Файл: Литература по основным разделам курса. Предназначено для студентов и преподавателей педагогических ву зов и колледжей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 412
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
/ Есть еще одна проблема в понимании насилия — это формы
Ифгорый понимает, что самовоспитание, самопринуждение и рсамопонуждение есть сопротивление злу — силой воли, характе-|ра, гражданского долга.
Однако вопрос этот не так прост в теоретическом и трудно разре шим в практическом отношении, особенно в педагогической практике.
Во-первых, кто-то, может возразить: понуждать себя можно и ко злу.
Разумеется, но принуждающий себя ко злу есть несчастнейший чело век, ибо это самонасилие, самопредательство. Примеры тому — Кирил
лов
в «Бесах», Раскольников в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достотоевского. Во- вторых, если самопринуждение все же воспринимается в большинстве случаев как положительный фактор, то психическое понуждение, заставление или запрет со стороны другого часто расценивается как насилие, насильственное вмешательство в чужую жизнь, особенно молодыми людьми. И хотя очевидно, что заставляющий не делает зла, если заставляет, например, ребенка учиться или чистить зубы, но право родителей и учителей на
«заставление» часто воспринимается как насилие. Особенно остро обсуждается сегодня в молодежной аудитории вопрос о запрете или, напротив, легализации наркотиков. Показательно, что даже те молодые люди, которые сами выступают против употребления наркотиков, борьбу с ними — не только запрет, но даже агитацию против них — со стороны педагогов, родителей и общества считают насилием и покушением на право человека распоряжаться соб ственной жизнью. Поэтому педагог должен обладать большим тактом, чтобы его «заставление» не воспринималось как насилие и не вызывало однозначно негативной реакции.
Необходимо также обращать внимание будущих граждан на то, что государственные правовые нормы и законы также не всегда следует рассматривать как законы насилия. Законы гражданского понуждения обращаются к автономной воле гражданина как субъекта права для того, чтобы гражданин обрел зрелое правосознание. Закон вовсе не попирает достоинство человека, но властно понуждает его гражданские чувства формою запрета или разрешения сделать те внутренние усилия (например, действовать в рамках закона), которые гражданин мог, но не совершил.
Возникает вопрос: а если гражданин предпочтет не подвергать себя самопринуждению? В такой ситуации ему или может быть предоставлена свобода произвола (анархизм), или общество вынуждено будет обратиться к воздействию на него силою закона и права — насилием.
В рамках этики гражданственности существуют и другие точки зрения на место насилия в организации социальной жизни .граждан.
Так, согласно одним концепциям, государство и только оно пользуется исключительной легитимной (законной) привилегией на применение насильственных средств, включая убийство. Считается, что такая легитимация насилия означает вместе с тем его ограничение и упорядочение. Насилие в этой парадигме рассматривается как существенный признак государства, который многими исследователями включается в его определение: так, традиция, идущая от К. Маркса и Ф. Энгельса, связы-
проявления насильственных действий. Насилие выступает в раз-1ых формах и не сводится только к нарушению прав человека ни к военной силе. Можно говорить о прямом (личном) насилии между индивидами; насилии, совершающемся в структурах социальных институтов, предприятий и учреждений; физическом насилии: избиении, пытках и прочем; психическом — уг-юзах, принуждении, агитации; скрытом и открытом насилии.
1ри этом бывает трудно однозначно ответить на вопрос, всегда [и насилие есть зло. Ведь оно так многолико: от безобидного ярового насилия (игра котят, борьба на ринге) или необходи-юй реакции самозащиты до агрессивной враждебности, жажды *ести и даже убийства
1
. И осуждая одни, наиболее крайние и жестокие формы насилия, вполне можно прийти к оправданию других.
Важно также зафиксировать объем понятия «насилие». Например, когда политическая активность граждан принимает форму сопротивления, вопрос о содержании насилия ограничивается мерой сопротивления,, которое оказывают граждане тому, что оценивают как несправедливое.
В широком социальном контексте насилие — это право действовать без всяких
на то прав. Насилие имеет место всюду, где на людей оказывается такое воздействие, при котором их актуальная физическая и духовная возможности самореализации меньше, чем они могли бы быть при отсутствии подобного прессинга. Противоположный образ жизни и действий, предполагающий не- применение насилия и отказ от него при решении любых частных и гражданских проблем обозначается понятием «ненасилие». Идея ненасилия, в основе которой лежит иное видение мира и отношение к нему, настолько важна и одновременно сложна, что осмысление ее потребовало особого философского подхода, обозначаемого как этика ненасилия.
