Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1276

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Маритен настаивал на том, что его учение является «палеотомистским», т. к. полагал, что существует необходимость не столько обновления томистской философии, сколько необходимость возвращения к источникам, к текстам св. Фомы. Но при этом на деле прочтение им воззрений Фомы Аквинского отличается весьма своеобразной спецификой.

Ж. Маритен подчеркивал, что философия томизма («вечная философия») открыта для включения в себя тех истин и глубоких прозрений, которые являются достоянием современных философов, которые сами могут не разделять ее положений, т.к. преемственность присуща философии, несмотря на наличие споров между представителями различных направлений.

Понятие божественного творения у Маритена, так же, как и у Аквината, является одним из центральных в его концепции. Но у него Бог предоставляет большие возможности всему существующему для саморазвития.

«Лестница бытия» у Маритена предполагает иерархически выстроенные ступеньки, которым соответствуют «субъекты существования, основания». При движении по лестнице бытия происходит переход ко все более и более богатым в своей внутренней сложности субъектам существования, нарастание их индивидуальности и «совершенной спонтанности»

Различным ступеням бытия, по Маритену, соответствуют и свои ступени

«коммуникабельности» или стремления к Благу. Онтология Маритена носит ценностно окрашенный характер: абсолютная божественная реальность представима лишь через высшие надкатегориальные определения – транценденталии Единства, Истины, Блага и Красоты. Мир обретает единство в абсолюте и, следовательно, получает совокупность ценностных ориентиров, регулирующих направление его движения и дающих потенциальную возможность гармонии культур и всестороннего совершенствования личности.

Путь восхождения к Богу, по Маритену, начинается с экзистенциального переживания конечности и бренности человеческого бытия.

Пауль Тиллих (1886–1965)


Пауль Тиллих – известный протестантский философ и теолог, который наряду с Р. Нибуром является крупнейшим представителем протестантской нео-ортодоксии.


Философия Тиллиха ориентирована на протестантизм, но при этом она сильно отличается своими реформистскими установками и теоретической раскованностью от трудов протестантских отцов-основателей. Взгляды Тиллиха можно охарактеризовать как

«религиозный экзистенциализм» или «экзистенциальная теология».

П. Тиллих стремился построить систематизированную доктрину («систематическую теологию»), которая изнутри пронизана одной идеей. Его теология и онтология неразрывны и внутренне едины. Он наметил четыре уровня онтологического анализа бытия, которые соответствуют четырем ступеням его онтологической системы:

  1. базисная онтологическая структура, которая явояется имплицитным условием онтологического вопроса «Я-мир»;

  2. элементы онтологической структуры;

  3. характеристики бытия, являющиеся условиями существования;

  4. категории бытия и познания.

Основной в онтологической системе у Тиллиха является первая ступень структура «субъект–объект», или «Я–мир», т.к. она предшествует всем остальным структурам.

Вторая ступень представляет собой онтологические элементы, из которых состоит основная онтологическая структура. Эти элементы представляют собой 3 пары противоположностей: а) индивидуализация соучастие; б динамика форма; в) свобода – судьба, которые находятся в полярном отношении друг к другу

Третья ступень онтологической системы Тиллиха связана с главной характеристикой бытия, которая представляет собой не что иное как «конечность». Именно конечность бытия и приводит человека к Богу.

Четвертая ступень экзистенциально-теологической системы Тиллиха это

«онтологические категории» пространства, времени, причинности и субстанции.

Человек – «тревожащееся» существо. Тревога – это постоянно преодолеваемое в акте самоутверждения состояние осознания возможности своего небытия. «Тревога – это конечность,

переживаемая человеком как его собственная конечность». Экзистенциальная тревога имеет всеохватывающий характер и, как неизбежный результат экзистенциального осознания бытия, является вполне естественной для человека.

Тиллих различает 3 вида экзистенциальной тревоги, в соответствии с тремя областями, в которых бытие угрожает небытию. Так возникают три формы тревоги: тревога судьбы и смерти (или просто тревога смерти), тревога пустоты и утраты смысла (или просто – тревога отсутствия смысла), тревога вины и осуждения (или просто – тревога осуждения). Тревога в этих трех формах экзистенциальна потому, что она присуща существованию как таковому, а не представляет собой аномальное состояние души, как например, невротическая (психотическая) тревога».

