ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1315
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
знания и вводя в употребление новые понятия и категории (причина, следствие, случайность, материя и т.п.); поэтому можно сказать, что древнегреческая философия носит гносеогенный характер.
Во-вторых, в центре внимания мыслителей Древнего Востока всегда находился человек – его жизнь и смерть, внутренний мир и поведение в обществе. Иначе говоря, для древневосточной философии характерен антропоцентризм, в отличие от космоцентризма античной философской традиции (термином «космос» в Древней Греции обозначался упорядоченный и структурно организованный мир, природа.) Поэтому, в то время как для западноевропейской традиции ядром философии были онтологические и гносеологические проблемы, философия Древнего Востока развивалась, прежде всего, как совокупность нравственных и социально-политических теорий.
В-третьих, восточная философия носит религиозный характер, ибо по своему содержанию и последующему развитию всегда была связана с религией (западная философия – с наукой). На Древнем Востоке знание носило сакральный (лат. sacri – священный) характер и не было таким общедоступным, как на Западе. Философ в Древней Греции – это, прежде всего, ученый, исследователь природы. Философ на Востоке – это
учитель (Гуру – в Индии, Цзы – в Китае), постигший истину, зачастую, иррациональным способом (медитацией). Не случайно крупнейшие философские школы на Древнем Востоке со временем эволюционировали в религии (например, буддизм стал мировой религией, а даосизм и конфуцианство - национальными религиями Китая), а их основатели (Сиддхартха Гаутама, Лао-Цзы и Конфуций) стали объектами поклонения и религиозного почитания.
Восточная философия, таким образом, уже в древности сформировала особый тип мировоззрения и соответствующий ему тип личности, вектор активности которой направлен на себя. Человек на Востоке стремится изменить свое сознание и поведение
так, чтобы не разрушить уже сложившуюся до него мировую гармонию. Главными ценностями провозглашались «не-невежество», «не-алчность» и «не-насилие»: идеал мудрого, доброго и не разрушающего свой мир человека. В этом – непреходящее значение и актуальность древневосточной философии.
Этапыразвитиядревнеиндийскойфилософии.
Начало философии в Индии донесли до нас Веды («знания»), восходящие, по- видимому, ко времени около 1500 г. до н.э.
Веды,дошедшие до наших дней:
Ригведа – гимны, восхваляющие богов; этот раздел Вед был адресован в первую очередь котарам – жрецам, отвечающим за исполнение гимнов во время богослужения.
Самаведа – песнопения, которые адресовались в первую очередь угдатарм, жрецам, которые отвечали за музыкальное сопровождение богослужений.
Яджурведа – гимны, сопровождающие жервоприношения, которой руководствовались ахварью – жрецы, обеспечивающие обряды всем необходимым.
Атхарваведа – заклинания; это сборник адресовался главным образом брахманам, т.е. верховным жрецам, которые осуществляли общее руководство богослужениями.
К ним прилагаются тексты-толкования: Брахманы и Упанишады – наиболее философские части вед.
В Упанишадах содержатся почти все основные мировоззренческие понятия и идеи, ставшие основой для большинства философских школ:
Согласно традиции, все
философские школы Индии в зависимости от их отношения к Ведам делятся на две больших группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).
санкхья, вайшешика, йога и др. Несмотря на их единство в вопросе о Ведах, концепции этих школ отличаются разнообразием и оригинальностью в трактовке бытия, это:
Кратко охарактеризуем их.
Разновидности классической индийской йоги:
«Мимансасутры). Цель даршаны – сохранение Вед и ведийского ритуала. Ибо Веды – фундаментальная священная, совершенная, несущая дхарму (учение, поток энергии) реальность. Следствием исполнения ведического ритуала является освобождение, т.е. избавление от страданий. Миманса способствовала поддержанию общинно-кастовой организации и всего ценностного строя культур брахманизма и индуизма.
Брахману. В Новое время идеи веданты нашли свое продолжение в учениях Рамакришны, Свами Вивекананды, Ауробиндо Гхоша, Сарвепалли Радхакришнана.
