Файл: Лекции по информатике учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 505

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Основные свойства информации

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

Алфавитный подход к определению количества информации

Единицы измерения информации

Характеристики основных типов данных

Кодирование числовой информации в компьютере

Кодирование текстовой информации в компьютере

Кодирование графической информации в компьютере

Кодирование аудио информации в компьютере

ОСНОВЫ ЛОГИКИ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА

Логические основы ЭВМ

Вопросы для самопроверки по теме 2

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Принципы работы электронной вычислительной

Виды внутренней памяти

Виды внешней памяти (ВЗУ)

Процессор

Системный блок

Устройства ввода

Устройства вывода

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Файловая структура ОС. Операции с файлами

Инструментальное программное обеспечение ЭВМ

Основные понятия алгоритмических языков. Алфавит.

Прикладное программное обеспечение ЭВМ

Вопросы для самопроверки по теме 4

МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Базы данных и базы знаний

Этапы моделирования

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Примеры блок-схем алгоритмов

Вопросы для самопроверки по теме 6

7. ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Основные принципы структурного программирования (программирование без GO TO)

Этапы решения задач на компьютере

ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ ЭВМ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Протоколы электронной почты

Основные понятия криптографии

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП)

Классификация антивирусных программ

Вопросы для самопроверки по теме 8

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программные средства реализации информационных процессов

Технологии программирования

Петрунина Елена Борисовна

Учебно-методическое пособие

      1. 1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   45

Файловая структура ОС. Операции с файлами


Файл – это именованная совокупность любых данных, разме- щѐнная на внешнем запоминающем устройстве и хранимая, обраба- тываемая и перемещаемая как единое целое.

Совокупность правил и программ, по которым выполняются операции с файлами, называется файловой системой. Основные из них: FAT (File Allocation Table) – используется в операционных сис- темах для 16-и и 32-х разрядных процессоров, NTFS (New Technolo- gy File System) – используется, начиная с ОС Windows NT для 32-х и 64-х разрядных процессоров). В них пользователю предоставляются следующие возможности:

  • создание папок;

  • копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок;

  • навигация по файловой структуре

  • запуск программ и открытие документов;

  • создание ярлыков;

  • стандарты для обозначения пути к файлу: абсолютный и от- носительный адрес файла. Абсолютный адрес начинается указанием диска, на котором расположен файл, и далее последовательно через символ «\» (обратный слеш) перечисляются все папки, которые сле- дует открыть, чтобы найти нужный файл. В относительном адресечерез символ «\» перечисление папок ведется, начиная от той, кото- рая активна в данный момент. Для перехода в папку нижнего уровня следует указать имя этой папки. Переход в папку верхнего уровня вне зависимости от ее реального названия обозначается символом

«..» (две точки).

Файл характеризуется свойствами и атрибутами. Их значения указываются в диалоговом окне «Свойства», которое открывается по команде «Свойства» в меню «Файл» и в контекстном меню. Основ- ные из них:

  • имя файла может содержать до 256 символов и состоит из двух частей, которые разделяются точкой. Первая часть – имя, кото- рое назначает пользователь для того, чтобы в дальнейшем было по-


нятно, что за информация хранится в этом файле. Обычно имя поль- зователя состоит из букв русского и латинского алфавита, цифр, про- белов, дефиса. Остальные символы использовать не рекомендуется, хотя некоторые – допускается. Вторая часть – расширение. Оно ука- зывает на тип файла или программу, которая в дальнейшем должна работать с ним. В нем разрешается использовать не более 4-х симво- лов. Пояснения к стандартным расширениям, с которыми часто встречаются пользователи, приведены в табл.4.1.

  • длинафайла в байтах (длина занимаемого участка на диске);

  • время и дата создания файла (для опознания последних по времени вариантов файла).

Кроме перечисленных выше атрибутов каждому файлу сопос- тавляются атрибуты, определяющие допустимые действия с ним. На- пример:

  • только для чтения (исправления, сделанные во время про- смотра, не будут сохраняться после закрытия файла;

  • скрытый (не будет высвечиваться в каталоге), но открыть его можно, введя имя вручную;

  • архивный (для автоматического обновления изменѐнных вер- сий в архивах);

  • системный.

Таблица 4.1.

