ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.05.2021
Просмотров: 656
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Примерные правила внутреннего распорядка в ДОЛ
Примерные условия работы отрядного вожатого ДОЛ
Периоды развития лагерной смены
Эмоциональная зрелость (самоконтроль)
Способность принимать на себя руководство
Навыки, относящиеся к профессиональной деятельности
Наиболее часто встречающиеся трудности
Оценка профессиональной деятельности (рекомендуемая оценка)
2. Формы и содержания массовых мероприятий в условиях ДОЛ
Этапы развития детского временного коллектива в ДОЛ
Во втором секторе укажи, как складывались твои отношения с товарищами в отряде;
Установите доверительные отношения с родителями. В родительский день расскажите родителям об успехах ребенка, задайте волнующие Вас вопросы. Уважительно и бережно относитесь к каждому ребенку. Стремитесь в разговоре с родителями показать это отношение (независимо от «проделок» воспитанника). Помните, для родителей их ребенок - самый лучший.
Часто "домашние" дети, не привыкшие даже короткое время находиться вдали от дома и желающие поскорей уехать из лагеря, при встрече с родителями рассказывают о лагере "небылицы". Прежде чем делать какие-либо выводы, постарайтесь понять причины, вызывающие такую реакцию, и вместе разберитесь в сложившейся ситуации.
Беседуйте с родителями о возникших проблемах в присутствии ребенка, чтобы избежать наговора.
В случае вызова родителей для решения конфликтных ситуаций, необходимо обсудить возникшую проблему с директором лагеря и наметить совместную программу действий. Помните, что чаще всего, руководитель лагеря имеет больший жизненный и практический опыт, возраст, что поможет более продуктивно решить назревшие проблемы.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
При проведении исследований студенты, прежде всего, изучают и обобщают опыт, накопленный в этой области, работают с периодической, методической, педагогической литературой.
В ходе практики студенты выполняют следующие виды исследовательских работ:
-
изучение личности подростка, его индивидуальных способностей, возможностей и интересов;
-
диагностика развития детского коллектива (отряда) – не менее 2 раз в течение смены; результаты заносятся в педагогический дневник;
-
научно-исследовательская работа по теме курсовых работ (накопление эмпирического материала) или летних творческих заданий; результаты оформляются в виде научного доклада, реферата или отчета о научно-исследовательской работе.
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ
За время прохождения летней педагогической практики студенты готовят и представляют для оценки следующие документы:
обучающая практика (2 курс):
1) индивидуальный план практики студента (план-сетка отрядной работы);
2) план-конспект и анализ отрядного мероприятия;
3) педагогический дневник практики;
4) отчет по результатам практики;
стажерская практика (3 курс):
1) индивидуальный план практики студента (план-сетка отрядной работы);
2) план-конспект и анализ общелагерного мероприятия;
3) педагогический дневник практики;
4) отчет по результатам практики.
Все указанные документы заверяются преподавателями-методистами.
К заключительной конференции представляется отзыв (характеристика) заместителя директора по воспитательной работе ДОЛ.
Практические рекомендации по ведению педагогического дневника
Педагогический дневник – это рабочий документ, в котором Вы планируете свою организаторскую и педагогическую деятельность, деятельность своего отряда, раскрываете сущность проводимых дел, анализируете каждый прожитый день, делаете выводы, обобщения, намечаете перспективы.
Педагогический дневник способствует выработке системы жизнедеятельности отряда на смену, а также осмыслению своего педагогического труда. Педдневник помогает лучше изучить и понять подростков, разбираться в мотивах их поведения, направлять их энергию в нужное русло.
Педагогический дневник является не только рабочей тетрадью и отчетным документом, но и средством общения. Осуществляют контроль и оказывают помощь в его ведении руководители педагогической практики.
Основу педагогического дневника составляют ежедневные записи, которые строятся в соответствии с периодами смены (организационным, основным, заключительным).
Педагогический дневник – это своеобразная копилка Вашего мастерства. Ведение дневника – хорошее и полезное дело. Необходимо только взять привычку каждый вечер бывать хоть немного наедине с тревогами, сомнениями, радостями, что-то обдумать, что-то важное записать, чтобы завтра работать чуть лучше, чем сегодня, увереннее, смелее.
Стр.1. Титульный лист
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «____________»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК ВОЖАТЫХ
______________________________________________________________
______________________________________________________________ фамилия, имя, отчество
отряд ____________ смена ___________ ________________________________год
|
Стр. 2-7. Сведения о детях. Заполняется по следующей форме:
№п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Дата рождения |
Ф.И.О. родителей |
Место работы родителей |
Домашний адрес, телефон |
Сведения о здоровье |
Примечания (хобби, умеет ли плавать и т.п.) |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Этот список заполняется сразу же после заезда детей в алфавитном порядке. Целесообразно также иметь еще один список отряда – девочек и мальчиков отдельно.
