Файл: Формирование межличностных отношений со сверстниками у.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 385
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рис. 1. Психолого-возрастные особенности младшего школьника
Рис. 2. Основные особенности взаимоотношений младшего школьника
Контингент обучающихся принявших участие в эксперименте
Результаты обследование 1 пары обучающихся
Результаты обследования 2 пары обучающихся
Результаты обследования 3 пары обучающихся
Данные по методике «Рукавички»
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов по методике «Рукавички»
после многочисленных попыток.
Для таких детей, наиболее сложными, являются те задания, которые требуют от детей применения словесно-логического мышления. Главный недостаток мышления умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) детей – является слабость обобщений. Они плохо усваивают правила и общие понятия. Они часто заучивают всевозможные правила наизусть. Но всё равно при этом не понимая смысла и не зная, к каким явлениям эти правила можно применить. Отмечается непонимание условности и обобщенности образа при толковании пословиц и метафор пословицы понимаются напрямую, в связи с этим теряется их переносный смысл.
Ребенок вместе с разумными обобщениями эпизодически совершает и конкретно-ситуационные сочетания, подменяя логические связи неправильными сочетаниями.
Нарушения критичности мышления – является частой характеристикой умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) детей, которые не умеют оценивать работу мысли и взвешивать доводы за и против. При выполнении ими заданий обнаруживается большое количество ошибок, напрямую связанных с необдуманным манипулированием предметами, безразличным отношением к собственным ошибкам.
Особенностиволевыхкачеств.
С точки зрения российских психологов проблема воли – изначально является вопрос о содержании воли, о том, какие мотивы и цели являются достаточно определяющими. Большинство авторов отмечают недостаток инициативы у умственно отсталых детей, неумение руководить собственными действиями, неумение действовать в соответствии с отдаленными целями (С. Я. Рубинштейн, Г. Е. Сухарева).
Несамостоятельность, не активность в проявлении инициативы, не способность управлять собственными действиями и преодолевать
малейшие
препятствия, противостоять любым искушениям и воздействиям, сочетаются, однако, с признаками противоположного свойства [38].
Таким образом, нарушения высших психических функций у умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) школьников, ведет к всевозможному недопониманию в межличностных отношениях в коллективе.
нарушениями) младших классов
Изучение данной проблемы межличностных отношений умственно отсталых школьников имеет огромное важное значение для организации учебно-воспитательного процесса в целом. Результативность учебной деятельности школьников определяется не только их интеллектуальными возможностями, а также по психологическому климату в классе, и непосредственной сплочённостью коллектива. Деятельность ребёнка и его общения со сверстниками и взрослыми - являются главными движущими причинами его развития. Всевозможные отклонения или искажения в деятельности и общении приводят к непосредственным нарушениям в формировании личности и поведения. Для того, чтобы суметь понять появление и сущность тех или других нарушений, необходимо рассматривать целостную картину жизни и развития ребёнка. Психологические особенности влияют на всё поведение, определяют характеристики деятельности ребёнка (степень её успешности, интенсивность, соответствие или несоответствие социальным нормам и т.п.). От определенного характера поведения ребёнка зависит, как в дальнейшем станут реагировать
на него окружающие. Это может проявляться в поощрении, подкреплении одних форм поведения и наказания за другие, в общей оценке ребёнка, в интенсивности общения с ним и т.п. [3,]. Такие реакции, в свою очередь, приводят к изменению или, напротив, закреплению уже имеющихся психологических особенностей ребёнка. В итоге, получается замкнутый круг: от психологических особенностей ребёнка зависит его поведение; оно вызывает определённые реакции окружающих, а уже эти реакции оказывают решающее влияние на психологические особенности ребёнка, устраняя или, наоборот, заостряя их. Именно воспитательный подход, основанный на перестройке отношений взрослых с ребёнком, сможет его разрушить.
По мере взросления у детей младшего школьного возраста увеличивается необходимость в общении, в последующем приобретении конкретного положения заключающийся в уважении и авторитете у одноклассников. В данном возрасте такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение и равенство, а также последующее лидерство, преданность, начинают обретать реальный личностный смысл.
Для детей школьного возраста в качестве ведущих выступают 2 симптоматических комплекса - а именно тревога и враждебность.
В минувшие годы психология младшего школьного возраста начала вызывать всё больший интерес. Разрабатываются трудности и проблемы:значимости кооперации со сверстниками (Г. А. Цукерман, В. В.Рубцов);[40; 224].
-анализа общественных ситуаций развития (О. А. Карабанова и др.) и
др.
Большая часть работ согласно проблеме развития межличностных
отношений детей приходится на социологические и преподавательские изучения (Дж. С. Брумер; В. И. Зыкова). В категорию дезадаптированных индивидов включают детей, испытывающих затруднения в общении со находящимися вокруг сверстниками или педагогами, т. е. с нарушением общественно-социальных контактов [11, с. 294].
По мнению психологов, именно в старшем школьном периоде формируются определенные основы нравственности, формируются конкретные отношения к самому себе, людям, и обществу [25].
Как правило, характер нравственных отношений, которые складываются у детей младшего школьного возраста в их повседневной учебно-практической и игровой деятельности, носит деловой или личностный оттенок. Отношение между умственно отсталыми (интеллектуальные нарушения) школьниками также отличаются рядом особенностей. Своеобразие эмоционально волевой сферы детей с нарушениями интеллекта отражается на формировании межличностных взаимоотношений в школьном
Для таких детей, наиболее сложными, являются те задания, которые требуют от детей применения словесно-логического мышления. Главный недостаток мышления умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) детей – является слабость обобщений. Они плохо усваивают правила и общие понятия. Они часто заучивают всевозможные правила наизусть. Но всё равно при этом не понимая смысла и не зная, к каким явлениям эти правила можно применить. Отмечается непонимание условности и обобщенности образа при толковании пословиц и метафор пословицы понимаются напрямую, в связи с этим теряется их переносный смысл.
