Файл: 2011_Кокшина_ОснДизГостИнт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 2514

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из многочисленных вариантов цветовой композиции интерьера вестибюльной группы наиболее рекомендуемой является композиция, построенная на сочетании светлых и нейтральных тонов общего фона с насыщенными и яркими цветовыми акцентами.

Цветовая гамма и её воздействие. Для рационального цветового решения интерьера гостиниц необходимо для каждого помещения выбирать цветовую гамму с учетом её психологического воздействия на человека:

1) При решении пространственной композиции интерьера большое значение имеют явления выступания и отступания цветов.

Выступание или отступание цвета зависит от его тона. Теплые цвета (особенно красный) выступают вперед, а холодные (особенно синий) отступают назад. Это явление весьма сильно зависит и от светлоты цвета. Светлые цвета являются выступающими, темные - отступающими.

Таким образом, явление выступания-отступания цветов имеет немаловажное значение как средство зрительного изменения пропорций и размеров помещений.

2) Объединяющее и расчленяющее свойство цветов. Большое практическое использование в отделке номеров имеет объединяющее свойство цвета, суть которого в том, что для зрительного объединения нескольких пятен на плоскости последняя должна окрашиваться в тот же цвет, в который окрашены пятна, или в более насыщенный и темный. Если, например, стену, у которой стоит мебель, висит зеркало, бра и др., окрасить, скажем, в оранжевый цвет, то она станет композиционным центром, и все предметы зрительно объединятся с ней. Интерьер номера станет организованнее и лаконичнее.

При окраске предметов в разные цвета возникает иллюзия их расчленения, особенно при окраске в цвета, сильно отличающиеся друг от друга по светлоте. Меньшее впечатление расчленения может быть при окраске в цвета, различные по тону и насыщенности. Расчленяющее свойство цвета можно использовать при окраске длинных коридоров гостиниц. Отдельные участки коридоров, окрашенные в разные цвета, зрительно укорачивают длину коридора.

3) На восприятие цвета предмета оказывает влияние яркость фона. Если яркость предмета ниже яркости фона, то его цвет кажется блеклым и потому воспринимается плохо. Соотношение яркости фона и предмета необходимо учитывать при окраске стен и пола и выборе цвета предметов убранства. Последние должны быть ярче, чем пол и стены; выделяясь на общем фоне, они будут усиливать декоративность интерьера.

4) При решении многих задач интерьера гостиниц имеет значение способность цвета иллюзорно изменять действительные размеры предмета. В этом можно легко убедиться, наблюдая два квадрата одинаковых размеров, один из которых расчленен цветом по горизонтали, а другой - по вертикали. В данном случае первый кажется нам вытянутым в вертикальном направлении, а второй - в горизонтальном. Это свойство цвета позволяет корректировать размеры помещений и оборудования.


Особенно это следует учитывать при окраске коридоров, так как при вертикальном членении стен или поперечном членении пола коридор может казаться шире и короче. И, наоборот, неправильной покраской еще больше можно усугубить и без того неприятное впечатление от длинного коридора, как, например, расчленением цветом стен и пола продольными полосами. Точно так же можно создать впечатление различной высоты помещения - горизонтальным членением стен цветом, зрительно уменьшить высоту помещения и, наоборот, вертикальным членением стен увеличить его высоту.

5) В восприятии интерьера большое значение имеет расположение цветовых пятен в соответствии с понятием «тяжелые» и «легкие» цвета. Психологи путем экспериментальных исследований установили, что тяжесть цвета зависит главным образом от его светлоты: чем темнее цвет, тем он тяжелее. Это правило относится ко всем цветам: и к ахроматическим, и к хроматическим, а также к цветам одного и того же и разных цветовых тонов. Согласно экспериментальным исследованиям американского ученого Монро тяжесть цвета зависит также и от его насыщенности; из цветов одного и того же цветового тона и одинаковой светлоты более насыщенные кажутся более легкими.

Наконец, тяжесть цвета в известной мере зависит и от фактуры материала: цвет материала с грубой фактурой при прочих равных условиях тяжелее цвета материала с гладкой поверхностью.

В гостиницах используется большой ассортимент отделочных материалов, различных по цвету и фактуре их поверхности. Поэтому при решении интерьера следует выбирать материалы с учетом «тяжести» и «легкости» их цвета.

Таким образом, впечатление от интерьера складывается не только по отдельным цветам, но также и от их сочетаний. Различные сочетания цветов по-разному воздействуют на зрителя: одни воспринимаются легко, другие вызывают чувство напряжения и тяжести.


Лекция 10. Освещение в гостиницах

1.Роль освещения в интерьере гостиницы

2. Классификация искусственного освещения в помещениях различного назначения


Освещение в гостинице выполняет как практическую, так и эстетическую функцию. С помощью света можно подчеркнуть детали интерьера и здания в целом. Принцип освещения жилого номера сводится к освещению внутренней части и отдельно функциональных зон.