Стр.8-9. Полезная информация:
-
режим дня;
-
график работы кружков;
-
выходные дни;
-
работа вожатых в творческих группах.
Стр.10-11. Тематическая программа смены:
-
цели и задачи смены;
-
организационная модель смены;
-
особенности смены;
-
тематические блоки смены (ключевые дела);
-
поручения отряда.
Стр. 12-13. План-сетка смены. В плане-сетке отражаются как общелагерные, так и отрядные дела.
Стр. 14. Информация об отряде (название, список по микрогруппам, совет, лидер отряда).
Стр. 15. Цели и задачи организационного периода.
Стр. 16-21. Пояснительная записка к плану работы в организационный период.
Название и форма дела |
Целевая установка |
Время и место проведения |
Организатор |
Содержание (алгоритм, структура, содержание заданий, форма подведения итогов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стр. 22-25. Ежедневный план работы на оргпериод.
«_____»_____________ 200 |
||
Время
|
План на день |
Деятельность вожатого |
|
|
|
Стр. 26-27. Анализ оргпериода, первичная характеристика отряда (указывается возраст ребят и психологические особенности: уровень грамотности и воспитанности; индивидуальные особенности и творческие навыки, умения; неформальные группировки и лидер; избранные органы самоуправления и их потенциальные возможности)
Стр. 28-63. Ежедневные планы работы.
«_____»_____________ 200 |
|||
Время |
План работы (в том числе и отрядная работа) |
Деятельность вожатого |
Анализ, выводы, размышления |
|
В эту графу заносятся подробный план работы отряда, расписанный по времени. Если планируется работа по группам – то чем занимается каждая группа, если собирается совет отряда – то какие вопросы на повестке дня, если идет подготовка к делам отряда или общелагерным делам – каким образом, как распределяются задания |
Здесь Вы планируете свою деятельность на день, расписываете рабочий день по времени, указываете, что и как будете делать сегодня, какие решать вопросы, что проводить, во что играть, с кем беседовать, где бывать, что читать и даже записывать для памяти более мелкие вопросы и дела, требующие немедленного решения. |
На этой странице следует делать анализ прожитого дня: как удалось решить поставленные задачи и почему, соответствие выбранных методов и форм целевым установкам, определять свой следующий шаг в работе с отрядом и каждым ребенком, а также дать оценку своей деятельности. |
Стр. 64-65. Анализ смены, итоговая характеристика отряда.
Примерный план изучения уровня развития отряда
-
Общие сведения: отряд, количество и состав детей (девочек и мальчиков), возраст, направленность, традиции и т.д.
-
Характеристика отношений подростков к коллективной деятельности.
-
Основные ценностные ориентиры, коллективные интересы, общее дело.
-
Основные мотивы совместной деятельности. Уровни развития интереса подростков к участию в отрядных и общелагерных делах. Причина отсутствия интереса.
-
Структура межличностных отношений в отряде: степень “расслоения” детей по эмоциональной привлекательности:
-
есть ли аутсайдеры или “отверженные” и сколько таких детей, т.е. детей за пределами общения в отряде;
-
какова степень психологической защищенности ребенка в отряде;
-
как представлены дети с другими статусами (“популярные”, “принятые” и др.).
-
Особенности лидерства в отряде:
-
есть ли реальные лидеры;
-
какова направленность лидеров;
-
отношения лидеров и группы, лидеров друг с другом.
-
Уровень развития отряда.
Степень сформированности и выраженности качеств ответственности, коллективизма, сплоченности, организованности и удовлетворенности учащихся характеризуемого класса. Способность отряда к самоуправляемости, его умение в трудных ситуациях самостоятельно выдвигать лидера-организатора, согласовать совместные действия.
Предполагаемый уровень развития отряда (от диффузной группы до коллектива).
-
Выводы и психолого-педагогические рекомендации о способах формирования группы как коллектива.
-
Возможности расширения “веера” видов совместной деятельности (трудовой, игровой, художественно-эстетической и т.д.)
-
Формирование и обучение лидеров.
-
Возможные пути развития детского коллектива.
Отчет о летней педагогической практике
Оформление титульного листа см. Приложение 6.
1. Информация о загородном лагере:
-
традиции лагеря;
-
количество отрядов и детей в них;
-
возможность организации походов;
-
особенности планирования (основные положения программы смены);
-
наличие кружков, библиотеки, видеосалона;
-
наличие расположенных с лагерем особо опасных объектов;
-
другое.
2. Информация об отряде:
• название отряда;
• возраст детей;
• количество детей в отряде;
• напарник;
• другая информация, полезная на взгляд вожатых-практикантов.
3. Цели и задачи, которые ставил перед собой вожатый (на конкретную смену):
-
научить детей ______________________
-
познакомить _______________________
-
помочь ____________________________
-
привить навыки _____________________
-
приобщить _________________________
-
научиться самому ___________________
-
узнать _____________________________
-
другое _____________________________
4. Охарактеризовать особенности организации работы с подростками в данном детском оздоровительном лагере (контингент принимаемых детей, специфика работы с ними, методы и приемы создания временного детского коллектива).
