Файл: 2011_Кокшина_ОснДизГостИнт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 2501

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При блочной системе застройки гостиничный комплекс разделен на несколько корпусов, соединенных между собой. Блочная система застройки требует большей площади участка, но при правильной планировке зданий позволяет изолировать функциональные группы помещений. Используется в условиях сложного рельефа и в условиях относительно сурового климата.

Павильонную систему застройки составляют отдельно стоящие здания. Связь между ними осуществляется по пешеходным дорожкам. Такую систему застройки целесообразно применять при строительстве гостиничных предприятий для отдыха в условиях сложного рельефа, а также учреждений, эксплуатируемых в определенный сезон (например, в летний период).

Смешанная система застройки является универсальной и учитывает недостатки и преимущества трех других систем. При решении генеральных планов гостиничных предприятий необходимо предусмотреть возможности перспективного развития проектируемого объекта и перехода на иной режим функционирования.

Жилая часть обычно имеет значительную этажность, а общественная проектируется высотой от 1 до 3-5 этажей, в зависимости от числа мест в гостинице и состава входящих в нее помещений. Сочетание планировочных решений (помещений) называются композиционными схемами.

Зальная композиция - все функции здания определенного назначения сосредоточены в едином помещении. Центрическая композиция - все функциональные помещения группируются вокруг большого главного помещения. Анфиладная композиция - помещения, расположенные одно за другим, связаны в единое целое проходами или проемами. Все эти приемы композиции встречаются как в чистом виде, так и в различных сочетаниях, образуя смешанные композиции.

Коридоры, которые предполагают расположение номеров только с одной стороны, являются экономически невыгодными не только из-за большей площади коридоров, но и по причине удвоенного количества лестничных клеток.

Высотные здания (выше 8 этажей в зависимости от локальных строительных предписаний) – это очень дорогое строительное решение. Оно требует дополнительных инвестиций в создание незадымляемых лестничных клеток, систем пожаротушения.

Здания в форме башен предусматривают не менее 16 или 24 номеров на этаже, гостевые номера располагаются только с одной стороны. Соответственно, отношение площади номеров к остальным площадям будет неэффективным.

Проектируя фасад, следует иметь в виду, что светлые фасады приятнее взгляду и лучше заметны в темноте. Остекленные фасады дороже при монтаже, чем глухие, а также требуют более дорогих систем кондиционирования. Панорамные окна на этажах имеет смысл делать, только если того стоит вид из окна.

Рекомендуется использовать светлые тона при строительстве фасада гостиницы. Светлые тона не только более приятны, но и обладают свойствами отражения света в темное время суток.


Вход в отель предусматривает входной вестибюль, который соединяется со зданием посредством двери. «В качестве дверей в зависимости от категории отеля можно использовать следующие типы:

- Категория «две звезды» – распашные ручные или автоматические двери, образующие промежуточный тамбур.

- Категория «три звезды» – автоматические раздвижные двери или ручные вращающиеся двери диаметром 3 м.

- В отелях на 200 и более номеров используются вращающиеся двери с моторным приводом, имеющие диаметр более 3 м.

- Категории «четыре-пять звезд» – автоматические раздвижные или вращающиеся автоматические двери диаметром более 4 м.»24.

В состав некоторых гостиниц включают также помещения для деловых контактов (конференц-залы или залы многофункционального использования), бизнес-центры, киноконцертные залы, бассейн, сауны, спортзалы, кегельбаны, помещения для организации выставок, предприятия торговли, гаражи и пр.

«Основной ресторан в гостинице проектируется как отдельное полноценное помещение. Количество посадочных мест – 70% от максимально возможного числа гостей (они, скорее всего, придут на завтрак), из расчета 1-2,5 метра на человека в зависимости от количества звезд (2-5*)»25.

Функциональной зоной гостиницы является также территория, примыкающая к гостиничному зданию. Она обеспечивает изоляцию клиентов и персонала гостиницы от внешней среды (шум, загазованность, грязь и пр.), доступность для приезжающих. С этой точки зрения важно расположение гостиницы относительно транспортных узлов, соответствующее рекламное оформления здания. Около гостиницы предусматриваются места отдыха гостей, парковка и стоянка транспортных средств. Перспективно использование подземного пространства территории гостиницы.

Здания подразделяются на основные и вспомогательные. К основным относятся жилые корпуса, пункты питания, обслуживания, спортивные комплексы и др.

К вспомогательным зданиям относятся: котельные, прачечные, складские помещения, гаражи и т.д. Кроме этого в гостиничный комплекс входят преобразовательные подстанции, насосные и артезианские скважины, резервуары, канализационные коллекторы и другие коммунальные сооружения.

Помещения гостиницы подразделяются на жилые, служебные, обслуживающие и подсобные.

В состав жилых помещений входят: номера, холлы, гостиные, рекреационные зоны, коридоры.

В состав административных помещений входят те помещения, где размещены различные административные службы.

В состав обслуживающих помещений входят следующие:

• агентство связи;

• киноконцертный зал (клуб);

• парикмахерская;

• конференц-зал;

• рестораны, кафе, бары, столовые;

• помещения для спортивных, медицинских, оздоровительных услуг;

• помещения для бытовых услуг;

• туристский кабинет.

В состав подсобных помещений входят:


• склады;

• прачечные;

• бельевые и гладильные комнаты;

• ремонтные и пошивочные мастерские;

• бойлерная;

• коммутаторная и др.

Планировка номеров зависит от категории гостиницы и обычно включает в себя:

• номера типа «апартаменты»;

• номера типа «люкс»;

• одноместные номера;

• двух и трехместные номера;

• семейные номера и др.

Во всех планировочных решениях основным структурным элементом жилого этажа является номер. На основе анализа практики проектирования и строительства гостиниц все многообразие номеров можно свести к следующим основным типам:

- однокомнатные номера на 1 человека;

- однокомнатные номера на 2 человек;

- однокомнатные номера на 3-4 человек;

- номера с повышенным комфортом из 2-х комнат и более (люксы и апартаменты).

Жилая часть - одна из основных по назначению, а также по площади. Обычно номера занимают все этажи здания, кроме нижних этажей, где размещают административные и хозяйственные помещения. В состав жилой части гостиницы входят: номера, горизонтальные коммуникации (коридоры), гостиные, лестнично-лифтовые холлы, помещения дежурного персонала. Жилой этаж многоэтажной гостиницы может иметь один или несколько коридоров, разную форму плана. Распределение площади жилой части между номерами и иными помещениями весьма различно по гостиницам: на долю номеров приходится 54-70%, на коридоры - от 13 до 22% площади жилой части.

«Пространство комнат (или комнаты) номера делится на функциональные зоны. До 70% общей площади однокомнатного номера на одного проживающего может относиться к жилой зоне, до 14% - к передней, до 20% - к санитарному узлу.

Наибольшее распространение в мировой практике получили однокомнатные номера на одного и двух человек. В соответствии с ГОСТ 28681.4-95 в гостиницах «1 звезда» таких номеров должно быть 64%, «2 звезды» - 80%, «3 и более звезд» - 100%. Считается целесообразным, что «люксы» и апартаменты должны составлять 5-8% номеров»26.

Площадь номерного фонда, предусматриваемая современными СНиПами:

- однокомнатных одноместных номеров:

8 м2 для гостиниц 1-2 звезды;

10 м2 для гостиниц 3 звезды;

12 (16) м2 для гостиниц 4 звезды,

14 (18) м2 для гостиниц 5 звезд,

- однокомнатных двухместных номеров:

12 м2 для гостиниц 2 звезды;

14 м2 для гостиниц 3 звезды;

14 (20) м2 для гостиниц 4 звезды.

16 (25) м2 для гостиниц 5 звезд;

Планировки номеров бывают различных типов, включающих в себя: холл (передняя), жилая комната (комнаты), ванная, санузел, встроенные шкафы, в ряде номеров - кухни, мини-бары.

В номерах находится мебель для сна и отдыха, оборудование для работы, хранения вещей и обеспечения комфорта. Оборудование номера зависит от категории гостиницы и класса номера.

В одноместном номере категории четыре звезды имеется:

• кровать, стол, кресла, диван, тумбочки, подставки для чемоданов, цветов;

• шкафы для одежды и обуви;


• телевизор, радио, холодильник, кондиционер; мини-бар, встроенный сейф;

• телефон;

• атрибуты комфорта (цветы, ковры, картины, шторы, и др.).

Мебель в номерах размещается в зависимости от габаритов номера, простенков, особенностей отопления, технологических параметров. Мебель должна обеспечивать удобства пользователю, соответствовать санитарным и эргономическим требованиям, вкусам клиентов.

В гостинице вся мебель подразделяется на бытовую, конторскую, ресторанную и специальную.

Бытовая мебель располагается в номерах гостиницы; конторская – в административных помещениях; ресторанная - в ресторанах, столовых, кафе, барах; специальная - в парикмахерских, салонах, медицинских кабинетах и пр.

