретного учебного процесса;

  • «перевернутый» класс — метод обучения, обратный традиционному, когда чтение лекций и изучение предмета происходит онлайн, а домашнее задание выполняется в реальном классе;

  • синхронное и асинхронное обучение — преподаватель и учащийся синхронно входят в виртуальный класс, или преподаватель размещает свои лекции и задания в Интернете, а обучающийся выполняет их в удобное для себя время;

  • МООК (МООС) обучающие курсы с массовым интерактивным участием, применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет. Это образовательная онлайн-модель, способная полностью заменить традиционную форму обучения. Участники курса просматривают видеолекции, читают сопутствующий материал, выполняют практические задания, а их прогресс регистрируется в системе. В конце каждого модуля осуществляется промежуточный контроль, а сам курс оканчивается экзаменом, после которого, как правило, выдается сертификат. В рамках проекта Open Education Europa размещено онлайн-табло (http://openeducationeuropa.eu/en/european_scoreboard_moocs), на котором отображены страны и количество массовых открытых онлайн-курсов (MOOCs), подготовленных учебными заведениями европейских стран, вне зависимости от платформы, на которой такие курсы размещены;

  • технология 1:1, когда каждый студент обеспечен ноутбуком или планшетом и др.


Однако в России уровень обеспеченности современными технологиями и степень их включенности в образовательный процесс остается низким по сравнению с другими странами. Сложности в процессе информатизации российского образования во много обусловлены общим низким уровнем развития информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в стране. В рейтинге ООН 2012 года Россия заняла по Индексу развития ИКТ 40-е место (6.19 пунктов). Наибольшее значение Индекса показала Республика Корея — 8,57 пункта. В 2015 году Россия опустилась на 44 место с индексом 6,91 (https://ru.wikipedia.org/wiki/ Индекс_развития_ИКТ ).

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21