Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) и понимая степень преемственности образовательного процесса по дисциплине Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 593

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Предмет и функции теории государства и права

2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук

3. Методология теории государства и права

4. Теории происхождения права

5. Теории происхождения государства

6. Власть и социальные нормы первобытного общества

7. Предпосылки и особенности возникновения государства

8. Предпосылки и особенности возникновения права

9. Власть и ее виды. Государственная власть

10. Понятие государства

11. Сущность и социальное назначение государства

12. Понятие тип государства. Историческая типология

13. Формационный подход

14. Цивилизационный подход

15. Понятие форма государства

16. Форма правления: понятие и классификация

17. Монархическая форма правления

18. Республиканская форма правления

19. Форма государственного устройства: понятие и классификация

20. Унитарное государство

21. Федеративное государство

22. Понятие региональное государство

33. Политическая система общества: понятие и структура

34. Государство в политической системе общества

35. Глобализация и государство

36. Социальные нормы: понятие и классификация

37. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы

38. Право в системе социальных норм

39. Понятие права

40. Сущность и социальное назначение права

41. Понятие «тип права». Историческая типология

42. Функции права: понятие и классификация

43. Концепции понимания права: исторические версии

44. Правопонимание и теория государства и права15

45. Основные концепции современного правопонимания

46. Источник (форма) права: понятие и классификация

47. Норма права: понятие, структура и классификация

48. Система права: понятие и основные элементы

49. Система законодательства и систематизация законодательства

50. Нормативно-правовой акт: понятие и виды. Изложение норм права в статьях нормативно-правовых актов

51. Предмет и метод правового регулирования

52. Правовой институт

53. Материальное и процессуальное право

54. Публичное и частное право

55. Национальное и международное право

56. Правотворчество: понятие, принципы и стадии

57. Понятие юридической техники

58. Правоотношение: понятие, содержание, виды

59. Юридические факты: понятие и виды

60. Реализация права: понятие и формы

61. Применение права: понятие, субъекты, виды

62. Акты применения права

63. Пробелы в праве и способы их восполнения

64. Правовые коллизии и способы их разрешения

65. Толкование права: понятие, способы, виды. Акты толкования права

66. Понятие правомерного поведения

67. Правонарушение: понятие, виды, юридический состав

68. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания юридической ответственности

69. Правосознание и правовая культура

70. Законность и правопорядок

71. Правовая система: понятие и виды

72. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура

73. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура

74. Религиозно-правовые системы: понятие и виды

75. Этико-правовые системы: понятие и виды

76. Системы (обычного) традиционного права: история и современность

77. Механизм правового регулирования

78. Действие нормативно-правовых актов

79. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов

80. Права человека

81. Теория правового государства

82. Социальное государство: понятие и функции

83. Модели социального государства: история и современность

85. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации

86. Развитие концепции прав и свобод человека: исторические версии и современные подходы

87. Основные тенденции развития государства

88. Основные тенденции развития права

89. Общество и государство: цензовое государство, кастовое государство, сословное государство, классовое государство

90. Гражданское общество и государство



31.1. Общие положения

Главное назначение исполнительной власти – исполнение законов, их реализация в процессе управления обществом. Исполнительная власть представлена разветвленной системой государственных органов, многочисленных и разнообразных по выполняемым полномочиям.

31.2. Понятие5

Исполнительная власть — это самостоятельная и независимая в рамках принципа разделения властей ветвь государственной власти, которую отличают всеобъемлющий, предметный и организующий характер, структурированность в единую систему органов, обеспечивающих исполнение законов и подзаконных актов в установленных формах, порядке и методами в пределах своих полномочий.

31.3. Признаки

Исполнительной власти присущи следующие черты:

относительная самостоятельность и независимость. Это означает, что никакая другая ветвь власти не имеет право принимать на себя и осуществлять функции исполнительной власти. Она действует самостоятельно в пределах своей компетенции, установленной конституцией и законами;

универсальность, которая выражается в том, что исполнительная власть функционирует постоянно и на всей территории государства;

подзаконность: все акты органов исполнительной власти не могут противоречить законам. Помимо того, возможна проверка в судебном порядке законности действий и актов органов исполнительной власти;

структурированность, которая выражается в том, что исполнительная власть действует от имени государства (кроме случаев делегирования государственных полномочий иным органам и организациям), а главным структурным элементом выступает орган государства и его структурные подразделения;

организующий характер, т. е. организация сложной системы управления в различных сферах жизни общества, обеспечение определенного правопорядка, его охрана, защита прав и свобод личности;

право на применение принуждения для выполнения возложенных на нее задач, но в формах и в пределах, установленных законом;

право принятия общеобязательных для исполнения нормативных, правоприменительных актов. Например, федеральное Правительство вправе принимать постановления и распоряжения, издаваемые по вопросам его компетенции. Эти акты могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и его указам и могут быть признаны неконституционными Конституционным Судом РФ.