Оснащение номеров зависит также от назначения гостиницы (для деловых людей, конгресс- и бизнес-туризма, туристов, приезжающих с познавательной целью, транзитных клиентов и т.д.) и ее категории.

Так, номер для делового клиента должен быть класса «кабинет» увеличенного размера, с максимальной звукоизоляцией, с возможностью приема деловых людей в номере.

Специфические требования предъявляются к оборудованию номера для клиентов с детьми, для семейных клиентов, для туристов с животными и т.д.

В курортной гостинице, как правило, должно быть предусмотрено спальное место, как в номере, так и в лоджии.

В ряде гостиниц предусмотрены трансформируемые номера, т.е. изменение площади в зависимости от условий за счет раздвижных перегородок (номер «дубль»).

Вместе с тем структура номерного фонда должна соответствовать потребностям приезжающих и требует некоторой корректировки (по сезонам года, с течением времени и пр.). В ряде гостиниц предусматриваются оперативные изменения состава номерного фонда за счет соединения (разъединения) номеров с использованием дверей и (или) подвижных перегородок. Практикуется установка добавочного места для сна и использование площади других помещений.

При оценке расположения помещений для персонала следует исходить из необходимости сокращения маршрутов передвижения персонала в рабочее время. Удаление обслуживающего персонала от места приложения труда ведет к дополнительным затратам энергии, большей утомляемости. Поэтому в непосредственной близости к номерам на этаже размещается ряд помещений обслуживания: комнаты горничных, кладовые (чистого белья и расходных материалов, грязного белья и средств уборки), помещения официантов, мусороприемник и др.

Для функциональной организации гостиницы существенное значение имеет число входов в здание. Гостиницы большой вместимости и высокого уровня комфорта обычно имеют не менее 3-4 входов.

Гостиницы малой вместимости нередко ограничиваются двумя входами в здание (главным и в служебно-бытовое помещение), а также погрузочно-разгрузочной площадкой в хозяйственном дворе.


Размещение гостиниц на «пороге» города и за его пределами имеет свою специфику. Такие гостиницы, как правило, предназначены для автотуристов. Они, в основном, размещаются на основных автомагистралях города, в зоне въезда в большие города.

Неотъемлемым условием участка должны быть удобные съезды с транспортных артерий и хорошая видимость здания на далёких подступах к нему.

Загородное расположение гостиниц также порождает известные сложности, связанные с доступностью центра города и работой отдельных блоков гостиницы, таких, например, как ресторан, парикмахерская, рассчитанных и на обслуживание городского населения.

В состав современных гостиниц уровня 3-5 звезд обычно входят различные типы предприятий питания: рестораны, банкетные залы, кафе, бары. Выбор их стилистики и кухни во многом будет зависеть как от специализации отеля, так и от общего фирменного стиля.

Предприятия питания в гостиницах состоят из группы помещений – залов для посетителей, раздаточных, производственных помещений, пищеблока, административных и бытовых площадей, складов.

Число посадочных мест на предприятиях питания отелей зависят от назначения гостиницы, уровня ее комфорта и рассчитываются по следующим нормативам:

- для ресторанов 45-65 % от общего числа мест в гостинице);

- для кафе 13-28 %;

- для баров 13-24 %.

Обеденный зал – это основное помещение, являющееся центром архитектурно-планировочного решения ресторана. Он должен иметь удобное сообщение с раздачей, сервисной, моечной, и т.д.

«Объемно-планировочное решение залов ресторанов, создание индивидуальных интерьеров выполняют с учетом особенностей каждого отдельного предприятия питания в зависимости от места его расположения, назначения, характера окружающей среды»27.

Архитектурно-планировочное решение, размеры, пропорции и вместимость залов для посетителей в пределах предприятий питания, функционирующих в гостинице, индивидуальны. Кроме своего основного назначения, эти помещения служат для проведения встреч, бесед, особенно в вечерние часы, поэтому их архитектурно-пространственная организация и решения интерьера должны обеспечивать необходимые для этого условия. Практика строительства гостиниц и их эксплуатации показывает, что залы больших размеров лучше разделять на отдельные зоны, зрительно сократив их размеры, что способствует созданию у посетителей ощущения обособленности и уюта. Для достижения этого эффекта наши дизайнеры обычно используют следующие приемы:

- разнообразные варианты расстановки мебели;

- различные типы раздвижных перегородок;

- более интенсивное освещение столов по сравнению с общим освещением зала;

- невысокие стационарные перегородки;

- выделение отдельных отсеков-кабин;

- использование в интерьере искусственных и живых растений;