Файл: программа летн.практики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 656

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Примерные правила внутреннего распорядка в ДОЛ

Примерные условия работы отрядного вожатого ДОЛ

Периоды развития лагерной смены

Мотивация деятельности

Трудолюбие

Социальные отношения

Социальная приспособляемость

Ответственность

Эмоциональная зрелость (самоконтроль)

Понимание детей

Понимание взрослых

Способность принимать на себя руководство

Навыки, относящиеся к профессиональной деятельности

Наиболее часто встречающиеся трудности

Способность наблюдать

Оценка профессиональной деятельности (рекомендуемая оценка)

Приложение 1

Что взять с собой в лагерь:

2. Формы и содержания массовых мероприятий в условиях ДОЛ

ДЕТЕКТИВ-ЛЭНД

ВЕЧЕР ТЕАТРА

ЯРМАРКА ТВОРЧЕСТВА

Этапы развития детского временного коллектива в ДОЛ

Во втором секторе укажи, как складывались твои отношения с товарищами в отряде;

Федеральное агентство по образованию

Установите доверительные отношения с родителями. В родительский день расскажите родителям об успехах ребенка, задайте волнующие Вас вопросы. Уважительно и бережно относитесь к каждому ребенку. Стремитесь в разговоре с родителями показать это отношение (независимо от «проделок» воспитанника). Помните, для родителей их ребенок - самый лучший.

Часто "домашние" дети, не привыкшие даже короткое время находиться вдали от дома и желающие поскорей уехать из лагеря, при встрече с родителями рассказывают о лагере "небылицы". Прежде чем делать какие-либо выводы, постарайтесь понять причины, вызывающие такую реакцию, и вместе разберитесь в сложившейся ситуации.

Беседуйте с родителями о возникших проблемах в присутствии ребенка, чтобы избежать наговора.

В случае вызова родителей для решения конфликтных ситуаций, необходимо обсудить возникшую проблему с директором лагеря и наметить совместную программу действий. Помните, что чаще всего, руководитель лагеря имеет больший жизненный и практический опыт, возраст, что поможет более продуктивно решить назревшие проблемы.


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

При проведении исследований студенты, прежде всего, изучают и обобщают опыт, накопленный в этой области, работают с периодической, методической, педагогической литературой.

В ходе практики студенты выполняют следующие виды исследовательских работ:

  • изучение личности подростка, его индивидуальных способностей, возможностей и интересов;

  • диагностика развития детского коллектива (отряда) – не менее 2 раз в течение смены; результаты заносятся в педагогический дневник;

  • научно-исследовательская работа по теме курсовых работ (накопление эмпирического материала) или летних творческих заданий; результаты оформляются в виде научного доклада, реферата или отчета о научно-исследовательской работе.


ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

За время прохождения летней педагогической практики студенты готовят и представляют для оценки следующие документы:

обучающая практика (2 курс):

1) индивидуальный план практики студента (план-сетка отрядной работы);

2) план-конспект и анализ отрядного мероприятия;

3) педагогический дневник практики;

4) отчет по результатам практики;

стажерская практика (3 курс):

1) индивидуальный план практики студента (план-сетка отрядной работы);

2) план-конспект и анализ общелагерного мероприятия;

3) педагогический дневник практики;

4) отчет по результатам практики.

Все указанные документы заверяются преподавателями-методистами.

К заключительной конференции представляется отзыв (характеристика) заместителя директора по воспитательной работе ДОЛ.




Практические рекомендации по ведению педагогического дневника

Педагогический дневник – это рабочий документ, в котором Вы планируете свою организаторскую и педагогическую деятельность, деятельность своего отряда, раскрываете сущность проводимых дел, анализируете каждый прожитый день, делаете выводы, обобщения, намечаете перспективы.


Педагогический дневник способствует выработке системы жизнедеятельности отряда на смену, а также осмыслению своего педагогического труда. Педдневник помогает лучше изучить и понять подростков, разбираться в мотивах их поведения, направлять их энергию в нужное русло.

Педагогический дневник является не только рабочей тетрадью и отчетным документом, но и средством общения. Осуществляют контроль и оказывают помощь в его ведении руководители педагогической практики.

Основу педагогического дневника составляют ежедневные записи, которые строятся в соответствии с периодами смены (организационным, основным, заключительным).

Педагогический дневник – это своеобразная копилка Вашего мастерства. Ведение дневника – хорошее и полезное дело. Необходимо только взять привычку каждый вечер бывать хоть немного наедине с тревогами, сомнениями, радостями, что-то обдумать, что-то важное записать, чтобы завтра работать чуть лучше, чем сегодня, увереннее, смелее.


Стр.1. Титульный лист

ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ

«____________»




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК ВОЖАТЫХ




______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество


______________________________________________________________

фамилия, имя, отчество



отряд ____________ смена ___________

________________________________год





Стр. 2-7. Сведения о детях. Заполняется по следующей форме:

п/п

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Ф.И.О. родителей

Место работы родителей

Домашний адрес, телефон

Сведения о здоровье

Примечания (хобби, умеет ли плавать и т.п.)