31.4. Структура

Органы исполнительной власти основаны на строгом вертикальном подчинении:

вышестоящие органы вправе давать нижестоящим органам обязательные для исполнения указания. Следовательно, исполнительной власти свойственна строгая иерархичность.

В парламентарных республиках и парламентарных монархиях исполнительная власть сосредоточена в правительстве и в полномочиях возглавляющего его премьер-министра (главы правительства), в президентских и смешанных республиках – в руках президента.

Принято выделять три уровня территориальной организации исполнительной власти в федеративном государстве:

общегосударственная исполнительная власть;

исполнительная власть субъекта федерации;

исполнительная власть органов местного самоуправления.

Кроме того, различают органы исполнительной власти общей компетенции (президент, правительство, губернатор) и отраслевой (министерства, ведомства).

31.5. Компетенция6

А.Б. Агапов выделяет эксклюзивные функции органов исполнительной власти, к которым относит контрольные, надзорные, разрешительные, функции нормативно-правового регулирования, функции по управлению публичным имуществом, функции по оказанию публичных услуг, а также учетные функции, под которыми понимаются функции по ведению реестров, регистров и кадастров.

В отличие от эксклюзивных функций к унифицированным относятся правоприменительные функции, под которыми понимается издание органом исполнительной власти индивидуальных правовых актов. При этом особо следует подчеркнуть, что эти акты не носят нормативно-правовой характер. Правоприменительные функции отнесены к ведению как федеральных министерств, так и федеральных служб и агентств.

32. Судебная власть: понятие, структура и система

32.1. Общие положения

Среди других ветвей власти судебная власть занимает особое место, так как на нее возложено осуществление правосудия, имеющего своим конечным результатом защиту прав, свобод и законных интересов личности.

32.2. Понятие7

Существуют два аспекта понятия «судебная власть» – функциональный и институциональный. В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность юрисдикционных полномочий, ограниченных юридической конституцией и общими принципами права, и связанных с ними полномочий государства, реализуемых от имени народа независимыми должностными лицами – судьями – в особо оговоренной законом судебной процедуре и иными должностными лицами, которые обеспечивают юрисдикционную деятельность судей. В институциональном аспекте судебная власть – это обособленная группа связанных между собой государственных учреждений (в основном судов), организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий.



32.3. Признаки

Судебная власть обладает специфической юридической природой, что проявляется в следующих ее признаках:

самостоятельность и независимость, обладание всей полнотой собственной компетенции, достаточной для выполнения возложенных задач; подчинение при осуществлении правосудия только Конституции и действующим законам;

наделение только ей присущими функциями, главными из которых являются правозащитная, судебного контроля, толкования права, правовосстановительная, превентивная и др.;

осуществление правосудия в строго определенной законом процессуальной форме. Это обеспечивает невмешательство извне в процесс отправления правосудия, в том числе со стороны законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и граждан;

осуществление правосудия только судом, выступающим от имени государства;

обладает правом законодательной инициативы. Оно принадлежит Конституционному и Верховному судам Российской Федерации по вопросам их ведения;

занимает особое место в системе сдержек и противовесов другим ветвям государственной власти, поскольку судебная власть контролирует конституционность (Конституционный Суд РФ) и законность принятых актов, принадлежащих законодательной и исполнительной власти, а также обеспечивает единообразное применение закона;

судебная практика служит источником права: судебные органы принимают решения, содержащие правовые положения, восполняют пробелы в действующем законодательстве, их толкования содержат элемент нормативности, а в целом судебная практика оказывает непосредственное регулирующее воздействие на общественные отношения, систему законодательства и учитывается правотворческими органами при его обновлении.

Несмотря на самостоятельность судебной власти в системе разделения властей, она тесно взаимодействует с другими ветвями власти: с законодательной, поскольку при осуществлении правосудия руководствуется законами, а с исполнительной властью – при реализации судебных решений.

