Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) и понимая степень преемственности образовательного процесса по дисциплине Теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 579
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и функции теории государства и права
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
3. Методология теории государства и права
5. Теории происхождения государства
6. Власть и социальные нормы первобытного общества
7. Предпосылки и особенности возникновения государства
8. Предпосылки и особенности возникновения права
9. Власть и ее виды. Государственная власть
11. Сущность и социальное назначение государства
12. Понятие тип государства. Историческая типология
16. Форма правления: понятие и классификация
17. Монархическая форма правления
18. Республиканская форма правления
19. Форма государственного устройства: понятие и классификация
22. Понятие региональное государство
33. Политическая система общества: понятие и структура
34. Государство в политической системе общества
35. Глобализация и государство
36. Социальные нормы: понятие и классификация
37. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы
38. Право в системе социальных норм
40. Сущность и социальное назначение права
41. Понятие «тип права». Историческая типология
42. Функции права: понятие и классификация
43. Концепции понимания права: исторические версии
44. Правопонимание и теория государства и права15
45. Основные концепции современного правопонимания
46. Источник (форма) права: понятие и классификация
47. Норма права: понятие, структура и классификация
48. Система права: понятие и основные элементы
49. Система законодательства и систематизация законодательства
51. Предмет и метод правового регулирования
53. Материальное и процессуальное право
55. Национальное и международное право
56. Правотворчество: понятие, принципы и стадии
57. Понятие юридической техники
58. Правоотношение: понятие, содержание, виды
59. Юридические факты: понятие и виды
60. Реализация права: понятие и формы
61. Применение права: понятие, субъекты, виды
63. Пробелы в праве и способы их восполнения
64. Правовые коллизии и способы их разрешения
65. Толкование права: понятие, способы, виды. Акты толкования права
66. Понятие правомерного поведения
67. Правонарушение: понятие, виды, юридический состав
68. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания юридической ответственности
69. Правосознание и правовая культура
71. Правовая система: понятие и виды
72. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура
73. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура
74. Религиозно-правовые системы: понятие и виды
75. Этико-правовые системы: понятие и виды
76. Системы (обычного) традиционного права: история и современность
77. Механизм правового регулирования
78. Действие нормативно-правовых актов
79. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов
81. Теория правового государства
82. Социальное государство: понятие и функции
83. Модели социального государства: история и современность
85. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации
86. Развитие концепции прав и свобод человека: исторические версии и современные подходы
87. Основные тенденции развития государства
29.1. Общие положения
Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства.
29.2. Формы реализации функций государства
В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства (проф. В.М. Сырых). Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную), иные виды государственной деятельности.
Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются правовые и организационные формы (проф. М.И. Байтин). Среди правовых обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. Правовые формы связаны с изданием юридических актов; организационные – чаще всего реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов. К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров – специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику и др.
29.3. Методы реализации функций государства
Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.
Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:
метод нормативного правового регулирования, т. е. издание законов, других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность и общественные отношения;
метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний, и метод убеждения;
метод рекомендаций, т. е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;
метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т. д.
методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество.
6) метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т. д. Информационное влияние относится к косвенным методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и государственных деятелей. Посредством информационного влияния можно ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их.
30. Законодательная власть: понятие, структура и компетенция
30.1. Общие положения
Законодательная власть в любом государстве осуществляется представительным органом, избираемым населением страны, который решает все вопросы в коллегиальном порядке. В разных странах законодательный представительный орган имеет разные названия: Федеральное Собрание, Законодательное, Народное или Национальное Собрание, Конгресс, Сейм и т. д. Все эти органы принято обозначать одним термином – парламент. Структура, состав, компетенция парламента регулируются чаще всего конституцией конкретного государства и другими актами конституционного законодательства.
30.2. Понятие3
В самом общем виде представительная (законодательная) власть – это совокупность законодательных, контрольных и иных полномочий, делегированных народом или его частью своим выборным представителям, объединённым в специальном коллегиальном учреждении (парламенте) на строго определённый срок. При этом представительная власть может осуществляться не только на общегосударственном уровне, но и на уровне субъектов федерации (в федеративных государствах соответственно).
30.3. Признаки4
Учитывая различные подходы к проблеме представительной власти все же можно выделить следующие сущностные характеристики (черты), присущие представительному органу власти: выборность и представительство интересов народа; коллегиальность по составу и порядку выработки и принятия решений; особый характер связи народных представителей с избирателями.
Представляется, что качество представительности имеет в своей основе особый порядок формирования органов публичной власти, обеспечивающий сосредоточение в них различных интересов граждан. Последнее может достигаться разными способами, но главным образом – путем проведения всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Именно через такое свойство как выборность органы народного представительства обнаруживают свое определяющее качество – представительность.
