Файл: 1. История педиатрии. Основные пути развития отечественной педиатрии. Педиатрия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 642
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Средние отделы дыхательных путей
Спазмофилия бывает двух форм: скрытая (латентная) и явная (манифестная).
Нарушение мышечного тонуса. Имеется 3 варианта нарушения тонуса мышц:
Параличи и парезы – это состояния, при которых движение мышц
Возрастные границы относительной сердечной тупости
Семиотика поражения лимфатических узлов
Лабораторныедиагностическиеисследования
ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ НА АМБУЛАТОРНОМ УРОВНЕ:
Лабораторные исследования: ОАК:
Сроки введения прикорма индивидуальны для каждого ребенка, однако рекомендуется вводить прикорм не раньше 4 месяца и не позже 6 месяца.
29. Показания для перевода на искусственное вскармливание,
основные правила и потребности в основных ингредиентах.
Искусственное вскармливание - грудное молоко либо полностью отсутствует, либо его доля составляет менее 1/5 суточного рациона ребенка, а вместо грудного молока используются детские молочные смеси.
Показания для перевода на искусственное вскармливание:
-агалактия - полное отсутствие грудного молока.
-заболевания сердечно-сосудистой, печеночной и других систем у матери.
-психические заболевания матери (психозы, эпилепсия, шизофрения).
-заболевания кожи в области молочных желез.
-врожденные нарушения метаболизма, болезни обмена (галактоземия, фенилкетонурия).
-прием матерью токсических лекарственных средств (цитостатики, радиоактивные препараты).
-отказ ребенка либо матери от грудного вскармливания.
Правила перевода на искусственное вскармливание:
-
Во время кормления молочной смесью ребенка надо держать на руках, как и при кормлении грудью, сохраняя тактильный и осязательный контакт с матерью. -
При кормлении из бутылочки, ребенка нельзя оставлять одного в кроватке во избежание серьезных осложнений, к которым относятся аспирация и развитие отита. -
Перевод на искусственное вскармливание должен осуществляться только постепенно, так как ведение даже современной высоко адаптированной молочной смеси усиливает нагрузку на незрелый пищеварительный тракт ребенка. -
Даже при небольшом количестве грудного молока у матери, его следует сохранять как можно дольше. -
Объем одного кормления не должен превышать физиологическую вместимость желудка ребенка, которая к 10-14 дню составляет 30 мл/кг массы тела ребенка. Чаще, для расчета необходимого количества молочной смеси используют так называемый объемный метод.
Рекомендуемые нормы потребности в пищевых ингредиентах детей 1-го года жизни
Возраст, мес | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г/кг |
0-3 | 2,2 | 6,5 | 13 |
4-6 | 2,6 | 6,0 | 13 |
7-12 | 2,9 | 5,5 | 13 |
30. Принципы рационального питания детей от 1 года до 3
лет. Потребности в основных ингредиентах и калориях.
Принципы питания детей от 1 года до 3 лет:
- 1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 29
Питание должно удовлетворять основные потребности детей в макро- и микронутриентах;
Соблюдать разумное разнообразие рациона;
Ежедневно включать в рацион ребенка все группы продуктов – овощи и фрукты, молочные, мясо/рыбу, злаковые, сливочное и растительное масла;
Учитывать индивидуальные особенности ребенка, семейные традиции и национальные особенности.
5.Приемы пищи
В ежедневном рационе ребенка от года до трех лет должно быть 4-5 приемов пищи: три основных (завтрак, обед и ужин) и два дополнительных (полдник или второй завтрак и кисломолочный перекус перед сном).
6.Объем порций
Каждый прием пищи должен укладываться в 250-300 мл.
Суточное количество пищи для детей от одного года до полутора лет в среднем должно составлять от 1000 до 1200 г. Питье в данный объем не включается.
Детям в возрасте от полутора до трех лет суточный объем пищи следует увеличить до 1300-1500 г.
7.Калорийность
Распределение суточной калорийности рациона у детей старше 1,5 лет:
-
завтрак – 20-25% -
обед – 35-40% -
полдник – 5-10% -
ужин – 20-25%
8.Баланс веществ
Соотношение в рационе питания детей до 2-3 лет основных пищевых веществ -белков, жиров, углеводов составляет 1:1:5, старше 3-х лет - 1:1:4.
Суточная потребность в пищевых ингредиентах
Возраст детей,год | Пищевые ингредиенты, г | Энерг.ценность, ккал | ||
белки | жиры | углеводы | ||
1-2 | 36 | 40 | 174 | 1200 |
2-3 | 42 | 47 | 203 | 1400 |
31. Способы определения суточного количества молока,
необходимого ребенку. Сроки введения прикормов.
-
Определение объема питания ребенку первых 10 дней жизни. Можно воспользоваться несколькими способами:
-
Формула Зайцевой: Vсут. = 2% М х N, где:
Vсут. – суточное количество молока (мл),
М - масса тела ребѐнка при рождении,
N-день жизни ребѐнка.
2) Формула Финкельштейна: Vсут. = N х 70 (или 80), где:
N х 70 - при массе ниже 3200,
N х 80 - при массе выше 3200.
-
день жизни ребѐнка.
