Файл: Формирование межличностных отношений со сверстниками у.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 383
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рис. 1. Психолого-возрастные особенности младшего школьника
Рис. 2. Основные особенности взаимоотношений младшего школьника
Контингент обучающихся принявших участие в эксперименте
Результаты обследование 1 пары обучающихся
Результаты обследования 2 пары обучающихся
Результаты обследования 3 пары обучающихся
Данные по методике «Рукавички»
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов по методике «Рукавички»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет» Институт специального образования
Кафедра специальной педагогики и специальной психологии
Формирование межличностных отношений со сверстниками у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальных классах
Выпускная квалификационная работа
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Профиль «Олигофренопедагогика»
Квалификационная работа допущена к защите Зав. кафедрой к.п.н., профессор О. В. Алмазова ________ ________ дата подпись | Исполнитель: Долина Татьяна Дмитриевна, обучающийся БО-51z группы заочного отделения ______________________ подпись |
| Научный руководитель: Брызгалова Светлана Олеговна, к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии ______________________ подпись |
Екатеринбург 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. | 4 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ………. | 8 |
1.1. Определение понятия «межличностные отношения» в психолого-педагогической литературе……………………………. | 8 |
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших классов……………………………………………………. | 13 |
1.3. Особенности межличностных отношений со сверстниками у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших классов……………………………………. | 19 |
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) МЛАДШИХ КЛАССОВ …………………………………………………………… | 26 |
2.1. База исследования и характеристика контингента обучающихся, принявших участие в экспериментальном исследовании по формированию межличностных отношений….. | 26 |
2.2. Организация и методика констатирующего этапа эксперимента по изучению межличностных отношений у умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями) обучающихся младших классов……………………………………. | 30 |
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по изучению межличностных отношений обучающихся…………….. | 34 |
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У | 39 |
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ………………………………………….. | |
3.1.Содержание работы по коррекции нарушений межличностных отношений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших классов………………………………………………………………… | 39 |
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента по изучению межличностных отношений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших классов…………………………………………………………………. | 45 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. | 50 |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………… | 53 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………... | 58 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………... | 59 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………... | 60 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………... | 61 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5……………………………………………………. | 65 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6……………………………………………………. | 66 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7……………………………………………………. | 67 |
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях преобразования и модернизации нынешнего общества где одновременно, пересматриваются ценности, изменяется политика государства в области образования. В особенности остро встает проблема межличностных отношений, приобретая тем самым все более значимую и важную актуальность в связи с личностно- ориентированной направленностью педагогического процесса в
современной начальной школе, что подразумевает более тщательное и внимательное отношение к стабильному психологическому благополучию детей.
Ребёнок − это своего рода личность, которая также своевременно, вступает в систему межличностных взаимоотношений. С переходом ребенка на этап школьного периода, начинает происходить активное приобретение навыков общения. И от результата построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка и от его статуса в классе, зависит дальнейшее формирование его личности в системе межличностных отношений [25].
Проблема межличностных отношений на протяжении многого времени беспокоила умы российских и зарубежных ученых, таких как: А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, Е. О. Смирнова и др. Само представление понятия «межличностные отношения» сосредотачивает внимание и интерес на эмоционально- чувственном аспекте взаимодействия между людьми внедряя тем самым фактор времени и анализ общения, так как при обстоятельстве межличностной связи, посредством непрерывного обмена информацией появляется определенная зависимость людей вступивших в контакт, и обоюдная ответственность за сформировавшиеся отношения.
Положительный или же наоборот отрицательный опыт взаимоотношений личности с др. людьми формируют дальнейшую систему внутренних отношений к окружающему миру [9, с. 140]. А для С. Л. Рубинштейна отношение - это, прежде всего, «родовое свойство человека,
которое раскрывается посредством отношения людей друг к другу» [20]. Область исследований, посвящённых изучению младших школьников с умственной отсталостью постоянно расширяется, однако по-прежнему мало изученными остаются проблемы специфики межличностных отношений детей с умственной отсталостью в младшем школьном возрасте.
Значимость и важность данной проблемы, особенно возросло в условиях перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам, к широкой практике работы классов с продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности. С введением ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формированию личностных достижений и формированию межличностных отношений уделяется львиная доля внимания воспитанию в учебной деятельности правильных межличностных отношений.
Ключевым моментом является то, что «формирование отношений умственно отсталого ребенка и мира подчинено тем же закономерностям, что и формирование отношений нормально развивающегося ребенка
В настоящее время психология, педагогика и многие др. науки активно изучают особенности личности детей с проблемами в развитии, принципы создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка. Умственно отсталые так же, как и нормальные школьники, в процессе общения и во время учебной деятельности вступают в контакты со сверстниками [1, с. 75].
Наиболее базовым исследованием особенностей межличностных отношений умственно отсталых детей, считается исследование,проведенное Я. Л. Коломинским. Им было установлено, что развитие и функционирование контактных групп и межличностные отношения в них
умственно отсталых школьников содержит свои отличительные характерные свойства. Л. И. Даргевичене в своих исследованиях доказала, что удовлетворенность в общении лучше в тех коллективах умственно отсталых школьников, где правильно и эффективно организована воспитательная работа.
Проблема межличностных отношений у умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) школьников остается малоразвитой, а по тому актуальной, в дальнейшем, чтобы не возникало конфликтных ситуаций существует потребность в необходимости проведения коррекционной работы, непосредственно по данному направлению. Данную работу нужно направить на умение правильно общаться, правильно выходить из конфликтных ситуаций и не создавать проблемных ситуаций данной категории детей.
Цель: формирование межличностных отношений у обучающихся начальных классов с легкой умственной отсталостью.
Объект – особенности межличностных отношений у обучающихся начальных классов с легкой умственной отсталостью.
Предмет – формирование межличностных отношений со сверстниками у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах.
В результате определения цели, объекта и предмета исследования были выделены следующие задачи:
-
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; -
подобрать методики для изучения особенностей межличностных отношений у обучающихся начальных классов с легкой умственной отсталостью; -
экспериментальным путем изучить особенности межличностных отношений со сверстниками у детей с легкой умственной отсталостью.
Отсюда следует, что существует