Файл: Земельного права как отрасли, науки и учебной дисциплины. 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 648
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и принципы земельного права.
Система земельного права как отрасли, науки и учебной дисциплины.
История развития земельного права в России.
Субъекты, объекты и содержание земельных правоотношений.
Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений.
Понятие и виды земельных правоотношений.
Схема расположения земельного участка.
Понятие, особенности и классификация источников земельного права. Земельное законодательство.
Законы РФ и РТ как источники земельного права.
Значение судебно-арбитражной практики в регулировании земельных отношений.
Формы и виды права собственности на земельные участки.
Основания и порядок прекращения права собственности на земельные участки.
Право частной собственности на земельные участки.
Разграничение государственной собственности на землю.
Сделки как основания возникновения права собственности на земельные участки.
Правовые формы приватизации земельных участков.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
Право безвозмездного пользования земельным участком.
Понятие и состав земель РФ и РТ. Перевод земель из одной категории в другую.
Плата за землю: земельный налог, арендная плата.
Функции государственного управления использованием и охраной земель.
Понятие и виды землеустройства.
Государственный земельный надзор: основания, органы и порядок осуществления.
Понятие и виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.
Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.
Специальная земельно-правовая ответственность.
Государственный кадастровый учет земельных участков и их регистрация.
Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения, особенности использования.
Оборот долей в общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения.
Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств.
Понятие и состав земель населенных пунктов.
Правовой режим земель промышленности и земель иного специального назначения.
Правовой режим земель лесного фонда.
Правовой режим земель водного фонда.
Правовой режим земель особо охраняемых территорий.
Правовой режим земель государственных заповедников и национальных парков.
Административное обследование объектов земельных отношений: основания и порядок.
Статья 3.1
1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
-
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; -
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; -
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; -
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; -
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
-
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; -
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; -
земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; -
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
От имени РФ права собственника осуществляют соответствующие органы исполнительной власти, а именно правительство РФ, федеральное агентство по управлению гос.имуществом (территориальные управления в субъектах РФ – например, управление гос. Имуществом по РТ и ульяновской области). Также РФ делегировала часть своих полномочий по распоряжению субъектам. Например, в 2007 году в соответствии с лесным кодексом РФ делегировала свои полномочия по распоряжению федеральными лесными участками – было создано Министерство лесного хозяйства РТ.
От имени субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие региональные органы гос. власти. например, в РТ – Кабмин РТ и Министерство земельных и имущественных отношений РТ.
От имени органом МСУ. ОМСУ имеют полномочия по распоряжению неразграниченными государственными земельными участками. Например, исполком г. Казани , КЗИО г. Казани предоставляют в собственность, аренду неразграниченные государственные з/у, находящиеся в пределах территории МО.
Основания возникновения гос. собственности:
-
В гос. собственности могут находиться земельные участки, если это прямо указано в ФЗ (в соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» - земли заповедников и нац. парков находятся в федеральной собственности, т. е. государственной). -
В гос. собственности могут находиться земельные участки право собственности на кот у РФ, субъектов РФ возможно при разграничении гос. собственности на земли.
Источником основания является советский период разития, когда вся земля являлась государственной. В 1990 закон о гос.собственности, ЗК РСФСР 1991, К РФ 1993, которые установили многообразие форм собственности. Возникли 2 напрвления : наделение граждан и ЮЛ з/у (предоставление) и распределение публичных земель между РФ, субъектами , МО.
До 1 июля 2007 года разграничение гос.собственности на землю регулировалось ФЗ «О разграничении гос.собственности на землю» 2001 года , который 01.07.06 г. утратил силу и показал свою неэффективность с связи со сложной процедурой разграничения земель.
Действующая процедура разграничения гос.собственности на землю основана на ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК» и ст. 30.1 ФЗ от «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними».
Ст. 3.1 закрепляла перечень з/у отдельно для РФ, субъектов, МО
Порядок: если на территории соответствующего административно-территориального обращования находится з/у, подпадающий под перечень, то соответствующий орган власти (например, Министерство земельного имущества РТ) обращается в регистрирующий орган (управление рос.реестра по рт) с заявлением о регистрации права собственности на з/у.
-
В государственной собственности могут находится земельные участки, которые приобретены РФ, субъектами РФ по гражданско-правовым основаниям. (выкуп зем.участка для гос.нужд, реквизиция земельного участка, конфискация и др.). -
Судебное решение
Например, если при изъятии з\у для гос и мун нужд, частный собственник з\у откажется от заключения соглашения, то гос орган обращается в суд с иском об изъятии з\у для гос нужд.
Например, гос орган обращается в суд с иском об освобождении самовольно занятого з\у (истребование з\у из чужого незаконного владения – виндикационный иск)
Основания прекращения:
-
Предоставление з\у ФЛ и ЮЛ в безвозмездное пользование и в аренду, что в определнных случаях предоставляет правообладателю право в последующем оформить право собственности. -
Суд решение
Выносится по таким искам как признание права собственности и о понуждении к заключению договора кп
- 1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 49
Разграничение государственной собственности на землю.
Источником основания является советский период разития, когда вся земля являлась государственной. В 1990 закон о гос.собственности, ЗК РСФСР 1991, К РФ 1993, которые установили многообразие форм собственности. Возникли 2 напрвления : наделение граждан и ЮЛ з/у (предоставление) и распределение публичных земель между РФ, субъектами , МО.
До 1 июля 2007 года разграничение гос.собственности на землю регулировалось ФЗ «О разграничении гос.собственности на землю» 2001 года , который 01.07.06 г. утратил силу и показал свою неэффективность с связи со сложной процедурой разграничения земель.
Действующая процедура разграничения гос.собственности на землю основана на ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК» и ст. 30.1 ФЗ от «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними».
Ст. 3.1 закрепляла перечень з/у отдельно для РФ, субъектов, МО
Порядок: если на территории соответствующего административно-территориального обращования находится з/у, подпадающий под перечень, то соответствующий орган власти (например, Министерство земельного имущества РТ) обращается в регистрирующий орган (управление рос.реестра по рт) с заявлением о регистрации права собственности на з/у.
Федеральный закон от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Статья 3.1
1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
-
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; -
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; -
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; -
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; -
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
-
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; -
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; -
земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; -
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
4. К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.