Ребенок вместе с разумными обобщениями эпизодически совершает и конкретно-ситуационные сочетания, подменяя логические связи неправильными сочетаниями.
Нарушения критичности мышления – является частой характеристикой умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) детей, которые не умеют оценивать работу мысли и взвешивать доводы за и против. При выполнении ими заданий обнаруживается большое количество ошибок, напрямую связанных с необдуманным манипулированием предметами, безразличным отношением к собственным ошибкам.
Особенностиволевыхкачеств.
С точки зрения российских психологов проблема воли – изначально является вопрос о содержании воли, о том, какие мотивы и цели являются достаточно определяющими. Большинство авторов отмечают недостаток инициативы у умственно отсталых детей, неумение руководить собственными действиями, неумение действовать в соответствии с отдаленными целями (С. Я. Рубинштейн, Г. Е. Сухарева).
Несамостоятельность, не активность в проявлении инициативы, не способность управлять собственными действиями и преодолевать
малейшие
препятствия, противостоять любым искушениям и воздействиям, сочетаются, однако, с признаками противоположного свойства [38].
Рис. 1. Психолого-возрастные особенности младшего школьника
Таким образом, нарушения высших психических функций у умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) школьников, ведет к всевозможному недопониманию в межличностных отношениях в коллективе.
-
Особенности межличностных отношений со сверстниками у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) младших классов
Изучение данной проблемы межличностных отношений умственно отсталых школьников имеет огромное важное значение для организации учебно-воспитательного процесса в целом. Результативность учебной деятельности школьников определяется не только их интеллектуальными возможностями, а также по психологическому климату в классе, и непосредственной сплочённостью коллектива. Деятельность ребёнка и его общения со сверстниками и взрослыми - являются главными движущими причинами его развития. Всевозможные отклонения или искажения в деятельности и общении приводят к непосредственным нарушениям в формировании личности и поведения. Для того, чтобы суметь понять появление и сущность тех или других нарушений, необходимо рассматривать целостную картину жизни и развития ребёнка. Психологические особенности влияют на всё поведение, определяют характеристики деятельности ребёнка (степень её успешности, интенсивность, соответствие или несоответствие социальным нормам и т.п.). От определенного характера поведения ребёнка зависит, как в дальнейшем станут реагировать
на него окружающие. Это может проявляться в поощрении, подкреплении одних форм поведения и наказания за другие, в общей оценке ребёнка, в интенсивности общения с ним и т.п. [3,]. Такие реакции, в свою очередь, приводят к изменению или, напротив, закреплению уже имеющихся психологических особенностей ребёнка. В итоге, получается замкнутый круг: от психологических особенностей ребёнка зависит его поведение; оно вызывает определённые реакции окружающих, а уже эти реакции оказывают решающее влияние на психологические особенности ребёнка, устраняя или, наоборот, заостряя их. Именно воспитательный подход, основанный на перестройке отношений взрослых с ребёнком, сможет его разрушить.
По мере взросления у детей младшего школьного возраста увеличивается необходимость в общении, в последующем приобретении конкретного положения заключающийся в уважении и авторитете у одноклассников. В данном возрасте такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение и равенство, а также последующее лидерство, преданность, начинают обретать реальный личностный смысл.
Для детей школьного возраста в качестве ведущих выступают 2 симптоматических комплекса - а именно тревога и враждебность.
-
ый, отражающий беспокойство, неуверенность ребёнка в том, интересуются ли им сверстники, принимает ли его и любит учитель. Младшие школьники безоговорочно доверяют старшим, в частых случаях подчиняются и подражают им. Авторитет взрослого человека, его оценка действий воспитанника, являются безоговорочными. Тревога выявляется в чрезмерном желании здороваться с учителем, охотно выполнять собственные обязанности. -
ой говорит о различных конфигурациях неприятия и способен являться началом для враждебности, тревожности, последующей депрессии, агрессивности, асоциального поведения - исключительно нетерпелив, помимо тех ситуаций, когда располагает в хорошем настроении; в некоторых случаях на приветствие может выражать гнев, злость или подозрительность и недоверчивость; весьма переменчив в эмоциональном поведении.
В минувшие годы психология младшего школьного возраста начала вызывать всё больший интерес. Разрабатываются трудности и проблемы:значимости кооперации со сверстниками (Г. А. Цукерман, В. В.Рубцов);[40; 224].
-
психического развития детей младшего школьного возраста (Е. Е.Кравцова и др.);
-анализа общественных ситуаций развития (О. А. Карабанова и др.) и
др.
Большая часть работ согласно проблеме развития межличностных
отношений детей приходится на социологические и преподавательские изучения (Дж. С. Брумер; В. И. Зыкова). В категорию дезадаптированных индивидов включают детей, испытывающих затруднения в общении со находящимися вокруг сверстниками или педагогами, т. е. с нарушением общественно-социальных контактов [11, с. 294].
По мнению психологов, именно в старшем школьном периоде формируются определенные основы нравственности, формируются конкретные отношения к самому себе, людям, и обществу [25].
Как правило, характер нравственных отношений, которые складываются у детей младшего школьного возраста в их повседневной учебно-практической и игровой деятельности, носит деловой или личностный оттенок. Отношение между умственно отсталыми (интеллектуальные нарушения) школьниками также отличаются рядом особенностей. Своеобразие эмоционально волевой сферы детей с нарушениями интеллекта отражается на формировании межличностных взаимоотношений в школьном