Файл: Программа основного общего образования география (для 59 классов образовательных организаций).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
содержание учебного Предмета «география»
тема 1. история географических открытий
тема 1. литосфера — каменная оболочка земли
Практикум «сезонные изменения в природе своей местности»
тема 3. атмосфера — воздушная оболочка земли
тема 4. биосфера — оболочка жизни
Природно-территориальные комплексы
тема 2. литосфера и рельеф земли
тема 3. атмосфера и климаты земли
тема 4. мировой океан — основная часть гидросферы
тема 3. Взаимодействие природы и общества
тема 2. географическое положение и границы россии
тема 3. Время на территории россии
тема 4. административно-территориальное устройство россии. районирование территории
тема 1. Природные условия и ресурсы россии
тема 2. геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
тема 3. климат и климатические ресурсы
тема 4. моря россии. Внутренние воды и водные ресурсы
тема 5. Природно-хозяйственные зоны
тема 1. численность населения россии
тема 2. территориальные особенности размещения населения россии
тема 3. народы и религии россии
тема 4. Половой и возрастной состав населения россии
тема 5. человеческий капитал россии
тема 2. топливно-энергетический комплекс (тЭк)
тема 3. металлургический комплекс
тема 4. машиностроительный комплекс
тема 5. Химико-лесной комплекс
тема 6. агропромышленный комплекс (аПк)
тема 7. инфраструктурный комплекс
тема 1. западный макрорегион (европейская часть) россии
тема 2. Восточный макрорегион (азиатская часть) россии
Планируемые результаты осВоения учебного Предмета «география»
| территории России | объяснять причины достижения (недостижения) результатов |
Особо охраняемые | деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оцени- | |
природные территории | вать соответствие результата цели; | |
России и своего края | осознанно относиться к другому человеку, его мнению | |
Объекты Всемирного | | |
природного наследия | | |
ЮНЕСКО; растения и | | |
животные, занесённые | | |
в Красную книгу России | | |
Практические работы | | |
1 Объяснение различий | | |
структуры высотной | | |
поясности в горных | | |
системах | | |
2 Анализ различных | | |
точек зрения о влиянии | | |
глобальных климатиче- | | |
ских изменений на при- | | |
роду, на жизнь и хозяй- | | |
ственную деятельность | | |
населения на основе | | |
анализа нескольких | | |
источников информации | | |
Раздел 3. Население России (11 часов) | ||
Тема 1. | Динамика численности | Объяснять особенности динамики численности населения; |
Численность | населения России в XX— | применять понятия «рождаемость», «смертность», «естествен- |
населения | XXI вв и факторы, | ный прирост населения», «миграционный прирост населе- |
России | определяющие её Пе- | ния», «общий прирост населения» для решения учебных |
(3 часа) | реписи населения России | и практических задач; |
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
91
92
Федеральная рабочая программа
Продолжениетабл.
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
| Естественное движение | определять и сравнивать по статистическим данным коэффи- |
населения Рождаемость, | циенты естественного прироста, рождаемости, смертности | |
смертность, естественный | населения, миграционного и общего прироста населения в раз- | |
прирост населения | личных частях страны (при выполнении практической работы | |
России и их географиче- | № 1); | |
ские различия в пределах | сравнивать показатели воспроизводства населения России | |
разных регионов России | с показателями воспроизводства населения других стран мира; | |
Геодемографическое | различать демографические процессы и явления, характеризу- | |
положение России | ющие динамику численности населения России и её отдель- | |
Основные меры современ- | ных регионов (естественное движение населения, рождае- | |
ной демографической | мость, смертность, внутренние и внешние миграции, | |
политики государства | миграционный прирост); | |
Общий прирост населе- | строить логические рассуждения и обобщения при анализе | |
ния Миграции (механи- | карт и диаграмм; | |
ческое движение населе- | формулировать вопросы, поиск ответов на которые необходим | |
ния) Внешние | для прогнозирования изменения численности населения | |
и внутренние миграции | Российской Федерации в будущем; | |
Эмиграция и иммигра- | выбирать источники географической информации (картогра- | |
ция Миграционный | фические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображе- | |
прирост населения | ния, компьютерные базы данных), необходимые для изучения | |
и основные направления | особенностей населения России; находить и извлекать из | |
Причины миграций | различных источников информацию для определения измене- | |