Этика ненасилия
В системе гражданских отношений ненасилие — это прежде всего борьба за
справедливость, за права человека, за власть, но без применения силы и причинения
вреда, прежде всего физического. Вместе с тем ненасилие нельзя рассматривать только как разновидность борьбы, которую«стоит избрать из соображений це- лесообразности и эффективности. Ненасилие не сводится лишь
1
Подробнее о различных формах насилия: Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
11
общественной практики этические нормы любви и правды. Таким образом, идея ненасилия предлагает своеобразную концепцию человека, где он становится высшей ценностью.
Проблема ненасилия всегда была предметом внимания ми- ровых религий. Своеобразие буддизма и других восточных религий, не допускающих абсолютного размежевания добра и зла, — в однозначности внутренней установки: не нанести ущерба, не допускать никакого насилия. Христианская культура и ислам видят в ненасилии идеал социальной гармонии и справедливости. В этих культурах идея ненасилия включается в систему гражданских отношений.
В центре внимания европейской культуры всегда был идеал ненасилия, сформулированный в Нагорной проповеди Иисуса
Христа в качестве средоточия духовных усилий человека. Как бы возражая ветхозаветному «Око за око, зуб за зуб», Иисус Христос утверждает: «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Бесконечно мудрый, но трудновыполнимый завет.
Заповеди непротивления злу насилием, любви к врагам по- нятны и одновременно парадоксальны: они, казалось бы, про- тиворечат здравому смыслу, природным инстинктам и социаль- ным мотивам человека и поэтому воспринимались и восприни- маются, мягко говоря, скептически. Люди склонны считать, что
Нагорная проповедь предназначена для идеального мира, и нужно быть святым, не от мира сего, чтобы принять ее логику. Однако этот способ поведения по заповеди не меняется из-за того, что требуется действовать в реальном мире, в котором принято «бить по щекам».
Апостолами этики ненасилия в XX в. считаются Махатма (Мохан-дас)
Ганди, Мартин Лютер Кинг, Лев Толстой, а также А. Швейцер, Д.
Фейхи, Д. Шарп. Для Ганди ненасилие было не просто политической тактикой борьбы за освобождение Индии от метрополии. Ненасилие — это основополагающий принцип целостности его мировоззрения. Принцип, который находит воплощение в идеалах благоденствия, самоуправления общин, ненасильственного гражданского сопротивления. Уместно напомнить в этой связи и максиму Л. Толстого о непротивлении злу силою.
Толстой и его последователи не только называют насилием всякое заставление—принуждение, но и отрицают любое внешнее понуждение как насилие. «Толстовцы» настолько идентифицируют понятия «насилие» и
«зло», что сама проблема непротивления злу насилием интерпретируется ими как непротивление «злу злом». Из всей сферы
112
волевого заставления толстовцы признают только самопринуждение (в форме насилия над своим телом). Что же касается других аспектов принуждения (например, психического), толстовцы тоже отвергают их как зло, насильственное вмешательство в чужую жизнь. Каким же образом в таком случае воспитатель может понуждать ребенка, подростка, молодого человека отказаться от вредных привычек, скажем, от наркотиков: ведь это будет «насильственное вмешательство в чужую жизнь»?
В конце XX века — века насилия и жестокости, войн и преступности — концепция ненасилия становится особенно актуальной. Для современной
концепции ненасилия характерны, по мнению А.А. Гусейнова, по крайней мере, два важных момента. Первый: ненасилие органически увязано с борьбой за справедливость; оно рассматривается как наиболее действенное и адекватное средство в этой борьбе. Ненасильственная борьба становится единственно возможным, реальным и эффективным путем к добру и справедливости. Она вносит изменения в мир, является началом нового — справедливого, отвечающего идеалам любви и правды, — типа отношений между людьми.
