Файл: Литература по основным разделам курса. Предназначено для студентов и преподавателей педагогических ву зов и колледжей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 410
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ральную готовность личности действовать в природной среде свое- го обитания и по отношению к ней в соответствии с мерой соб-
ственной экологической культуры. Таким образом, экологическая свобода определяется морально-экологической ответственностью,
которую можно рассматривать как осознание человеком необ- ходимости экологической деятельности, ориентированной на учет принципа коэволюции общества и природы и дальнейшую гар- монизацию их взаимодействия. В таком понимании морально- экологическая ответственность выступает и как мера историче-
ской ответственности, ибо она характеризует принятие решений, имеющих кардинальное значение для исторического процесса раз- вития общества в целом. Одной из форм морально-экологической ответственности является долг людей перед природой, который
И. Кант определял как косвенный долг человека перед самим собой и перед другими людьми.
Морально-экологическая ответственность базируется на сле- дующих постулатах, которые педагог может рассматривать как своеобразный тест на определение уровня экологической куль- туры общества в целом, самого себя и учащихся:
• необходим переход от «модели преобладания» человека над природой к «модели сосуществования» человека и природы, предполагающей установление устойчивого равновесия между нашим современным существованием и экосистемным прошлым и будущим;
• новая концепция охраны окружающей среды должна вклю чать в себя защиту среды обитания и «братьев наших меньших» не столько для человека, сколько от человека;
• необходимо научиться управлять «животным», которое на ходится внутри нас, для чего мы должны развивать в себе такие качества, как самоограничение, ответственность, честность, справедливость; укреплять веру в такие ценности, как любовь, альтруизм, взаимопомощь, права человека и права Иного живого;
• следует стремиться сглаживать конфликты и примирять эко номику, политику и производство с экологией, оценивая и то и другое моральными критериями.
Таким образом, в решении экологических проблем все более актуальными и эффективными становятся не столько техноло- гические меры, сколько требования духовного порядка, как, например, предписание относиться к природе «с любовью и ува-
жением» (А. Леопольд), выступающее одним из основных моментов новой гуманистической ментальности. Любовь при этом представляется как внутренний отклик души человека на
красоту, гармонию природы в целом, т.е. все то, что остается за пределами научного познания. Такая любовь возможна, если душа
130
ювека не угнетена жаждой самоутверждения, покорения при- ро и л , получения от нее максимальной прибыли.
Призыв «любить природу» не нов, в основе его всегда лежат б in ие намерения, и можно привести ряд достаточно весомых •
Фгументов в пользу того, что к природе надлежит относиться ПО доброму. Но одних обращений и призывов здесь недостаточно.
Для любви к природе необходимо как внешнее, так и внутреннее освобождение — освобождение души, которое достига- и серьезным внутренним трудом над собой, в результате чего пс-человеческий субъект» признается равным субъекту челове- ческому и становится источником и предметом подобной люб- ви. Кроме того, следует помнить, что «любовь взаимна» и что в нынешней ситуации конфликтных взаимоотношений человека и природы у нас слишком мало оснований рассчитывать на та- кую форму взаимности.
«Очеловечение», «гуманизация» природы выражается в стремлении улучшить ее, улучшая тем самым и себя — ее часть.
Любовь и творчество являются атрибутами целостной личности, и поэтому предварительным условием того, чтобы любовно-твор-
ческое отношение к природе стало реальностью, выступает ста- новление человека как нравственной личности. Человечество должно найти в себе достаточно доброй воли, времени и энер-
гии, чтобы взяться за решение всех этих проблем, иначе homo sapiens — «человек разумный» во вполне обозримом будущем может исчезнуть со сцены жизни.
7.3. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И
«ОТКРЫТЫЕ»
ПРОБЛЕМЫ
БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
Экологическая компонента профессиональной этики педа- гога предполагает не только его моральную готовность к форми- рованию у учащихся особого, неантропоцентрического отно- шения к природе и осознание необходимости этого формирова- ния в качестве своей важнейшей нравственной обязанности. Не- зависимо от своих дисциплинарных интересов каждый педагог, готовя к реальной жизни учеников, должен привлечь их внима- ние еще к одной экологической проблеме — экологии человека.
