Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1270

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Предметность. Научное знание предметно, то есть каждая конкретная наука постигает не все законы изучаемого объекта, а только некоторые из них. Ее интересует определенный его аспект в зависимости от целей этой науки, который и называется предметом ее изучения.

Например, человек как объект познания, является предметом изучения самых разных наук – анатомии, физиологии, психологии, антропологии и пр., каждая из которых ставит свои цели и задачи, использует свои методы исследования, выявляет специфические для данной науки закономерности человеческого бытия.

  1. Абстрактность. Предметы изучения науки носят абстрактный характер, поскольку являются результатом обобщения («элементарные частицы», «химические элементы»,

«гены», «биоценоз» и т. п.).

Абстрактные объекты научных исследований – это обобщенные образы реальных объектов, имеющие только те признаки, которые присущи всем объектам данного класса. В отличие от этого, например, обыденное познание интересуется только конкретными предметами и явлениями, необходимыми человеку в его повседневной жизни.

  1. Наука имеет свои идеалы и нормы научной деятельности. Они составляют основание этики науки и регулируют научную деятельность.

Например, важнейшей нормой научного исследования является запрет на плагиат, в сообществе ученых осуждается искажение истины во имя политических, религиозных или меркантильных целей. Высшей ценностью науки является истина.

  1. В связи с этим наука обладает определенной рациональностью – относительно устойчивой совокупностью правил, норм, стандартов, эталонов, ценностей духовной и материальной деятельности, принимаемых и одинаково понимаемых всеми членами общества. Научная рациональность носит конкретно-исторический характер и как бы задает границы того, что считается «научным», а что – «ненаучным» в тот или иной период.

  2. Так, в эпоху Нового времени на базе классической механики сложилась «классическая рациональность», в начале ХХ века в связи с открытием микромира на основе квантовой механики и теории относительности возникла «неклассическая рациональность». Современная наука, опираясь на синергетику, изучающую процессы самоорганизации и саморегуляции открытых систем, начиная с 80-х гг. ХХ века функционирует в рамках «постнеклассической рациональности».

  3. Наука практична, то есть, научное знание, в конечном счете, предполагает его практическое применение. В истории развития науки был период (в эпоху античности), когда знание было самоцелью, а практическая деятельность считалась


«низшим искусством». Но уже с эпохи Нового времени наука была неразрывно связана с практикой. Начиная с середины ХIХ в., особенно в Западной Европе, научные знания стали производить целенаправленно для внедрения их в жизнь. И эта связь науки с производством сегодня все более возрастает. Определенное исключение составляют фундаментальные научные исследования, практическая применимость результатов которых долгое время может оставаться под вопросом.

  1. Наука ориентирована на предвидение: раскрывая закономерности функционирования и развития изучаемых объектов, она создает возможность прогнозировать их дальнейшее развитие. Кроме того, наука ориентирована на получение знаний о будущих, вероятных, новых объектах исследования. Такими кандидатами на предмет научного изучения сейчас становятся гравитоны, темная материя и темная энергия, биополе, НЛО и пр.

В отличие от науки, обыденное познание, основанное на повседневном жизненном опыте человека, ориентировано на получение элементарных сведений о мире и не способно дать принципиально нового знания. Именно поэтому в обыденном сознании так велик интерес ко всякого рода «гадалкам» и «предсказателям».

Таким образом, хотя человек получает информацию о мире из различных источников (литература, искусство, философия, повседневный жизненный опыт и пр.), только наука способна дать знания более достоверные и надежные, чем все остальные.

Структура научного познания


Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются в отличие он науки как вненаучные формы.

Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоящее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. В чём их главные различия?

    1. У науки, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Наука ориентирована в конечном счёте на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию.

    2. Научное познание требует выработки особых языков науки.

    3. В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования.

    4. Для научного познания характера планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования.

    5. В науке и обыденном познании различны способы обоснования истинности знаний.


Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания.

В повседневном употреблении термин «наука» чаще всего используется для обозначения отдельных отраслей научного знания. Анализируя науку в этом аспекте, ее можно структурировать (классифицировать), используя разные критерии:
  • по объекту исследования;


а) науки делятся на естественные, изучающие природные явления, б) гуманитарные, изучающие общество и социальные явления и

в) технические, объекты изучения которых носят искусственный характер, поскольку это созданные человеком средства его деятельности; каждый из этих типов научного знания разделяется, в свою очередь,

  • по предмету исследования (например, естествознание делится на физику, химию, биологию и другие науки о природе);

  • по отношению к практике науки принято делить на:

а) фундаментальные и б) прикладные.


