Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1315

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
знания и вводя в употребление новые понятия и категории (причина, следствие, случайность, материя и т.п.); поэтому можно сказать, что древнегреческая философия носит гносеогенный характер.

Во-вторых, в центре внимания мыслителей Древнего Востока всегда находился человек – его жизнь и смерть, внутренний мир и поведение в обществе. Иначе говоря, для древневосточной философии характерен антропоцентризм, в отличие от космоцентризма античной философской традиции (термином «космос» в Древней Греции обозначался упорядоченный и структурно организованный мир, природа.) Поэтому, в то время как для западноевропейской традиции ядром философии были онтологические и гносеологические проблемы, философия Древнего Востока развивалась, прежде всего, как совокупность нравственных и социально-политических теорий.

В-третьих, восточная философия носит религиозный характер, ибо по своему содержанию и последующему развитию всегда была связана с религией (западная философия – с наукой). На Древнем Востоке знание носило сакральный (лат. sacri – священный) характер и не было таким общедоступным, как на Западе. Философ в Древней Греции это, прежде всего, ученый, исследователь природы. Философ на Востоке это

учитель (Гуру – в Индии, Цзы – в Китае), постигший истину, зачастую, иррациональным способом (медитацией). Не случайно крупнейшие философские школы на Древнем Востоке со временем эволюционировали в религии (например, буддизм стал мировой религией, а даосизм и конфуцианство - национальными религиями Китая), а их основатели (Сиддхартха Гаутама, Лао-Цзы и Конфуций) стали объектами поклонения и религиозного почитания.

Восточная философия, таким образом, уже в древности сформировала особый тип мировоззрения и соответствующий ему тип личности, вектор активности которой направлен на себя. Человек на Востоке стремится изменить свое сознание и поведение
так, чтобы не разрушить уже сложившуюся до него мировую гармонию. Главными ценностями провозглашались «не-невежество», «не-алчность» и «не-насилие»: идеал мудрого, доброго и не разрушающего свой мир человека. В этом непреходящее значение и актуальность древневосточной философии.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

Древнеиндийской философии


Этапыразвитиядревнеиндийскойфилософии.

  1. Ведический период (XV VI вв. до н.э.).

  2. Эпический этап (VI – II вв. до н.э.), наиболее известными источниками которого являются две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. Около 500 г. до н.э. начинается эпоха классических философских систем

  3. Эра сутр (II в. до н.э. – VII в. н.э.) – кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.) – завершает период древнеиндийской философии.

Начало философии в Индии донесли до нас Веды («знания»), восходящие, по- видимому, ко времени около 1500 г. до н.э.

Веды,дошедшие до наших дней:

    1. Ригведа (хвалы богам);

    2. Самаведа (песни);

    3. Яджурведа (тексты, для жертвоприношений);

    4. Атхарваведа (заклинания).

Ригведа гимны, восхваляющие богов; этот раздел Вед был адресован в первую очередь котарам – жрецам, отвечающим за исполнение гимнов во время богослужения.

Самаведа – песнопения, которые адресовались в первую очередь угдатарм, жрецам, которые отвечали за музыкальное сопровождение богослужений.

Яджурведа – гимны, сопровождающие жервоприношения, которой руководствовались ахварью – жрецы, обеспечивающие обряды всем необходимым.

Атхарваведа заклинания; это сборник адресовался главным образом брахманам, т.е. верховным жрецам, которые осуществляли общее руководство богослужениями.

К ним прилагаются тексты-толкования: Брахманы и Упанишады наиболее философские части вед.

В Упанишадах содержатся почти все основные мировоззренческие понятия и идеи, ставшие основой для большинства философских школ:

Согласно традиции, все
философские школы Индии в зависимости от их отношения к Ведам делятся на две больших группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

  1. Ортодоксальные школы (астика) признают абсолютный духовный авторитет Вед, относятся к ним как к священным текстам, которые существовали еще до начала мира и возникли из дыхания Брахмана – мирового духа. Поэтому второе название этого направления – «астика» – буквально переводится, как «Он существует». К этому направлению относятся такие философско-религиозные учения как веданта, миманса,

санкхья, вайшешика, йога и др. Несмотря на их единство в вопросе о Ведах, концепции этих школ отличаются разнообразием и оригинальностью в трактовке бытия, это:

    1. йога;

    2. веданта;

    3. вайшешика;

    4. ньяя;

    5. миманса;

    6. санкхья.