Основные стандартные расширения файлов:


Расширение

Формат/назначение программы

Системные программы/программы в машинных кодах

*.com

*.pcx

системные программы в машинных кодах

*.sys

программа драйвера

*.bak

автоматически создаваемая резервная копия файла

*.tmp

временная копия с промежуточной информацией, автоматически

уничтожаемая после закрытия программы

*.hlp

файл встроенной справочной системы

*.exe

прикладная программа в машинных кодах

Графические форматы

*.bmp

формат растровой графики, в котором задан цвет каждого пиксе-

ля


* .jpg

форматы сжатой растровой графики, удобный для хранения от- сканированных фотографий и иллюстраций. Используется в Ин-

тернете

*.gif

*.tif

*.png

Формат для диаграмм, создаваемых программным путѐм, рисун- ков типа аппликации с ограниченным набором цветов, неслож-

ной анимации. Используется в Интернете

*.psd,

*.pdd

формат растровых графических файлов в PhotoShop

*.cdr

формат векторных графических файлов в CorelDRow


*.eps

формат векторных графических файлов для подготовки афиш, объявлений, плакатов, который рекомендуется для создания ил-

люстраций в настольных издательских системах.

Текстовые форматы

*.txt

формат текстовых файлов без форматирования

*.doc, *.docх

формат текстовых файлов программ Word до 2003 и после 2003

года

*.rtf

универсальный формат форматированных текстовых файлов,

понятный всем версиям программы Word

*.pdf

Комбинация текста с растровой графикой. Используется в Ин-

тернете для публикации документов.

Расширения основных программ Microsoft office

*.xls, *.xlsx

форматы файлов программы Excel до 2003 и после 2003 года

*.ppt, *.pptx

формат файлов электронных презентаций программы PowerPoint

до 2003 и после 2003 года

*.mdb,

*.mdbx

формат файлов программы Access до 2003 и после 2003 года

*.htm, *.html

формат файлов для Web-страниц


Для того, чтобы применить нужную команду не к одному фай- лу, а к нескольким, в именах которых есть общие для них фрагменты, вводится понятие групповое имя файла (маска имени). В маске в яв- ном виде указываются символы, которые обязательно должны при- сутствовать в нужных файлах, остальные символы заменяются шаб- лонными:

  • * означает, что на этом месте может оказаться любое количе- ство любых символов, в частности, ничего;

  • ? означает, что на этом обязательно должен быть какой- нибудь символ, но только один;

  • | означает, что требуется обработать одной командой все файлы, указанные в предыдущей маске, кроме файлов, подходящих под маску, указанную после него.

Примеры:

*.* под эту маску подходят все файлы (любое имя и любое расширение);

*.jpg маска указывает на все файлы рисунков с расширением

jpg;

*экзам*.* маска указывает на файлы с любым расширением,

у которых в имени пользователя есть указанный фрагмент текста;

*.*|*.bak‖ – означает, что требуется обработать одной коман- дой все файлы, кроме файлов с расширением . bak, какими бы ни были их имена.
      1. 1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   45

Инструментальное программное обеспечение ЭВМ


ИнструментальноеПОслужит для разработки программ, применяемых в самых разных областях деятельности человека.

В истории программирования можно выделить следующие этапы по способам написания программ:

  • программирование в машинных кодах;

  • использование машинно-ориентированных языков низкого уровня;

  • использование алгоритмических языков высокого уровня.

Для того чтобы ЭВМ могла выполнять программу, она должна быть записана по строгим правилам в виде, доступном процессору, т. е. представлять собой последовательность двоичных чисел и кодов. Такие коды называются машинными кодами, машинными коман-дами. Программа, написанная таким образом, программойнама-

шинном языке или исполняемым модулем.


Первоначально, когда появились ЭВМ, программисты для раз- работки программ использовали машинный язык. Это было очень трудно и неудобно, так как приходилось самому распределять память под команды программы и данные, держать в памяти массу абстракт- ных двоичных кодов, обозначающих адреса данных и команд, кото- рые их обрабатывают.

На втором этапе для облегчения программирования была соз- дана программа, которая автоматически заменяла в программах удобные человеку названия переменных и операций на машинные команды. Эта процедура была обозначена термином трансляция, а программа, выполняющая ее,