Файл: Лекции по информатике учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 511

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Основные свойства информации

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

Алфавитный подход к определению количества информации

Единицы измерения информации

Характеристики основных типов данных

Кодирование числовой информации в компьютере

Кодирование текстовой информации в компьютере

Кодирование графической информации в компьютере

Кодирование аудио информации в компьютере

ОСНОВЫ ЛОГИКИ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА

Логические основы ЭВМ

Вопросы для самопроверки по теме 2

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Принципы работы электронной вычислительной

Виды внутренней памяти

Виды внешней памяти (ВЗУ)

Процессор

Системный блок

Устройства ввода

Устройства вывода

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Файловая структура ОС. Операции с файлами

Инструментальное программное обеспечение ЭВМ

Основные понятия алгоритмических языков. Алфавит.

Прикладное программное обеспечение ЭВМ

Вопросы для самопроверки по теме 4

МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Базы данных и базы знаний

Этапы моделирования

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Примеры блок-схем алгоритмов

Вопросы для самопроверки по теме 6

7. ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Основные принципы структурного программирования (программирование без GO TO)

Этапы решения задач на компьютере

ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ ЭВМ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Протоколы электронной почты

Основные понятия криптографии

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП)

Классификация антивирусных программ

Вопросы для самопроверки по теме 8

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программные средства реализации информационных процессов

Технологии программирования

Петрунина Елена Борисовна

Учебно-методическое пособие

направления развития языков программирования: процедурное и не- процедурное.

В процедурных языках программа явно описывает определен- ную последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить результат.

Среди процедурных языков выделяют в свою очередь струк-турные и операционные языки. В структурных языках одним опера- тором записываются целые алгоритмические структуры: ветвления, циклы и т.д. В операционных языках для этого используются не- сколько операций. Широко распространены следующие структурные языки: Паскаль, Си, Ада, ПЛ/1. Среди операционных известны Фортран, Бейсик, Фокал.

Непроцедурное(декларативное) программирование появи- лось в начале 70-х годов 20 века, но стремительное его развитие на- чалось в 80-е годы, когда был разработан японский проект создания ЭВМ пятого поколения, целью которого явилась подготовка почвы для создания интеллектуальных машин. К непроцедурному програм- мированию относятся функциональные и логическиеязыки.

В функциональных языках программа описывает вычисление некоторой функции. Обычно эта функция задается как композиция других, более простых, те в свою очередь разлагаются на еще более простые и т.д. Один из основных элементов в функциональных язы- ках – рекурсия, то есть вычисление значения функции через значение этой же функции от других элементов. Присваивания и циклов в классических функциональных языках нет.

В логических языках программа вообще не описывает дейст- вий. Она задает данные и соотношения между ними. После этого сис-

теме можно задавать вопросы. Машина перебирает известные и за- данные в программе данные и находит ответ на вопрос. Порядок пе- ребора не описывается в программе, а неявно задается самим языком.
Классическим языком логического программирования считается Пролог. Построение логической программы вообще не требует алго- ритмического мышления, программа описывает статические отноше- ния объектов, а динамика находится в механизме перебора и скрыта от программиста.

Можно выделить еще один класс языков программирования – объектно-ориентированные языки высокого уровня. На таких язы- ках не описывают подробной последовательности действий для ре- шения задачи, хотя они содержат элементы процедурного програм- мирования. Объектно-ориентированные языки, благодаря богатому пользовательскому интерфейсу, предлагают человеку решить задачу в удобной для него форме. Примером такого языка может служить язык программирования визуального общения ObjectPascal.

Языки описания сценариев, такие как Perl, Python, Rexx, Tcl и языки оболочек UNIX, предназначаются не для написания приложе- ния с нуля, а для комбинирования компонентов, набор которых соз- дается заранее при помощи других языков. Развитие и рост популяр- ности Internet также способствовали распространению языков описа- ния сценариев. Так, для написания сценариев широко употребляется язык Perl, а среди разработчиков Web-страниц популярен JavaScript.
      1. 1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   45

Прикладное программное обеспечение ЭВМ


Прикладное ПО – это программы, предназначенные для реше- ния индивидуальных задач пользователя или классов задач в кон- кретной области применения информационных технологий (про-блемнойобласти). Программы этого типа можно разбить на три группы.

Индивидуальное прикладное ПО:


  • игровые и развлекательные пакеты;

Программы, разрабатываемые для отдельного пользователя или организации.

