Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) и понимая степень преемственности образовательного процесса по дисциплине Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 576

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Предмет и функции теории государства и права

2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук

3. Методология теории государства и права

4. Теории происхождения права

5. Теории происхождения государства

6. Власть и социальные нормы первобытного общества

7. Предпосылки и особенности возникновения государства

8. Предпосылки и особенности возникновения права

9. Власть и ее виды. Государственная власть

10. Понятие государства

11. Сущность и социальное назначение государства

12. Понятие тип государства. Историческая типология

13. Формационный подход

14. Цивилизационный подход

15. Понятие форма государства

16. Форма правления: понятие и классификация

17. Монархическая форма правления

18. Республиканская форма правления

19. Форма государственного устройства: понятие и классификация

20. Унитарное государство

21. Федеративное государство

22. Понятие региональное государство

33. Политическая система общества: понятие и структура

34. Государство в политической системе общества

35. Глобализация и государство

36. Социальные нормы: понятие и классификация

37. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы

38. Право в системе социальных норм

39. Понятие права

40. Сущность и социальное назначение права

41. Понятие «тип права». Историческая типология

42. Функции права: понятие и классификация

43. Концепции понимания права: исторические версии

44. Правопонимание и теория государства и права15

45. Основные концепции современного правопонимания

46. Источник (форма) права: понятие и классификация

47. Норма права: понятие, структура и классификация

48. Система права: понятие и основные элементы

49. Система законодательства и систематизация законодательства

50. Нормативно-правовой акт: понятие и виды. Изложение норм права в статьях нормативно-правовых актов

51. Предмет и метод правового регулирования

52. Правовой институт

53. Материальное и процессуальное право

54. Публичное и частное право

55. Национальное и международное право

56. Правотворчество: понятие, принципы и стадии

57. Понятие юридической техники

58. Правоотношение: понятие, содержание, виды

59. Юридические факты: понятие и виды

60. Реализация права: понятие и формы

61. Применение права: понятие, субъекты, виды

62. Акты применения права

63. Пробелы в праве и способы их восполнения

64. Правовые коллизии и способы их разрешения

65. Толкование права: понятие, способы, виды. Акты толкования права

66. Понятие правомерного поведения

67. Правонарушение: понятие, виды, юридический состав

68. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания юридической ответственности

69. Правосознание и правовая культура

70. Законность и правопорядок

71. Правовая система: понятие и виды

72. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура

73. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура

74. Религиозно-правовые системы: понятие и виды

75. Этико-правовые системы: понятие и виды

76. Системы (обычного) традиционного права: история и современность

77. Механизм правового регулирования

78. Действие нормативно-правовых актов

79. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов

80. Права человека

81. Теория правового государства

82. Социальное государство: понятие и функции

83. Модели социального государства: история и современность

85. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации

86. Развитие концепции прав и свобод человека: исторические версии и современные подходы

87. Основные тенденции развития государства

88. Основные тенденции развития права

89. Общество и государство: цензовое государство, кастовое государство, сословное государство, классовое государство

90. Гражданское общество и государство



власть элиты не ограничена законом;

народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются;

имеются сферы, свободные от политического контроля, – экономика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;

устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами; 6) принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя.

Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров.

27. Тоталитарный режим

27.1. Общие положения


Тоталитарный режим относят к явлениям XX в. Термин «тоталитарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный». Он был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения в Италии. В дальнейшем эта характеристика использовалась западными политиками для обозначения режима в СССР.

Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

27.2. Основные признаки

Для тоталитарного режима характерны следующие черты:

идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;

нетерпимость ко всякому инакомыслию;

монополия на информацию, введение государственной цензуры;

подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения;

слияние государственного и партийного аппарата;

жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);

упразднение местного самоуправления;

отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.

27.3. Классификация

Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). Надо иметь в виду, что в отдельных странах те или иные черты тоталитаризма нередко проявляются в весьма специфических формах.