В первую очередь, это, конечно, создание неповторимого внешнего светового облика гостиницы в вечернее и ночное время - наружное освещение фасада здания гостиницы. Освещение должно быть ярким и зазывающим, а здание хорошо узнаваемым издали. «Современные гостиницы имеют весьма сложную структуру: холлы, ресепшн, коридоры, номера, рестораны и бары, зоны для отдыха и развлечений, конференц-залы и пр. Разработка освещения для каждой из этих зон имеет свои особенности, освещение должно быть выполнено так, чтобы посетитель без труда смог ориентироваться в гостинице»46. Первое впечатление при входе в гостиницу на посетителя оказывает ресепшн, свет в котором должен создавать ощущение уюта и комфорта, излучать атмосферу гостеприимства и радушия. Световая атмосфера в номерах должна быть уютной и расслабляющей, располагающей к отдыху. Знание всех тонкостей и специфики освещения каждой из функциональных зон, позволяет создать неповторимый стиль и имидж гостиницы.


С точки зрения организации освещения, гостиничная территория делится на несколько условных зон: внешняя территория и фасад, фойе и зона ресепшн, коридоры, лестницы и лифты, номера.

Фасад - визитная карточка гостиницы. Наружное освещение гостиницы выполняет и практическую, и эстетическую, и даже рекламную роль. Без подсветки дорожек и фасада не обойтись, ведь многие посетители прибывают в отели поздним вечером или ночью – они должны быстро сориентироваться, куда идти. Светодизайнеры рекомендуют выделить дорожку, ведущую к главному входу гостиницы. Это можно сделать, установив вдоль нее светильники-болларды, или вкапываемые светильники. В этом месте нужен мягкий свет, который будет символизировать уютность гостиницы. А вот в зоне автомобильных заездов или парковки свет должен быть верхним, ярким, заливающим.

Фасад отеля – это его лицо, его рекламная вывеска. По внешнему виду гостиницы потенциальные постояльцы судят о ее удобстве и уровне респектабельности. В темное время суток отель должен отличаться от близстоящих зданий. Особенно интересные элементы фасада следует выделить с помощью подсветок. Очень интересный способ освещения фасадов – подсвет снизу светильниками, установленными по периметру – так здание гостиницы будет выглядеть выше и значительнее. Вход в отель нужно обозначить настенными светильниками или уличными бра – их внешний вид зависит от архитектуры отеля. Важно проследить, чтобы ступеньки перед входом были хорошо освещены – светом тех же настенных светильников или маркировочным освещением.

Фойе и ресепшн. Фойе - главная зона гостиницы. Здесь посетители ожидают поселения в номер, общаются с персоналом и вызывают лифт. Главная задача светодизайнера в оформлении этой части отеля – сделать максимально комфортным переход с улицы в ярко освещенное помещение. Потому свет в фойе должен быть мягким, уровень яркости – 200 люкс. Важно избежать блесткости – резкого отражения лучей искусственного света от блестящих поверхностей. Для этого на светильники лучше выбрать матовые рассеиватели. В качестве основного света в вестибюле используют люстры или встроенные светильники – в зависимости от дизайнерской концепции отеля. Отказываться от верхнего света не стоит.

Стойка персонала должна быть выделена светом, особенно в больших гостиницах, где вестибюль занимает значительную территорию. Если для фойе применима яркость в 200 люкс, здесь она должна быть 500 люкс – как и рабочего места в офисе. Это необходимо для того, чтобы посетитель быстро определился с размещением самых важных зон. Стойку можно подсветить дополнительно с помощью бра или настенных светильников. Освещение здесь не должно вызывать дискомфорта у гостей отеля и у тех, кто работает за стойкой. Потому в этом месте лучше применять светильники с широким светораспределением – они помогут четче различать окружающие предметы. Свет осветительных приборов над зоной рецепции не должен отражаться на стойке – это создаст лишний блеск, который будет утомлять глаза. Помимо стойки персонала, в дополнительном освещении нуждаются и картины, расположенные в фойе. Их выделяют с помощью подсветок – сверху или снизу.


Коридоры и лифты. Коридоры, как и вестибюль, составляют первоначальное представление о гостинице. «Ширина коридора рассчитывается так, чтобы в нём легко могли разминуться два человека с чемоданами в руках. Отсюда требуемая ширина одностороннего коридора не мене 1,3–1,4 м, а двустороннего – 1,6–2,0 м (если двери открываются внутрь номера). Если же двери открываются в коридор, ширина его соответственно увеличивается»47.