Ненасильственная позиция сегодня, как и две тысячи лет назад, требует героизма, но это не героизм долготерпения, а героизм ответственного поведения. В свете такого понимания евангельская заповедь непротивления злу означает новые требования:
— не подчиняться несправедливости, оказывать сопротивление;
— не прибегать к ответному насилию;
— «подставляя другую щеку», обращаться к совести человека, при нуждая его к изменению.
Второй: ненасилие, способное преобразовать отдельного человека и межличностные отношения, носит социальный характер, вторгаясь в отношения гражданского общества; оно способно также преобразовывать общественные институты, взаимоотношения больших масс людей, классов, государств. Сторонники ненасилия убеждены, что даже политика — этот
«отчий дом» организованного и легитимного насилия — может быть кардинально преобразована на принципиально ненасильственных основах и что от этого преобразования она только выиграет.
У этики ненасилия, обосновывающей моральные преимущества
ненасилия, есть ряд аргументов. Во-первых, отвечая на насилие насилием, злом на зло, мы не боремся с ними, так как не утверждаем добро, а только увеличиваем количество зла в мире. Во-вторых, ненасилие разрывает
«обратную логику» насилия, порождающего эффект «бумеранга зла» (Л.
Толстой), согласно которому содеянное тобой зло обязательно вернется к тебе. В-третьих, требование ненасилия ведет к торжеству добра, поскольку способствует совершенствованию человека. В-четвертых, не отвечая на зло
насилием, мы противопоставляем ему силу, ибо способность «подставить щеку» требует гораздо большей силы духа, чем просто «дать сдачи».
113
Проблема ненасилия всегда была предметом внимания ми- ровых религий. Своеобразие буддизма и других восточных религий, не допускающих абсолютного размежевания добра и зла, — в однозначности внутренней установки: не нанести ущерба, не допускать никакого насилия. Христианская культура и ислам видят в ненасилии идеал социальной гармонии и справедливости. В этих культурах идея ненасилия включается в систему гражданских отношений.
В центре внимания европейской культуры всегда был идеал ненасилия, сформулированный в Нагорной проповеди Иисуса
Христа в качестве средоточия духовных усилий человека. Как бы возражая ветхозаветному «Око за око, зуб за зуб», Иисус Христос утверждает: «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Бесконечно мудрый, но трудновыполнимый завет.
Заповеди непротивления злу насилием, любви к врагам по- нятны и одновременно парадоксальны: они, казалось бы, про- тиворечат здравому смыслу, природным инстинктам и социаль- ным мотивам человека и поэтому воспринимались и восприни- маются, мягко говоря, скептически. Люди склонны считать, что
Нагорная проповедь предназначена для идеального мира, и нужно быть святым, не от мира сего, чтобы принять ее логику. Однако этот способ поведения по заповеди не меняется из-за того, что требуется действовать в реальном мире, в котором принято «бить по щекам».
Апостолами этики ненасилия в XX в. считаются Махатма (Мохан-дас)
Ганди, Мартин Лютер Кинг, Лев Толстой, а также А. Швейцер, Д.
Фейхи, Д. Шарп. Для Ганди ненасилие было не просто политической тактикой борьбы за освобождение Индии от метрополии. Ненасилие — это основополагающий принцип целостности его мировоззрения. Принцип, который находит воплощение в идеалах благоденствия, самоуправления общин, ненасильственного гражданского сопротивления. Уместно напомнить в этой связи и максиму Л. Толстого о непротивлении злу силою.
Толстой и его последователи не только называют насилием всякое заставление—принуждение, но и отрицают любое внешнее понуждение как насилие. «Толстовцы» настолько идентифицируют понятия «насилие» и
«зло», что сама проблема непротивления злу насилием интерпретируется ими как непротивление «злу злом». Из всей сферы
112
волевого заставления толстовцы признают только самопринуждение (в форме насилия над своим телом). Что же касается других аспектов принуждения (например, психического), толстовцы тоже отвергают их как зло, насильственное вмешательство в чужую жизнь. Каким же образом в таком случае воспитатель может понуждать ребенка, подростка, молодого человека отказаться от вредных привычек, скажем, от наркотиков: ведь это будет «насильственное вмешательство в чужую жизнь»?