Во-вторых, в центре внимания мыслителей Древнего Востока всегда находился человек – его жизнь и смерть, внутренний мир и поведение в обществе. Иначе говоря, для древневосточной философии характерен антропоцентризм, в отличие от космоцентризма античной философской традиции (термином «космос» в Древней Греции обозначался упорядоченный и структурно организованный мир, природа.) Поэтому, в то время как для западноевропейской традиции ядром философии были онтологические и гносеологические проблемы, философия Древнего Востока развивалась, прежде всего, как совокупность нравственных и социально-политических теорий.
В-третьих, восточная философия носит религиозный характер, ибо по своему содержанию и последующему развитию всегда была связана с религией (западная философия – с наукой). На Древнем Востоке знание носило сакральный (лат. sacri – священный) характер и не было таким общедоступным, как на Западе. Философ в Древней Греции – это, прежде всего, ученый, исследователь природы. Философ на Востоке – это
учитель (Гуру – в Индии, Цзы – в Китае), постигший истину, зачастую, иррациональным способом (медитацией). Не случайно крупнейшие философские школы на Древнем Востоке со временем эволюционировали в религии (например, буддизм стал мировой религией, а даосизм и конфуцианство - национальными религиями Китая), а их основатели (Сиддхартха Гаутама, Лао-Цзы и Конфуций) стали объектами поклонения и религиозного почитания.
Восточная философия, таким образом, уже в древности сформировала особый тип мировоззрения и соответствующий ему тип личности, вектор активности которой направлен на себя. Человек на Востоке стремится изменить свое сознание и поведение
так, чтобы не разрушить уже сложившуюся до него мировую гармонию. Главными ценностями провозглашались «не-невежество», «не-алчность» и «не-насилие»: идеал мудрого, доброго и не разрушающего свой мир человека. В этом – непреходящее значение и актуальность древневосточной философии.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 52
Древнеиндийской философии
Этапыразвитиядревнеиндийскойфилософии.
-
Ведический период (XV – VI вв. до н.э.). -
Эпический этап (VI – II вв. до н.э.), наиболее известными источниками которого являются две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. Около 500 г. до н.э. начинается эпоха классических философских систем -
Эра сутр (II в. до н.э. – VII в. н.э.) – кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.) – завершает период древнеиндийской философии.
Начало философии в Индии донесли до нас Веды («знания»), восходящие, по- видимому, ко времени около 1500 г. до н.э.
Веды,дошедшие до наших дней:
-
Ригведа (хвалы богам); -
Самаведа (песни); -
Яджурведа (тексты, для жертвоприношений); -
Атхарваведа (заклинания).
Ригведа – гимны, восхваляющие богов; этот раздел Вед был адресован в первую очередь котарам – жрецам, отвечающим за исполнение гимнов во время богослужения.
Самаведа – песнопения, которые адресовались в первую очередь угдатарм, жрецам, которые отвечали за музыкальное сопровождение богослужений.
Яджурведа – гимны, сопровождающие жервоприношения, которой руководствовались ахварью – жрецы, обеспечивающие обряды всем необходимым.
Атхарваведа – заклинания; это сборник адресовался главным образом брахманам, т.е. верховным жрецам, которые осуществляли общее руководство богослужениями.
К ним прилагаются тексты-толкования: Брахманы и Упанишады – наиболее философские части вед.
В Упанишадах содержатся почти все основные мировоззренческие понятия и идеи, ставшие основой для большинства философских школ:
Согласно традиции, все
философские школы Индии в зависимости от их отношения к Ведам делятся на две больших группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).
