Файл: Формирование межличностных отношений со сверстниками у.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 390
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рис. 1. Психолого-возрастные особенности младшего школьника
Рис. 2. Основные особенности взаимоотношений младшего школьника
Контингент обучающихся принявших участие в эксперименте
Результаты обследование 1 пары обучающихся
Результаты обследования 2 пары обучающихся
Результаты обследования 3 пары обучающихся
Данные по методике «Рукавички»
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов по методике «Рукавички»
педагога к обучающимся и настроить на дальнейшее взаимодействие. При первом предложении поиграть некоторые дети отказывались, но буквально через несколько минут заинтересовывались играми и стали принимать активное участие.
На 2-ом занятии проводились игры: «Ипподром», «Огурчики- помидорчики», и др. Целью этого занятия было направлено на возможность ребенка раскрыться в положительном эмоциональном настрое.
На 3-ем занятии использовались изобразительные игры, в которых обучающиеся получают задание, используя только мимику, изобразить некоторый предмет («Отгадай вещь»), животное («Изобрази животное»), эмоциональное состояние («Отгадай эмоцию»). Эти игры дают возможность обучающимся показать свои возможности в эмоциональном состоянии. Благодаря этим играм обучающиеся учатся адекватно реагировать на яркую реакцию своих сверстников в виде смеха, над собой.
На 4-ом занятии обучающимся были предложены сюжетно-ролевые игры «День рождения», «Магазин». Обучающиеся создавали и апробировали многочисленные образы так называемых «формальных», этикетных высказываний: поздравлений ко дню рождения, словесно вручали подарки или цветы; инсценировали продажу и покупки товаров. На занятиях все обучающиеся должны принимать активное участие как в показе, так и в обсуждении увиденного.
На 5-ом занятии обучающимся было предложено коллективное конструирование «Что нам стоит дом построить?». Цель этого занятия была обучить навыкам коллективной самоорганизации. На этом занятии даже самые
пассивные обучающиеся быстро втянулись в атмосферу всеобщей работы. В процессе игровой психокоррекции были использованы разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют
взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, а также направлены на совершенствование операциональной стороны игровой деятельности детей, на опознавание детьми своего места в группе сверстников [40].
На 6-ом занятии проводилась коллективная игра «Болото». Цель этого занятия была в оказании помощи и поддержке друг друга. На этом занятии все обучающиеся показали свое ответственное отношение к выполнению задания. Продемонстрировали умение работать в группе и в оказании помощи одноклассникам.
Таким образом, данные коррекционные мероприятия позволили выявить у умственно отсталых обучающихся умения работать в группе, оказывать посильную помощь, эмоционально мотивировать одноклассников. Так же коррекционные мероприятия помогла обучающимся вызвать положительные эмоции, уметь шутить и адекватно реагировать на шутки одноклассников.
(интеллектуальными нарушениями) младших классов
Для оценки эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы, нами был проведен контрольный эксперимент, в котором
были использованы диагностические методики констатирующего эксперимента и выявлена динамика формирования навыков сотрудничества. Процедура изучения уровней сформированности исследовательских способностей младших школьников по каждому из компонентов аналогична
констатирующему этапу эксперимента.
Необходимо повториться, что методика «Рукавички» позволяет выявить уровень инициативы ребенка в организации условий рефлексивного взаимодействия с преподавателем и способность вступать в отношения со взрослыми и сверстниками.
Данные по проведенной методике занесены в таблицу 5.
Таблица5
Анализируя данные предоставленные в таблице можно сделать вывод, что большинство учащихся в классе умеют слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, правильно выражать собственные мысли, уметь оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как непосредственно с учителем, так и друг с другом.
Рассмотрим особенности
взаимоотношений детей со сверстниками в совместной деятельности. (методика «Рукавичка»): результаты методики
«Рукавички»
На 2-ом занятии проводились игры: «Ипподром», «Огурчики- помидорчики», и др. Целью этого занятия было направлено на возможность ребенка раскрыться в положительном эмоциональном настрое.
На 3-ем занятии использовались изобразительные игры, в которых обучающиеся получают задание, используя только мимику, изобразить некоторый предмет («Отгадай вещь»), животное («Изобрази животное»), эмоциональное состояние («Отгадай эмоцию»). Эти игры дают возможность обучающимся показать свои возможности в эмоциональном состоянии. Благодаря этим играм обучающиеся учатся адекватно реагировать на яркую реакцию своих сверстников в виде смеха, над собой.
На 4-ом занятии обучающимся были предложены сюжетно-ролевые игры «День рождения», «Магазин». Обучающиеся создавали и апробировали многочисленные образы так называемых «формальных», этикетных высказываний: поздравлений ко дню рождения, словесно вручали подарки или цветы; инсценировали продажу и покупки товаров. На занятиях все обучающиеся должны принимать активное участие как в показе, так и в обсуждении увиденного.
На 5-ом занятии обучающимся было предложено коллективное конструирование «Что нам стоит дом построить?». Цель этого занятия была обучить навыкам коллективной самоорганизации. На этом занятии даже самые
пассивные обучающиеся быстро втянулись в атмосферу всеобщей работы. В процессе игровой психокоррекции были использованы разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют
взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, а также направлены на совершенствование операциональной стороны игровой деятельности детей, на опознавание детьми своего места в группе сверстников [40].
На 6-ом занятии проводилась коллективная игра «Болото». Цель этого занятия была в оказании помощи и поддержке друг друга. На этом занятии все обучающиеся показали свое ответственное отношение к выполнению задания. Продемонстрировали умение работать в группе и в оказании помощи одноклассникам.
Таким образом, данные коррекционные мероприятия позволили выявить у умственно отсталых обучающихся умения работать в группе, оказывать посильную помощь, эмоционально мотивировать одноклассников. Так же коррекционные мероприятия помогла обучающимся вызвать положительные эмоции, уметь шутить и адекватно реагировать на шутки одноклассников.
-
Анализ результатов контрольного эксперимента по изучению межличностных отношений у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) младших классов
Для оценки эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы, нами был проведен контрольный эксперимент, в котором
были использованы диагностические методики констатирующего эксперимента и выявлена динамика формирования навыков сотрудничества. Процедура изучения уровней сформированности исследовательских способностей младших школьников по каждому из компонентов аналогична
констатирующему этапу эксперимента.
Необходимо повториться, что методика «Рукавички» позволяет выявить уровень инициативы ребенка в организации условий рефлексивного взаимодействия с преподавателем и способность вступать в отношения со взрослыми и сверстниками.
Данные по проведенной методике занесены в таблицу 5.
Таблица5
Данные по методике «Рукавички»
Пары | Наблюдения | Уровень | ||||
Продуктивность совместной деятельности | Умение договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д. | Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности | Взаимопомощь по ходу процесса | Эмоциональное отношение к совместной деятельности | ||
Артём А. и Сергей Ж. | + | - | - | + | отрицател ьное | С |
Иван К. и Алена Б. | + | + | + | - | нейтральн ое | С |
Ксения Б. и Елена П. | + | + | + | + | положите льное | В |
Анализируя данные предоставленные в таблице можно сделать вывод, что большинство учащихся в классе умеют слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, правильно выражать собственные мысли, уметь оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как непосредственно с учителем, так и друг с другом.
Рассмотрим особенности
взаимоотношений детей со сверстниками в совместной деятельности. (методика «Рукавичка»): результаты методики
«Рукавички»
| | | | | | | | | ||
63% 56% 56% | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | ||
35% | | | ||||||||
15% | | 30% | | | | | | | | |
2% 5% | | | | | | | | | | |