Файл: Формирование межличностных отношений со сверстниками у.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 391

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов по методике «Рукавички»



Из рисунка 3 мы видим, что наличие положительной тенденции факторов в экспериментальной группе детей, отмечается по всем отслеженным показателям, причем, по третьему на 100%.

Деятельность детей характеризовалась достаточной целенаправленностью и полной осознанностью, детьми предпринимались самостоятельные попытки планировать свои действия в соответствии с определенным замыслом.

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментального исследования показал следующее:


70%

65%











60%











50%











40%











30%








25%


20%















10%






Рис. 4. Показатели Уровня навыка сотрудничества в совместной работе на контрольном этапе психологического эксперимента.
По результатам данных диагностик можно сделать вывод: что дети, экспериментальной группы обладают большим спектром социальных контактов друг с другом и выработали весьма адекватные модели поведения в окружающей их среде сверстников.

Исходя их 100% коэффициента и количества восьми человек, где 2 на
находятся на больничном, получаем данные – 16,6% на одного человека. Таким образом, нам видно, что при анализирование первичной диагностики сформированности коммуникативного компонента УУД по методике Г. А. Цукерман «Рукавички» на высоком уровне оказалось два человека, что составляет 25%, а на среднем и низком уровне – 4 человек, что составляет 65%.

Необходимо предложить следующие рекомендации:

Рекомендации по коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения):

  1. Установить дружескую, благоприятную атмосферу, на доверительном уровне среди детей.

  2. Последующее развитие коммуникативных навыков общения.

  3. Создание определённых ситуаций для творческого самовыражения в процессе коммуникативной деятельности.

  4. Своевременное раскрытие положительных качеств и черт детей.

  5. Воспитание активного интереса к окружающим сверстникам.

  6. Образование спокойной, дружелюбной обстановки.

  7. Никогда не следует вести обсуждение о проблемах ребенка в его присутствии.

  8. Необходимо выявить и развить у детей положительные качества.

  9. Поднять заниженную самооценку, улучшить их положение в системе межличностных отношений.

Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.

По результатам анализа по методике «Рукавички», выявлено, что с обучающимися не в коем случае

нельзя прекращать, а даже наоборот, следует чаще проводить коррекционные мероприятия по формированию межличностных отношений у умственно отсталых младших школьников. Так же формировать умения адекватно воспринимать и реагировать на критику окружающих людей. Также в этой главе попыталась разработать рекомендации для учителей и родителей по коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Социальные отношения в младшем школьном возрасте наиболее расширяются и разграничиваются. В процессе межличностного взаимодействия дети не только изучая друг друга, но и изучая в первую очередь самих себя, создавая свой индивидуальный образ как отражение, образов других людей.

Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Исследования и экспериментально-опытные изучения предоставляют всевозможные материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, а другие остаются сравнительно неповрежденными. Этим в определенной мере обусловлены существующие между детьми личностные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личной сфере.

Дети младшего школьного возраста, все чаще развивают в себе стремление на все без исключения иметь свою собственную точку зрения.

Структура психики умственной отсталости (интеллектуальные нарушения) ребенка крайне непроста и многогранна. Первичный дефект в дальнейшем приводит
к появлению многих др. вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо выявляется в самых всевозможных его проявлениях. Также следует, что вместе с недостатками таким детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит некой опорой, обеспечивающей сложный процесс дальнейшего развития. Имеет место несоответствие самооценки ребенка с его положением в коллективе, так переоценивают свое положение в классе в

основном не контактные, ограниченные в общении дети. Не соответствие самооценки корректируется с уровнем интеллекта ребенка.

Все исследования в сфере специальной психологии и педагогики (Т. Е. Конникова, Т. А. Мальковская) показали, что определённое наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) школьников негативно влияет на последующее развитие межличностного общения, приводя тем самым к весьма значимым недостаткам в создании представлений об окружающих людях и в дальнейшем установлении полноценных контактов с ними.

Будет весьма правильно и целесообразно систематически анализировать динамику межличностных отношений в классах, знать и развивать самооценку ребенка с помощью оценки его деятельности, и отношений.

Констатирующий эксперимент проведенного исследования показал, что дети имеют достаточно низкий социометрический статус, эмоционально- психологический климат снижен, отмечается высокий уровень конфликтности, доминирование в группе сверстников
, наличие дружеского отношения заметно ниже всех норм.

Существует потребность систематически направлять усилия на разработку оптимальных средств, рациональных методов и приемов педагогического руководства, способствующих позитивному решению указанных вопросов.

Своевременная реализация коррекционной программы способствует преодолению недостатков эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формированию правильной оценки окружающих и самих себя, регулированию собственного поведения в общении, что способствует социальной адаптации младших школьников с нарушением интеллектуального развития.

Уровень межличностных отношений у младших школьников можно повысить, используя в работе педагога различные игры и упражнения, которые развивают навыки сотрудничества, формируют положительный климат в коллективе.

На основе полученных данных можно отметить, что после реализации программы по развитию детей младшего дошкольного возраста, результаты детей улучшились.

Предложенная программа по развитию зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста является эффективной.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия [Текст] : теоретические подходы / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. 2011. − 75 с.

  2. Астрейко, П. П. Временная организация «образа Я» младших детей с умственной отсталостью [Текст] / П. П. Астрейко // Психологическая наука и образование. – 2009. №1. – С. 24-31.

  3. Баландина, Л. Л. Межличностные отношения и личность детей младшего школьного возраста [Текст] // Фундаментальные исследования. — 2014. 5. С. 34-37.

  4. Битянова, М. Р. Как измерить отношения в классе : социометрический метод в школьной практике [Текст] / М. Р. Битянова. – Москва : Чистые пруды, 2005.

  5. Бондаренко, М. А. Исследование межличностных отношений в отечественной психологии [Текст] // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2013. №4. С. 140-151.

  6. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / Н. В. Бордовская. – М., 2011. – 432 с.

  7. Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого- педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников [Текст] / С. Ю. Бородулина. – Ростов на Дону : Феникс, 2004. – 352 с.

  8. Бочарова, А. Н. Актуальные проблемы современной психологии и педагогики: опыт, инновации, перспективы [Текст] / А. Н. Бочарова // Материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции международным участием). – Пермь, 2011. – С. 191-193.

  9. Брюхова, А. А. Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у младших дошкольников [Текст] /А. А. Брюхова