Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) и понимая степень преемственности образовательного процесса по дисциплине Теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 575
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и функции теории государства и права
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
3. Методология теории государства и права
5. Теории происхождения государства
6. Власть и социальные нормы первобытного общества
7. Предпосылки и особенности возникновения государства
8. Предпосылки и особенности возникновения права
9. Власть и ее виды. Государственная власть
11. Сущность и социальное назначение государства
12. Понятие тип государства. Историческая типология
16. Форма правления: понятие и классификация
17. Монархическая форма правления
18. Республиканская форма правления
19. Форма государственного устройства: понятие и классификация
22. Понятие региональное государство
33. Политическая система общества: понятие и структура
34. Государство в политической системе общества
35. Глобализация и государство
36. Социальные нормы: понятие и классификация
37. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы
38. Право в системе социальных норм
40. Сущность и социальное назначение права
41. Понятие «тип права». Историческая типология
42. Функции права: понятие и классификация
43. Концепции понимания права: исторические версии
44. Правопонимание и теория государства и права15
45. Основные концепции современного правопонимания
46. Источник (форма) права: понятие и классификация
47. Норма права: понятие, структура и классификация
48. Система права: понятие и основные элементы
49. Система законодательства и систематизация законодательства
51. Предмет и метод правового регулирования
53. Материальное и процессуальное право
55. Национальное и международное право
56. Правотворчество: понятие, принципы и стадии
57. Понятие юридической техники
58. Правоотношение: понятие, содержание, виды
59. Юридические факты: понятие и виды
60. Реализация права: понятие и формы
61. Применение права: понятие, субъекты, виды
63. Пробелы в праве и способы их восполнения
64. Правовые коллизии и способы их разрешения
65. Толкование права: понятие, способы, виды. Акты толкования права
66. Понятие правомерного поведения
67. Правонарушение: понятие, виды, юридический состав
68. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания юридической ответственности
69. Правосознание и правовая культура
71. Правовая система: понятие и виды
72. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура
73. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура
74. Религиозно-правовые системы: понятие и виды
75. Этико-правовые системы: понятие и виды
76. Системы (обычного) традиционного права: история и современность
77. Механизм правового регулирования
78. Действие нормативно-правовых актов
79. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов
81. Теория правового государства
82. Социальное государство: понятие и функции
83. Модели социального государства: история и современность
85. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации
86. Развитие концепции прав и свобод человека: исторические версии и современные подходы
87. Основные тенденции развития государства
3) предоставление разным регионам различной степени автономии, т.е. признание за ними юридического неравноправия;
4) осуществление контроля за деятельностью региональных органов власти органами конституционного уровня - конституционным судом, правительством и др.;
5) отсутствие представительства регионов в верхней палате парламента, невозможность участия в пересмотре конституции страны и не наделение полномочиями в сфере судоустройства.
23. Межгосударственные объединения: понятие и виды
23.1. Общие положения
Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции государств. В учебной литературе к межгосударственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств. Весьма редко к таким объединениям относят конфедерацию. Между тем она представляет собой государственно-правовое объединение суверенных государств.
Все указанные ниже объединения свидетельствуют об интеграционных процессах, присущих современному мировому сообществу, и рассматриваются как перспективные, хотя некоторые из них представляют собой временные союзы.
23.2. Виды межгосударственных объединений
23.2.1. Конфедерация
Термин «конфедерация» латинского происхождения и обозначает «сообщество». В учебниках конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют.
Конфедерации присущи следующие особенности:
сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;
она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер;
для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов;
отсутствие единого гражданства и единой территории;
суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств;
рекомендательный характер актов органов конфедерации, для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъектов объединения;
нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по соглашению субъектов;
осуществление обороны конфедерации союзной армией,
которая состоит из воинских формирований субъектов конфедерации;
право сецессии, т. е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов.
Конфедерация – временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.
23.2.2. Содружества
К межгосударственным объединениям относятся содружества. Например, до 1946 г. существовало Британское Содружество наций, в настоящее время действует Содружество Независимых Государств (СНГ).
23.2.3. Сообщества функционально-целевого назначения
К межгосударственным объединениям относят и некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например Совет Европы, членом которого с 1996 г. является Российская Федерация.
23.2.4. Универсальные объединения государств
Существуют универсальные объединения государств типа ООН, объединяющей около 200 государств мира.
24. Политический режим: понятие и классификация
24.1. Понятие
Государственно-правовой режим представляет собой совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
24.2. Классификация
Самая распространенная классификация – деление режимов на демократические и антидемократические (В.Н. Хропанюк). Их подразделяют также на авторитарные и демократические.
Между ними располагаются отдельные разновидности и переходные формы.
24.2.1. Демократический режим
Для демократического режима характерны следующие черты:
народовластие, т. е. признание народа единственным источником государственной власти: это власть народа и для народа;
свобода личности в экономической сфере, т. е. свобода предпринимательства и признание частной собственности
;
реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;
осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;
выборность и сменяемость органов государственной власти;
децентрализация государственной власти;
наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;
учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;
политический плюрализм, т. е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений; 10) наличие легальной оппозиции.
24.2.2. Антидемократические режимы
Среди антидемократических режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный.
24.2.2-1. Тоталитарный режим
Тоталитарный режим относят к явлениям XX в. Термин «тоталитарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный». Он был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения в Италии. В дальнейшем эта характеристика использовалась западными политиками для обозначения режима в СССР.
Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.
Для тоталитарного режима характерны следующие черты:
идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;
нетерпимость ко всякому инакомыслию;
монополия на информацию, введение государственной цензуры;
подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения;
слияние государственного и партийного аппарата;
жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);
упразднение местного самоуправления;
отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.
24.2.2-2. Авторитарный режим
Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том
, что государством руководит узкий круг лиц – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для авторитарного режима характерно:
власть элиты не ограничена законом;
народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;
в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются;
имеются сферы, свободные от политического контроля, – экономика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;
устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами; 6) принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя.
Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров.
25. Демократический режим
25.1. Общие черты
Для демократического режима характерны следующие черты:
народовластие, т. е. признание народа единственным источником государственной власти: это власть народа и для народа;
свобода личности в экономической сфере, т. е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;
реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;
осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;
выборность и сменяемость органов государственной власти;
децентрализация государственной власти;
наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;
учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;
политический плюрализм, т. е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений; 10) наличие легальной оппозиции.
Демократический режим представляет собой тот идеал, к достижению которого стремятся любое общество и государство. – Однако этого идеала до сих пор не удалось достичь ни одному государству.
25.2. Классификация
Среди демократических режимов различают
либерально-демократический и собственно демократический режимы.
25.2.1. Либерально-демократический режим
Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.
Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны следующие признаки:
экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы;
государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей;
в отношениях личности и государства устанавливается баланс (равновесие) их интересов;
высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.
25.2.2. Собственно демократический режим
Собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует. К другим особенностям данной разновидности демократического режима относятся:
а) максимальное использование в политической жизни демократических институтов:
плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;
б) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и
интересов меньшинства, например национальных меньшинств;
в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);
г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.
26. Авторитарный режим
Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг лиц – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для авторитарного режима характерно: