Файл: Формирование межличностных отношений со сверстниками у.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 388
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рис. 1. Психолого-возрастные особенности младшего школьника
Рис. 2. Основные особенности взаимоотношений младшего школьника
Контингент обучающихся принявших участие в эксперименте
Результаты обследование 1 пары обучающихся
Результаты обследования 2 пары обучающихся
Результаты обследования 3 пары обучающихся
Данные по методике «Рукавички»
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов по методике «Рукавички»
необходимость в оказании помощи и большего внимания каждому воспитаннику коррекционной группы, помогать им развивать в себе позитивное расположение по отношению к окружающим их старшим и детям, а также формировать определённые привычки, позволяющие в перспективе хорошо заботиться о себе и о находящихся вокруг [15, 83]. Немало важно, что для того чтобы достичь лучших результатов, педагогам необходимо знать и изучить адаптационные способности детей с отклонениями в развитии.
Данная, выпускная квалификационная работа состоит из введения;3 глав; заключения, списка источников и литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УМСТЕВННО ОТСТАЛЫХ
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Психическое развитие школьников - является одной из главных проблем современной психологии детства. Так как именно в этот временной период, все большее значение для развития ребенка приобретает его непосредственное общение со сверстниками. В таком общении у ребёнка стремительно формируется познавательная предметная деятельность, и плюс ко всему появляются уникальные способности межличностного общения и высоконравственного поведения.
Изучение этого вопроса имеет как научное значение, так и практический интерес, потому что оно всецело направлено на решение огромного количества педагогических и психологических вопросов, которые напрямую связанны с проведением эффективного процесса обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
Для начала, давайте определим, что подразумевает, такое
понятие как
«межличностные отношения»?
Под термин, межличностные отношения, считается обоюдная связь между людьми и группами людей, появляющаяся в результате совместной деятельности для общей цели, и проявляющаяся во взаимном психологическом влиянии участников данного процесса. В их основе между взаимодействующими людьми лежит огромное количество эмоционального
состояния и психологических особенностей [4]. Следовательно, общаясь с окружающими людьми будь то взрослые или сверстники, существует некая закономерность, оказывая определённое внимание на посторонние эмоции и поведение людей, взамен мы всегда получаем лишь ответное влияние [38]. В отличие от деловых отношений, межличностные связи иногда называют экспрессивными и эмоциональными. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая черта – это сформированная эмоциональная основа. Всё сказанное лишь означает, что межличностные отношения появляются и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Однако, если мы посмотрим толкование в словаре C. И. Ожегова, то найдем следующее значение словосочетания, а именно «Межличностные отношения» - «отношения, складывающиеся между людьми, умение работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле часто сопровождающиеся выражением эмоций».
Тема межличностных отношений рассматривается в работах Г. С. Абрамовой, А. А Бодалева, Я. Л. Коломинского,
Л. Д Столяренко, Е. И Рогова, Дж. Морено и др. [9, с.141].
В некотором числе случаев межличностные отношения людей, обозначаемое как общение, довольно часто, оказывается вовлеченным в деятельность и выступает определённым условием ее выполнения. Так, как без общения между людьми, не может быть коллективного труда, учебной деятельности, искусства, игры, функционирования средств массовой информации. Как известно, тот вид деятельности, которую общение обслуживает, неизменно налагает свою печать на содержание, форму, и течение всего процесса общения, между исполнителями конкретной деятельности.
Межличностные отношения – являются комплексом связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
К примеру, Е. В. Андриенко под межличностными отношениями подразумевает уникальную, своего рода неповторимую общественную систему, центром которой является непосредственно сам человек, его потребности в чем-либо и мотивы, преобладающие личные особенности, социальные свойства, цели и характерные стандарты поведения [40, с. 160].
А, к примеру, А. Г. Смирнов указывает, что межличностные отношения определяют положение человека в группе или же коллективе. Именно от того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворённость или же наоборот неудовлетворённость человеком пребыванием в данной группе. От них зависит сплочённость группы, коллектива, способность решать
поставленные задачи [9, с. 142].
Рассмотрим, что же включают в себя межличностные отношения: 1.Это определённое восприятие и понимание между людьми;
Структура межличностных отношений состоит из 3 элементов: 1.Когнитивный (информационный) элемент предполагает понимание и
осознание информации, задействованной в межличностных отношениях.
«Это, в первую очередь положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность и проблематичность состояний (изнутри личностная, межличностная), эмоциональная восприимчивость, удовлетворенность собой, партнером, деятельностью»
Одним из явлений межличностных отношений, акцентируют и выделяют такие взаимоотношения, как: личностно важное образное, эмоционально-чувственное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое предполагает собой их внутреннее душевное состояние.
Межличностные отношения детей в классном коллективе – это модель осуществления общественно-социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для непосредственного сплочения всех детей. В коллективе у младшего школьника реализуется необходимость в общественном соответствии: стремление соответствовать
социальным условиям, осуществлять принципы общественной жизни, являться и быть общественно полноценным. Это стимулирует ребенка проявлять интерес к сверстникам, находить друзей. Младший школьник стремится к осуществлению надлежащих норм, которые предлагают ему взрослые, у него велико стремление к положительным оценкам и одобрению взрослым [9, с. 161].
Детский коллектив достаточно стремительно создает и развивает межличностные отношения. Общаясь со своими сверстниками, младший школьник получает индивидуальный навык взаимоотношений в обществе, а также способность понимать одноклассников, формируя такие качества как деликатность, воспитанность и вежливость. Именно межличностные отношения дают определённую основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогая тем самым развивать самоконтроль.
Младший школьный возраст представляет огромные возможности для развития и дальнейшего формирования нравственных качеств и положительных особенностей личности. Послушность, мягкость
уступчивость, склонность к подражанию, авторитет педагога и родителей формирует достаточно благоприятные предпосылки для успешного формирования личности.
Благоприятные межличностные отношения школьников оказывают большое влияние не только на их психологическое состояние, успеваемость, физическую активность, а также единство класса. Новые реалии общества приводят к тому, что подрастающее поколение большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с условной реальностью. По причине этого пропадают способности межличностного взаимодействия,
Данная, выпускная квалификационная работа состоит из введения;3 глав; заключения, списка источников и литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УМСТЕВННО ОТСТАЛЫХ
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
-
Определение понятия «межличностные отношения» в психолого- педагогической литературе
Психическое развитие школьников - является одной из главных проблем современной психологии детства. Так как именно в этот временной период, все большее значение для развития ребенка приобретает его непосредственное общение со сверстниками. В таком общении у ребёнка стремительно формируется познавательная предметная деятельность, и плюс ко всему появляются уникальные способности межличностного общения и высоконравственного поведения.
Изучение этого вопроса имеет как научное значение, так и практический интерес, потому что оно всецело направлено на решение огромного количества педагогических и психологических вопросов, которые напрямую связанны с проведением эффективного процесса обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
Для начала, давайте определим, что подразумевает, такое
понятие как
«межличностные отношения»?
Под термин, межличностные отношения, считается обоюдная связь между людьми и группами людей, появляющаяся в результате совместной деятельности для общей цели, и проявляющаяся во взаимном психологическом влиянии участников данного процесса. В их основе между взаимодействующими людьми лежит огромное количество эмоционального
состояния и психологических особенностей [4]. Следовательно, общаясь с окружающими людьми будь то взрослые или сверстники, существует некая закономерность, оказывая определённое внимание на посторонние эмоции и поведение людей, взамен мы всегда получаем лишь ответное влияние [38]. В отличие от деловых отношений, межличностные связи иногда называют экспрессивными и эмоциональными. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая черта – это сформированная эмоциональная основа. Всё сказанное лишь означает, что межличностные отношения появляются и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Однако, если мы посмотрим толкование в словаре C. И. Ожегова, то найдем следующее значение словосочетания, а именно «Межличностные отношения» - «отношения, складывающиеся между людьми, умение работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле часто сопровождающиеся выражением эмоций».