1








2









Этот список заполняется сразу же после заезда детей в алфавитном порядке. Целесообразно также иметь еще один список отряда – девочек и мальчиков отдельно.

Стр.8-9. Полезная информация:

  • режим дня;

  • график работы кружков;

  • выходные дни;

  • работа вожатых в творческих группах.

Стр.10-11. Тематическая программа смены:

  • цели и задачи смены;

  • организационная модель смены;

  • особенности смены;

  • тематические блоки смены (ключевые дела);

  • поручения отряда.

Стр. 12-13. План-сетка смены. В плане-сетке отражаются как общелагерные, так и отрядные дела.

Стр. 14. Информация об отряде (название, список по микрогруппам, совет, лидер отряда).

Стр. 15. Цели и задачи организационного периода.

Стр. 16-21. Пояснительная записка к плану работы в организационный период.


Название и форма дела

Целевая установка

Время и место проведения

Организатор

Содержание (алгоритм, структура, содержание заданий, форма подведения итогов)














Стр. 22-25. Ежедневный план работы на оргпериод.


«_____»_____________ 200

Время


План на день

Деятельность вожатого






Стр. 26-27. Анализ оргпериода, первичная характеристика отряда (указывается возраст ребят и психологические особенности: уровень грамотности и воспитанности; индивидуальные особенности и творческие навыки, умения; неформальные группировки и лидер; избранные органы самоуправления и их потенциальные возможности)

Стр. 28-63. Ежедневные планы работы.


«_____»_____________ 200

Время

План работы (в том числе и отрядная работа)

Деятельность вожатого

Анализ, выводы, размышления


В эту графу заносятся подробный план работы отряда, расписанный по времени. Если планируется работа по группам – то чем занимается каждая группа, если собирается совет отряда – то какие вопросы на повестке дня, если идет подготовка к делам отряда или общелагерным делам – каким образом, как распределяются задания

Здесь Вы планируете свою деятельность на день, расписываете рабочий день по времени, указываете, что и как будете делать сегодня, какие решать вопросы, что проводить, во что играть, с кем беседовать, где бывать, что читать и даже записывать для памяти более мелкие вопросы и дела, требующие немедленного решения.

На этой странице следует делать анализ прожитого дня: как удалось решить поставленные задачи и почему, соответствие выбранных методов и форм целевым установкам, определять свой следующий шаг в работе с отрядом и каждым ребенком, а также дать оценку своей деятельности.


Стр. 64-65. Анализ смены, итоговая характеристика отряда.


Примерный план изучения уровня развития отряда

  1. Общие сведения: отряд, количество и состав детей (девочек и мальчиков), возраст, направленность, традиции и т.д.

  2. Характеристика отношений подростков к коллективной деятельности.

  • Основные ценностные ориентиры, коллективные интересы, общее дело.

  • Основные мотивы совместной деятельности. Уровни развития интереса подростков к участию в отрядных и общелагерных делах. Причина отсутствия интереса.

  1. Структура межличностных отношений в отряде: степень “расслоения” детей по эмоциональной привлекательности:

  • есть ли аутсайдеры или “отверженные” и сколько таких детей, т.е. детей за пределами общения в отряде;

  • какова степень психологической защищенности ребенка в отряде;

  • как представлены дети с другими статусами (“популярные”, “принятые” и др.).

  1. Особенности лидерства в отряде:

  • есть ли реальные лидеры;

  • какова направленность лидеров;

  • отношения лидеров и группы, лидеров друг с другом.

  1. Уровень развития отряда.

Степень сформированности и выраженности качеств ответственности, коллективизма, сплоченности, организованности и удовлетворенности учащихся характеризуемого класса. Способность отряда к самоуправляемости, его умение в трудных ситуациях самостоятельно выдвигать лидера-организатора, согласовать совместные действия.


Предполагаемый уровень развития отряда (от диффузной группы до коллектива).

  1. Выводы и психолого-педагогические рекомендации о способах формирования группы как коллектива.

  • Возможности расширения “веера” видов совместной деятельности (трудовой, игровой, художественно-эстетической и т.д.)

  • Формирование и обучение лидеров.

  • Возможные пути развития детского коллектива.


Отчет о летней педагогической практике

Оформление титульного листа см. Приложение 6.

1. Информация о загородном лагере:

  • традиции лагеря;

  • количество отрядов и детей в них;

  • возможность организации походов;

  • особенности планирования (основные положения программы смены);

  • наличие кружков, библиотеки, видеосалона;

  • наличие расположенных с лагерем особо опасных объектов;

  • другое.

2. Информация об отряде:

название отряда;

возраст детей;

количество детей в отряде;

напарник;

другая информация, полезная на взгляд вожатых-практикантов.

