Файл: Самойловской Ксении Андреевны Тема вкр урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.2 Особенности урока русского языка

1.3 Возможности урока русский язык в формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Глава 2 Опытно-практическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока «русский язык»

2.1 Входная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

2.2 Конструкты уроков русского языка по сформированности познавательных универсальных учебных действ у обучающихся второго Б класса

2.3 Повторная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение В

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж



Для этого необходимо:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать их с помощью проговаривания, установить место, в котором возникло затруднение;

  • соотнести используемые действия с алгоритмом их выполнения, а затем на основании результата проговорить причину затруднения в зависимости от способа, выбранного для решения поставленной задачи.

Этап «Открытие нового знания» осуществляется претворение в жизнь сформированного проекта. Полученный результат фиксируется в языке вербально и знаково в качестве эталона. Дальше способ действий зависит от модели решения исходной задачи и преодоления возникшего ранее затруднения.

На этапе «Реализация построенной модели» осуществляется претворение в жизнь сформированного проекта. Полученный результат фиксируется в языке вербально и знаково в качестве эталона. Дальше способ действий зависит от модели решения исходной задачи и преодоления возникшего ранее затруднения.

На этапе «Первичное закрепление» обучающиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.

Этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль» подразумевает использование индивидуальных форм работы: самостоятельно выполняются задания, аналогичные выполненным коллективно. Данный этап формирует познавательные УУД и осуществляет самопроверку полученных знаний.

На этапе «Включение нового знания в систему знаний и повторение» фиксируются существенные особенности новых знаний и действий, роль и место полученного знания в системе учебных действий.

Также на этом этапе фиксируется изученное действие, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности [22].

В процессе организации урока русского языка педагогу необходимо использовать такие практические упражнения и задания, у которых не представлен правильный готовый ответ в учебнике. Но имеется подсказка в иллюстрациях учебника и тексте, справочной литературе, которая позволяет самостоятельно найти ответ.

Например, задание составить рассказ о том, как ребенок провел летние каникулы или составить рассказ по картинке с использованием определенных слов.

В начальной школе необходимо научить детей использовать элементы логики, сравнивать, классифицировать, выделять родовые признаки, определять знакомые понятия через признаки рода и вида понятия, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные предпосылки. Поэтому целесообразно начинать обучение с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.


Опираясь на мнение И.М. Осмоловской, с помощью разноуровневых заданий знания детей не только закрепляются, но и уточняются, формируются навыки самостоятельной работы по образцу, укрепляются навыки мыслительной деятельности [16].

Для формулирования вопроса используются такие навыки, как умение анализировать, сравнивать задания с уже пройденным материалом, составлять основные элементы русского языка – слова, предложения, тексты. Все это положительно влияет на развитие у ребенка элементарной логики. В частности, ребенок уже не будет задавать вопрос учителю, если тема по этому вопросу пройдена. Он скорее попытается найти ответ среди пройденных орфограмм.

По мнению Т.В. Емельяновой, это приводит к одновременному развитию базовых интеллектуальных качеств ребенка: внимания, наблюдательности. Все предметы и явления окружающего мира имеют как сходство, так и различие. Эти признаки и являются основным критерием идентификации предмета или явления. Наиболее существенные признаки каждого предмета или явления отражаются в понятии. Это попытка с помощью языка описать конкретный предмет или явление таким образом, чтобы его нельзя было спутать с остальными [11, стр.11].

Отбирая материал для работы с обучающимися, важно учитывать, что знания, предложенные им, должны соответствовать уровню развития и иметь характер поэтапного усложнения, при этом оказывать воздействие на развитие соответствующих лингвистических способностей.

Обучение по действующим программам любых учебных предметов, в том числе по русскому языку, предполагает использование как общих (буквы и цифры), так и специальных символов (латинские и греческие буквы и их комбинации, специальные графические символы (параграф, абзац, индекс)).

Проанализировав учебник по русскому языку второго класса УМК Школа России (автор: В.П. Канакина), можно сделать вывод, что все темы поделены на разделы, которые ориентированы на разные результаты (Таблица 1).

Таблица 1 Разделы в учебнике по русскому языку 2 класс

Раздел

Планируемый результат

  1. Наша речь

формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания; работа в парах – конструирование устного монологического высказывания, самостоятельная работа – списывание по памятке с последующей взаимопроверкой; определение вида

речи по алгоритму выполнения задания; составлять текст из предложений, подбирать к тексту заголовок; определять тему и главную мысль;

Фонетика и графика

различать звуки и буквы; различать гласные и согласные звуки; различать твёрдые и мягкие согласные звуки; различать звонкие и глухие согласные звуки; уметь давать характеристику звуку;

  1. Орфоэпия

соблюдать орфоэпические нормы;

  1. Лексика

определять лексическое значение слов, уметь пользоваться словарём учебника для толкования значения незнакомого слова; различать однозначные и многозначные слова (простые случаи), понимать их значение; различать синонимы и

