ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1341
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Специфическим признаком теоретического познания является создание идеальных объектов, раскрывающих сущность наблюдаемых явлений. В процессе теоретического познания идеальные объекты различным образом комбинируются, и из них строятся мысленные модели изучаемых явлений.
Теоретическое исследование, направленное на объяснение эмпирических фактов и закономерностей, может развиваться двояким путем.
Первый путь - нефундаментальное теоретическое исследование. Оно состоит в том, что объяснение эмпирическим фактам ищется в уже имеющихся в науке теориях. Но когда на этом пути добиться успеха не удается, приходится вступать на второй путь – путь
фундаментального теоретического исследования, который связан с разработкой принципиально новой научной теории.
Научная теория – это логически упорядоченная система знаний о каких-либо явлениях, в которой строятся их мысленные модели и формулируются законы, объясняющие и предсказывающие наблюдаемые факты и закономерности. Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.
Основные черты научной теории:
-
Научная теория – это знание об определённом предмете или строго определённой, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется её предметом. -
Теорию в качестве важнейшего её признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития. -
Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов. -
В развитии теории все её главные положения должны быть объединены общим началом, основанием. -
Всё входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы.
В теориях часто употребляются теоретические понятия, обозначающие ненаблюдаемые мысленные «объекты». Например, «спин», «импульс» и т. п. Эти понятия условны, поскольку в их основе не лежат эмпирические объекты, и являются продуктом воображения, чистого мышления ученого. В теории они выполняют вспомогательную функцию, облегчающую и упрощающую описание теоретической модели. Например, такие теоретические понятия как «ускорение», «инерционная масса», «механическая сила», используемые во втором законе механики Ньютона, предельно упрощенно описывают соотношение ряда характеристик модели движущегося тела.
В структуре теории выделяют ряд элементов: принципы и законы, составляющие ядро научной теории, а также базовые понятия и категории, научные факты, формулы и теоремы, гипотезы.
Теория как наиболее сложная и наиболее развитая форма научного знания, выполняет целый ряд функций:
-
объяснительную – выявляет причинно-следственные, существенные взаимосвязи и зависимости данного явления; -
синтетическую и системную – объединяет и систематизирует разрозненные знания об объекте в целостную систему; -
методологическую – на основе теории создаются новые подходы и методы изучения объекта; -
эвристическую (предсказательную) – на основании теории можно делать прогнозы о последующем развитии объекта; -
практическую – возможность практического применения нового знания; не случайно говорят, что «нет ничего более практичного, чем хорошая теория».
Существуют два основных метода построения научной теории: аксиоматический и гипотетико-дедуктивный.
Аксиоматический метод построения научной теории состоит в том, что за исходные положения теории принимаются не подлежащие доказательству аксиомы, а все остальные положения теории логически выводятся из аксиом по правилам дедуктивного вывода. Именно таким методом была создана геометрия Евклида, а позже – неэвклидовы геометрии Лобачевского и Римана.
При гипотетико-дедуктивном методе построения теории она формулируется как система гипотез, из которых выводятся эмпирически проверяемые следствия.
Гипотеза – это вероятностная форма теоретического знания, представляющая собой научно обоснованное предположение, истинность которого не определена. Она является структурным элементом научной теории или комплекса теорий и позволяет их сохранить, укрепить или придать им логическую целостность.
Научные гипотезы должны удовлетворять ряду методологических требований, которые не обеспечивают их истинность, но дают им «право» считаться научными формами знания. Важнейшими требованиями научности гипотез являются:
-
логическая непротиворечивость; -
принципиальная проверяемость (из гипотезы должны вытекать следствия, доступные опытной проверке); -
фальсифицируемость (то есть принципиальная возможность опровержения, иначе эта гипотеза неинформативна); -
максимальная простота (логическое совершенство, изящество теории); -
преемственность (новые гипотезы должны вырастать из предшествующего знания, быть его дальнейшим развитием и продолжением); -
гипотеза должна обладать «предсказательной силой» (не только объяснять, но и предсказывать новые факты).
Кроме того, на теоретическом уровне применяется целый ряд специфических методов научного познания: - формализация, идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование и др. Найти метод, позволяющий с наименьшими затратами времени, сил и средств получить решение поставленной проблемы – одна из центральных задач ученого.