5. Перечислить формы работы, пользующиеся успехом у детей данного возраста, с которыми работал на практике студент.
6. Анализ работы практиканта:
-
знания, умения и навыки, которые наиболее широко применялись в процессе практической деятельности;
-
знания, умения и навыки, приобретенные в ходе практики (общение с детьми, самостоятельность в принятии разумных решений, нахождение правильного выхода из сложных ситуаций, последовательность в своих требованиях, верность собственному слову, ощущение ответственности за жизнь других людей, умение справляться с работой, другие);
-
знания, умения и навыки, которых не хватало студентам-практикантам для организации воспитательной работы;
-
формы работы, вызывающие удовлетворение у студента-практиканта (кружок, КТД, вечерний огонек, шоу, конкурсы, викторины, спартакиады, ролевые игры ...);
-
наиболее часто встречающиеся трудности в работе (при планировании, отборе содержания; диагностике личности, коллектива; организации воспитательной работы; во взаимоотношениях с администрацией, с коллегами - практикантами; в общении с родителями; в решении нестандартных ситуаций; в общении с детьми; в решении конфликтных ситуаций между подростками; в решении особых ситуаций - энурез, воровство, проблема сна, сексуальное поведение, тоске по дому и т.д.).
7. Перечислите вопросы, «забытые» на занятиях по подготовке к летней педагогической практике.
8. Предложения по совершенствованию занятий по летней педагогической практике.
Схема описания воспитательного мероприятия
1. Название дела.
2. Краткое описание.
3. Педагогические возможности (приобретение опыта коллективной деятельности - творческой, интеллектуальной; сплочение коллектива, создание ситуации сопереживания за успех товарища; выявление творческих и организаторских способностей; расширение кругозора и познавательных интересов; раскрытие личности подростка; развитие художественной самодеятельности подростка; развитие коммуникативных способностей; развитие физических возможностей подростков: сноровки, ловкости, выносливости; развитие логического ассоциативного мышления; формирование нравственных ценностей; создание ситуации, в которой подростки могут показать свои знания, умения, навыки и т.п.).
4. Содержательная характеристика.
Интеллектуальное, спортивное, художественное, патриотическое, трудовое, нравственное, коммуникативное, досуговые.
5. Форма проведения (сценическое состязание; сценическое дело с подготовкой; ритуал; состязание на местности; передвижение по маршруту; свободный выбор маршрута; ток-шоу).
6. Возраст участников.
7. Продолжительность игрового действия.
8. Поэтапное описание.
-
Подготовительный этап (в т.ч. способ разбивки на группы, содержание задания).
-
Игровое действие (правила игры, порядок действий, сюжет действия).
-
Подведение итогов (варианты награждения).
9. Советы по проведению воспитательного мероприятия.
Схема анализа воспитательного мероприятия
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
|
На что следует обратить внимание |
1. Место данного мероприятия в системе воспитательной работы отряда (лагеря).
2. Цели и задачи проведения.
3.Время и место проведения.
4.Оптимальные формы проведения.
5.Подготовка к проведению мероприятия.
6.Ход мероприятия.
7. Анализ результатов.
|
Каждое мероприятие должно быть определенным звеном в логике воспитательного взаимодействия педагога и воспитанников, должно способствовать дальнейшему сплочению детского коллектива, развитию каждого ребенка. При этом подготовка и проведение дела должны происходить вместе с детьми. Цели должны быть сформулированы исходя из уровня воспитанности детей, их потребностей и интересов. Общие задачи могут быть познавательного, развивающего, развлекательного характера. Педагог ставит задачи и по отношению к отдельным детям: для кого-то создать ситуацию успеха, показать его таланты и способности и т.д. Постановка целей и задач конкретного воспитательного дела является реализацией его потенциальных воспитательных возможностей.
Время и место проведения должно быть удобно для всех, а также отвечать содержанию воспитательного дела.
Форма проведения должна соответствовать целям и содержанию мероприятия. Это может быть беседа, коллективное творческое дело, вечер, встреча с каким-либо интересным человеком, экскурсия и т.д.
Подготовка – важный этап воспитательного дела. Необходимо стремиться, чтобы как можно больше ребят приняли в нем участие. Лучше всего организовать его по творческим группам. В отряде должна быть создана атмосфера радостного ожидания праздника. Практиканту важно проанализировать трудности, возникшие в ходе подготовки мероприятия, и их причины.
Анализируя ход проведения дела, следует отметить, что вызвало наибольший интерес у детей, что получилось хорошо, что не получилось и почему.
Важно проанализировать проведенное мероприятие вместе с детьми. Отметьте, достигли ли Вы тех целей, которые ставили вначале. Какие еще результаты вы получили? |