Файл: Формирование межличностных отношений со сверстниками у.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 391
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рис. 1. Психолого-возрастные особенности младшего школьника
Рис. 2. Основные особенности взаимоотношений младшего школьника
Контингент обучающихся принявших участие в эксперименте
Результаты обследование 1 пары обучающихся
Результаты обследования 2 пары обучающихся
Результаты обследования 3 пары обучающихся
Данные по методике «Рукавички»
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов по методике «Рукавички»
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов по методике «Рукавички»
Из рисунка 3 мы видим, что наличие положительной тенденции факторов в экспериментальной группе детей, отмечается по всем отслеженным показателям, причем, по третьему на 100%.
Деятельность детей характеризовалась достаточной целенаправленностью и полной осознанностью, детьми предпринимались самостоятельные попытки планировать свои действия в соответствии с определенным замыслом.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментального исследования показал следующее:
70% | 65% | | | | ||
60% | | | | |||
50% | | | | |||
40% | | | | |||
30% | | | 25% | |||
20% | | | | | 10% | |
Рис. 4. Показатели Уровня навыка сотрудничества в совместной работе на контрольном этапе психологического эксперимента.
По результатам данных диагностик можно сделать вывод: что дети, экспериментальной группы обладают большим спектром социальных контактов друг с другом и выработали весьма адекватные модели поведения в окружающей их среде сверстников.
Исходя их 100% коэффициента и количества восьми человек, где 2 на
находятся на больничном, получаем данные – 16,6% на одного человека. Таким образом, нам видно, что при анализирование первичной диагностики сформированности коммуникативного компонента УУД по методике Г. А. Цукерман «Рукавички» на высоком уровне оказалось два человека, что составляет 25%, а на среднем и низком уровне – 4 человек, что составляет 65%.
Необходимо предложить следующие рекомендации:
Рекомендации по коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения):
-
Установить дружескую, благоприятную атмосферу, на доверительном уровне среди детей. -
Последующее развитие коммуникативных навыков общения. -
Создание определённых ситуаций для творческого самовыражения в процессе коммуникативной деятельности. -
Своевременное раскрытие положительных качеств и черт детей. -
Воспитание активного интереса к окружающим сверстникам. -
Образование спокойной, дружелюбной обстановки. -
Никогда не следует вести обсуждение о проблемах ребенка в его присутствии. -
Необходимо выявить и развить у детей положительные качества. -
Поднять заниженную самооценку, улучшить их положение в системе межличностных отношений.
Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.
По результатам анализа по методике «Рукавички», выявлено, что с обучающимися не в коем случае
нельзя прекращать, а даже наоборот, следует чаще проводить коррекционные мероприятия по формированию межличностных отношений у умственно отсталых младших школьников. Так же формировать умения адекватно воспринимать и реагировать на критику окружающих людей. Также в этой главе попыталась разработать рекомендации для учителей и родителей по коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальные отношения в младшем школьном возрасте наиболее расширяются и разграничиваются. В процессе межличностного взаимодействия дети не только изучая друг друга, но и изучая в первую очередь самих себя, создавая свой индивидуальный образ как отражение, образов других людей.
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Исследования и экспериментально-опытные изучения предоставляют всевозможные материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, а другие – остаются сравнительно неповрежденными. Этим в определенной мере обусловлены существующие между детьми личностные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личной сфере.
Дети младшего школьного возраста, все чаще развивают в себе стремление на все без исключения иметь свою собственную точку зрения.
Структура психики умственной отсталости (интеллектуальные нарушения) ребенка крайне непроста и многогранна. Первичный дефект в дальнейшем приводит
к появлению многих др. вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо выявляется в самых всевозможных его проявлениях. Также следует, что вместе с недостатками таким детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит некой опорой, обеспечивающей сложный процесс дальнейшего развития. Имеет место несоответствие самооценки ребенка с его положением в коллективе, так переоценивают свое положение в классе в
основном не контактные, ограниченные в общении дети. Не соответствие самооценки корректируется с уровнем интеллекта ребенка.
Все исследования в сфере специальной психологии и педагогики (Т. Е. Конникова, Т. А. Мальковская) показали, что определённое наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) школьников негативно влияет на последующее развитие межличностного общения, приводя тем самым к весьма значимым недостаткам в создании представлений об окружающих людях и в дальнейшем установлении полноценных контактов с ними.
Будет весьма правильно и целесообразно систематически анализировать динамику межличностных отношений в классах, знать и развивать самооценку ребенка с помощью оценки его деятельности, и отношений.
Констатирующий эксперимент проведенного исследования показал, что дети имеют достаточно низкий социометрический статус, эмоционально- психологический климат снижен, отмечается высокий уровень конфликтности, доминирование в группе сверстников
, наличие дружеского отношения заметно ниже всех норм.
Существует потребность систематически направлять усилия на разработку оптимальных средств, рациональных методов и приемов педагогического руководства, способствующих позитивному решению указанных вопросов.
Своевременная реализация коррекционной программы способствует преодолению недостатков эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формированию правильной оценки окружающих и самих себя, регулированию собственного поведения в общении, что способствует социальной адаптации младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Уровень межличностных отношений у младших школьников можно повысить, используя в работе педагога различные игры и упражнения, которые развивают навыки сотрудничества, формируют положительный климат в коллективе.
На основе полученных данных можно отметить, что после реализации программы по развитию детей младшего дошкольного возраста, результаты детей улучшились.
Предложенная программа по развитию зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста является эффективной.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
-
Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия [Текст] : теоретические подходы / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. – 2011. − 75 с. -
Астрейко, П. П. Временная организация «образа Я» младших детей с умственной отсталостью [Текст] / П. П. Астрейко // Психологическая наука и образование. – 2009. – №1. – С. 24-31. -
Баландина, Л. Л. Межличностные отношения и личность детей младшего школьного возраста [Текст] // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 5. — С. 34-37. -
Битянова, М. Р. Как измерить отношения в классе : социометрический метод в школьной практике [Текст] / М. Р. Битянова. – Москва : Чистые пруды, 2005. -
Бондаренко, М. А. Исследование межличностных отношений в отечественной психологии [Текст] // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2013. − №4. − С. 140-151. -
Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / Н. В. Бордовская. – М., 2011. – 432 с. -
Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого- педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников [Текст] / С. Ю. Бородулина. – Ростов на Дону : Феникс, 2004. – 352 с. -
Бочарова, А. Н. Актуальные проблемы современной психологии и педагогики: опыт, инновации, перспективы [Текст] / А. Н. Бочарова // Материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции (с международным участием). – Пермь, 2011. – С. 191-193. -
Брюхова, А. А. Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у младших дошкольников [Текст] /А. А. Брюхова