Файл: Формирование межличностных отношений со сверстниками у.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 392
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рис. 1. Психолого-возрастные особенности младшего школьника
Рис. 2. Основные особенности взаимоотношений младшего школьника
Контингент обучающихся принявших участие в эксперименте
Результаты обследование 1 пары обучающихся
Результаты обследования 2 пары обучающихся
Результаты обследования 3 пары обучающихся
Данные по методике «Рукавички»
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов по методике «Рукавички»
образовательного учреждения соответствует всем требованиям ФГОС. Обучение в школе 9-летнее, основное направление – это воспитание через труд личностных качеств ребенка. Сейчас в школе обучается 130 детей, из них 75% - с разной степенью умственной отсталости, а 25% обучаются по индивидуальной программе, или же на дому – это дети-инвалиды.
Для проведения исследования межличностных отношений младших школьников были отобраны обучающиеся 3 класса ГКОУ СО «Полевская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». В классе обучается 8 человек, из которых 4 мальчика и 4 девочки. На основании заключения ТОПМПК, школьники имеют легкую умственную отсталость.
Контингентобучающихся,принявшихучастиевэкспериментальном исследовании.
ограничения на работу правой рукой. Посещал школу по индивидуальному графику. Предметы трудового обучения, физкультуры и русского языка посещал крайне редко. Часто приходил в школу ко 2-ому или 3-ему уроку. Агрессивен, неуравновешен. Поначалу все верят его рассказам, но потом выясняется, что многое выдумано Сергеем, в последствии чего к нему теряют интерес. На уроках любит выкрикивать с места. Отвечает невпопад, пытается перевести разговор на отвлеченные темы. В контакт с окружающими вступает легко.
Таблица1
Таким образом, в эксперименте приняло участие всего 6 человек, двое из детей находились на больничном. Все дети отличаются друг от друга по психическим, физическим и социальным показателям. Несмотря на то, что все обучающиеся являются одного возраста, однако контактировать и взаимодействовать друг с другом дружелюбно не способны. Дети не хотят уступать друг другу во многих ситуациях, в том числе играх и в
образовательном процессе. Очень часто возникают конфликты между детьми в виде ссор, оскорблений,
иногда ссора может закончиться дракой.
Психолого-педагогическое обследование обучающих показало, о необходимости более глубокого изучения межличностных отношений у данной группы детей.
(интеллектуальными нарушениями) обучающихся младших классов
Межличностные взаимоотношения обучающихся в классе изучаются с помощью различных методов.
Практика обучения и воспитания в учебных заведениях имеет дело с группами обучающихся, между которыми складываются положительные или довольно таки сложные взаимоотношения. Педагогу необходимо знать, какие взаимоотношения сложились между обучающихся. Межличностные отношения, сложившиеся в коллективе, во многом определяют работоспособность класса [40].
Изучение индивидуальных форм поведения, межличностных отношений может производиться путем тщательно нормированных вопросов и задач, иначе говоря, стандартизированных тестов. В данном способе существуют свои плюсы и минусы, они могут зависеть от сложности, понятности вопросов. Необходимо формулировать и давать ответы так, чтобы они были понятны ребенку, а не обращаться за помощью к руководителю, чтобы тот объяснил им суть вопроса. Но в любом случае детям придется объяснять выполнение заданий, в связи с этим, руководитель должен быть способен это осуществить. Есть вариант,
Для проведения исследования межличностных отношений младших школьников были отобраны обучающиеся 3 класса ГКОУ СО «Полевская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». В классе обучается 8 человек, из которых 4 мальчика и 4 девочки. На основании заключения ТОПМПК, школьники имеют легкую умственную отсталость.
Контингентобучающихся,принявшихучастиевэкспериментальном исследовании.
-
Артем А. обучается в ГКОУ СО «Полевская школа-интернат» с семи лет. Мотивация к обучению сформирована недостаточно. На уроках малоактивен, быстро теряет интерес к предметам, отвлекается на посторонние раздражители. Артему больше нравятся уроки труда, физкультуры и музыки. Заучивание стихов. Ребенок заикается, отмечается нарушения звукопроизношения. Артем посещает занятия у логопеда. Ленив, неуравновешен. В контакт с окружающими людьми вступает не сразу. Навыки самообслуживания, сформированные недостаточно. В школу приходит неопрятен. -
Иван К. обучается в ГКОУ СО «Полевская школа-интернат» с восьми лет. Мотивация к обучению сформирована на достаточном уровне. На уроках старается ответить первым, ответы бывают не всегда правильными, т.к. ребенок бывает тороплив и невнимателен. Иван старается выполнить письменные задания правильно, но при выполнении допускает ошибки. Читает правильно и осознанно, пересказ доступен. Выполняет все требования педагогов, но самостоятельно интереса к какому-либо делу не проявляет. В общении с одноклассниками, и детьми в школе держится уверенно. Может быть вспыльчивым, импульсивным. -
Сергей Ж. обучается в ГКОУ СО «Полевская школа-интернат» с восьми лет. Мотивация к обучению сформирована недостаточно. В конце осенних каникул Сережа сломал руку и по медицинским показаниям имел
ограничения на работу правой рукой. Посещал школу по индивидуальному графику. Предметы трудового обучения, физкультуры и русского языка посещал крайне редко. Часто приходил в школу ко 2-ому или 3-ему уроку. Агрессивен, неуравновешен. Поначалу все верят его рассказам, но потом выясняется, что многое выдумано Сергеем, в последствии чего к нему теряют интерес. На уроках любит выкрикивать с места. Отвечает невпопад, пытается перевести разговор на отвлеченные темы. В контакт с окружающими вступает легко.
