Файл: Формирование межличностных отношений со сверстниками у.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рис. 1. Психолого-возрастные особенности младшего школьника
Рис. 2. Основные особенности взаимоотношений младшего школьника
Контингент обучающихся принявших участие в эксперименте
Результаты обследование 1 пары обучающихся
Результаты обследования 2 пары обучающихся
Результаты обследования 3 пары обучающихся
Данные по методике «Рукавички»
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов по методике «Рукавички»
коррекционных школах реализующие адаптированные общеобразовательные программы или в специальных (коррекционных) классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нерушения) успешность межличностных отношений тесно связана с проблемой их социальной адаптации не только внутри классного коллектива, но и в социуме в целом [12, с. 390]. Проблема формирования межличностных отношений становится центральной для педагогической деятельности, межличностные отношения со сверстниками — это основа, составляющая школьный успех.
Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные отношения включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).
Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.
Аффективный элемент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный элемент является ведущим из них. «Это, прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутри личностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой».
Коррекционно-педагогическая деятельность –
это планируемый и организуемый педагогический процесс, реализуемый с группами детей, разбитых на пары, имеющих отклонения в развитии и поведении. Она направлена на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения [40]. Вся система коррекционно- педагогической деятельности направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать обучающегося с У.О. к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.
Для реализации и осуществления конкретных задач коррекционно- педагогической деятельности существует определенный инструментарий: методы, приемы, средства [40, с. 54].
Общепедагогические: упражнения, убеждения, примера, стимулирования поведения и деятельности.
Специальные: переубеждения, приучения, переучивания, поощрения, реконструкции характера, метод «взрыва» и др.
Специфические: песочная терапия, арт-терапия, игротерапия и др.
Игротерапия – терапия движением, весельем. Игра представляет собой уникальный феномен действительности. Известно, что младшие школьники с умственной отсталостью в игровой деятельности лучше усваивают сложный материал. Условность происходящего в игре допускает «право на ошибку», не унижая при этом участника игры в глазах окружающих. И более того, любая ошибка может быть обыграна участником или педагогом как новое правило в игре или непредвиденная особенность сюжета. Игры снимают фобии, снижают тревожность, позволяют детям преодолевать изолированность и ощущение неудачи в деятельности, связанной с мелкой моторикой [34, с. 367].
В процессе игровой деятельности используются
разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение вовремя предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю собственного поведения, а также направлены на совершенствование операциональной стороны игровой деятельности детей, на понимания детьми своего места в группе сверстников. В курсе игротерапии выделяются три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач [34; с. 368].
диагностические данные, касающиеся личностных особенностей детей. Эти данные позволяют дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции, чтобы учитывать индивидуальные проблемы каждого ребенка.
В этом направлении используются в основном игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность и т.п.). В основном - коррекционно-направленные и обучающие игры. Они позволяют повысить коммуникативную компетентность ребёнка, способствуя тем самым его популярности в общении с окружающими, позволяют обучить умению рассуждать, критически мыслить,
продуктивно организовывать процесс общения [19].
Основные игры этого направления – развлекательные, обучающие и контрольные. В целях закрепления позитивного опыта, полученного ребенком в процессе участия в коррекционной группе, два последних занятия проводятся с родителями и воспитателями, которые, в свою очередь, учатся понимать и распознавать трудности в общении у ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Единственный способ иметь друга научиться самому быть другом (амер. философ Э. Ральд). В работах современных исследователей раскрыт педагогический потенциал диалогового взаимодействия субъектов, показано его активное влияние на развитие психических функций личности (и прежде всего мышления). На занятиях детям должны даваться не только знания о правах человека, прививаться общечеловеческие ценности, но и формироваться умения по
решению межличностных проблем, вырабатываться навыки бесконфликтного общения, что способствует более успешной адаптации к самостоятельной жизни в современном мире [15].
Также очень эффективно в работе по улучшению межличностных отношений вести каждому ребёнку Дневник моих
достижений, с целью фиксации своих достижений, повышения уровня самоотношения. На практике именно эти формы, методы и приёмы оказались наиболее эффективными. Они полно обеспечивали субъективную позицию ребёнка; формировали навыки общения, уважительного отношения к людям и их суждениям, тактичного взаимодействия с окружающими; развивали мышление, умения аргументировано высказывать своё мнение; способствовали улучшению межличностных отношений. Эффективность и результативность работы во многом зависят от умения педагога давать чёткие, недвусмысленные инструкции; излагать материал проблемно, включив в процесс работы самих детей; от умения изучить каждого ребенка, проводя, своевременно, диагностическую работу и на этой основе включать его в групповую работу. В воспитании детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) как уже отмечалось, важен диагностический подход, который своевременно поможет уловить актуальное состояние и личности и коллектива, а также корреляция учителя с родителями, психологом и соцпедагогом.
Коррекционная работа по формированию межличностных отношений проводилась раз в неделю во время внеурочной деятельности. На данные мероприятия отводилось 60 минут. Коррекционная работа включала в себя: беседы с обучающимися и коррекционные мероприятия на формирование межличностных отношений в виде игр.