Уже само сочетание этих слов подразумевает, что сравнительно повое научное направление находится на стыке двух наук — эко-
логии и экологической медицины (гигиены окружающей среды), координируя проблему сохранения здоровья населения с функ- ционированием экосистем. Справедливо задать вопрос: почему
131
человечество вообще и конкретного человека в частности стали волновать проблемы качества среды его обитания, которые в последние десятилетия стали по актуальности в один ряд с про- блемой ядерной безопасности? Ответом на эти вопросы могут быть слова Ф. Бэкона, который еще в XVI в. коротко и ясно сформулировал суть будущей экологической проблемы: или люди сделают так, чтобы стало меньше дыма, или дым сделает так, что станет меньше людей. Действительно, если представить весь комплекс экологических проблем в виде пирамиды, то на вер- шине ее отчетливо виден человек, предпринимающий отчаян- ные попытки выжить после всего того, что он сделал и продол- жает делать с природой. Поэтому предметом экологии человека
является исследование объективных законов функционирования, развития и взаимосвязей целостной динамической системы «ок- ружающая среда-человек», где приоритет охраны жизни и здо- ровья человека базируется на учете как его биосоциальной сущ- ности, так и принципов организации и функционирования дру- гих биологических систем. Отсюда целью экологии человека явля- ется обеспечение экологической безопасности людей в условиях устойчиво функционирующих биологических систем природной среды и активной деятельности самого человека.
При этом надо отчетливо понимать, что экологическая безо- пасность человека не может быть обеспечена исключительно за счет ограничений его производственной деятельности, поскольку это неизбежно станет препятствием успешного развития обще- ства. Однако регламентирование экологического воздействия на человека обязательно должно сочетаться с ограничением его воздействия на функционирование биологических систем при- родной среды.
Известно, что быстрый рост промышленности обусловил резкий прирост численности городского населения, который стал опережать увеличивающиеся темпы роста населения в мире. Это создало условия, при которых стало крайне сложно сохранить стабильное экологическое равновесие, а между тем для жизнедеятельности человека, животных и растений концентрации некоторых химических элементов в воде и пище должны быть постоянными. Они могут изменяться лишь в незначитель- ных пределах, в противном случае наступают заболевания, функцио- нальные расстройства, уродства в потомстве и даже гибель организма.
Именно поэтому экология человека — это охрана биосферы и челове- чества от изменения естественной концентрации химических элемен- тов, от выброса в природу химических соединений, биохимическая и генетическая роль которых и влияние на эволюцию биосферы еще не- известны. Человек, в отличие от остального биологического мира, фак- тически был лишен факторов естественного отбора, а потому вошел в социальную эволюцию генетически недостаточно адаптированным к длительным неблагоприятным воздействиям внешней среды. К тому же прогрессирующая технизация среды обитания исключает естественный отбор его новых генетических адаптации и снижает запасы генетиче-
132
ской прочности, унаследованные от прошлых поколений, но закреп- ляет в геноме человека отрицательные и патологические мутации. На- ряду с этим отличительной чертой последних десятилетий является нарастание антропогенного потока химических соединений, который характеризуется большим количеством искусственно синтезированных веществ, совершенно чуждых биосфере и соответственно живому орга- низму — так называемых ксенобиотиков. В результате создана прямая и явная угроза для здоровья и сохранения генофонда человека, что делает дальнейшее загрязнение окружающей среды уже недопустимым. В небольших дозах мутагенное воздействие комплекса факторов окружаю- щей среды не вызывает практически никаких изменений в состоянии здоровья людей. Но они накапливают свой повреждающий эффект для последующих поколений, причем в соответствии с законами генетики не ограничиваются одним поколением, а будут воспроизводиться, как и любые другие, наследственные признаки, неопределенно долго. Оче- видно, что высокий уровень химической нагрузки и низкий уровень качества жизни, наложенные на распад генома, обусловленный выхо- дом человека из своей экологической ниши, определяют катастрофи- ческий характер состояния здоровья населения и тенденцию к ухудше- нию этого состояния высокими темпами.