-
Ксения Б. обучается в ГКОУ СО «Полевская школа-интернат» с восьми лет. Мотивация к обучению сформирована. У Ксении процесс мыслительной деятельности очень медленный. Она не сразу отвечает на вопросы педагогов и детей, не сразу реагирует на ситуацию. Чтение прологовое, с переходом на отдельные слова. Многие фразы перечитывает снова. Быстро теряет смысл прочитанного. В речи Ксении наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также ее назальный оттенок. Посещает занятия по психомоторики, ЛФК и логопедии. В контакт с окружающими вступает не сразу. Навыки самообслуживания сформированы. -
Алена Б. обучается в ГКОУ СО «Полевская школа-интернат» с восьми лет. Мотивация к обучению сформирована достаточно. На уроках математики нуждается в постоянной помощи педагога. При решении примеров путается в последовательности, решение доступно после неоднократного объяснения. На уроках грамматики проявляет активность при овладении знаниями, от заданий не отказывается. Старается выполнить работу аккуратно. При выполнении любого задания нуждается в стимулирующей помощи учителя. Девочка общительная, умеет находить общий язык с детьми любого возраста. Физически развита слабо, при физических нагрузках быстро утомляется. Отмечается нарушение осанки. Посещает занятия ЛФК. Навыки самообслуживания сформированы. Девочка аккуратная, опрятная. Следит за своим внешним видом. -
Елена П. обучается в ГКОУ СО «Полевская школа-интернат» с семи лет. Мотивация к обучению сформирована. К учёбе проявляет интерес, учится в меру своих сил. Уроки не пропускает, болеет очень редко, дисциплину на уроках и во внеурочное время не нарушает. К педагогам относится с уважением, с детьми не конфликтует. Старается избегать конфликтных ситуаций. Дружелюбна, доброжелательна, услужлива. Старается выполнить любое поручение педагогов чтобы быть первой, лучшей, получить похвалу. При письме допускает не значительные ошибки дисграфического и грамматического характера. Все письменные работы выполняет аккуратно, достаточно быстро. На уроках активна. В контакт с окружающими вступает легко.
Таблица1
Контингент обучающихся принявших участие в эксперименте
№ | ФИ | Возраст | Диагноз | Сопутствующее заболевание |
1 | Артем А. | 10 | Легкая умственная отсталость (F 70.00) | РЦНС, заикание |
2 | Иван К. | 10 | Легкая умственная отсталость (F 70.00) | РЦНС, миопия |
3 | Сергей Ж. | 9 | Легкая умственная отсталость (F 70.00) | РЦНС, нарушение осанки |
4 | Ксения Б. | 9 | Легкая умственная отсталость (F 70.00) | РЦНС, плоскостопие |
5 | Алена Б. | 9 | Легкая умственная отсталость (F 70.00) | РЦНС, порок сердца |
6 | Елена П. | 10 | Легкая умственная отсталость (F 70.00) | РЦНС, пиелонефрит |
Таким образом, в эксперименте приняло участие всего 6 человек, двое из детей находились на больничном. Все дети отличаются друг от друга по психическим, физическим и социальным показателям. Несмотря на то, что все обучающиеся являются одного возраста, однако контактировать и взаимодействовать друг с другом дружелюбно не способны. Дети не хотят уступать друг другу во многих ситуациях, в том числе играх и в
образовательном процессе. Очень часто возникают конфликты между детьми в виде ссор, оскорблений,
иногда ссора может закончиться дракой.
Психолого-педагогическое обследование обучающих показало, о необходимости более глубокого изучения межличностных отношений у данной группы детей.
-
Организация и методика констатирующего этапа эксперимента по изучению межличностных отношений у умственно отсталых
(интеллектуальными нарушениями) обучающихся младших классов
Межличностные взаимоотношения обучающихся в классе изучаются с помощью различных методов.
Практика обучения и воспитания в учебных заведениях имеет дело с группами обучающихся, между которыми складываются положительные или довольно таки сложные взаимоотношения. Педагогу необходимо знать, какие взаимоотношения сложились между обучающихся. Межличностные отношения, сложившиеся в коллективе, во многом определяют работоспособность класса [40].
Изучение индивидуальных форм поведения, межличностных отношений может производиться путем тщательно нормированных вопросов и задач, иначе говоря, стандартизированных тестов. В данном способе существуют свои плюсы и минусы, они могут зависеть от сложности, понятности вопросов. Необходимо формулировать и давать ответы так, чтобы они были понятны ребенку, а не обращаться за помощью к руководителю, чтобы тот объяснил им суть вопроса. Но в любом случае детям придется объяснять выполнение заданий, в связи с этим, руководитель должен быть способен это осуществить. Есть вариант,