ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1286
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Н. Бердяев, развивая идеи возрожденческого антропоцентризма, мечтал соединить культ святости (бог) с культом гениальности (человек).
Человекобог не имел ничего общего с сверхчеловеком Ницше. Известный русский философ С.Л.Франк полагал, что в ницшеанстве старый гуманизм, обоготворяющий человека как природное существо, разлагается и предстает в качестве злого титанизма, отрицающего все святое в человеческой жизни, да и саму идею человека.
Русская философия подчеркивала деятельностный характер становления личности человека, осуществляемое через преодоление страданий, заблуждений, диких капризов. Прекрасно об этом написал Достоевский в «Записках из подполья»: «Все-то дело человеческое, кажется, только в том и состоит, чтобы человек поминутно доказывал себе, что он – человек, а не штифтик».
В XIX-XX веке возникают различные направления антропологии, которые находят свое выражение в натуралистических, материалистических, позитивистских и прагматических учениях.
Эти концепции характеризуются рассмотрением человека как деятельного существа (homo faber). Сущность человека, в соответствии с этим подходом, определяется не разумом и его проявлениями, выступающими в качестве эпифеноменов (побочного, производного явления) чувственного отражения окружающего мира, а его биологической инстинктивной природой.
Все, что называется мышлением, чувствами, желаниями, высшими эмоциональными проявлениями рассматривается лишь как «символический язык инстинктивных импульсов» (Ницше, Гоббс), символикой, в основе которой находятся инстинкты и ощущения.
Человек – это существо, создающее символы (язык). Знаки, слова, понятия составляют совершенные инструменты человеческой деятельности. Несмотря на различия, перечисленные направления в основу человеческой деятельности помещают естественно-материалистические основания – инстинкты, биологические особенности (фрейдизм), социально-экономические отношения (марксизм). Их объединяет также представление об истории как о целостном процессе поступательного движения к возвышенной цели, вера в значимость ценностно-смысловой компоненты общественного развития. Эти идеи в различных формах присутствуют в учениях Канта, Гегеля, Конта, Спенсера, Дарвина, Маркса и других.
В XIX веке получает завершение концепция Сверхчеловека (Ницше), которая имеет глубокие корни в философских учениях прошлого.
Античность, христианство, идеология Возрождения по-разному, в соответствии с требованиями эпохи, формулируют концепцию сверхчеловека. Ницшеанская концепция носит ярко выраженный атеистический характер. Формула Ницше «Бог умер!» означала провозглашение сверхбожественного существа – сверхчеловека, воплощающего в себе
«высочайшие проявления» человеческих качеств, которыми должны ориентироваться люди в своей деятельности.
Наконец, следует отметить и концепции личности, по существу отвергающие саму идею прогрессивного развития человека. Человек определяется как «тупиковое» существо.
Т.Лессинг, например, определяет человека как «постепенно свихнувшуюся разновидность хищной обезьяны, помешанной на так называемом духе».
Голландский анатом Л.Больк делает вывод, что «человек – это инфантильная обезьяна с нарушенной системой внутренней секреции».
Смысл этой концепции заключается в том, что поскольку человек не способен подобно животным приспособиться к окружающей среде, постольку он в своей деятельности замещает собственные органы искусственными инструментами: язык, орудия труда, социальные институты и т.д.
Разум – это показатель неизлечимой болезни, свидетельство неспособности человека приспособиться к окружающей действительности. Религия, искусство, наука, философия, государство, в целом культура – все это возникает в результате биологической слабости человека, фатального отсутствия перспективы его биологического развития.
Духовные предпосылки подобных взглядов были созданы в учениях Шопенгауэра, Боргсона, Ницше, хотя им нельзя приписать многие выводы, последовательно доведенные до своего завершения последователями.
Основоположником современной антропологии является Макс Шелер (1874-1928),
внесший значительный вклад в разработку проблем этики, социологии, психологии.
Собственно философии человека посвящена книга «Место человека в космосе». Антропологические идеи Шелера получили широкое признание виднейших философов XX века – Бердяева, Хайдеггера, Бахтина и других.
XX век, утверждает Шелер, выявил несостоятельность предшествующих концепций человека. И в результате человек становится «совершенно и безусловно проблематичным, когда он больше не знает, что он собой представляет, но зато одновременно знает о том, что он этого не знает».
