Файл: Формирование межличностных отношений со сверстниками у.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 393
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рис. 1. Психолого-возрастные особенности младшего школьника
Рис. 2. Основные особенности взаимоотношений младшего школьника
Контингент обучающихся принявших участие в эксперименте
Результаты обследование 1 пары обучающихся
Результаты обследования 2 пары обучающихся
Результаты обследования 3 пары обучающихся
Данные по методике «Рукавички»
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов по методике «Рукавички»
возрасте. Высокая реактивность, возбудимость нервной системы детей, бурные, болезненные, и неадекватные реакции на малейшие средовые раздражители приводят к частым конфликтным ситуациям [31, с. 159].
Известно, что при умственной отсталости (интеллектуальные нарушения) игровая деятельность недостаточно развита. Однако, как показывают наблюдения, эмоционально-чувственная природа не оставляет равнодушным такого ребенка. В итоге, на игровой базе, авторы выстроили
ряд этапов, первым из которых было формирование у детей нравственных представлений, вторым – совместная деятельность, и последним – собственно исследования важных для формирования межличностных отношений параметров, таких, как эмоциональная удовлетворенностью в общении, оценочные суждения учеников друг о друге, характер самооценки. Одновременно рассматривалась зависимость социального статуса обучающихся с особенностями их высшей нервной деятельности со стороны уравновешенности нервных процессов (по М. С. Певзнер).
Наблюдения В. А. Варянена [4] подтверждают, что подростки с легкой степенью умственной отсталости часто не понимают своего места в социальной группе. Недостаточность понимания своего положения в коллективе связываются с нарушением познавательных процессов, что в свою очередь, ведет к неадекватному оцениванию собственных возможностей, снижению критики (Л. В. Занков, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, М. С. Певзнер, М. П. Кононова).
Таким образом, анализ литературы, позволил выделить следующие особенности
умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) детей, влияющие на формирование межличностных отношений:
К поведенческому компоненту относится:
Эмоциональный компонент отличается:
Когнитивный компонент включает в себя:
Исследования В. А. Варянена показали, что существует 4 уровня в развитии межличностных отношений: в I-III классах дети ориентируются главным образом на оценку учителя и по этому принципу делают свой выбор. У большинства
учеников I-II классов вспомогательной школы отсутствует понимание своего положения в классном коллективе. В IV-V классах проявляется завышенная самооценка, снижение критичности, но, в то же время, большее стремление к самостоятельному выбору, однако структура коллектива еще очень подвижна, дети при выборе опираются на случайные факторы. В VI VII классах происходит развитие реалистической самооценки, критичности, оформляется структура коллектива, а также расширяется круг общения детей; в VIII-IX классах стабилизируется структура коллектива. Умственно отсталые (интеллектуальные нарушения) школьники готовы «простить» своему однокласснику слабую успеваемость, а также и какой-либо физический недостаток, если черты его характера привлекательны.
Анализ диагностических материалов В. А. Варянена показывает, что с возрастом оценка учащимися своего положения в коллективе делается более правильной. В 12-13 лет более или менее адекватной оценки не наблюдается, но у 14-16-летних обучающихся уже заметно продвижение в развитии самооценки и пониманию своего социального статуса. Девочки опережают мальчиков в развитии самооценки на 1-2 года, и к концу обучения девочки правильнее оценивают свое положение в коллективе.
.
Ряд описанных в литературе предпосылок к формированию межличностных отношений, как незрелость мотивационно-потребностной сферы, недифференцированность проявления и распознания эмоций, нарушение познавательной сферы (в частности, понимания нюансов поведения других людей), узкий круг интересов в результате слабой познавательной активности, узкий арсенал средств общения затрудняют адекватное формирование межличностных отношений у умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) старших школьников.
Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью по данным исследований Д. М. Маллаева, О. П.Омаровой, О. А. Бажуковой так же большую часть времени проводят в контактах со сверстниками (более 56 %), при непродолжительном сравнительно с нормально развивающимися
сверстниками времени взаимодействии.
В психокоррекционную программу необходимо включить 4 звена: педагог, младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью, их нормально развивающиеся сверстники и сфера взаимодействия всех субъектов образовательных отношений [9, с. 140].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Межличностные отношения − это объективно переживаемые, в различной степени осознаваемые связи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их определенные психологические особенности. Межличностные связи в некоторых случаях называют
экспрессивными, подчеркивающими их непосредственную эмоциональную содержательность. Дети младшего школьного возраста формируют в себе такое незаменимое качество, как стремление на все иметь свою точку зрения. Именно в этом возрасте складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, хорошего дня или плохого, а приобретает стабильный характер. Социальный мир становится для ребенка шире и разнообразнее, отношения глубже, а их содержание чувственнее и интереснее.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
формированию межличностных отношений
Работа проводилась на базе Государственного Казенного Общеобразовательного Учреждения Свердловской Области «Полевская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Школа основана в 1962 году. Вначале она располагалась в ближайшем поселке Зюзельский. В 70-е годы основной корпус был переведен в город Полевской. Изначально школа была направлена на работу с У.О. детьми. Здание школы состоит из двух корпусов: учебный и спальный. В учебном корпусе находятся кабинет ЛФК, спортивный зал, кабинетом психолога, трудовые мастерские, специализирующиеся по таким обучающим профилям, как: столярное и швейное дело, штукатурно- малярное дело, младший обслуживающий персонал, цветоводство и декоративное садоводство. Материально - техническое оснащение
Известно, что при умственной отсталости (интеллектуальные нарушения) игровая деятельность недостаточно развита. Однако, как показывают наблюдения, эмоционально-чувственная природа не оставляет равнодушным такого ребенка. В итоге, на игровой базе, авторы выстроили
ряд этапов, первым из которых было формирование у детей нравственных представлений, вторым – совместная деятельность, и последним – собственно исследования важных для формирования межличностных отношений параметров, таких, как эмоциональная удовлетворенностью в общении, оценочные суждения учеников друг о друге, характер самооценки. Одновременно рассматривалась зависимость социального статуса обучающихся с особенностями их высшей нервной деятельности со стороны уравновешенности нервных процессов (по М. С. Певзнер).