-
Ортодоксальные школы (астика) признают абсолютный духовный авторитет Вед, относятся к ним как к священным текстам, которые существовали еще до начала мира и возникли из дыхания Брахмана – мирового духа. Поэтому второе название этого направления – «астика» – буквально переводится, как «Он существует». К этому направлению относятся такие философско-религиозные учения как веданта, миманса,
санкхья, вайшешика, йога и др. Несмотря на их единство в вопросе о Ведах, концепции этих школ отличаются разнообразием и оригинальностью в трактовке бытия, это:
-
йога; -
веданта; -
вайшешика; -
ньяя; -
миманса; -
санкхья.
Кратко охарактеризуем их.
-
Санкхья (перечисление, рассмотрение). Одна из самых древних школ, в которой все многообразие Вселенной рассматривается как взаимодействие двух первоначал – материального (пракрити) и идеального (пуруши). Пракрити – источник различных качеств и производящих сил мира. Пуруша - бездеятельный и бескачественный дух, сближаемый с Атманом. Задача познания – понять независимость одного от другого, самодостаточность духа, отождествить свою сущность с ним, разъединить пракрити и пурушу в себе и тем самым достичь освобождения – мокши. Об этом речь идет в Бхагаватгите. -
Йога (связь, усилие), основатель – Патанджали, автор «Йогасутры». Йога переводит в практическое русло намеченные санкхьей пути и методы освобождения. Йогин идет к Высшему Пуруше, используя «восьмеричный» метод йоги: строгое соблюдение религиозных предписаний и нравственных требований; контроль над организмом с помощью физических и дыхательных упражнений; концентрация чувств, внимания, созерцания. Так достигается состояние транса (самадхи) и наступает освобождение.
Разновидности классической индийской йоги:
-
Раджа-йога. -
Карма-йога; -
Джанани-йога. -
Бхакти-йога.
-
Ньяя (правило, логика). Даршана (доктрина, философское воззрение) основана Готамой, исходный текст – «Ньяясутра». К освобождению следует идти, пресекая привязанности человеческого Я к объектам, обращаясь к атману в себе, являющемуся органом чистой мысли. Отсюда сосредоточенность даршаны на проблематике гносеологии и логики.
-
Вайшешика (различение). Основатель – Канада, автор «Вайшешикасутры». В основе метафизики вайшешики лежат идеи теизма, атомизма, а также реализма схоластического типа, согласно которому категории, подобно вещам, обладают реальным самостоятельным существованием. Абсолютное тожественное Я – Ишвара творит из атомов мира, поддерживает их и разрушает с помощью особой ценностно-каузальной силы (адришты), действующей по закону кармы. В системе мира различаются 7 видов реальности, каждая из которых имеет множество форм. -
Пурва-миманса (букв.: первое исследование). Основатель – Джаймини, автор
«Мимансасутры). Цель даршаны – сохранение Вед и ведийского ритуала. Ибо Веды – фундаментальная священная, совершенная, несущая дхарму (учение, поток энергии) реальность. Следствием исполнения ведического ритуала является освобождение, т.е. избавление от страданий. Миманса способствовала поддержанию общинно-кастовой организации и всего ценностного строя культур брахманизма и индуизма.
-
Веданта (завершение Вед). Основатель – Бадараяна, автор «Ведантасутры», которая представляет собой философскую разработку идей Упанишад и Бхагаватгиты о Брахмане как Божественном первоначале, об Атмане – духе и об освобождении как следствии преданности Божеству и познания тождественности своей сущности Атману и
Брахману. В Новое время идеи веданты нашли свое продолжение в учениях Рамакришны, Свами Вивекананды, Ауробиндо Гхоша, Сарвепалли Радхакришнана.
-
Неортодоксальные школы (настика) не признают авторитета Вед, относясь к ведическим текстам не как к священным, а просто как к древней мудрости. Отсюда и другое название – «настика» – «Он не существует», отражающее нежелание мыслителей этого направления признавать существование Брахмана в качестве духовной сущности мира и источника Вед. Настика возникла в VI в. до н.э. как проявление религиозно- философского свободомыслия в борьбе с ортодоксией и догматизмом. К этим школам относятся:-
буддизм; -
джайнизм; -
чарвака или лакаята -
адживика. -
-