Из фойе посетитель гостиницы попадает в лифт, а оттуда – в коридоры, которые ведут к номерам, ресторанам, спортзалам и другим помещениям, если гостиница предоставляет дополнительные услуги. В коридоре можно обойтись без яркого освещения. Света должно быть достаточно для того, чтобы найти свой номер, а потому светодизайнеры рекомендуют ограничиться яркостью 100 люкс. В этих помещениях можно применять как потолочные, так и настенные светильники, или ограничиться встроенной подсветкой. Но в любом случае лампочки должны быть люминесцентными, энергосберегающими – ведь свет в коридоре горит сутки напролет. В гостиничных холлах применяются те же приемы, что и в коридоре частной квартиры. Чтобы зрительно приподнять потолок, расположите встроенные светильники по периметру потолка с направленными вверх лучами света. Для того чтобы сократить длину, расположите линейные светильники поперек потолка. А если вы используете потолочные светильники-плафоны, установите их не в ряд, а в шахматном порядке.

Если в коридоре есть картины и скульптуры, они требуют дополнительного освещения, как и в фойе. Лестницы освещаются с помощью настенных светильников. Здесь нужен мягкий свет, дабы не мешать перемещению. Что касается лифта, освещение внутри должно быть в 2 раза ярче, чем в коридоре.

Номера. В номере гостиницы должно быть уютно, потому тенденции последних лет - устраивать освещение гостиничных комнат так же, как и в домашних спальнях. В зависимости от интерьера, здесь есть верхний свет - люстра или настенный светильник, бра над кроватью, настольные лампы на тумбочке.

Но существует и другая тенденция. Во многих гостиницах отказываются от верхнего света, освещая номер при помощи настенных светильников или освещая каждую функциональную зону в отдельности. Это имеет смысл в том случае, если в номерах отеля часто проводится перепланировка и меняется стилистическое оформление комнат. Но в гостиницах, претендующих на высокую «звездность», как правило, не пренебрегают люстрами и потолочными светильниками. Единых стандартов освещения гостиничных номеров не существует, потому выбор остается за владельцем и светодизайнером.

Освещение занимает значительную часть в расходах на содержание гостиницы – ведь свет на улице, в фойе и коридорах никогда не гаснет. Потому целесообразно использовать в отелях люминесцентные и металлогалогеновые лампы с теплым спектром света.


Роль освещения в интерьере. «По назначению светильники подразделяют на шесть групп для создания одного из следующих видов освещения: общего, местного, комбинированного, декоративного, ориентирующего и экспозиционного»48. По способу установки выделяют светильники потолочные, подвесные (на подвесах к потолку), встраиваемые (в подвесных потолках), настенные, напольные и настольные.

Рациональные со светотехнической точки зрения приемы и способы освещения (локализованное, совмещенное и встроенное) позволяют использовать осветительные приборы самой разнообразной формы, конструкции и светораспределения. Светильники подразделяются по своим художественным особенностям на три основные группы:

1) Светильники нейтральной формы, являются композиционным элементом мебели, с которой они связаны функционально. Часто светильники связаны с мебелью и конструктивно.

2) Декоративные светильники, которые могут играть значительную роль в архитектурном решении интерьера. К декоративным светильникам относятся торшеры, настольные и настенные светильники, подвесы с декоративными рассеивателями и затенителями.

3) Встроенные светильники отраженного и рассеянного света, которые позволяют решать разнообразные задачи интерьера, зрительного изменения размеров и пропорций помещения или усиления художественного звучания какого-либо декоративного элемента и т. д.

Выбор того или иного светильника зависит от общего решения интерьера. Например, торшер с декоративным абажуром наряду с подсветом помещения выделяет зону отдыха как центр композиции интерьера и придает номеру вид гостиной.

Вместо торшера в номере может быть встроенное устройство отраженного света от потолка, выполняющее одновременно функции освещения зоны отдыха.

В номерах целесообразно одновременно использовать осветительные приборы разных групп: декоративные, светильники нейтральной формы и встроенные устройства отражённого и рассеянного света. Осветительные приборы, совмещающие функции общего и местного освещения, следует использовать как элемент главного композиционного звена интерьера.

В создании интерьера важно освещение не само по себе, а его взаимодействие с другими элементами интерьера. В этой связи следует отметить влияние света на восприятие цветового решения интерьера.

Классификация искусственного освещения

Современные принципы устройства искусственного освещения зависят от объёмно-пространственного решения помещения и его функций. Функции помещения влияют на выбор приёма освещения, который определяет виды источников света и светильников, их светораспределение и месторасположение, декоративность и систему освещения. В помещениях гостиниц могут использоваться как общие, так и местные системы освещения.

Общее освещение - это освещение всего помещения в целом. Оно может быть равномерным (одинаковым) для всех частей помещения или локализованным (усиленным) над какой-либо одной его частью и является обязательным для всех помещений гостиницы.