миграционных потоков | ния численности населения России в XX—XXI вв ; | |
Причины миграций | задавать вопросы по существу при обсуждении демографиче- | |
и основные направления | ской ситуации в своём регионе, общероссийских мер по улуч- | |
миграционных потоков | шению демографической ситуации в стране; сопоставлять |
| России в разные истори- ческие периоды Государ- ственная миграционная политика Российской Федерации Различные варианты прогнозов изменения численности населения России Практическая работа 1 Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов) Российской Федерации или своего региона | свои суждения с суждениями других участников обсуждения, обнаруживать различие и сходство позиций; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели |
Тема 2. Тер- риториальные особенности размещения населения России (3 часа) | Географические особенно- сти размещения населе- ния: их обусловленность природными, историче- скими и социально-эко- номическими факторами Основная полоса расселе- ния Плотность населения как показатель освоенно- сти территории Различия в плотности населения в географических районах | Применять понятия «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа» для решения учебных и практиче- ских задач; различать и сравнивать территории по плотности населения (густо- и слабозаселённые территории); использовать знания о городском и сельском населении для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; объяснять особенности размещения населения России и её отдельных регионов на основе анализа факторов, определяю- щих особенности размещения населения по территории страны; |
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
93
94
Федеральная рабочая программа
Продолжениетабл.
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
| и субъектах Российской Федерации Городское и сельское население Виды городских и сельских населённых пунктов Урбанизация в России Крупнейшие города и городские агломерации Классификация городов по численности населе- ния Роль городов в жиз- ни страны Функции городов России Моно- функциональные города Сельская местность и современные тенденции сельского расселения | проводить классификацию населённых пунктов России по заданным основаниям: численности населения, функцио- нальным особенностям; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретиро- вать информацию (карты атласа); оценивать надёжность географической информации по крите- риям, сформулированным самостоятельно |
Тема 3. Народы и религии России (2 часа) | Россия — многонацио- нальное государство Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России Языковая классификация народов России | Показывать на карте основные ареалы распространения мировых религий на территории Российской Федерации; сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по религиозному составу; использовать знания об этническом составе населения для вы- полнения различных познавательных задач; анализировать и систематизировать статистическую информа- цию (статистические данные, текстовые, видео- и фотоизобра- |
| Крупнейшие народы | жения, компьютерные базы данных) (при выполнении практи- |
России и их расселение. | ческой работы № 1). | |
Титульные этносы. | | |
География религий. | | |
Объекты Всемирного | | |
культурного наследия | | |
ЮНЕСКО на территории | | |
России. | | |
Практическая работа | | |
1. Построение картограм- | | |
мы «Доля титульных | | |
этносов в численности | | |
населения республик | | |
и автономных округов | | |
РФ». | | |
Тема 4. | Половой и возрастной | Использовать знания о половозрастной структуре населения |
Половой | состав населения России. | для решения практико-ориентированных задач в контексте |
и возрастной | Половозрастная структу- | реальной жизни: объяснять различия половозрастного состава |
состав | ра населения России | населения отдельных регионов России; |
населения | в географических райо- | применять понятия «половозрастная структура населения», |
России | нах и субъектах Россий- | «средняя прогнозируемая продолжительность жизни» для ре- |
(2 часа) | ской Федерации и факто- | шения учебных и практических задач (в том числе при вы- |
ры, её определяющие. | полнении практической работы № 1); | |
| ||
| Половозрастные пирами- | прогнозировать дальнейшее развитие возрастной структуры |
| ды. Демографическая | населения России; |
| нагрузка. Средняя прог- | анализировать информацию (статистические данные) (при |
| нозируемая (ожидаемая) | выполнении практической работы № 1); |
| продолжительность жиз- | формулировать суждения, выражать свою точку зрения по |
| ни мужского и женского | существующему различию в показателе средней ожидаемой |
| населения России. | продолжительности жизни мужчин и женщин. |