Файл: Античная литература как культурный исторический феномен. Периодизация дргреческой и римской литератур. География античного мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема войны и мира в комедиях Аристофана. Её эволюция от «Всадников» до

19-21. Проблемы культуры у Аристофана («Облака», «Лягушки»).

Греческая историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)

Учение о трагедии и трагическом очищении у Аристотеля

Эллинизм - новый культурно-исторический этап в развитии древнегреческой литературы. Новые философские взгляды на природу человека и общества. Формирование новой системы взглядов.

Общее представление об александрийской поэзии. Характеристика творчества Каллимаха.

Авторская позиция и художественный метод античной биографии в «Сравнительных жизнеописаниях Плутарха»

Источники и особенности древнегреческого романа. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя».

Проблематика и образы в комедиях Плавта «Псевдол», «Клад», «Хвастливый воин».

Ораторское искусство Цицерона. Роль Цицерона в истории мировой культуры

Философская поэма Лукреция «О природе вещей»

Отражение философии жизни человека эпохи Октавиана Августа в поэзии Горация (на примере «Эподов», «Сатир» и «Од»).



Образ Сократа, как человека, который может бросить вызов всему обществу.

Образ Сократа можно отождествить с Иисусом Христом, в связи с их очень схожим отношением к смерти и жизни.

Мыслитель изображается в диалогах, как настоящий философ, который не боится смерти, а наоборот, спокойно выпивает приготовленную для него чашу с ядом.

В своих беседах с учениками, используя риторические вопросы, приходит к доказательству какого-либо понятия.

Впервые в античной философии поставил вопросы об устройстве Вселенной, о жизни и смерти, о бессмертии души, доказав этот тезис своими знаменитыми аргументами (взаимопереход противоположностей, самотождество идеи (эйдоса ( души, знание, как припоминание того, что было, теория души, как эйдоса жизни ).

Платон, философ и поэт, уверенно возводит здание своей мечты о совершенной красоте, в чем бы она ни воплощалась, в науке, обществе, морали, законодательстве. Его миф устремлен в будущее, а не как у других, в прошлое.

Миф Платона живописен, многокрасочен и «вылеплен» («пластичен», по выражению философа в «Тимее»), как художественное произведение. От него нельзя ждать аргументации и логики. Он всегда недосказывает.

Миф постоянно сопровождается у Платона размышлением, логосом, и от этого его поэтичность становится еще более удивительной.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Учение о трагедии и трагическом очищении у Аристотеля



Аристотель занимался философией, логикой, этикой, психологией, риторикой и поэтикой.
Он считал, что существует лишь материальный мир.

Аристотель привёл в систему уже имеющиеся знания, обобщил и высказал свои эстетические взгляды в трактате "Поэтика".
Состоит из двух частей, до нас дошла только первая. В ней Аристотель изложил общие эстетические принципы и теорию трагедии. «Поэтика» ставит вопрос о сущности красоты. А. выходит из эстетического понимания искусства и видит прекрасное в обычном: в форме вещей и их расположении.



Аристотель считал искусство творческим подражанием бытию, природе; искусство помогает людям познать жизнь.

Эпос – рассказывает о событии, как о чем-то отдельном

Лирика – подражающий остается самим собой, не изменяя своего лица

Драма – представляет всех изображаемых лиц как действующих и деятельных

На первый план из всех видов искусства Аристотель выдвигает поэзию. Поэзия выше истории, потому что история говорит об единичном, а поэзия – об общем. История – о случившемся, поэзия – о том, что могло бы случиться.

Из форм поэзии Аристотель выше всего ставит трагедию. В ней есть

  • изображение событий (в эпосе)

  • изображение эмоций (в лирике)

  • наглядное изображение на сцене (ни там, ни там).


Аристотель подчеркивает, что в трагедии должна быть выражена глубокая идея, так как совершается «подражание действию важному и закономерному».


Аристотель о трагедии:

  • Фабула трагедии имеет перипетии (переход от счастья к несчастью) и узнавание (переломный момент, когда тайное становится явным). Должно быть единство действия

  • Характеры в трагедии должны быть благородными, правдоподобными и последовательными. Герои должны быть ни идеальными, ни порочными, они должны быть хорошими людьми. Прекрасный характер – в чем-то виноватый человек, который впадает в несчастье или погибает (образец - Эдип).

  • Хор должен быть органической частью, одним из героев трагедии.

  • Трагедия очищается через страх и сострадание – катарсис. Под катарсисом Аристотель понимал воспитывающее воздействие трагедии на зрителей.

  • Много внимания в «Поэтике» Аристотель уделяет вопросу о словесной форме трагедии (речь – украшенная, ценит метафоры и худ. средства наряду с общеупотр. словами). По мнению Аристотеля, драматические произведения должны создаваться ямбическим ритмом (ближе к разговорному языку), а эпос писать гекзаметром (возвышенный).

  • А. рассматривал драму как средство воспитания масс. А. считал, что ясность – одно из главных достоинств стиля худ. произведения.
    Многие принципы «Поэтики» являются незыблемыми до сих пор и обязательными для всякого произведения


В начале IV главы «Поэтики» он указывает, что две причины, лежащие в природе человека, создали поэзию.

Во-первых, подражание, присущее людям с детства, — люди тем и отличаются от других животных, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому они и получают первые познания.