В конце XX века — века насилия и жестокости, войн и преступности — концепция ненасилия становится особенно актуальной. Для современной
концепции ненасилия характерны, по мнению А.А. Гусейнова, по крайней мере, два важных момента. Первый: ненасилие органически увязано с борьбой за справедливость; оно рассматривается как наиболее действенное и адекватное средство в этой борьбе. Ненасильственная борьба становится единственно возможным, реальным и эффективным путем к добру и справедливости. Она вносит изменения в мир, является началом нового — справедливого, отвечающего идеалам любви и правды, — типа отношений между людьми.
Ненасильственная позиция сегодня, как и две тысячи лет назад, требует героизма, но это не героизм долготерпения, а героизм ответственного поведения. В свете такого понимания евангельская заповедь непротивления злу означает новые требования:
— не подчиняться несправедливости, оказывать сопротивление;
— не прибегать к ответному насилию;
— «подставляя другую щеку», обращаться к совести человека, при нуждая его к изменению.
Второй: ненасилие, способное преобразовать отдельного человека и межличностные отношения, носит социальный характер, вторгаясь в отношения гражданского общества; оно способно также преобразовывать общественные институты, взаимоотношения больших масс людей, классов, государств. Сторонники ненасилия убеждены, что даже политика — этот
«отчий дом» организованного и легитимного насилия — может быть кардинально преобразована на принципиально ненасильственных основах и что от этого преобразования она только выиграет.
У этики ненасилия, обосновывающей моральные преимущества
ненасилия, есть ряд аргументов. Во-первых, отвечая на насилие насилием, злом на зло, мы не боремся с ними, так как не утверждаем добро, а только увеличиваем количество зла в мире. Во-вторых, ненасилие разрывает
«обратную логику» насилия, порождающего эффект «бумеранга зла» (Л.
Толстой), согласно которому содеянное тобой зло обязательно вернется к тебе. В-третьих, требование ненасилия ведет к торжеству добра, поскольку способствует совершенствованию человека. В-четвертых, не отвечая на зло
насилием, мы противопоставляем ему силу, ибо способность «подставить щеку» требует гораздо большей силы духа, чем просто «дать сдачи».
113
Одна из важнейших особенностей ненасильственной страте- гии поведения заключается в том, что человек при этом берет на себя ответственность за зло, царящее в мире. Чтобы возлю- бить врага, открыть себя для отношений сотрудничества, инди- вид должен осознавать собственную причастность к насилию, честно признаться, что и он сам мог бы оказаться на месте того, кого он считает насильником и врагом. Таким образом, ненаси- лие — не поощрение зла и не трусость, но способность достойно противостоять злу и бороться с ним, не роняя себя и не опуска- ясь до уровня зла. Ведь ненасильственный путь предполагает: во- первых, решение всех социальных и политических вопросов пу- тем сотрудничества и договоренностей; во-вторых, легитимное, массовое, активное сознательное участие граждан, вовлеченных в этот процесс; в-третьих, высокий уровень культуры и исклю- чительное напряжение нравственных сил граждан. Наверное, поэтому у этики ненасилия так много сторонников — и идеоло- гических, и практически действующих в рамках различных дви- жений (хиппи, пацифисты, «зеленые» и др.).
Вместе с тем не следует сбрасывать со счетов и аргументы сторонников насильственной борьбы со злом. Конечно, мало кто сомневается, что ненасилие лучше, чем насилие. Даже те обще- ственные движения и институты, которые практикуют насилие как норму социальных отношений, и те теории, которые оправ- дывают его, не столько считают насилие позитивным явлением и желаемым состоянием, сколько принимают его как данность.
В то же время в концепции ненасилия они видят лишь утопич- ную, красивую мечту, которую нельзя использовать. Главный аргумент противников ненасилия, одновременно защищающий насилие, — это безнаказанность зла в условиях ненасилия.
Оперируют они, в основном, конкретными примерами, но примеры эти весьма убедительны. Действительно, разве насильственная борьба с оккупантом и агрессором не есть добро? Что было бы, если бы во время
Великой Отечественной войны наш народ, исповедуя этику ненасилия, подставлял бы «другую щеку» фашизму? Или самооборона от напавшего на тебя преступника? А разве содержание его в тюрьме не есть насилие и не следует ли поэтому нам вовсе отказаться от этого, а заодно и вообще от борьбы с преступностью и терроризмом? Так что у сторонников «добра с кулаками» тоже есть своя, весомая точка зрех-ия.