Каждый тип тревоги, по Тиллиху, присущ определенному периоду в истории человечества. Для Древнего мира характерна тревога судьбы и смерти, средним векам – моральное беспокойство, современности – духовное.

В своей предельной форме три типа тревоги приводят к отчаянию. Отчаяние от сознания своей беспомощности перед случайными и непонятными ему обстоятельствами приводит человека к потере своего «детерминирующего центра», своего целостного Я, своей индивидуальности. А это имеет своим следствием потерю свободы и способности принимать разумные решения.

Единственным средством, способным обеспечить человеку целостность и преодолеть отчаяние, как полагает Тиллих, является мужество (онтологичское самоутверждение). Исходя из полярной структуры бытия (Я и мир), полярности и коррелятивности онтологических принципов Тиллих выводит и двойственность мужества, два его основных типа: 1) мужество быть частью; 2) мужество быть целым, самим собой, которые синтезированы у него в третьем типе – мужестве принять приятие или мужестве доверия Богу.

Мужество_быть_частью'>Мужество быть частью – это «мужество утверждать свое собственное бытие в соучастии

Мужество быть целым – это «мужество быть собой» или самоутверждение индивидуального Я как такового, независимо от соучастия Я в своем мире».

Мужество принять приятие или мужество доверия. Но именно доверия Богу. Это

«мужество принять
самого себя как принятого вопреки своей неприемлемости».

В мире божественной сущности, трансцендентном земному, человек может преодолеть все три вида тревоги. Мужество доверия, по Тиллиху, вбирает в себя любое

сомнение по поводу существования Бога. Следовательно, единственным средством, позволяющим избежать разрушение целостности личности и обрести утраченную свободу выступает религиозная вера.

В учении П. Тиллиха нашла отражение одна из характерных черт протестанского модернизма – отказ от безусловно трансцендентного характера Бога и переосмысление самой идеи трансцендентности.

Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955). Тейярдизм


  1. Цель – создать феноменологию – комплексную науку, соединяющую достижения наук и теологическую философию и объясняющую основы Вселенной.

  2. Важнейший принцип эволюционизм, согласно которому всему в мире (живой,

неживой природе) была присуща эволюция.

  1. По своей направленности тейярдизм был реформаторским течением теологической философии, во многом опирался на достижения естественных наук, критиковал многие догмы католицизма.



Феноменологическая философия


Феноменология – одно из важнейших направлений в философии XX века, как определенная методология философского исследования оказавшее влияние на другие течения (прежде всего экзистенционализм) и гуманитарные науки. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч., букв.— учение о феноменах),

Основатель этого направления – немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Он был учеником Франца Брентано (1838-1917), разработавшего метод непосредственного описания психических явлений и вычленения структур.

Брентано также выдвинул идею интернациональности (направленности на другое) как отличительной особенности психических явлений. Эта идея стала ядром феноменологического подхода. Также основными представителями феноменологии являются: Макс Шелер (1875-1928), Рудольф Отто (1869-1937), Эдит Штейн (1891-1942) и другие.

Феноменология – наука о сущностях, а не о фактах. Феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она – норма. Изучить обряды и гимны той или иной религии, несомненно, важно, но еще важнее понять, что такое религиозность вообще, что делает разные обряды и несхожие песнопения религиозными.

Исходный пункт феноменологии как философского учения – возможность обнаружения и описания интенциональной (направленной на предмет) жизни сознания. Феноменологический анализ вникает в состояния стыда, святости, любви, справедливости, угрызений совести, но всегда с точки зрения сущности. Суть же открывается исследователю тогда, когда он наблюдает свой объект незаинтересованно, когда он бежит от предубеждений, банальностей и самолюбования, когда умеет видеть и интуитивно улавливать универсальное, благодаря которому факт таков, каков он есть.

Существенная черта феноменологического метода – отказ от любых непроясненных предпосылок. Феноменология также исходит из идеи неразрывности (нередуцируемости) сознания и предметного мира (природы, социума, духовной культуры).

Феноменологическая установка нацелена не на определение известных и выявление еще неизвестных свойств, функций предмета, но на сам процесс сознания как процесс формирования определенного спектра значений, усматриваемых в предмете, его