Стремительные темпы и расширение масштабов изменения окружающей среды предъявляют новые требования к разработ- ке эколого-гигиенических аспектов ее охраны, к обоснованию тех принципов, которые должны быть положены в основу взаи- моотношений человека со средой его обитания, а также к уров- ню экологического сознания самого человека, который должен знать об этих проблемах и отдавать себе отчет в необходимости взвешенного подхода к их решению.
Последнее обстоятельство в значительной степени связано с
биоэтической культурой населения, предполагающей знания, понимание и осознанный выбор поведения в рамках «открытых проблем» биомедицинской этики, предметом которой выступает нравственное отношение общества в целом и профессионалов — медиков и биологов — к Человеку, его жизни, здоровью, смерти и которая ставит перед собой задачу сделать их охрану приори- тетным правом каждого человека. Круг проблем, которыми био- медицинская этика призвана заниматься как наука и которые являются принципиально значимыми и открытыми не только для специалистов, но и для каждого человека, включает в себя:
— однозначное определение сущности и признаков Жизни и Смерти
человека, выступающее делом совокупных усилий медиков, философов, этиков и являющееся необходимым основанием деятельности практикую щих специалистов;
— решение вопроса о праве человека на достойную жизнь и столь же
достойную смерть, которое призвано реально оказать человеку необхо димую помощь в его страданиях;
— необходимость перехода »т традиционной патерналистской деон
тологии к признанию автономности личности пациента, к сотрудниче ству с ним, что предполагает уважение к нему как личности;
— обязательность включения в лечебную практику в качестве руко водства к действию (особенно для медиков молодого поколения) выс-
133
является исследование объективных законов функционирования, развития и взаимосвязей целостной динамической системы «ок- ружающая среда-человек», где приоритет охраны жизни и здо- ровья человека базируется на учете как его биосоциальной сущ- ности, так и принципов организации и функционирования дру- гих биологических систем. Отсюда целью экологии человека явля- ется обеспечение экологической безопасности людей в условиях устойчиво функционирующих биологических систем природной среды и активной деятельности самого человека.
При этом надо отчетливо понимать, что экологическая безо- пасность человека не может быть обеспечена исключительно за счет ограничений его производственной деятельности, поскольку это неизбежно станет препятствием успешного развития обще- ства. Однако регламентирование экологического воздействия на человека обязательно должно сочетаться с ограничением его воздействия на функционирование биологических систем при- родной среды.
Известно, что быстрый рост промышленности обусловил резкий прирост численности городского населения, который стал опережать увеличивающиеся темпы роста населения в мире. Это создало условия, при которых стало крайне сложно сохранить стабильное экологическое равновесие, а между тем для жизнедеятельности человека, животных и растений концентрации некоторых химических элементов в воде и пище должны быть постоянными. Они могут изменяться лишь в незначитель- ных пределах, в противном случае наступают заболевания, функцио- нальные расстройства, уродства в потомстве и даже гибель организма.