32.4. Структура и система

Судебная система Российской Федерации достаточно сложна. Это целая совокупность государственных органов — судов, которые осуществляют на территории Российской Федерации правосудие. Деятельность всей судебной системы в Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».


Судебная система включает в себя: Конституционный суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Проблемы судебной системы сродни проблемам государственного устройства. Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение разных интересов и оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие. [1]

Существует мнение, что судебная власть и правосудие выражают одно и то же понятие. Так, например, утверждается, что судебная власть — это система органов, осуществляющих данную власть, а правосудие, понимаемое как форма разрешения споров о нарушениях норм права, выступает содержанием судебной власти. [2] Данная позиция нуждается в уточнении. Судебная власть как разновидность власти государственной есть, прежде всего, соответствующая деятельность государства, а государственные органы — лишь один, хотя и важнейший, элемент механизма государственной власти8.

С точки зрения ряда ученых-государствоведов представляется возможным выделить три основные классификационные модели строения судебных систем.

Первая модель характеризуется единой системой судов общей юрисдикции. Им подсудны все виды судебных дел. Суды, в рамках этой модели, занимаются административным, уголовным и гражданским судопроизводством. Иногда на них возлагается и судебный конституционный контроль. Имея всеохватывающий характер, судебные системы этой модели допускают наличие специализированных судов, ювенальных, патентных, налоговых и др. Они являются необходимым дополнением судов общей юрисдикции.

Эти судебные системы характеризуются иерархически выстроенными трех-, четырехступенчатыми структурами. Суды первой инстанции, условно именуемые районными, рассматривают основную массу жалоб. Жалобы на решения судов первой инстанции рассматриваются апелляционными судами (вторая инстанция), которые работают в судебных округах, охватывающих ряд районных судов. К компетенции апелляционных судов законом также отнесены определенные категории сложных дел. В ходе апелляционного рассмотрения жалоб происходит повторное рассмотрение дела по существу. Возглавляется вся судебная система высшим судебным органом, как правило, именуемым верховным или кассационным судом. Именно последнее наименование – «кассационный суд» наиболее точно соответствует его главному предназначению – проверке решений всех нижестоящих судов относительно правильности применения ими нормы права. В качестве дополнения ко всему выше сказанному следует указать, что рассмотрению верховных судов по первой судебной инстанции подлежат особо важные дела. Эти суды осуществляют также принятие решений по вопросам судебной практики и представляют всю судебную систему в отношениях с другими органами государственной власти.


Вторая модель представляет собой своеобразную модификацию первой, которая обусловлена федеративным устройством государства. Примером этого может служить судебная система США. В ее рамках параллельно сосуществуют федеральная судебная система и пятьдесят судебных систем штатов. И суды федеральной системы, и суды штатов осуществляют все виды судопроизводства, поэтому фактически все эти системы могут быть отнесены к первой модели. Разграничение между федеральными судами и судами штатов пролегает в сфере юридической компетенции. Все зависит от того, норма какого законодательства (федерального или штата) будет применена в том или ином деле. Это приводит к тому, что компетенции судов штатов пересекаются с компетенцией федеральных судов, что в ряде случаев осложняет взаимоотношения как между федеральной судебной системой и системами штатов, так и между судебными системами самих штатов.

Во главе всей судебной системы США стоит Верховный Суд. Это единственный судебный орган, описанный в Конституции США. Его роль и в правовой системе всего государства, и в поддержании авторитета Конституции США, и в обеспечении системы разделения властей, и в действии механизма сдержек и противовесов огромно.

Возглавляемая Верховным Судом федеральная судебная система состоит из четырнадцати апелляционных судов и около ста окружных (районных) судов первой инстанции. Сказанное позволяет сделать вывод, что вся территория США поделена на судебные округа, границы которых не соответствуют границам между отдельными штатами. В зоне юрисдикции апелляционного суда находятся окружные суды, действующие в нескольких штатах. Подобного рода деления территории государства на судебные округа широко используется в мире. Оно позволяет максимально обеспечить независимость судов от местных властей и не допустить влияния региональных интересов на судебную деятельность.

Ряд федеративных государств в мире использовали американский опыт в построении своих судебных систем.

Третья модель допускает существование, наряду с судами общей юрисдикции, отдельных подсистем специализированных судов. Это означает, что вся судебная система государства подразделяется на несколько подсистем, обладающих собственной компетенцией. В этих условиях система судов общей юрисдикции играет первостепенную роль, но с урезанной в той или иной мере, компетенцией, что и отличает ее от общих судов первой модели.