-
Формула Тура: V разового кормления = 10 х N, где:
N - день жизни
-
Определение объема питания ребенку старше 10 дней.
-
Формула Маслова, для определения разового объѐма пищи (с 1 мес.) V раз. = 1 n 0, где n - месяц жизни. -
Объёмный способ:
-2-6 недель:1/5 от массы тела ребенка
-6 недель-4 месяца:1/6 от массы тела ребенка
-4-6 месяца:1/7 от массы тела ребенка
-6-12 месяца:1/8 от массы тела ребенка
-
Калорийный метод – более точный, особенно в случае гипотрофии, паратрофии и недоношенности. Применяется лишь до введения прикорма, так как после приѐма разнообразной пищи расчѐт сделать невозможно.
V= А*m*1000, В где:
А – возрастные потребности в ккал/кг массы тела;
m – фактическая масса тела ребенка (кг);
В – калорийность молока или молочной смеси.
-
Формула Шкарина. 800 + 50 х (n - 1),
где n - месяц жизни
-
Определение кратности кормления:
-новорожденный ребенок питается 8-10 раз в сутки:
-в возрасте 1-3 месяцев 7 раз (примерно через каждые 3 часа);
-в возрасте 4-5 месяцев 6 раз;
- ребенок старше 6 месяцев - 5 раз в сутки (через каждые 4 часа – 6.00, 10.00, 14.00, 18.00, 22.00).
Сроки введения прикорма:
-с 4 месяца:фруктовые соки, фруктовые пюре, овощное пюре, молочные каши.
-с 5,5 месяца:фруктовые соки, фруктовые пюре, овощное пюре, молочные каши +творог, мясное пюре.
-с 7 месяца: фруктовые соки, фруктовые пюре, овощное пюре, молочные каши, творог, мясное пюре+четвертинка желтка.
-с 8 месяца:фруктовые соки, фруктовые пюре, овощное пюре, молочные каши, творог, мясное пюре+половинка желтка+кефир или другие кисломолочные продукты+пшеничный хлеб.
32. Особенности водно-солевого и минерального обмена
веществ у детей. Основные заболевания у детей, протекающие
с нарушением водно-солевого и минерального обмена.
Водно-солевой обмен
-В детском организме воды содержится больше относительно массы тела, чем в организме взрослого. Обеднение водой происходит в течение всей жизни
, но наиболее интенсивно - в первые 6 мес.
-Отличительной особенностью водно-солевого обмена в раннем детском возрасте является относительно большее, чем у взрослых, выделение воды через легкие и кожу. Оно может достигать половины и более принятой воды (при перегревании, одышке и тому подобном). Потери воды при дыхании и за счет испарения с поверхности кожи составляют 1,3 г/кг в час (у взрослых—0,5 г/кг в час). Это объясняется относительно большей величиной поверхности тела, приходящейся у детей на единицу веса, а также функциональной незрелостью почек.
-Почечная экскреция воды и солей у детей раннего возраста ограничена низкой величиной гломерулярной фильтрации, составляющей у новорожденных 1⁄3— 1⁄4 почечной экскреции взрослого.
-Суточный диурез в возрасте 1 месяца составляет 100—350, у детей 6 месяцев — 250—500, к году — 300—600, в 10 лет — 1000—1300 мл.Процессы концентрации мочи и удельный вес ее у детей раннего возраста колеблется в узких пределах — почти всегда ниже 1010.
Минеральный обмен
-Кальций - важнейший структурный компонент тканей, преимущественно обнаруживается в костях, небольшая часть содержится в экстрацеллюлярной жидкости, где уровень кальция определяется всасывательной способностью кишечника. Повышенная потребность в нем отмечается у ребенка в период интенсивного роста и минерализации костей. Содержание кальция в сыворотке крови является физиологической константой (2,15 - 2,99 ммоль/л), нарушение которой приводит к серьезным изменениям (спазмофилия).
-Фосфор - значение в минерализации костей (в норме 1,45 - 1,77 ммоль/л), который, кроме того, входит в состав клеток организма и играет исключительную роль в обмене веществ. Являясь составным компонентом ДНК и РНК, фосфор участвует в синтезе белков и построении клеток. Потребность в нем у детей составляет 1 - 4 г/сут. Регуляция фосфорно-кальциевого обмена осуществляется с участием витамина D и почек. Недостаточное содержание Са и Р приводит к рахиту.
-Калий и натрий являются составной частью клеток, участвуют в регуляции равновесия кислот и оснований, сосудистого тонуса, проведении нервных импульсов. Калий повышает нервно-мышечную возбудимость, а натрий играет роль в поддержании постоянства осмотического давления во внеклеточной жидкости, градиент натрия обеспечивает обмен экстрацеллюлярной и внутриклеточной жидкостей. Калий содержится главным образом в клетках и только в небольших количествах в плазме (4,0 - 4,5 ммоль/л). Однако его показатель также является физиологической константой. Уменьшение содержания внутриклеточного калия приводит к перемещению в клетку натрия, а с ним и воды, что сопровождается патологическими сдвигами вследствие внутриклеточной гипергидратации. Повышенное содержание калия наблюдается у новорожденных при гипоксии, у более старших детей - при уремии.