Еще один недостаток противники этики ненасилия видят в ее, на их взгляд, слишком
благостном представлении о человеке. Теория и практика ненасилия действительно акцентирует внимание на присущем человеку стремлении к добру, рассматривая эту склонность в качестве своеобразного архимедова рычага, способного перевернуть мир. Однако они вовсе не считают, что добро исчерпывает нравственную сущность человека, более того, они склонны признать, что человеческое поведение может быть
114
источником зла. Но считать человека полностью злым сущест- вом — значит клеветать на него. Считать же его только добрым
— значит льстить ему. Именно такую ошибку допускают те, кто утверждает, что каждый человек — или хищный «волк», склон- ный к разрушению и насилию, или покорная «овца», не спо- собная постоять за себя (Э. Фромм). Только признание моральной
амбивалентности, двойственности природы человека выражает справедливое отношение к нему.
Именно такая, сугубо трезвая, реалистическая концепция человека является исходной основой, гарантией действенности и, более того, «технологической парадигмой» ненасильствен- ной борьбы, которая делает ставку на доброе начало в человеке.
Это доброе начало можно усиливать (путем культивирования) и приумножать (путем сложения). Ненасильственная борьба пред- лагает путь, стратегию и тактику такого усиления и приумно- жения добра. Таким образом, ненасильственные акции как аль- тернативный и покорности, и насилию способ поведения в кон- фликтной ситуации вполне могут быть расценены как «конкрет- ная тактика добра в борьбе со злом, практическая этика любви и сотрудничества» (А.А. Гусейнов).
Для этого необходимо, чтобы и сторонники насилия, и все мы смог- ли: а) отказаться от монополии на истину, признавая, что все могут ошибаться; б) осознать, что каждый вполне мог бы быть на месте сво- их оппонентов, и под этим углом зрения критически проанализировать свое поведение и то, что м'огло бы в нем провоцировать враждебную позицию оппонентов; в) исходя из убеждения, что человек всегда луч- ше того, что он делает, и что в нем всегда сохраняется возможность изменений, искать такой выход, который позволил бы оппоненту со- хранить достоинство, не унижая его; г) не настаивать на своем, не отвергать с ходу точку зрения оппонента, а искать приемлемые реше- ния; д) пытаться превращать врагов в друзей, ненавидеть зло, но лю- бить людей, стоящих за ним. Очевидно, что подобная тактика нена- сильственных действий актуальна и реальна не только в гражданствен- ных, но и межличностных отношениях. Она не ставит задачу преодо- леть зло насилия, ибо это невозможно (насилие органично человече- ской природе и, как проницательно писал М. Л. Кинг, «бесконечная гражданская война бушует внутри нас»), а объявляет ему вечный бой. И педагог может и должен показывать детям, что бой этот не безнадежен.
В плане позитивного социального действия ненасилие имеет три аспекта: непротивление, пассивное сопротивление, активное
действие. Нет сомнения, что именно последнее содержит в себе наиболее конструктивный потенциал и является залогом успеха в утверждении идеалов гражданского общества и социальной справедливости.
К сожалению, существует устойчивый стереотип, рассмат- ривающий ненасилие как социальную пассивность и психоло- гическую трусость, отсутствие мужества. Это обвинение никак
115
нельзя считать справедливым. Прежде всего, следует провести различие между понятиями силы и насилия. Сила является неотъ- емлемым и фундаментальным свойством бытия человека, про- являющимся в самых разных формах (борьба за существование, реакция самообороны, проявление политической силы и др.).
Сила может проявляться как в насилии, так и в ненасильствен- ных действиях. Разница между ними в том, что насилие — это
разрушительная сила, точнее даже, саморазрушительная, ибо в конечном счете оно оборачивается против самого себя. Ненаси- лие же является позитивным, конструктивным выражением силы:
оно тоже сила, но при этом более сильная, чем насилие.
Ненасилие.нельзя также путать с пассивностью. Пассивность представляет собой вызванную отсутствием силы капитуляцию
перед несправедливостью. По сравнению с ней даже насилие в качестве ответа на несправедливость является более предпочти- тельным: это, конечно, ложный путь, но все-таки путь актив- ного неприятия и борьбы со злом. В отличие от пассивности не- насилие, помимо огромной внутренней работы и духовной ак- тивности, направленной (не в последнюю очередь) на преодо- ление страха, предполагает продуманную наступательную так- тику, технологию противостояния злу и воздействие на людей и институты с целью вызвать изменение в их позиции.