антонимы, пользоваться синонимами для уточнения значения слова;

  1. Состав слова (морфемика)

различать однокоренные (родственные) слова, выделять в них корень;

  1. Морфология

распознавать имя существительное и его признаки; распознавать глаголы, ставить к ним вопросы; распознавать имена прилагательные, находить словосочетания с именами прилагательными в предложении; ставить вопросы к именам прилагательным; подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные;

  1. Синтаксис

определять группу слов, из которых можно составить предложение;

  1. Орфография

находить в словах орфограммы, различать тип орфограммы; различать тип орфограммы


Программа «Школа России» направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

На уроке русского языка предусмотрено решение учебных задач лексического, фонетико-графического, грамматико-орфографического, синтаксического, коммуникативного характера. Предполагается, что такие виды деятельности младших школьников помогут им стать активными участниками наблюдений, микроисследований в области языка и речи и постепенно откроют для них определённые стороны языковых понятий, явлений, фактов. В процессе решения таких задач, школьники будут учиться анализировать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы как звуки, буквы, части слов, части речи, члены предложения, простые и сложные предложения и др., объяснять, рассуждать, сопоставлять, делать выводы, проводить лингвистические опыты.

Русский язык – это особый предмет в системе школьного образования. Ученые (А. Д. Дейкина, О. М. Александрова, С. И. Львова) отмечают его метапредметную роль, которая объясняется спецификой предмета, а также подчеркивают его значение в достижении целей образования и результатов обучения.

Анализ требований ФГОС НОО, ПООП НОО позволяет сделать вывод, что наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младших школьников – умением читать, писать, считать), в программном содержании учебного предмета «Русский язык» представлен деятельностный компонент, что, по мнению авторов, «позволит соблюсти баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения». Достичь этого результата возможно, если тщательно продумать, подобрать и использовать в обучении приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы умозаключения.


Современный урок русского в условиях реализации ФГОС НОО должен включать следующие шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

  • взаимопроверка, взаимоконтроль;

  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Именно в уроке, пишет Н.Ф. Талызина, реализуется программа и методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. Отсюда проистекают и общие требования к уроку русского языка в начальной школе:

1. Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: его фонетики, грамматики (синтаксиса, морфологии), морфемики, лексики, орфографии, прагматики языка, или речи. Так, слово как знаковая единица языка предстает и как совокупность звуков речи - это фонетический аспект, и как часть речи в определенной форме - морфологический аспект, и как единство морфем, и как член предложения - синтаксический аспект, и как носитель значения - семантический аспект и как средство выражения мысли субъекта говорящего или пишущего - речевой аспект, и как графический комплекс, слово в графическом коде - орфографический аспект. Ни один из этих аспектов, по мнению М.Р. Львова, не должен оставаться без внимания, как не должен и превалировать, возвышаться над другими.

2. Гармоническое соотношение теории и практики. Теория - это языковые понятия, определения, закономерности, правила, модели и другие виды обобщений; практика - это речь (прагматика языка в ее разновидностях: речь - говорение, выражение мысли; аудирование - восприятие речи, ее понимание; письмо - выражение мысли в графическом коде; чтение и понимание; мысленная, внутренняя речь). Практикой принято также считать языковой анализ и другие упражнения, т.е. вспомогательные учебные действия.

3. Воспитательная направленность урока: формирование познавательного интереса и увлеченности изучаемым языком; развитие активности и самостоятельности учащихся через выбор методов и приемов учения; развитие логического мышления, его гибкости, сообразительности; выбор текстов и другого языкового материала, обогащающего учащихся и развивающего их; воспитание личности ученика, его способностей и творчества.


4. Высокий уровень культуры речи: образцовая речь учителя, выбор подлинно художественных текстов - образцов языка, различных по жанрам, стилистическим особенностям. «Культура речи» предполагает безусловное соблюдение литературной нормы и в выборе слова, и в произношении, и в грамматике, в правописании; на уроке должна звучать выразительная речь, логичная, разумно построенная композиционно, актуальная по содержанию.

5. Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей (связная речь, построение текста).

6. Связь данного урока с предыдущими и последующими. Внутренняя логика урока, связь его частей. Подчиненность всех звеньев урока его цели.

7. Использование новых достижений дидактики и педагогической психологии: поэтапное формирование умственных действий на материале предмета «Русский язык», развивающее обучение, обратная связь на уроке, личностно - ориентированное обучение, дифференцированный подход к учащимся.

М.Р. Львов отмечает, что уроки русского языка должны быть разнообразны, шаблон недопустим. Тем не менее, в методике выделяются их типы в зависимости от материала, этапа его изучения, характера построения урока и цели

Современный урок русского языка, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.   Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию  проблемы урока в виде темы или цели.  Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений.  В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление  и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.