Именно поэтому экология человека — это охрана биосферы и челове- чества от изменения естественной концентрации химических элемен- тов, от выброса в природу химических соединений, биохимическая и генетическая роль которых и влияние на эволюцию биосферы еще не- известны. Человек, в отличие от остального биологического мира, фак- тически был лишен факторов естественного отбора, а потому вошел в социальную эволюцию генетически недостаточно адаптированным к длительным неблагоприятным воздействиям внешней среды. К тому же прогрессирующая технизация среды обитания исключает естественный отбор его новых генетических адаптации и снижает запасы генетиче-
132
ской прочности, унаследованные от прошлых поколений, но закреп- ляет в геноме человека отрицательные и патологические мутации. На- ряду с этим отличительной чертой последних десятилетий является нарастание антропогенного потока химических соединений, который характеризуется большим количеством искусственно синтезированных веществ, совершенно чуждых биосфере и соответственно живому орга- низму — так называемых ксенобиотиков. В результате создана прямая и явная угроза для здоровья и сохранения генофонда человека, что делает дальнейшее загрязнение окружающей среды уже недопустимым. В небольших дозах мутагенное воздействие комплекса факторов окружаю- щей среды не вызывает практически никаких изменений в состоянии здоровья людей. Но они накапливают свой повреждающий эффект для последующих поколений, причем в соответствии с законами генетики не ограничиваются одним поколением, а будут воспроизводиться, как и любые другие, наследственные признаки, неопределенно долго. Оче- видно, что высокий уровень химической нагрузки и низкий уровень качества жизни, наложенные на распад генома, обусловленный выхо- дом человека из своей экологической ниши, определяют катастрофи- ческий характер состояния здоровья населения и тенденцию к ухудше- нию этого состояния высокими темпами.
Стремительные темпы и расширение масштабов изменения окружающей среды предъявляют новые требования к разработ- ке эколого-гигиенических аспектов ее охраны, к обоснованию тех принципов, которые должны быть положены в основу взаи- моотношений человека со средой его обитания, а также к уров- ню экологического сознания самого человека, который должен знать об этих проблемах и отдавать себе отчет в необходимости взвешенного подхода к их решению.
Последнее обстоятельство в значительной степени связано с
биоэтической культурой населения, предполагающей знания, понимание и осознанный выбор поведения в рамках «открытых проблем» биомедицинской этики, предметом которой выступает нравственное отношение общества в целом и профессионалов — медиков и биологов — к Человеку, его жизни, здоровью, смерти и которая ставит перед собой задачу сделать их охрану приори- тетным правом каждого человека. Круг проблем, которыми био- медицинская этика призвана заниматься как наука и которые являются принципиально значимыми и открытыми не только для специалистов, но и для каждого человека, включает в себя:
— однозначное определение сущности и признаков Жизни и Смерти
человека, выступающее делом совокупных усилий медиков, философов, этиков и являющееся необходимым основанием деятельности практикую щих специалистов;
— решение вопроса о праве человека на достойную жизнь и столь же
достойную смерть, которое призвано реально оказать человеку необхо димую помощь в его страданиях;
— необходимость перехода »т традиционной патерналистской деон
тологии к признанию автономности личности пациента, к сотрудниче ству с ним, что предполагает уважение к нему как личности;
— обязательность включения в лечебную практику в качестве руко водства к действию (особенно для медиков молодого поколения) выс-
133
ших общечеловеческих моральных ценностей —таких, как Добро, Состра- дание, Долг, Совесть, Честь, Достоинство, Свобода, Ответственность, преломленных сквозь призму профессиональной специфики;
—решение вопроса о норме и патологии взрослого человека, а также
человеческого зародыша и его правах — не только с медицинской, но и с нравственно-правовой точки зрения;
—всестороннее рассмотрение всех возможных последствий любых
медико-биологических, особенно генетических, исследований и эксперимен
тов на человеке; определение меры ответственности и возможной сте пени риска исследователя;
—определение уровня автономности и прав психических больных и
лиц с девиантным поведением (в частности, наркоманов, алкоголиков и др);
— переоценка и новая интерпретация некоторых традиционных норм медицинской деонтологии (положения о врачебной тайне, принципа
«Не навреди» и др.), поиск вариативных решений в новых условиях, в частности в условиях новых медицинских и биотехнологий, компью терной и телемедицины, платного здравоохранения и др.