Фундаментальные науки дают знание о базовых законах существования явлений безотносительно к их возможному практическому использованию, а прикладные позволяют применять эти знания на практике.

Например, фундаментальные технические науки содержат знания об общих принципах функционирования и устройства техники (например, теоретическая механика), а

прикладные технические науки применяют эти знания для создания конкретной техники (например, прикладная механика). Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический «задел».

Если анализировать структуру науки как деятельность по получению новых знаний и ее результаты, то в ней выделяются два вида научных исследований, два структурных уровня научного познания - эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень научного познания.


Эмпирическое исследование представляет собой непосредственное или опосредованное (через приборы) изучение и описание явлений, то есть, оно предполагает контакт исследователя с существующими вне его сознания объектами.


Главной задачей в эмпирическом познании является получение научных фактов. С этой целью наука использует разнообразные методы эмпирического исследования: сбор геологических образцов, археологические раскопки, изучение исторических документов, социологические опросы, анкетирование и пр. Однако основными эмпирическими методами познания являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение это метод изучения процессов и явлений в их естественном виде.

В процессе наблюдение исследователь не вмешивается в ход их функционирования и развития. Он не меняет условий их существования, никак на них не воздействует (классический пример – наблюдение астронома за звездами).

Вместе с тем, научное наблюдениеэто целенаправленное и специально организованное восприятие явлений.

Основные требования к научному наблюдению следующие:

  1. Однозначность цели, замысла;

  2. Системность в методах наблюдения;

  3. Объективность;

  4. Возможность контроля либо путём повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.

Проведение научных наблюдений требует соответствующей подготовки (сбора предварительной информации о подлежащих наблюдению явлениях, выбора приборов и другой аппаратуры, экспедиции к месту наблюдения и пр.) Главное требование к научному наблюдению – объективность и точность даваемых им сведений.

Эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает управляемое и контролируемое воздействие на изучаемый объект с целью получения информации о нем, при котором объект может изучаться в искусственно созданных условиях.

В зависимости от цели, поставленной экспериментатором, различают следующие виды экспериментов:

  • измерительные,

  • проверочные (для подтверждения или опровержения какой-то гипотезы),

  • поисковые (нацеленные на обнаружение новых явлений) и

  • контрольные (с целью проконтролировать полученные ранее результаты других экспериментов);

  • социальный эксперимент.


Итогом наблюдений и экспериментов, а также других эмпирических методов познания, должно быть установление научных фактов. Однако, содержание научного факта, как правило, не сводится просто к фиксации данных наблюдений или эксперимента. Эти результаты должны повторяться (воспроизводиться) в одних и тех же условиях у достаточно многих представителей научного сообщества.

К числовой фиксации таких результатов может применяться статистическая обработка. Для выражения факта применяется специальный эмпирический язык науки. В гуманитарных науках факты могут быть наполнены определенным ценностным смыслом, то есть проходят социально-политическую или индивидуальную, личностную оценку.

Таким образом, научные факты представляют собой особое знание, основанное на логическом осмыслении данных наблюдения и эксперимента и их интерпретации в свете каких-то теоретических предпосылок.


Что считать фактом не всегда ясно, поскольку это может зависеть от теории, в свете которой истолковываются эмпирические данные. Следовательно, эмпирические факты

«теоретически нагружены». Смена научных теорий часто приводит и к изменению

фактологического базиса науки.

Накапливая факты и подвергая их систематизации, классификации, обобщению, ученые находят зависимости между ними – эмпирические законы или закономерности. Однако эмпирический уровень познания не выходит за рамки эмпирического описания явлений и не объясняет их сущности. Объяснение найденных эмпирических фактов и закономерностей требует перехода на более высокий, теоретический уровень научного познания.

Теоретический уровень научного познания.


Теоретическое знание, в отличие от эмпирического, строится умственным путем, при отсутствии контакта с изучаемыми объектами действительности. Теоретик работает не с самими объектами, а с их мысленными образами.