Метод - это способ деятельности, совокупность приемов познания и преобразования действительности. Выбор метода осуществляется субъектом не произвольно, а определяется характером исследуемого объекта, законами его строения, функционирования и развития (объективная обусловленность метода). Исходя из этого
метод – это совокупность правил, приемов, способов и лежащих в их основе идей и принципов, обусловленных объективными законами отражаемой действительности.
Отрасль знания, которая исследует методы, называется методологией. Методология (учение о методе) — довольно широкое понятие, в которое входят, во-первых, совокупность применяемых в данной науке методов и, во-вторых, совокупность фундаментальных, прежде всего мировоззренческих принципов, которые направляют исследования в области теоретических и практических проблем.
Осознанное применение методов в познании позволяет усилить познавательные возможности человека, направить и упорядочить процесс познания, обеспечить последовательное решение возникающих при этом задач.
Классификация методов научного познания может быть проведена по разным основаниям:
По характеру, основной роли в познании, а также по соотношению в их содержании общих идей, принципов и конкретных правил, методы можно разделить на следующие виды:
-
методы-подходы, в которых главное – это общие идеи, мировоззренческие принципы. Такие методы формируют отправные позиции исследователя, указывают направление и общий способ исследования (например, принцип материального единства мира); -
методы-приемы - конкретные правила, алгоритмы действия, представляющие собой непосредственный инструмент познания (наблюдение, эксперимент и т. п.).
По степени общности можно выделить следующие методы:
-
всеобщие - философско-мировоззренческие (например, диалектика, ее принципы развития и взаимосвязи явлений); -
общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, историческое и логическое, моделирование, абстрагирование и пр.); -
специфические (например, метод спектрального анализа).
По функциональному назначению:
-
методы эмпирического уровня научных исследований, которые обеспечивают получение и первичную обработку информации (сравнение, описание, классификация и т. п.). -
методы теоретического уровня научного познания, которые позволяют проникнуть в сущность изучаемых процессов (идеализация, формализация и т. п.). -
эвристические методы, к которым относятся приемы и действия, активизирующие творческий процесс, сокращающие путь решения сложных поисковых задач, стимулирующие появление новых идей и решений; сюда относят такие приемы как: "мышление вслух", "спор с воображаемым оппонентом", "информационное моделирование", "мысленный эксперимент", "коллективный мозговой штурм проблемы".
Знание и умелое применение методов позволяет существенно повысить результативность познавательной и практической деятельности, до минимума свести ошибки и заблуждения на пути добывания истинных знаний о мире.
Лекция 11.
Философская антропология. Система человек, личность, общество.
-
Проблема человека в истории философии. -
Биологическое и социальное в человеке -
Антропосоциогенез и развитие сознания -
Деятельность как способ бытия человека, ее виды. -
Сущность человека и смысл его бытия в мире -
Проблема свободы человека
-
Основные проблемы и понятия философской антропологии
Постижение человека – это центральная проблема философии. Постановка ее содержится уже в словах Сократа: «Познай самого себя». Стремление человека познать свою природу всегда было одним из главных стимулов развития философской мысли.
Рассмотрение проблем человека имеет длительную традицию. Начиная с древнейших времен, возник вопрос: « Что есть человек?». Многообразие ответов, принадлежащих различным философским школам и направлениям, свидетельствует о сложности проблемы, возможности различных аспектов рассмотрения. В одних случаях человеческое отождествляется с духовным, идеальным, разумным; в других – приоритет отдается природно-телесным или социально-экономическим факторам. По-разному рассматривается соотношение внутренних и внешних условий, обстоятельств, детерминирующих человеческие качества.
При всем различии взглядов на сущность человека его личностные качества анализируются подавляющим большинством философов через деятельность индивида, направленную на окружающий мир. Отсюда определение человека как совокупности системы общественных отношений (экономических, политических, социальных, ценностно-нравственных, религиозных и других).
В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека в различных его аспектах. Философию интересует не столько то, что представляет собой человек с точки зрения медицины, биологии и пр., а, прежде всего следующие проблемы: