Файл: 1. История педиатрии. Основные пути развития отечественной педиатрии. Педиатрия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 642

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сроки введения прикорма индивидуальны для каждого ребенка, однако рекомендуется вводить прикорм не раньше 4 месяца и не позже 6 месяца.
29. Показания для перевода на искусственное вскармливание,

основные правила и потребности в основных ингредиентах.

Искусственное вскармливание - грудное молоко либо полностью отсутствует, либо его доля составляет менее 1/5 суточного рациона ребенка, а вместо грудного молока используются детские молочные смеси.
Показания для перевода на искусственное вскармливание:

-агалактия - полное отсутствие грудного молока.

-заболевания сердечно-сосудистой, печеночной и других систем у матери.

-психические заболевания матери (психозы, эпилепсия, шизофрения).

-заболевания кожи в области молочных желез.

-врожденные нарушения метаболизма, болезни обмена (галактоземия, фенилкетонурия).

-прием матерью токсических лекарственных средств (цитостатики, радиоактивные препараты).

-отказ ребенка либо матери от грудного вскармливания.
Правила перевода на искусственное вскармливание:

  1. Во время кормления молочной смесью ребенка надо держать на руках, как и при кормлении грудью, сохраняя тактильный и осязательный контакт с матерью.

  2. При кормлении из бутылочки, ребенка нельзя оставлять одного в кроватке во избежание серьезных осложнений, к которым относятся аспирация и развитие отита.

  3. Перевод на искусственное вскармливание должен осуществляться только постепенно, так как ведение даже современной высоко адаптированной молочной смеси усиливает нагрузку на незрелый пищеварительный тракт ребенка.

  4. Даже при небольшом количестве грудного молока у матери, его следует сохранять как можно дольше.

  5. Объем одного кормления не должен превышать физиологическую вместимость желудка ребенка, которая к 10-14 дню составляет 30 мл/кг массы тела ребенка. Чаще, для расчета необходимого количества молочной смеси используют так называемый объемный метод.


Рекомендуемые нормы потребности в пищевых ингредиентах детей 1-го года жизни

Возраст, мес

Белки, г/кг

Жиры, г/кг

Углеводы, г/кг

0-3

2,2

6,5

13

4-6

2,6

6,0

13

7-12

2,9

5,5

13




30. Принципы рационального питания детей от 1 года до 3

лет. Потребности в основных ингредиентах и калориях.

Принципы питания детей от 1 года до 3 лет:

  1. 1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   29

Питание должно удовлетворять основные потребности детей в макро- и микронутриентах;

  • Соблюдать разумное разнообразие рациона;

  • Ежедневно включать в рацион ребенка все группы продуктов – овощи и фрукты, молочные, мясо/рыбу, злаковые, сливочное и растительное масла;

  • Учитывать индивидуальные особенности ребенка, семейные традиции и национальные особенности.

    5.Приемы пищи


    В ежедневном рационе ребенка от года до трех лет должно быть 4-5 приемов пищи: три основных (завтрак, обед и ужин) и два дополнительных (полдник или второй завтрак и кисломолочный перекус перед сном).

    6.Объем порций


    Каждый прием пищи должен укладываться в 250-300 мл.

    Суточное количество пищи для детей от одного года до полутора лет в среднем должно составлять от 1000 до 1200 г. Питье в данный объем не включается.

    Детям в возрасте от полутора до трех лет суточный объем пищи следует увеличить до 1300-1500 г.

    7.Калорийность


    Распределение суточной калорийности рациона у детей старше 1,5 лет:

    • завтрак – 20-25%

    • обед – 35-40%

    • полдник – 5-10%

    • ужин – 20-25%

    8.Баланс веществ

    Соотношение в рационе питания детей до 2-3 лет основных пищевых веществ -белков, жиров, углеводов составляет 1:1:5, старше 3-х лет - 1:1:4.

    Суточная потребность в пищевых ингредиентах

    Возраст детей,год

    Пищевые ингредиенты, г

    Энерг.ценность, ккал

    белки

    жиры

    углеводы

    1-2

    36

    40

    174

    1200

    2-3

    42

    47

    203

    1400


    31. Способы определения суточного количества молока,

    необходимого ребенку. Сроки введения прикормов.

    1. Определение объема питания ребенку первых 10 дней жизни. Можно воспользоваться несколькими способами:


    1. Формула Зайцевой: Vсут. = 2% М х N, где:

    Vсут. – суточное количество молока (мл),

    М - масса тела ребѐнка при рождении,

    N-день жизни ребѐнка.

    2) Формула Финкельштейна: Vсут. = N х 70 (или 80), где:

    N х 70 - при массе ниже 3200,

    N х 80 - при массе выше 3200.

    1. день жизни ребѐнка.

    1. Формула Тура: V разового кормления = 10 х N, где:

    N - день жизни

    1. Определение объема питания ребенку старше 10 дней.

    1. Формула Маслова, для определения разового объѐма пищи (с 1 мес.) V раз. = 1 n 0, где n - месяц жизни.