На 1-ом занятии мы знакомились с классом, создавалась определенная, благоприятная эмоциональная атмосфера принятия и доверительности в
общении. Проводились такие игры, как «Назовись», «Белка», и т.д. Данные игры позволяли расположить
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нерушения) успешность межличностных отношений тесно связана с проблемой их социальной адаптации не только внутри классного коллектива, но и в социуме в целом [12, с. 390]. Проблема формирования межличностных отношений становится центральной для педагогической деятельности, межличностные отношения со сверстниками — это основа, составляющая школьный успех.
Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные отношения включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).
Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.
Аффективный элемент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный элемент является ведущим из них. «Это, прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутри личностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой».
Коррекционно-педагогическая деятельность –
это планируемый и организуемый педагогический процесс, реализуемый с группами детей, разбитых на пары, имеющих отклонения в развитии и поведении. Она направлена на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения [40]. Вся система коррекционно- педагогической деятельности направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать обучающегося с У.О. к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.
Для реализации и осуществления конкретных задач коррекционно- педагогической деятельности существует определенный инструментарий: методы, приемы, средства [40, с. 54].
Общепедагогические: упражнения, убеждения, примера, стимулирования поведения и деятельности.
Специальные: переубеждения, приучения, переучивания, поощрения, реконструкции характера, метод «взрыва» и др.
Специфические: песочная терапия, арт-терапия, игротерапия и др.
Игротерапия – терапия движением, весельем. Игра представляет собой уникальный феномен действительности. Известно, что младшие школьники с умственной отсталостью в игровой деятельности лучше усваивают сложный материал. Условность происходящего в игре допускает «право на ошибку», не унижая при этом участника игры в глазах окружающих. И более того, любая ошибка может быть обыграна участником или педагогом как новое правило в игре или непредвиденная особенность сюжета. Игры снимают фобии, снижают тревожность, позволяют детям преодолевать изолированность и ощущение неудачи в деятельности, связанной с мелкой моторикой [34, с. 367].
В процессе игровой деятельности используются
разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение вовремя предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю собственного поведения, а также направлены на совершенствование операциональной стороны игровой деятельности детей, на понимания детьми своего места в группе сверстников. В курсе игротерапии выделяются три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач [34; с. 368].
-
ое направление включает объединение детей в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные, предметные и подвижные игры). Использовались в основном развлекательные (контактные) игры. -
е направление осуществляет основную коррекционную работу в подгруппах детей. Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения собираются
диагностические данные, касающиеся личностных особенностей детей. Эти данные позволяют дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции, чтобы учитывать индивидуальные проблемы каждого ребенка.
В этом направлении используются в основном игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность и т.п.). В основном - коррекционно-направленные и обучающие игры. Они позволяют повысить коммуникативную компетентность ребёнка, способствуя тем самым его популярности в общении с окружающими, позволяют обучить умению рассуждать, критически мыслить,
продуктивно организовывать процесс общения [19].
-
е направление включает в себя закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей. Используются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию детей и взрослых, вырабатывают навыки рефлексии и контроля своего поведения.
Основные игры этого направления – развлекательные, обучающие и контрольные. В целях закрепления позитивного опыта, полученного ребенком в процессе участия в коррекционной группе, два последних занятия проводятся с родителями и воспитателями, которые, в свою очередь, учатся понимать и распознавать трудности в общении у ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Единственный способ иметь друга научиться самому быть другом (амер. философ Э. Ральд). В работах современных исследователей раскрыт педагогический потенциал диалогового взаимодействия субъектов, показано его активное влияние на развитие психических функций личности (и прежде всего мышления). На занятиях детям должны даваться не только знания о правах человека, прививаться общечеловеческие ценности, но и формироваться умения по
решению межличностных проблем, вырабатываться навыки бесконфликтного общения, что способствует более успешной адаптации к самостоятельной жизни в современном мире [15].
Также очень эффективно в работе по улучшению межличностных отношений вести каждому ребёнку Дневник моих
достижений, с целью фиксации своих достижений, повышения уровня самоотношения. На практике именно эти формы, методы и приёмы оказались наиболее эффективными. Они полно обеспечивали субъективную позицию ребёнка; формировали навыки общения, уважительного отношения к людям и их суждениям, тактичного взаимодействия с окружающими; развивали мышление, умения аргументировано высказывать своё мнение; способствовали улучшению межличностных отношений. Эффективность и результативность работы во многом зависят от умения педагога давать чёткие, недвусмысленные инструкции; излагать материал проблемно, включив в процесс работы самих детей; от умения изучить каждого ребенка, проводя, своевременно, диагностическую работу и на этой основе включать его в групповую работу. В воспитании детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) как уже отмечалось, важен диагностический подход, который своевременно поможет уловить актуальное состояние и личности и коллектива, а также корреляция учителя с родителями, психологом и соцпедагогом.
Коррекционная работа по формированию межличностных отношений проводилась раз в неделю во время внеурочной деятельности. На данные мероприятия отводилось 60 минут. Коррекционная работа включала в себя: беседы с обучающимися и коррекционные мероприятия на формирование межличностных отношений в виде игр.
На 1-ом занятии мы знакомились с классом, создавалась определенная, благоприятная эмоциональная атмосфера принятия и доверительности в
общении. Проводились такие игры, как «Назовись», «Белка», и т.д. Данные игры позволяли расположить