Стандартное прикладное ПО:


  • текстовые редакторы и процессоры;

  • графические редакторы;

  • программы электронных презентаций;

  • электронные таблицы;

  • системы управления базами данных;

  • бухгалтерские и финансовые пакеты;

  • системы автоматизированного проектирования;

  • издательские системы;

  • системы документооборота;

  • программы-переводчики;

–поддержка электронной почты;

  • образовательные, обучающие программы, мультимедийные энциклопедии;

  • мультимедийные программы для воспроизводства, создания и редактирования звуко- и видеозаписей;

  • и т. п.

Интегрированные пакеты программ:


  • MS Office, Open Office, Corel Word Perfect Office, Star Office и т. п. Такие пакеты представляют собой совокупность разных стан- дартных прикладных программ, охватывающих все типы деятельно- сти в той предметной области, для которой он создан, обладающих однотипным интерфейсом и средствами передачи информации между различными компонентами пакета. Пример: интегрированный пакет

«издательская система» должен содержать:

  • текстовый редактор;

  • орфографический корректор;

  • программу слияния текстов;

  • программу формирования оглавлений и составления указате-


лей;


  • автоматический поиск и замену слов и фраз;

  • средства телекоммуникаций;

  • электронную таблицу;

  • СУБД;

  • модули графического оформления;

  • графический редактор;

  • набор разных шрифтов;

  • и т. п.
      1. Общие сведения о графических редакторах


В настоящее время существует несколько технологий создания

рисунка в ЭВМ:

    • растровая;

    • векторная;

    • фрактальная;

    • flash-графика.

Характеристики растровой графики. Изображение передаѐтся последовательной записью цвета всех пикселей рисунка. Растровыми являются все сканированные изображения и цифровая фотография. Основные редакторы: Paint, Adobe Photoshop, FotoEditor. Основныеформаты: bmp, gif, jpg, png, tif, pdf описаны в п. 3.2 табл. 3.1.

Характерныеособенностирастровойграфики:

    • самое точное воспроизведение цвета;

    • в пределах одного замкнутого контура можно создать только один тип заливки, но в дальнейшем его можно корректировать;

    • при увеличении изображения появляется лестничный эф-

фект;

    • при уменьшении изображения может теряться чѐткость и ко-

личество цветов;

    • можно корректировать часть контура, создавать любые ком- позиции из шаблонных и индивидуальных контуров, которые после их закрепления уже нельзя разложить на составляющие;

    • возможна трансформация (растянуть, сжать, отразить, увели- чить, уменьшить, сдвинуть, скрутить и т. д.) только прямоугольного выделенного фрагмента изображения;

    • можно использовать фильтры для изменения тональности изображения и достижения различных спецэффектов (туман, морская рябь, просмотр через мокрое стекло и т. п.);

    • можно вводить в рисунки тексты.


Характеристики векторной графики. Изображение составля- ется, как мозаика, из отдельных графических примитивов (автофи-гур), которые строятся на указанном месте с помощью формул. Такая графика удобна для создания диаграмм, блок-схем, Основные редак-торы: графика MS Word, Adobe Illustrator, Corel Draw. 3DStudioMax, 3D Canvas, Lightwave, Maya Большинство векторных редакторов мо- гут работать и с растровой графикой. Основные форматы: wmf, cdr, ps, eps – описаны в п. 3.2 табл. 3.1.

Характерныеособенностивекторнойграфики:

    • файлы рисунков имеют существенно меньший объем по сравнению с аналогичными файлами растровой графики;

    • допускается масштабирование рисунка без искажений;

    • объединение и разделение ранее объединѐнных фигур на ис- ходные графические примитивы;

    • деформирование, перемещение как отдельных графических примитивов, так и их объединѐнных блоков;

    • команды форматирования действуют на фигуру в целом, а не на отдельные еѐ части;

    • в пределах одного замкнутого контура можно создать только один тип заливки, но в дальнейшем его можно корректиро- вать;

    • нельзя корректировать часть графического примитива;

    • можно использовать эффекты тени для любых и объѐма – для замкнутых контуров;

    • можно вводить в рисунки тексты.

Разновидность векторной графики трѐхмерная графика.

Характеристики фрактальной графики. Удобна для визуали- зации моделей всевозможных трѐхмерных объектов, природных ландшафтов и т. п. Формирование изображений целиком основано на формулах и уравнениях, описывающих эти объекты. Основной ре-дактор: Brass.

Характеристикиflash-графики.Используется для высококаче- ственных анимационных изображений