Демократическое избрание депутатов позволяет гражданам выразить свою сопричастность с представительными учреждениями, способствует установлению непосредственной связи между народными представителями и избирателями. Выборность предопределяет особое место представительных органов власти среди других учреждений, их тесную связь с обществом. В результате орган народного представительства «чувствует действительные нужды народа, от имени которого он имеет нравственное основание говорить с гораздо большим авторитетом, чем какой бы то ни было другой орган государства».
Другое основное свойство органов народного представительства – это их коллегиальность по составу и порядку выработки и принятия решений. Коллегиальность по составу означает, что представительные учреждения являются собраниями депутатов, значительная численность которых способствует отражению в составе представительных органов власти социальной и демографической структуры общества. Таким образом, в деятельности представительных учреждений с большей или меньшей степенью адекватности реальному соотношению общественно-политических сил в государстве представлены интересы граждан, различных социальных общностей, национальных, политических, половозрастных, профессиональных и других групп граждан. Идеальный парламент должен быть «микромоделью общества», на что в частности направлены возрастные, половые,
профессиональные и многие другие цензы и квоты, применяемые в различных странах при формировании парламентов.
Коллегиальность по порядку выработки и принятия решений в значительной степени способствует выявлению, согласованию и учету разнообразных интересов граждан в деятельности органов народного представительства. Для проявления качества представительности в природе органов публичной власти особое значение имеет не только то, как будет по существу решен тот или иной вопрос их компетенции, но и в каких формах он будет решен. Именно признак коллегиальности отличает представительные учреждения от иных единоличных органов власти, выбранных населением.
Отдельные авторы предлагают рассматривать в качестве органов народного представительства индивидуальные органы публичной власти (например, выборного главу государства) прежде всего в силу их непосредственного избрания народом и выражения выборным представителем воли и интересов граждан [10, c. 18]. Вместе с тем, единоличный глава государства пытается формулировать и выражать интересы общества с помощью класса государственных чиновников, а парламент, опираясь непосредственно на негосударственные объединения – корпус избирателей и партий.
Особый характер связи народных представителей с избирателями в совокупности с другими названными свойствами также составляет качество представительности органов публичной власти.
30.4. Структура
В большинстве стран парламент состоит из двух палат: верхней и нижней. Нижняя палата формируется, как правило, путем прямых выборов, и депутатов избирают на определенный срок: в Российской Федерации – сроком на 5 лет, в США палата представителей избирается сроком на 2 года. Существует принцип несовместимости избрания депутатом законодательного органа и работы на государственной службе. Это обеспечивает независимость депутатской деятельности и профессионализм в законотворчестве.
Верхняя палата формируется различным путем: в Великобритании в Палате лордов места переходят чаще всего по наследству, в других странах верхняя палата создается путем назначения (Италия, Индия, Канада, Таиланд), в ряде стран она избирается (США, Бразилия). В некоторых государствах создается однопалатный парламент (Сенегал, Алжир, Ангола и др.).
К внутренним органам парламента относятся
партийные фракции, объединяющие депутатов, принадлежащих к одной партии, избирательному объединению или блоку партий. Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные комиссии и комитеты, создаваемые из членов палаты.
Законодательная власть может осуществляться и внепарламентским способом, например путем принятия законов монархом (в Катаре, Омане, Саудовской Аравии) или путем референдума.
В федеративных государствах верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.
30.5. Компетенция
Функции, выполняемые парламентом, разнообразны, но главная из них – законодательная, принятие законов по определенной законодательной процедуре. Эта функция является важной и объемной, так как закон в демократически устроенном государстве обладает верховенством и определяет деятельность других ветвей власти – исполнительной и судебной.
Парламент также осуществляет представительные функции, которые вытекают из его природы как выборного органа народа, призванного выражать интересы всего общества.
Парламенту принадлежит учредительная функция, которая позволяет ему непосредственно создавать высшие органы государства. Например, в России Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя федерального Правительства. Совет Федерации назначает судей Конституционного и Верховного судов Российской Федерации. Обе палаты формируют на паритетных (равных) началах Счетную палату РФ.
Парламент обладает исключительными бюджетными правами: только ему принадлежит право принятия закона о государственном бюджете. Парламент ратифицирует важнейшие международные договоры.
Существенную часть парламентской деятельности составляет контрольная функция, которая выражается в контроле за работой правительства и осуществляется в форме запросов, отчетов, объявления вотума недоверия, контроля за делегированным законодательством и др.
В отдельных странах парламенту принадлежат судебные полномочия.
31. Исполнительная власть: понятие, структура и компетенция