Тема межличностных отношений рассматривается в работах Г. С. Абрамовой, А. А Бодалева, Я. Л. Коломинского,
Л. Д Столяренко, Е. И Рогова, Дж. Морено и др. [9, с.141].
В некотором числе случаев межличностные отношения людей, обозначаемое как общение, довольно часто, оказывается вовлеченным в деятельность и выступает определённым условием ее выполнения. Так, как без общения между людьми, не может быть коллективного труда, учебной деятельности, искусства, игры, функционирования средств массовой информации. Как известно, тот вид деятельности, которую общение обслуживает, неизменно налагает свою печать на содержание, форму, и течение всего процесса общения, между исполнителями конкретной деятельности.
Межличностные отношения – являются комплексом связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
К примеру, Е. В. Андриенко под межличностными отношениями подразумевает уникальную, своего рода неповторимую общественную систему, центром которой является непосредственно сам человек, его потребности в чем-либо и мотивы, преобладающие личные особенности, социальные свойства, цели и характерные стандарты поведения [40, с. 160].
А, к примеру, А. Г. Смирнов указывает, что межличностные отношения определяют положение человека в группе или же коллективе. Именно от того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворённость или же наоборот неудовлетворённость человеком пребыванием в данной группе. От них зависит сплочённость группы, коллектива, способность решать
поставленные задачи [9, с. 142].
Рассмотрим, что же включают в себя межличностные отношения: 1.Это определённое восприятие и понимание между людьми;
-
Межличностная привлекательность, а именно такие качества как: притяжение и симпатия; -
Связь и поведение, а также совместное взаимодействие.
Структура межличностных отношений состоит из 3 элементов: 1.Когнитивный (информационный) элемент предполагает понимание и
осознание информации, задействованной в межличностных отношениях.
-
Аффективный (эмоциональный) элемент, является основным из них.
«Это, в первую очередь положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность и проблематичность состояний (изнутри личностная, межличностная), эмоциональная восприимчивость, удовлетворенность собой, партнером, деятельностью»
-
Поведенческий (положительный, направляющий) элемент межличностных отношений, реализуемый в определенных действиях, и поступках [26].
Одним из явлений межличностных отношений, акцентируют и выделяют такие взаимоотношения, как: личностно важное образное, эмоционально-чувственное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое предполагает собой их внутреннее душевное состояние.
Межличностные отношения детей в классном коллективе – это модель осуществления общественно-социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для непосредственного сплочения всех детей. В коллективе у младшего школьника реализуется необходимость в общественном соответствии: стремление соответствовать
социальным условиям, осуществлять принципы общественной жизни, являться и быть общественно полноценным. Это стимулирует ребенка проявлять интерес к сверстникам, находить друзей. Младший школьник стремится к осуществлению надлежащих норм, которые предлагают ему взрослые, у него велико стремление к положительным оценкам и одобрению взрослым [9, с. 161].
Детский коллектив достаточно стремительно создает и развивает межличностные отношения. Общаясь со своими сверстниками, младший школьник получает индивидуальный навык взаимоотношений в обществе, а также способность понимать одноклассников, формируя такие качества как деликатность, воспитанность и вежливость. Именно межличностные отношения дают определённую основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогая тем самым развивать самоконтроль.
Младший школьный возраст представляет огромные возможности для развития и дальнейшего формирования нравственных качеств и положительных особенностей личности. Послушность, мягкость
уступчивость, склонность к подражанию, авторитет педагога и родителей формирует достаточно благоприятные предпосылки для успешного формирования личности.
Благоприятные межличностные отношения школьников оказывают большое влияние не только на их психологическое состояние, успеваемость, физическую активность, а также единство класса. Новые реалии общества приводят к тому, что подрастающее поколение большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с условной реальностью. По причине этого пропадают способности межличностного взаимодействия,