Кратко охарактеризуем их.

  1. Санкхья (перечисление, рассмотрение). Одна из самых древних школ, в которой все многообразие Вселенной рассматривается как взаимодействие двух первоначал – материального (пракрити) и идеального (пуруши). Пракрити – источник различных качеств и производящих сил мира. Пуруша - бездеятельный и бескачественный дух, сближаемый с Атманом. Задача познания – понять независимость одного от другого, самодостаточность духа, отождествить свою сущность с ним, разъединить пракрити и пурушу в себе и тем самым достичь освобождения – мокши. Об этом речь идет в Бхагаватгите.

  2. Йога (связь, усилие), основатель – Патанджали, автор «Йогасутры». Йога переводит в практическое русло намеченные санкхьей пути и методы освобождения. Йогин идет к Высшему Пуруше, используя «восьмеричный» метод йоги: строгое соблюдение религиозных предписаний и нравственных требований; контроль над организмом с помощью физических и дыхательных упражнений; концентрация чувств, внимания, созерцания. Так достигается состояние транса (самадхи) и наступает освобождение.

Разновидности классической индийской йоги:


  1. Раджа-йога.

  2. Карма-йога;

  3. Джанани-йога.

  4. Бхакти-йога.




  1. Ньяя (правило, логика). Даршана (доктрина, философское воззрение) основана Готамой, исходный текст – «Ньяясутра». К освобождению следует идти, пресекая привязанности человеческого Я к объектам, обращаясь к атману в себе, являющемуся органом чистой мысли. Отсюда сосредоточенность даршаны на проблематике гносеологии и логики.

  1. Вайшешика (различение). Основатель – Канада, автор «Вайшешикасутры». В основе метафизики вайшешики лежат идеи теизма, атомизма, а также реализма схоластического типа, согласно которому категории, подобно вещам, обладают реальным самостоятельным существованием. Абсолютное тожественное Я – Ишвара творит из атомов мира, поддерживает их и разрушает с помощью особой ценностно-каузальной силы (адришты), действующей по закону кармы. В системе мира различаются 7 видов реальности, каждая из которых имеет множество форм.

  2. Пурва-миманса (букв.: первое исследование). Основатель Джаймини, автор

«Мимансасутры). Цель даршаны – сохранение Вед и ведийского ритуала. Ибо Веды – фундаментальная священная, совершенная, несущая дхарму (учение, поток энергии) реальность. Следствием исполнения ведического ритуала является освобождение, т.е. избавление от страданий. Миманса способствовала поддержанию общинно-кастовой организации и всего ценностного строя культур брахманизма и индуизма.

  1. Веданта (завершение Вед). Основатель – Бадараяна, автор «Ведантасутры», которая представляет собой философскую разработку идей Упанишад и Бхагаватгиты о Брахмане как Божественном первоначале, об Атмане – духе и об освобождении как следствии преданности Божеству и познания тождественности своей сущности Атману и

Брахману. В Новое время идеи веданты нашли свое продолжение в учениях Рамакришны, Свами Вивекананды, Ауробиндо Гхоша, Сарвепалли Радхакришнана.


  1. Неортодоксальные школы (настика) не признают авторитета Вед, относясь к ведическим текстам не как к священным, а просто как к древней мудрости. Отсюда и другое название – «настика» – «Он не существует», отражающее нежелание мыслителей этого направления признавать существование Брахмана в качестве духовной сущности мира и источника Вед. Настика возникла в VI в. до н.э. как проявление религиозно- философского свободомыслия в борьбе с ортодоксией и догматизмом. К этим школам относятся:

    1. буддизм;

    2. джайнизм;

    3. чарвака или лакаята

    4. адживика.