Необходима выработка нового понимания человека, а это можно сделать только на основе преодоления предшествующих представлений, концепций и теорий. К основным концепциям человекознания, по Шелеру, относятся:
-
христианско-теологическая, -
рационально-гуманистическая, -
позитивистко-натуралистическая, -
де градационная, -
сверхчеловека.
Подобная классификация позволяет наилучшим образом раскрыть критерии, направленность, многообразие взглядов и представлений о сущности человеческой личности, выявить дальнейшие теоретические перспективы развития антропологии.
- 1 ... 37 38 39 40 41 42 43 44 ... 52
Биологическое и социальное в человеке. Человек, индивид, личность
Наличие в человеке двух начал – биологического и социального – свидетельствует о противоречивости, антиномичности человеческого бытия.
С одной стороны, человек – создание природы. Он есть животное, принадлежащее к одному из 10 млн. видов живых организмов, населяющих Землю, - виду Homo sapiens (род гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих).
Современные исследования показали, что биологическое отличие человека от высших обезьян (на хромосомном уровне) составляет всего около 1%., и что в организме человека нет ничего такого, что с необходимостью порождало бы у него разумность и способность к созидающей деятельности.
Но если биология человека не способна объяснить человека как существо мыслящее и деятельное, то правомерно утверждать, в противоречии с вышесказанным, что человек не есть создание природы. Он творит себя сам по законам своего собственного неприродного бытия – бытия социального.
Вне общества, без особых социальных форм организации жизни, без культурной среды, в которой он усваивает язык, нормы нравственности, идеи и идеалы, навыки поведения, общения, деятельности и пр., человек – не более чем животное.
В повседневной жизни как синонимы часто употребляются понятия «человек»,
«индивид», «личность», но в действительности терминологически они вполне различимы и несут неодинаковую смысловую нагрузку.
Человек – это понятие, обозначающее факт принадлежности к человеческому роду биосоциальное существо, субъект исторического процесса, создатель всех форм материальной и духовной культуры.
Индивид – это понятие, обозначающее отдельно взятого человека, единицу человеческого рода, одного из многих.
Личность – это человеческий индивид, рассматриваемый с точки зрения его социальных качеств (интеллектуальных, нравственно- волевых, социо-культурных), проявляющихся в индивидуальных особенностях его сознания и поведения.
Люди появляются на свет как индивиды (как отдельные представители человеческого рода), обладающие индивидуальностью (то есть набором неповторимых, уникальных психофизических особенностей, способностей, задатков).
Формирование личности начинается в первые годы жизни и осуществляется в ходе процесса социализации – усвоения норм и правил поведения в обществе, приобщения к системе социокультурных ценностей и овладения системой социальных ролей – стереотипов поведения в различных ситуациях (в семье, на работе, в общественных местах и т.п.).
Личность иногда определяют как систему социальных ролей человека в группах, мнением которых о себе он дорожит. И это не случайно: в европейских языках слово
«личность» восходит к понятию «персона», что означало маску актера в театре. А в русском языке термин «личность» образован от слова «лик». Отсюда пошло выражение
«потерять лицо», то есть утратить свой социальный статус, «упасть» в глазах других людей, потерять человеческое достоинство.
Выражения «сильная личность», «выдающаяся личность», «ничтожная личность» и т.п. свидетельствуют о том, что в понятии «личность» часто фиксируются те качества человека, которые вызывают уважение (или неуважение) со стороны других людей.
Личностью в широком, социально-философском смысле этого термина становится каждый человек, за исключением случаев тяжелых врожденных дефектов головного мозга. В течение жизни те или иные качества личности могут быть утрачены, вплоть до так называемого «распада личности» вследствие алкоголизма, наркомании, тяжелых психических заболеваний. Юридически это фиксируется признанием недееспособности человека: он лишается гражданских прав, освобождается от судебной ответственности и т.п.
Вместе с тем, целый ряд личностных качеств зависит от физиологических особенностей организма, в том числе и нервной системы (например, темперамент).
На базе темперамента в процессе жизни и деятельности вырабатывается характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющая типичные для нее способы поведения.
Индивидуальные психологические особенности личности выражаются также в способностях – это свойствах личности, благоприятствующих успешному выполнению какой-либо деятельности.
Есть данные, свидетельствующие о том, что наследственность в значительной мере определяет даже такие качества личности, как агрессивность, смелость и трусость, альтруизм и эгоизм, наклонность к алкоголизму и т.п. Однако фатальной неизбежности в развитии личности психофизиологические задатки не создают.