Наблюдения В. А. Варянена [4] подтверждают, что подростки с легкой степенью умственной отсталости часто не понимают своего места в социальной группе. Недостаточность понимания своего положения в коллективе связываются с нарушением познавательных процессов, что в свою очередь, ведет к неадекватному оцениванию собственных возможностей, снижению критики (Л. В. Занков, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, М. С. Певзнер, М. П. Кононова).
Таким образом, анализ литературы, позволил выделить следующие особенности
умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) детей, влияющие на формирование межличностных отношений:
К поведенческому компоненту относится:
-
малый запас мимики, неопределенность жестикуляции; -
не достаточное количество словарного запаса, эмоционально – экспрессивных особенностей речи, отсутствие выразительности речи, заметное затруднение в использовании прилагательных, характеризующих душевное состояние; -
затруднение в планировании и последующей организации совместной деятельности.
Эмоциональный компонент отличается:
-
характерным сочетанием «огрубения» переживаний с ранимостью; -
тенденцией к конфликтности некоторых детей с преобладанием процессов возбуждения, с повышенной утомляемостью.
Когнитивный компонент включает в себя:
-
недостаточность понимания эмоциональных состояний другого по экспрессии лица, выразительности речи; -
неадекватность самооценке, что влияет на поведение ребенка и отношение его к другим детям; -
некритичный подход к своему социальному статусу в классе; -
ориентировка на случайные признаки при выборе друга или лидера группы.
Исследования В. А. Варянена показали, что существует 4 уровня в развитии межличностных отношений: в I-III классах дети ориентируются главным образом на оценку учителя и по этому принципу делают свой выбор. У большинства
учеников I-II классов вспомогательной школы отсутствует понимание своего положения в классном коллективе. В IV-V классах проявляется завышенная самооценка, снижение критичности, но, в то же время, большее стремление к самостоятельному выбору, однако структура коллектива еще очень подвижна, дети при выборе опираются на случайные факторы. В VI VII классах происходит развитие реалистической самооценки, критичности, оформляется структура коллектива, а также расширяется круг общения детей; в VIII-IX классах стабилизируется структура коллектива. Умственно отсталые (интеллектуальные нарушения) школьники готовы «простить» своему однокласснику слабую успеваемость, а также и какой-либо физический недостаток, если черты его характера привлекательны.
Анализ диагностических материалов В. А. Варянена показывает, что с возрастом оценка учащимися своего положения в коллективе делается более правильной. В 12-13 лет более или менее адекватной оценки не наблюдается, но у 14-16-летних обучающихся уже заметно продвижение в развитии самооценки и пониманию своего социального статуса. Девочки опережают мальчиков в развитии самооценки на 1-2 года, и к концу обучения девочки правильнее оценивают свое положение в коллективе.
.
Рис. 2. Основные особенности взаимоотношений младшего школьника
Ряд описанных в литературе предпосылок к формированию межличностных отношений, как незрелость мотивационно-потребностной сферы, недифференцированность проявления и распознания эмоций, нарушение познавательной сферы (в частности, понимания нюансов поведения других людей), узкий круг интересов в результате слабой познавательной активности, узкий арсенал средств общения затрудняют адекватное формирование межличностных отношений у умственно отсталых (интеллектуальные нарушения) старших школьников.
Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью по данным исследований Д. М. Маллаева, О. П.Омаровой, О. А. Бажуковой так же большую часть времени проводят в контактах со сверстниками (более 56 %), при непродолжительном сравнительно с нормально развивающимися
сверстниками времени взаимодействии.
В психокоррекционную программу необходимо включить 4 звена: педагог, младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью, их нормально развивающиеся сверстники и сфера взаимодействия всех субъектов образовательных отношений [9, с. 140].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Межличностные отношения − это объективно переживаемые, в различной степени осознаваемые связи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их определенные психологические особенности. Межличностные связи в некоторых случаях называют
экспрессивными, подчеркивающими их непосредственную эмоциональную содержательность. Дети младшего школьного возраста формируют в себе такое незаменимое качество, как стремление на все иметь свою точку зрения. Именно в этом возрасте складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, хорошего дня или плохого, а приобретает стабильный характер. Социальный мир становится для ребенка шире и разнообразнее, отношения глубже, а их содержание чувственнее и интереснее.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
-
База исследования и характеристика контингента обучающихся, принявших участие в экспериментальном исследовании по
формированию межличностных отношений
Работа проводилась на базе Государственного Казенного Общеобразовательного Учреждения Свердловской Области «Полевская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Школа основана в 1962 году. Вначале она располагалась в ближайшем поселке Зюзельский. В 70-е годы основной корпус был переведен в город Полевской. Изначально школа была направлена на работу с У.О. детьми. Здание школы состоит из двух корпусов: учебный и спальный. В учебном корпусе находятся кабинет ЛФК, спортивный зал, кабинетом психолога, трудовые мастерские, специализирующиеся по таким обучающим профилям, как: столярное и швейное дело, штукатурно- малярное дело, младший обслуживающий персонал, цветоводство и декоративное садоводство. Материально - техническое оснащение