Файл: Формирование межличностных отношений со сверстниками у.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 392

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
образовательного учреждения соответствует всем требованиям ФГОС. Обучение в школе 9-летнее, основное направление это воспитание через труд личностных качеств ребенка. Сейчас в школе обучается 130 детей, из них 75% - с разной степенью умственной отсталости, а 25% обучаются по индивидуальной программе, или же на дому – это дети-инвалиды.

Для проведения исследования межличностных отношений младших школьников были отобраны обучающиеся 3 класса ГКОУ СО «Полевская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». В классе обучается 8 человек, из которых 4 мальчика и 4 девочки. На основании заключения ТОПМПК, школьники имеют легкую умственную отсталость.

Контингентобучающихся,принявшихучастиевэкспериментальном исследовании.

      1. Артем А. обучается в ГКОУ СО «Полевская школа-интернат» с семи лет. Мотивация к обучению сформирована недостаточно. На уроках малоактивен, быстро теряет интерес к предметам, отвлекается на посторонние раздражители. Артему больше нравятся уроки труда, физкультуры и музыки. Заучивание стихов. Ребенок заикается, отмечается нарушения звукопроизношения. Артем посещает занятия у логопеда. Ленив, неуравновешен. В контакт с окружающими людьми вступает не сразу. Навыки самообслуживания, сформированные недостаточно. В школу приходит неопрятен.

      2. Иван К. обучается в ГКОУ СО «Полевская школа-интернат» с восьми лет. Мотивация к обучению сформирована на достаточном уровне. На уроках старается ответить первым, ответы бывают не всегда правильными, т.к. ребенок бывает тороплив и невнимателен. Иван старается выполнить письменные задания правильно, но при выполнении допускает ошибки. Читает правильно и осознанно, пересказ доступен. Выполняет все требования педагогов, но самостоятельно интереса к какому-либо делу не проявляет. В общении с одноклассниками, и детьми в школе держится уверенно. Может быть вспыльчивым, импульсивным.

      3. Сергей Ж. обучается в ГКОУ СО «Полевская школа-интернат» с восьми лет. Мотивация к обучению сформирована недостаточно. В конце осенних каникул Сережа сломал руку и по медицинским показаниям имел


ограничения на работу правой рукой. Посещал школу по индивидуальному графику. Предметы трудового обучения, физкультуры и русского языка посещал крайне редко. Часто приходил в школу ко 2-ому или 3-ему уроку. Агрессивен, неуравновешен. Поначалу все верят его рассказам, но потом выясняется, что многое выдумано Сергеем, в последствии чего к нему теряют интерес. На уроках любит выкрикивать с места. Отвечает невпопад, пытается перевести разговор на отвлеченные темы. В контакт с окружающими вступает легко.

      1. Ксения Б. обучается в ГКОУ СО «Полевская школа-интернат» с восьми лет. Мотивация к обучению сформирована. У Ксении процесс мыслительной деятельности очень медленный. Она не сразу отвечает на вопросы педагогов и детей, не сразу реагирует на ситуацию. Чтение прологовое, с переходом на отдельные слова. Многие фразы перечитывает снова. Быстро теряет смысл прочитанного. В речи Ксении наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также ее назальный оттенок. Посещает занятия по психомоторики, ЛФК и логопедии. В контакт с окружающими вступает не сразу. Навыки самообслуживания сформированы.

      2. Алена Б. обучается в ГКОУ СО «Полевская школа-интернат» с восьми лет. Мотивация к обучению сформирована достаточно. На уроках математики нуждается в постоянной помощи педагога. При решении примеров путается в последовательности, решение доступно после неоднократного объяснения. На уроках грамматики проявляет активность при овладении знаниями, от заданий не отказывается. Старается выполнить работу аккуратно. При выполнении любого задания нуждается в стимулирующей помощи учителя. Девочка общительная, умеет находить общий язык с детьми любого возраста. Физически развита слабо, при физических нагрузках быстро утомляется. Отмечается нарушение осанки. Посещает занятия ЛФК. Навыки самообслуживания сформированы. Девочка аккуратная, опрятная. Следит за своим внешним видом.

      3. Елена П. обучается в ГКОУ СО «Полевская школа-интернат» с семи лет. Мотивация к обучению сформирована. К учёбе проявляет интерес, учится в меру своих сил. Уроки не пропускает, болеет очень редко, дисциплину на уроках и во внеурочное время не нарушает. К педагогам относится с уважением, с детьми не конфликтует. Старается избегать конфликтных ситуаций. Дружелюбна, доброжелательна, услужлива. Старается выполнить любое поручение педагогов чтобы быть первой, лучшей, получить похвалу. При письме допускает не значительные ошибки дисграфического и грамматического характера. Все письменные работы выполняет аккуратно, достаточно быстро. На уроках активна. В контакт с окружающими вступает легко.


Таблица1

Контингент обучающихся принявших участие в эксперименте







ФИ

Возраст

Диагноз

Сопутствующее заболевание

1

Артем А.

10

Легкая умственная отсталость (F 70.00)

РЦНС, заикание

2

Иван К.

10

Легкая умственная отсталость (F 70.00)

РЦНС, миопия

3

Сергей Ж.

9

Легкая умственная отсталость (F 70.00)

РЦНС, нарушение осанки

4

Ксения Б.

9

Легкая умственная отсталость (F 70.00)

РЦНС, плоскостопие

5

Алена Б.

9

Легкая умственная отсталость (F 70.00)

РЦНС, порок сердца

6

Елена П.

10

Легкая умственная отсталость (F 70.00)

РЦНС, пиелонефрит


Таким образом, в эксперименте приняло участие всего 6 человек, двое из детей находились на больничном. Все дети отличаются друг от друга по психическим, физическим и социальным показателям. Несмотря на то, что все обучающиеся являются одного возраста, однако контактировать и взаимодействовать друг с другом дружелюбно не способны. Дети не хотят уступать друг другу во многих ситуациях, в том числе играх и в

образовательном процессе. Очень часто возникают конфликты между детьми в виде ссор, оскорблений,
иногда ссора может закончиться дракой.

Психолого-педагогическое обследование обучающих показало, о необходимости более глубокого изучения межличностных отношений у данной группы детей.


    1. Организация и методика констатирующего этапа эксперимента по изучению межличностных отношений у умственно отсталых

(интеллектуальными нарушениями) обучающихся младших классов


Межличностные взаимоотношения обучающихся в классе изучаются с помощью различных методов.

Практика обучения и воспитания в учебных заведениях имеет дело с группами обучающихся, между которыми складываются положительные или довольно таки сложные взаимоотношения. Педагогу необходимо знать, какие взаимоотношения сложились между обучающихся. Межличностные отношения, сложившиеся в коллективе, во многом определяют работоспособность класса [40].

Изучение индивидуальных форм поведения, межличностных отношений может производиться путем тщательно нормированных вопросов и задач, иначе говоря, стандартизированных тестов. В данном способе существуют свои плюсы и минусы, они могут зависеть от сложности, понятности вопросов. Необходимо формулировать и давать ответы так, чтобы они были понятны ребенку, а не обращаться за помощью к руководителю, чтобы тот объяснил им суть вопроса. Но в любом случае детям придется объяснять выполнение заданий, в связи с этим, руководитель должен быть способен это осуществить. Есть вариант,