Во-вторых, продукты подражания всем доставляют удовольствие. Совершенно очевидно, что в первом случае речь идет о подражании в буквальном смысле этого слова. Подражая взрослым, ребенок получает первые сведения о природе и человеческом обществе. Во втором случае речь идет о творческом воспроизведении действительности и связанном с ним наслаждении.

Последний этап в развитии понятия трагического мифа, это – очищение.

Ка́тарсис — процесс высвобождения эмоций, разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения, возникающий в ходе самовыражения (в том числе через искусство) или сопереживания при восприятии произведений искусства.

Катарсис – термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость».

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов».

По некоторому утверждению, связь понятия катарсиса с трагедией у Аристотеля является частью его определения трагедии, вызывающей наибольшее количество споров.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Эллинизм - новый культурно-исторический этап в развитии древнегреческой литературы. Новые философские взгляды на природу человека и общества. Формирование новой системы взглядов.



Классический период греческой литературы кончается вместе с развалом рабовладельческого полиса (четвертый век).
Далее начинается постклассический период, который иначе называется эллинизмом.
Эллинистическая литература отличается полным аполитизмом. Вся личная самодеятельность гражданина могла быть теперь направлена только в сторону внутреннего углубления личности.


Особенности эллинизма:

  1. Человек погружен в бытовую жизнь. Исключено всё свободное социально-политическое творчество.

Для изображения нового быта появилась новоаттическая комедия (Менандр). Другим жанром эллинистической лит-ры был греческий и римский роман. Также попадается жанр мелких бытовых сценок.

  1. Углубленная внутренняя жизнь субъекта вместо простоты и наивности субъекта в период классики. Развивается научная литература (Архимед, Птолемей). В эллинизме представлен эстетизм, психологизм.

Эллинизм богат изображениями личности в целом («Жизнеописания» Плутарха).

  1. Возникли три основные философские школы раннего эллинизма: стоицизм, эпикурейство и скептицизм, старающиеся оградить человеческую личность от всяких жизненных невзгод и волнений, обеспечить ей полное внутреннее спокойствие как при жизни человека, так и после нее и создать такую картину мира, которая давала бы человеку чувство беспечности.

  2. Эллиническая природа сводится к охране человека от треволнений жизни и к непрестанному самовоспитанию.

  3. Эллиническая эпоха характеризуется небывалым универсализмом, небывалым индивидуализмом.


Хронология:

Начало эллинизма относят ко времени Александра Македонского, то есть ко второй половине IV века до нашей эры.
Конец эллинизма относят либо к завоеванию Греции Римом (середина 2 в. До н.э.), либо к началу Римской империи (1 в.), к падению Римской империи (5 в.)
Существует деление на 2 периода:

  • ранний эллинизм (IV-I века до нашей эры) - выделил ведущую роль в литературе – роль индивидуума в условиях аполитизма, отличался просветительским, антимифологическим характером.

  • поздний эллинизм (I-V века нашей эры) - перевод к сакрализации ( к новому религиозно-мифологическому пониманию вместо прежнего просветительского).



Александрия – самый густонаселенный город мира, основана Александром Македонским в Северной Африке. Она состояла из многоэтажных домов. В Александрию уехали все (врачи, поэты, артисты, ремесленники), кроме философов, которые остались в Афинах.
Все тексты, книги, литературные повести оказываются там. Именно там впервые появился пергамент, словари, глоссарии. Здесь стали группироваться поэты, откуда и эллинистическая поэзия обычно именуется александрийской.
Название это - условное, потому что многие поэты эпохи эллинизма не имели никакого отношения к самой Александрии.
  1. Особенности новоаттической комедии, Комедии Менандра «Брюзга» и «Третейский суд».



Менандр жил и творил в конце 4 в. и начале 3 в. до н.э. Уже замолкала политическая комедия. Греческая общественность уже переставала волноваться политическими событиями. Между Аристофаном и Менандром действует несколько комедиографов, которые обычно объединяют под названием средней комедии. Уже считается, что аристофановская комедия слишком груба, слишком близка к деревне, далека от повседневной жизни, слишком прямо разоблачает политические ситуации и полна непристойностей.

Менандр стал принципиально избегать изображения условных характеров. У него мы располагаем только сравнительно небольшим числом типических характеров; и все его искусство заключается только в наделении этих характеров разными жизненными деталями. Обычно в этих комедиях фигурируют: молодой человек, легкомысленный или серьезный, отец, тоже легкомысленный или скупой, девица, кем-нибудь обиженная и добродетельная, женщина легкого поведения или с благородными чувствами, рабы, жулики.
Историческая основа – изображение быта людей средних или низких слоев, которые не интересуются политикой, далеки от мифологии и героизма, преданы узколичным интересам.

Менандр за нормальную семейную жизнь. В презрительных и «маленьких» людях Менандр склонен видеть человеческие чувства.

Женщина у Менандра – полноправный член общества. Рабы – тоже люди. Мораль в его произведениях: у всех людей есть свои «плюсы» и «минусы». Менандр пропагандирует гуманность.

Менандр написал более 1000 текстов, однако до нас не дошел ни один из них.
«Новая аттическая комедия» Менандра – последний литературный жанр, родившийся в Афинах.