    2. Объёмный способ:

    -2-6 недель:1/5 от массы тела ребенка

    -6 недель-4 месяца:1/6 от массы тела ребенка

    -4-6 месяца:1/7 от массы тела ребенка

    -6-12 месяца:1/8 от массы тела ребенка

    1. Калорийный метод – более точный, особенно в случае гипотрофии, паратрофии и недоношенности. Применяется лишь до введения прикорма, так как после приѐма разнообразной пищи расчѐт сделать невозможно.

    V= А*m*1000, В где:

    А – возрастные потребности в ккал/кг массы тела;

    m – фактическая масса тела ребенка (кг);

    В – калорийность молока или молочной смеси.

    1. Формула Шкарина. 800 + 50 х (n - 1),

    где n - месяц жизни

    1. Определение кратности кормления: 

    -новорожденный ребенок питается 8-10 раз в сутки: 

    -в возрасте 1-3 месяцев 7 раз (примерно через каждые 3 часа); 

    -в возрасте 4-5 месяцев 6 раз;

    - ребенок старше 6 месяцев - 5 раз в сутки (через каждые 4 часа – 6.00, 10.00, 14.00, 18.00, 22.00).
    Сроки введения прикорма:

    -с 4 месяца:фруктовые соки, фруктовые пюре, овощное пюре, молочные каши.

    -с 5,5 месяца:фруктовые соки, фруктовые пюре, овощное пюре, молочные каши +творог, мясное пюре.

    -с 7 месяца: фруктовые соки, фруктовые пюре, овощное пюре, молочные каши, творог, мясное пюре+четвертинка желтка.

    -с 8 месяца:фруктовые соки, фруктовые пюре, овощное пюре, молочные каши, творог, мясное пюре+половинка желтка+кефир или другие кисломолочные продукты+пшеничный хлеб.
    32. Особенности водно-солевого и минерального обмена

    веществ у детей. Основные заболевания у детей, протекающие

    с нарушением водно-солевого и минерального обмена.

    Водно-солевой обмен

    -В детском организме воды содержится больше относительно массы тела, чем в организме взрослого. Обеднение водой происходит в течение всей жизни
    , но наиболее интен­сивно - в первые 6 мес.

    -Отличительной особенностью водно-солевого обмена в раннем детском возрасте является относительно большее, чем у взрослых, выделение воды через легкие и кожу. Оно может достигать половины и более принятой воды (при перегревании, одышке и тому подобном). Потери воды при дыхании и за счет испарения с поверхности кожи составляют 1,3 г/кг в час (у взрослых—0,5 г/кг в час). Это объясняется относительно большей величиной поверхности тела, приходящейся у детей на единицу веса, а также функциональной незрелостью почек.

    -Почечная экскреция воды и солей у детей раннего возраста ограничена низкой величиной гломерулярной фильтрации, составляющей у новорожденных 1⁄3— 1⁄4 почечной экскреции взрослого.

    -Суточный диурез в возрасте 1 месяца составляет 100—350, у детей 6 месяцев — 250—500, к году — 300—600, в 10 лет — 1000—1300 мл.Процессы концентрации мочи и удельный вес ее у детей раннего возраста колеблется в узких пределах — почти всегда ниже 1010.
    Минеральный обмен

    -Кальций - важнейший структурный компонент тканей, преимущественно обна­руживается в костях, небольшая часть содержится в экстрацеллюлярной жид­кости, где уровень кальция определяется всасывательной способностью кишечни­ка. Повышенная потребность в нем отмечается у ребенка в период интенсивного роста и минерализации костей. Содержание кальция в сыворотке крови является физиоло­гической константой (2,15 - 2,99 ммоль/л), нарушение которой приводит к серьез­ным изменениям (спазмофилия).

    -Фосфор - значение в минерализации костей (в норме 1,45 - 1,77 ммоль/л), который, кроме того, входит в состав кле­ток организма и играет исключительную роль в обмене веществ. Являясь состав­ным компонентом ДНК и РНК, фосфор участвует в синтезе белков и построении клеток. Потребность в нем у детей составляет 1 - 4 г/сут. Регуляция фосфорно-кальциевого обмена осуществляется с участием вита­мина D и почек. Недостаточное содержание Са и Р приводит к рахиту.

    -Калий и натрий являются составной частью клеток, участвуют в регуляции равновесия кислот и оснований, сосудистого тонуса, проведении нервных импульсов. Калий повы­шает нервно-мышечную возбудимость, а натрий играет роль в поддержании постоянства осмотического давления во внеклеточной жидкости, градиент натрия обеспечивает обмен экстрацеллюлярной и внутриклеточной жидкостей. Калий содержится главным образом в клетках и только в небольших количествах в плазме (4,0 - 4,5 ммоль/л). Однако его показатель также является физиологической константой. Уменьшение содержания внутриклеточ­ного калия приводит к перемещению в клетку натрия, а с ним и воды, что сопровождается патологическими сдвигами вследствие внутри­клеточной гипергидратации. Повышенное содержание калия наблюдается у новорожденных при гипоксии, у более старших детей - при уремии.