Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1294

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ясно, что философии принадлежит особая роль в жизни общества. Хоть и опосредованно, но философия обычно подключена к процессу принятия глобальных, стратегических решений, определяющих направленность человеческой деятельности. Отсюда и главная функция философии – исследование предельных оснований человеческой деятельности. «Предельными основаниями» обычно считаются представления, не осознаваемые полностью их носителями, но тем не менее обуславливающие их сознание. «Предельные основания» определяют стратегию деятельности, иначе говоря, «смысл жизни».


1.3. Предмет и функции философии, их содержание.


В общих чертах предметом всякого познания считается такая часть объективного мира, которая доступна человеческой практике, духовному созерцанию и созиданию. В отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живёт. Поэтому предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире.

Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они реализуются – в природе, в обществе, или в мышлении.

Философия теоретически обосновывает главные принципы мировоззрения и методологии. Философское знание, следовательно, отличается высокой степенью обобщения – абстракции (этот факт вызывает большие трудности при её изучении). Философские понятия и суждения имеют всеобщий характер и относятся ко всем областям, ко всем сторонам действительности. Всеобщность – первая характерная черта философского знания, вторая – специальное исследование общего соотношения бытия и сознания.

Предмет философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама философия. В связи с этим, выделяется два основных структурных аспекта в предмете философии:

    1. Онтологические отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое и всемирное бытие.

    2. Гносеологические отношения, указывающие на познаваемость самого мира.

Основные разделы предмета философии:


      1. онтология (учение об общих законах бытия, включая учение о природе


(натурфилософия)

      1. философская антропология (учение о человеке);

      2. гносеология эпистемология) (учение об общих законах и формах познания);

      3. аксиология (учение о ценностях);

      4. логика (учение о нормах и законах мышления);

      5. социальная философия (учение о законах общественного развития);

      6. этика (учение о морали и нравственности, о нравственном отношении человека к миру);

      7. эстетика (учение о законах красоты и гармонии мира);

      8. герменевтика (учение о смыслах);



Некоторые частные вопросы, изучаемые философией в рамках своих разделов:


  1. сущность бытия;

  2. происхождение бытия;

  3. материя (субстанция), её формы;

  4. сознание, его происхождение и природа;

  5. взаимоотношение материи и сознания;

  6. бессознательное;

  7. человек, его сущность и существование;

  8. душа, духовный мир человека;

  9. общество;

  10. общество и человек;

  11. природа;

  12. природа и общество;

  13. духовная сфера жизни общества;

  14. материально-экономическая сфера жизни общества;

  15. социальная сфера общества;

  16. общественно-экономические формации, цивилизации;

  17. перспективы развития человека и общества;

  18. экология, проблемы выживания;

  19. особенности познания;

  20. влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

  21. ограниченность и безграничность познания;

  22. движение;

  23. философские категории;

  24. диалектика и её законы



Структура философии может конструироваться на различных основаниях. Если такой основой является сам человек и его деятельность, то философия получает антропологический характер и структурируется в зависимости от целей, средств и результатов деятельности.

Основные составные части (дисциплины) современной философской науки:


  • метафизика;

  • философия природы;

  • философия человека;

  • философия познания;

  • этическая философия;

  • социальная философия;

  • философия истории;

  • философия культуры;

  • философия политики;

  • философия образования;

  • философия науки

  • философия техники;

  • философия религии;

  • философия языка;

  • философия искусства;

  • логика;

  • история философии;

  • футуристическая философия.

На стыке философии с другими формами общественного сознания возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждой из этих областей складываются ещё более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин – философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др.
Вобщейструктурефилософиивыделяютсяследующиеэлементы:

  1. философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие, сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и действительность и др.

  2. философские идеи (выражения концептуальных смыслов). Например, идея развития, идея абсолютного духа; идея материи. На базе идей формируются философские принципы, теории, идеалы.

  3. философские принципы. Например, развития, принцип материального единства мира, принцип детерминизма (причинности).

  4. философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его жизни.

  5. философские теории и учения. Например, теория отражения, теория развития, теория отчуждения и др. Философские теории представляют собой высшую форму умозрительной деятельности человека. Одна и та же теория в разных философских учениях может получать разное, порою противоположное истолкование. Своё концентрированное выражение зрелая теория получает в методе. Поэтому философские теории могут выступать методологическими средствами для обоснования различных философских учений.



Хронологически первым и основным разделом философии является онтология. Основные вопросы онтологии связана с осмыслением универсальных принципов и оснований бытия мира в целом. Онтологические учения можно разделить по нескольким основным критериям. По критерию признания в качестве первоначала бытия одной или нескольких основ выделяют следующие направления.

Монизм (греч. monos – один, единственный) – философское учение, признающее основой всего существующего одно начало: либо материю (материалистический монизм), либо дух, сознание (идеалистический монизм).

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, физического и психического, тела и души. Можно выделить дуализм 1) гносеологический, подчеркивающий противоположность двух способов

рассмотрения бытия; 2) онтологический, настаивающий на гетерогенности и принципиальной несводимости двух субстанций; 3) антропологический, подчеркивающий противоположность души и тела.

Плюрали́ зм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм), либо форм бытия (онтологический плюрализм).

Ответ на так называемый основной вопрос философии «что первично – матери или сознание?» разделяет учения философов на два лагеря: идеалистов и материалистов.

Идеали́ зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — направление в философии, признающее, в противоположность материализму, первичность сознания по отношению к бытию, духа – по отношению к материи. Восходит к учению Платона об идеях. Выделяются две формы идеализма: объективный (основа действительности - некое сверхиндивидуальное сознание) и субъективный (мир – полностью или частично – иллюзия, порожденная индивидуальным сознанием).

Материализм (лат.materialis - вещественный) – философское направление, считающее, в противоположность идеализму, материю первичной по отношению к сознанию, существующей вне и независимо от него.
Методы философии
это пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование.

Метод (греч. – способ познания) в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой её форме.

Понятии «методология» имеет два основных значения:

    1. система определённых способов и приёмов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

    2. учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.



Основные методы философии:


Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Кроме того диалектика это учение о всеобщей взаимосвязи явлений природы и общества в их противоречиях

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично, (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознаётся их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика