Файл: Формирование межличностных отношений со сверстниками у.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 383

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный педагогический университет» Институт специального образования
Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

Формирование межличностных отношений со сверстниками у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальных классах
Выпускная квалификационная работа

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Профиль «Олигофренопедагогика»


Квалификационная работа допущена к защите

Зав. кафедрой

к.п.н., профессор О. В. Алмазова
________ ________

дата подпись

Исполнитель:

Долина Татьяна Дмитриевна, обучающийся БО-51z группы заочного отделения
______________________

подпись




Научный руководитель:

Брызгалова Светлана Олеговна, к. п. н., доцент

кафедры специальной

педагогики и специальной психологии
______________________

подпись


Екатеринбург 2017

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..

4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У

ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ……….

8

1.1. Определение понятия «межличностные отношения» в

психолого-педагогической литературе…………………………….

8

1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших классов…………………………………………………….

13

1.3. Особенности межличностных отношений со сверстниками у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) младших классов…………………………………….

19

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) МЛАДШИХ

КЛАССОВ ……………………………………………………………

26

2.1. База исследования и характеристика контингента обучающихся, принявших участие в экспериментальном

исследовании по формированию межличностных отношений…..

26

2.2. Организация и методика констатирующего этапа эксперимента по изучению межличностных отношений у умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями)

обучающихся младших классов…………………………………….

30

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по

изучению межличностных отношений обучающихся……………..

34

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

РАЗВИТИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У

39


ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ…………………………………………..




3.1.Содержание работы по коррекции нарушений межличностных отношений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших

классов…………………………………………………………………

39

3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента по изучению межличностных отношений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших

классов………………………………………………………………….

45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….

50

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………

53

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………...

58

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………...

59

ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………...

60

ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………...

61

ПРИЛОЖЕНИЕ 5…………………………………………………….

65

ПРИЛОЖЕНИЕ 6…………………………………………………….

66

ПРИЛОЖЕНИЕ 7…………………………………………………….

67

ВВЕДЕНИЕ


В современных условиях преобразования и модернизации нынешнего общества где одновременно, пересматриваются ценности, изменяется политика государства в области образования. В особенности остро встает проблема межличностных отношений, приобретая тем самым все более значимую и важную актуальность в связи с личностно- ориентированной направленностью педагогического процесса в

современной начальной школе, что подразумевает более тщательное и внимательное отношение к стабильному психологическому благополучию детей.

Ребёнок − это своего рода личность, которая также своевременно, вступает в систему межличностных взаимоотношений. С переходом ребенка на этап школьного периода, начинает происходить активное приобретение навыков общения. И от результата построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка и от его статуса в классе, зависит дальнейшее формирование его личности в системе межличностных отношений [25].

Проблема межличностных отношений на протяжении многого времени беспокоила умы российских и зарубежных ученых, таких как: А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, Е. О. Смирнова и др. Само представление понятия «межличностные отношения» сосредотачивает внимание и интерес на эмоционально- чувственном аспекте взаимодействия между людьми внедряя тем самым фактор времени и анализ общения, так как при обстоятельстве межличностной связи, посредством непрерывного обмена информацией появляется определенная зависимость людей вступивших в контакт, и обоюдная ответственность за сформировавшиеся отношения.

Положительный или же наоборот отрицательный опыт взаимоотношений личности с др. людьми формируют дальнейшую систему внутренних отношений к окружающему миру [9, с. 140]. А для С. Л. Рубинштейна отношение - это, прежде всего, «родовое свойство человека,
которое раскрывается посредством отношения людей друг к другу» [20]. Область исследований, посвящённых изучению младших школьников с умственной отсталостью постоянно расширяется, однако по-прежнему мало изученными остаются проблемы специфики межличностных отношений детей с умственной отсталостью в младшем школьном возрасте.

Значимость и важность данной проблемы, особенно возросло в условиях перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам, к широкой практике работы классов с продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности. С введением ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формированию личностных достижений и формированию межличностных отношений уделяется львиная доля внимания воспитанию в учебной деятельности правильных межличностных отношений.

Ключевым моментом является то, что «формирование отношений умственно отсталого ребенка и мира подчинено тем же закономерностям, что и формирование отношений нормально развивающегося ребенка

В настоящее время психология, педагогика и многие др. науки активно изучают особенности личности детей с проблемами в развитии, принципы создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка. Умственно отсталые так же, как и нормальные школьники, в процессе общения и во время учебной деятельности вступают в контакты со сверстниками [1, с. 75].

Наиболее базовым исследованием особенностей межличностных отношений умственно отсталых детей, считается исследование,проведенное Я. Л. Коломинским. Им было установлено, что развитие и функционирование контактных групп и межличностные отношения в них
умственно отсталых школьников содержит свои отличительные характерные свойства. Л. И. Даргевичене в своих исследованиях доказала, что удовлетворенность в общении лучше в тех коллективах умственно отсталых школьников, где правильно и эффективно организована воспитательная работа.

Проблема межличностных отношений у умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) школьников остается малоразвитой, а по тому актуальной, в дальнейшем, чтобы не возникало конфликтных ситуаций существует потребность в необходимости проведения коррекционной работы, непосредственно по данному направлению. Данную работу нужно направить на умение правильно общаться, правильно выходить из конфликтных ситуаций и не создавать проблемных ситуаций данной категории детей.

Цель: формирование межличностных отношений у обучающихся начальных классов с легкой умственной отсталостью.

Объект – особенности межличностных отношений у обучающихся начальных классов с легкой умственной отсталостью.

Предмет формирование межличностных отношений со сверстниками у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах.

В результате определения цели, объекта и предмета исследования были выделены следующие задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

  • подобрать методики для изучения особенностей межличностных отношений у обучающихся начальных классов с легкой умственной отсталостью;

  • экспериментальным путем изучить особенности межличностных отношений со сверстниками у детей с легкой умственной отсталостью.

Отсюда следует, что существует