Многие из этих проблем носят абстрактно-теоретический, сугубо научный характер, многие представляются таковыми не- компетентным людям. Ясно одно: их решение — или хотя бы подходы к нему — совершенно необходимы будущему врачу, который сегодня часто действует на свой страх и риск, на уровне личной нравственной культуры, или вынужден попросту об- ходить их. Но решение этих проблем не менее значимо и для
«не-медиков» — обычных людей, которых жизнь сталкивает с медициной в обыденных, а иногда и самых невероятных ситуа- циях. Большинство этих проблем или непосредственно затраги- вают наши интересы или в любой момент могут коснуться нас или наших близких, поставив нас перед сложным моральным выбором. К сожалению, в системе общего образования практи- чески отсутствует специальная подготовка молодых людей к ре- шению проблем экологии человека. И поэтому нравственный долг педагога — помочь им определиться в своем отношении к ним и быть готовыми к столкновению с ними.
7.4. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В
ВУЗЕ
В процессе получения высшего образования существует, как минимум, два пути формирования экологической культуры бу- дущих специалистов. Первый — гуманизация — содержательная переориентация самого гуманитарно-экологического образова- ния; второй — гуманитаризация — предполагает включение гу- манитарно-экологической проблематики в преподавание есте-
134
ственнонаучных дисциплин. С точки зрения профессиональной этики, долг и обязанность педагога высшей школы — использо- вать оба эти пути.
Проявляться это может прежде всего в модификации содер- жания и методики преподавания базовых дисциплин. В частно- сти, следует выделять темы, в которых возможно и необходимо рассмотрение экологической проблематики; при подготовке дидактического материала обращать внимание на примеры эко- логической направленности.
Другой метод — это чтение курсов, имеющих статус специ- альных дисциплин, таких, как «Социальная экология», «Эко- логическое право». Кроме того, это может быть разработка и внедрение спецкурсов по различным направлениям социальной экологии: по экологической психологии, экологической этике, био-
медицинской этике и другим дисциплинам.
Достаточно эффективной является и организация самостоя- тельной работы студентов, в частности подготовка и написание докладов и рефератов, связанных с экологической тематикой.
Целью всех этих усилий выступает формирование у студен- тов энвайронментального стиля мышления и высокой экологи- ческой культуры. Это должно проявляться, в частности, в нали- чии особой направленности сознания и развитии определенных способностей личности, предполагающих:
—глобальное видение мира и применение фундаментальных зна- ний в решении его экологических проблем;
—«фильтрацию» знания с точки зрения его опасности для биосферы;
—включение в профессиональную деятельность социально-гумани- стических аспектов заботы о сбережении ноосферы;
—рассмотрение экологической проблематики с позиций ее социо культурной динамики;
—действие и отношение к биосфере на основе принципа «благого- вения перед жизнью».
Кроме акцентирования внимания на содержательной сторо- не вопроса, не менее важную роль в формировании у учащихся нравственно-понимающего отношения к природе играет поиск адекватных средств и методов преподавания, в частности ис- пользование активных форм обучения — как традиционных
(лекции, семинары), так и нетрадиционных.
На лекциях активизации внимания и работы студентов спо- собствуют:
• организация и реализация принципа обратной связи (через технические средства обучения, а также записки студентов пре- подавателю, которые служат материалом для последующего об- суждения и дискуссий на семинарах);
135
• приглашение в качестве лектора по наиболее актуальным экологическим проблемам ведущих специалистов или педагогов других вузов;
• предоставление возможности студентам выступить на лек- ции с наиболее интересными докладами и их последующее об суждение;
• использование наглядности (технических средств обучения, схем и др.);
• диалогическая форма чтения лекций (риторические и не риторические вопросы к аудитории);
• проведение коллоквиумов на лекционных потоках по ито- гам изучения курса.
На семинарах наиболее продуктивно применение метода «ма- лых групп», причем формы работы здесь могут быть самые разные:
• ролевые, деловые, ситуативные игры с соответствующим распределением «ролей» — докладчики, оппоненты, эксперты, судьи и т.д. (например, семинар-игра «Суд над экологическим преступником»);
• «жизнь во времени» с распределением «дежурств» по эпо- хам (например, «Природа—Человек—Космос эпоха античности»);
• проведение экологических мини-КВН (например, «Кон курс оригинальных проектов природосбережения»);
• мини-викторины — интеллектуальные разминки типа «Что?
