Файл: Формирование межличностных отношений со сверстниками у.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 394

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
притупляется понимание и восприятие др. личности в эмоциональном и ценностном отношении [28, с. 322].

Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. В эмоциональном существовании детей данного возраста, изменяется в первую очередь содержательная сторона переживаний. В случае, если дошкольнику доставляет радость то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., в таком случае, младшего школьника беспокоит главным образом то, что связано с учением, школой, педагогом. Его радует и одновременно волнует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет дальнейшее положительное отношение учащегося к учению. Следовательно, положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам по себе. Необходима

«окружающая ребенка атмосфера», внешнее педагогическое влияние и руководство [2].

Таким образом, межличностные отношения играют важную роль в формировании класса в целом, являются важным условием становления личности каждого ребенка, позволяют учителю дать верную и рациональную оценку возникшим отношениям учеников в классе, выявить их прогноз реакции друг на друга и тем самым корректировать отношения между детьми. Рассмотрев выше описанные разнообразные понятия межличностных отношений, мы определили, что это явление внутреннего мира и состояния людей, субъективно переживаемые связи между ними, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности.



    1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших


классов


Наиболее много изученной группой являются дети с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Такие дети – являются преобладающим контингентом школ, осуществляющих специальные коррекционные общеобразовательные программы.

Наиболее активное изучение групп детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) велось в 50- 70-е годы минувшего века, изучением этой проблемой занимались такие ученые как М. Г. Блюмина, Д. Н. Исаев, С. С. Корсаков, М. С. Певзнер, С. Я. Рубинштейн, Г. Е. Сухарева, и многие др.

У умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) младших школьников обнаруживается недостаточность в развитии всех высших психических функций, отсюда у каждого из обучающихся имеются определённые особенности в той или иной сфере познания. Однако особенности умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) детей, ограничивают получение информации из окружающего мира, приводят к нарушению средств общения, изменяют способы коммуникации, создают трудности для социальной адаптации. Поэтому коррекционно- педагогическая помощь в развитии навыков общения рассматривается многими учеными как необходимое условие осуществления специального образования и социокультурной адаптации младшего школьника с нарушением интеллектуального развития.

Особенности ощущения и восприятия.

Особенности восприятия и ощущений умственно отсталых

людей достаточно глубоко изучены советскими психологами И. М. Соловьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, Е. М Кудрявцева.

Определенные ощущения и восприятия создаются и формируются в замедленном темпе и с огромным количеством отличительных черт и недостатков. Данный ядерный признак, согласно мнению С. Я. Рубинштейн, оказывает воздействие на все психическое развитие умственно отсталых детей [6, с. 223].

По исследованию Т. Н Головиной, у детей с умственной отсталостью часто встречается снижение степени цветовой чувствительности. При этом ее дальнейшее развитие протекает крайне медленно.

В том числе и замедленность темпа восприятий у детей данной категории, сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. И. М. Соловьев отмечает, что при обозрении действительности дети с умственной отсталостью плохо усматривают связи и отношения между объектами [23].

Смотря на какой-либо предмет, умственно отсталый (интеллектуальными нарушениями) ребенок не испытывает интереса к рассмотрению его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах Отсутствие способности умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) детей всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, тем самым отвлекаясь от не совсем важных в данный момент ярких и привлекательных сторон

воспринимаемого.

Особенностивнимания.

Внимание, является основным психическим процессом, «питающим» все другие психические функции и виды деятельности.
Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления и воображения. Известно, что непосредственно от внимания зависят качество и результаты функционирования всей познавательной системы.

Вследствие недостаточного уровня развития внимания дети не улавливают в полной мере большее из того, о чем им сообщает учитель. У умственно отсталых школьников нередко наблюдается нарушение переносимости внимания, т. е. расстройство перехода от одной деятельности к другой. У них также снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. К примеру, они, не могут сразу выполнят два задания: рисовать и рассказывать стихотворение.

  • преобладание непроизвольного внимания;

  • отвлекаемость;

  • малая устойчивость внимания (младшие школьники 10-20мин.);

  • затруднено переключение и распределение внимания;

  • развитие произвольного внимания;

  • индивидуальные варианты внимания.

Таким образом, случайное внимание у умственно отсталых школьников не преднамеренно. Оно нестойкое, с легкостью истощается, обосновывается высокой отвлекаемостью и требует огромных усилий для фиксации.

Особенностипамяти.

Обучение умственно отсталых детей по большей части основывается на процессы памяти. Память, состоит из запечатления, сохранения и воспроизведения необходимой информации. Как правило выделяют несколько видов памяти, а именно: вербальную, зрительную (визуальную) и моторную.

Объем запоминаемого обучающимися материала значительно меньше, чем непосредственно у их нормально развивающихся сверстников. Все новое
усваивают весьма в замедленном темпе, после многочисленных повторений, быстро забывают воспринятое, а главное не умеют вовремя воспользоваться полученными познаниями и навыками на практике.

Умственно отсталые (интеллектуальные нарушения) обучающиеся как правило пользуются непреднамеренным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется на первый взгляд увлекательным. Стремясь усвоить, они не вникают в саму суть материала. По этой самой причине намеренное запоминание у них вызывает трудности и не облегчает задачу.

Уясним что память умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) школьников непрочная в плане запоминания, быстротой забывания, определенной неточностью воспроизведения. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. Механическая память может неплохо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений.

Особенностимышления.

Мышление это своего рода высшая форма познания действительности. А также это обобщенное и опосредованное речью познание действительности.

Из-за дефектов восприятия у ребенка имеется крайне маленький запас представлений.

Для умственно отсталых школьников свойственно применение наглядно-действенной формы мышления. Но их усложняет решение даже простых вопросов и задач, таких как объединение разрезанного на части хорошо знакомого изображения объекта, выбор

геометрической фигуры соответствующей углублению «почтовый ящик» ит.п. Дети выполняют такие задания с большим трудом, с большим количеством ошибок,