3. Цели и задачи, которые ставил перед собой вожатый (на конкретную смену):

  • научить детей ______________________

  • познакомить _______________________

  • помочь ____________________________

  • привить навыки _____________________

  • приобщить _________________________

  • научиться самому ___________________

  • узнать _____________________________

  • другое _____________________________

4. Охарактеризовать особенности организации работы с подростками в данном детском оздоровительном лагере (контингент принимаемых детей, специфика работы с ними, методы и приемы создания временного детского коллектива).

5. Перечислить формы работы, пользующиеся успехом у детей данного возраста, с которыми работал на практике студент.

6. Анализ работы практиканта:

  • знания, умения и навыки, которые наиболее широко применялись в процессе практической деятельности;

  • знания, умения и навыки, приобретенные в ходе практики (общение с детьми, самостоятельность в принятии разумных решений, нахождение правильного выхода из сложных ситуаций, последовательность в своих требованиях, верность собственному слову, ощущение ответственности за жизнь других людей, умение справляться с работой, другие);

  • знания, умения и навыки, которых не хватало студентам-практикантам для организации воспитательной работы;

  • формы работы, вызывающие удовлетворение у студента-практиканта (кружок, КТД, вечерний огонек, шоу, конкурсы, викторины, спартакиады, ролевые игры ...);

  • наиболее часто встречающиеся трудности в работе (при планировании, отборе содержания; диагностике личности, коллектива; организации воспитательной работы; во взаимоотношениях с администрацией, с коллегами - практикантами; в общении с родителями; в решении нестандартных ситуаций; в общении с детьми; в решении конфликтных ситуаций между подростками; в решении особых ситуаций - энурез, воровство, проблема сна, сексуальное поведение, тоске по дому и т.д.).


7. Перечислите вопросы, «забытые» на занятиях по подготовке к летней педагогической практике.

8. Предложения по совершенствованию занятий по летней педагогической практике.


Схема описания воспитательного мероприятия

1. Название дела.

2. Краткое описание.

3. Педагогические возможности (приобретение опыта коллективной деятельности - творческой, интеллектуальной; сплочение коллектива, создание ситуации сопереживания за успех товарища; выявление творческих и организаторских способностей; расширение кругозора и познавательных интересов; раскрытие личности подростка; развитие художественной самодеятельности подростка; развитие коммуникативных способностей; развитие физических возможностей подростков: сноровки, ловкости, выносливости; развитие логического ассоциативного мышления; формирование нравственных ценностей; создание ситуации, в которой подростки могут показать свои знания, умения, навыки и т.п.).

4. Содержательная характеристика.

Интеллектуальное, спортивное, художественное, патриотическое, трудовое, нравственное, коммуникативное, досуговые.

5. Форма проведения (сценическое состязание; сценическое дело с подготовкой; ритуал; состязание на местности; передвижение по маршруту; свободный выбор маршрута; ток-шоу).

6. Возраст участников.

7. Продолжительность игрового действия.

8. Поэтапное описание.

  1. Подготовительный этап (в т.ч. способ разбивки на группы, содержание задания).

  2. Игровое действие (правила игры, порядок действий, сюжет действия).

  3. Подведение итогов (варианты награждения).

9. Советы по проведению воспитательного мероприятия.


Схема анализа воспитательного мероприятия

ВОПРОСЫ ДЛЯ

АНАЛИЗА


На что следует обратить внимание

1. Место данного мероприятия в системе воспитательной работы отряда (лагеря).




2. Цели и задачи проведения.










3.Время и место проведения.



4.Оптимальные формы проведения.





5.Подготовка к проведению мероприятия.








6.Ход мероприятия.





7. Анализ результатов.



Каждое мероприятие должно быть определенным звеном в логике воспитательного взаимодействия педагога и воспитанников, должно способствовать дальнейшему сплочению детского коллектива, развитию каждого ребенка. При этом подготовка и проведение дела должны происходить вместе с детьми.

Цели должны быть сформулированы исходя из уровня воспитанности детей, их потребностей и интересов. Общие задачи могут быть познавательного, развивающего, развлекательного характера. Педагог ставит задачи и по отношению к отдельным детям: для кого-то создать ситуацию успеха, показать его таланты и способности и т.д. Постановка целей и задач конкретного воспитательного дела является реализацией его потенциальных воспитательных возможностей.


Время и место проведения должно быть удобно для всех, а также отвечать содержанию воспитательного дела.


Форма проведения должна соответствовать целям и содержанию мероприятия. Это может быть беседа, коллективное творческое дело, вечер, встреча с каким-либо интересным человеком, экскурсия и т.д.


Подготовка – важный этап воспитательного дела. Необходимо стремиться, чтобы как можно больше ребят приняли в нем участие. Лучше всего организовать его по творческим группам. В отряде должна быть создана атмосфера радостного ожидания праздника. Практиканту важно проанализировать трудности, возникшие в ходе подготовки мероприятия, и их причины.


Анализируя ход проведения дела, следует отметить, что вызвало наибольший интерес у детей, что получилось хорошо, что не получилось и почему.


Важно проанализировать проведенное мероприятие вместе с детьми. Отметьте, достигли ли Вы тех целей, которые ставили вначале. Какие еще результаты вы получили?