Где? Когда?» перед началом семинаров;
• тестирование и др.
Во внеурочное время большие возможности предоставляет ор- ганизация самостоятельной работы студентов. Прежде всего, это привлечение студентов к участию в научных конференциях с публикацией лучших студенческих научных работ. В рамках кон- ференций и после завершения изучения курса целесообразно также проведение круглых столов и пресс-конференций, «эко- логизированных» заседаний дискуссионных студенческих клу- бов. Все это, безусловно, способствует повышению познаватель- ной активности студентов, в том числе и в области экологиче- ской этики.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Environmental ethics - это «этика окружающей среды» или «этика осозна ния себя в окружающей среде»?
2. Студент A.M. предлагает представить взаимодействие культуры и приро ды в виде цилиндра, в котором движение поршня (им выступает человеческая деятельность) в ту или иную сторону меняет их соотношение. «Прав ли я?» - спрашивает студент. А как думаете Вы? Уточните схему.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
КУЛЬТУРА
ПРИРОДА
3. Традиция управления в отношениях человека и природы — это забота, господство или деспотизм? Традиция сотрудничества и современное понятие коэволюции — в чем их смысл?
4. В чем смысл антропоцентристского и неантропоцентристского подходов к отношениям человека и природы? В чем суть принципов экоцентризма и биоцентризма?
5. Какие основные принципы и императивы современной экологической тгики Вы готовы назвать? Выскажите свое отношение к ним.
6. Что такое «нравственно-понимающее отношение к природе»? Составьте тест на определение Вашего «нравственно-понимающего отношения к приро де». Ответьте на него сами и предложите ответить Вашим знакомым.
7. В чем суть проблемы ценностей в экологической этике?
8. Как Вы понимаете принцип «благоговения перед жизнью»? Какие пре имущества, проблемы и парадоксы усматриваете Вы в следовании ему?
9. Возможно ли развить наше морально-экологическое сознание так, чтобы это подготовило нас к встрече с иными формами разума и помогло выработать этику взаимоотношений с ними — метасоциальную этику или космоэтику!
10. Как Вы считаете, можно ли говорить об эстетическом отношении при родного или сверхприродного Иного к Человеку и окружающему миру? Мо жем ли мы в своем «художественно-понимающем» отношении к природе наде лять Иное эстетической способностью восприятия и переживания?
11. Существует понятие «правосубъектность» по отношению к изменяемой человеком природе. А есть ли смысл говорить о ее «правосубъектности»?
12. Возможно ли ставить вопрос о каких-то «интересах» преобразуемой природы и о сочетании их с интересами людей в рамках «политической эколо
гии» или «социальной экологии»!
13. Как решается в современной экоэтике проблема свободы и ответствен ности человека перед природой?
14. Какой смысл Вы вкладываете в понятия «долг перед природой» и «долг перед потомками»?
15. Согласно известному тезису А. Эйнштейна, «природа коварна, но не злонамеренна». Однако злонамеренные или неумелые, не направляемые нрав ственным законом действия человека — «преобразователя» природы могут вы звать те или иные формы «наказания» с ее стороны. Поэтому «не стоит слиш ком обольщаться нашими победами над природой: за каждую такую победу она нам мстит» (Ф. Энгельс). Не противоречат ли эти высказывания друг другу и как с этой точки зрения следует рассматривать Чернобыльскую трагедию?
16. Возможно ли вообще, говоря словами М. Пришвина, «так сойтись с природой, чтобы чувствовать в ней свою собственную душу»? У Вас так полу чалось? Как Вы относитесь к возможности «взаимной любви» с природой?
17. Что реально можете предпринять Вы и Ваши учащиеся, проявляя «нрав ственно-понимающее отношение к природе»?
18. Попытайтесь связаться с наиболее активной природоохранной общест- венной организацией в Вашем г»роде и проанализируйте ее программу с точ ки зрения экологической этики.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 32