27.3.1. Фашистский режим

Фашистскому режиму как разновидности тоталитаризма свойственны те же черты, что и тоталитарному, но он имеет и свои особенности, в частности:

а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию или народ в качестве высшей, элитной, а другие, «неполноценные» народы должны обслуживать высшую расу либо подлежат уничтожению;

б) проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства. Отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократического централизма.

Считается, что в настоящее время фашистский режим нигде не существует, однако периодически можно наблюдать всплески или отдельные проявления фашистской идеологии.



27.3.2. Коммунистический режим1

Коммунизм сформировался в 1918 году. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие формы выражает основные черты тоталитарного режима.

Российские политологи, опираясь на западные исследования, определяют следующие особенности советского тоталитаризма: абсолютная единоличная власть; индокринация общества (внушение единой доктрины); изначальная аморальность и полное презрение к человеку; синтез элементов азиатского деспотизма и радикальных идеологических доктрин; исключительная ориентация на будущее; патетические апелляции к массам; опора на внешнюю экспансию; великодержавные амбиции; всемогущая вера в мировой революционный процесс во главе со страной-лидером [5, с. 105].

Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие формы выражает основные черты тоталитарного режима. Социализм предполагает полное устранение частной собственности и индивидуальности человека, абсолютную власть государства. И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики данной системы в полной мере [6, с. 154]. Помимо тоталитарных черт, советскому коммунизму присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР был повышен уровень образования народа, стали доступными достижения культуры и науки, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, тяжелая промышленность и пр. Уровень преступности был резко сокращен, а репрессии в Советском Союзе имели место только во времена правления Сталина [7, с. 59].

27.3.3. Режим исламского фундаментализма2

Приверженцы фундаментализма провозглашают необходимость восстановления принципов «чистого» ислама, его «зачистку» от возникших в ходе истории наслоений, призывают к полному претворению в жизнь норм ислама.

Среди самих мусульман для обозначения фундаментализма используется термин «салафизм» – от арабского ас-салаф ас-салих (праведные предки) или просто ас-салаф (предки).

Родоначальниками и исторически первыми носителями идей исламского фудаментализма, составляющих религиозную идеологию современных экстремистских и террористических групиировок ИГИЛ, ваххабитов и других были хариджиты. Хариджиты – первая из исламских сект, образовавшихся после смерти пророка Муххамеда, она возникла во второй половине 50-х годов VII века, она совершенно недостаточно изучена в отечественном религиоведении.


28. Функции государства: понятие и классификация

28.1. Понятие

Функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

28.2. Признаки

Существенными признаками функций государства являются:

устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества;

непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функционировании государства;

направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе;

особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением специфических методов управления, в том числе властно-принудительных.

28.3. Классификация

К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). Данная классификация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из них осуществляется, как правило, совокупностью государственных органов, принадлежащих к одной из ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной.

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Первые выполняются в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования, вторые – обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают значение.

Функции государства по значимости можно делить на главные и производные (вспомогательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции). Производные – это функции сопутствующего или обслуживающего характера, например функция финансового контроля, которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, социальной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка.


Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности: на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга. Это дало основание некоторым ученым объявить данное деление устаревшим и утверждать, что любому государству присущи общие функции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами. Предлагается классификация функций государства без их деления на внутренние и внешние. При этом выделяются пять таких общих функций: экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и пр.);

политическая, или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства и т. п.; социальная – охрана прав и свобод населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни

населения, обеспечению надлежащих условий труда, его оплаты, быта и др.; идеологическая – поддержание определенной идеологии, в том числе религиозной,

организация образования, поддержание науки, культуры и др.; экологическая – охрана окружающей среды.

Однако большинство ученых различают внутренние и внешние функции, поскольку они имеют различные формы и методы реализации. При этом к внутренним функциям относят политическую, экономическую, социальную, экологическую, налогообложения и финансового контроля, правоохранительную (охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка), а к внешним – обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем современности.

29. Формы и методы реализации функций государства