К сожалению, многие идеологии, в частности идеология классовой борьбы, националистических движений, религиозно-фундаменталист- ских направлений, культивируют и освящают насилие, однозначно свя- зывая его с борьбой за социальную справедливость. Революционное насилие считалось и при некоторых режимах считается даже чистили- щем, через которое надо пройти трудящимся, чтобы сбросить с себя мерзость эксплуататорского строя. Поэтому во имя оправдания наси- лия, освящения социальной'ненависти необходимо представлять нена- силие как форму трусливого смирения перед воинствующим злом, дис- кредитировать его как пассивное и жалкое непротивленчество.
Желательно, чтобы учитель сумел показать ученикам, что в действительности пассивность и смирение — не синонимы не- насилия; напротив, они являются условием и порождением на- силия. Пассивность — это позиция человека, который не дорос до насилия. Ненасилие же — поведение человека, который перерос
насилие и поднялся на более высокую ступень преодоления страха. Причем помимо преодоления «животного страха» нена- силие требует еще и особой духовной стойкости: смелость, мо- тивированная злобой и мстительностью, трансформируется здесь в этически более высокую и психологически более трудную сме- лость, мотивированную любовью и справедливостью. Поэтому
ненасилие — это сила бесстрашия, любви и правды, сила в ее наи- более ччстом, созидательном и полном проявлении, направ- ленная на борьбу против зла и несправедливости.
116
Ненасилие органически сопряжено с мужеством, которое в условиях ненасилия поднимается на новый уровень, обретая аде- кватную этике гражданственности форму.
Традиционно мужество считалось добродетелью мужчин (о чем, в частности, свидетельствует и русская этимология слова), а основной областью общественной деятельности, в которой формировалась и прак- тиковалась эта добродетель, являлась война. Аристотель видел в муже- стве высший добродетельный способ поведения человека в бою, кото- рый и несовместим с безумной яростью, и требует преодоления орга- нического страха.
Однако оказалось, что военное сражение - не единственная сфера мужества. Не менее важно его проявление в гражданской жизни, причем здесь представление о мужестве расширяется. Во- первых, мужество начинают связывать с общественной деятель- ностью, борьбой за социальную справедливость в широком смыс- ле - не только на поле брани. Во-вторых, оно лишается своего сугубо мужского предназначения и обретает статус общечелове- ческой добродетели, равно украшающей и женщин, и мужчин.
Именно ненасильственный этический подход «отрывает» муже- ство как личностную добродетель от войны и воинской деятель- ности и превращает его в сознательно и целенаправленно куль- тивируемую гражданственную установку.
Таким образом, ненасилие - это не абстрактная норма, кото- рую остается лишь употреблять в дело, не состояние, которое кем-то и когда-то может быть достигнуто. Оно прежде всего пред- ставляет собой ненасильственную, направляемую силой любви и правды борьбу против зла и несправедливости — как в собственной душе, так и в мире. Это — не усилие, которое должно привести к истине, а истина, которая состоит в усилии. И мужество, которое требуется для ненасильственной борьбы и формируется ею, есть мужество ответственного существования в этом мире.
Насилие и фашизм: этический аспект
Одна из самых опасных форм потенциального и актуального насилия - фашизм. Опасность реализации фашизма в современ- ных условиях предполагает сочетание многих факторов:
• наличие «среднего класса» — социальной базы фашизма;
• затянувшийся политический и экономический кризис;
• наличие революционной ситуации или угрозы установле ния революционной диктатуры;
• поддержка крупного частного промышленного и финансо вого капитала;
• существование массовых фашиствующих движений, имею щих собственные вооруженные отряды, навязавшие обществу
117
Сила может проявляться как в насилии, так и в ненасильствен- ных действиях. Разница между ними в том, что насилие — это
разрушительная сила, точнее даже, саморазрушительная, ибо в конечном счете оно оборачивается против самого себя. Ненаси- лие же является позитивным, конструктивным выражением силы:
оно тоже сила, но при этом более сильная, чем насилие.
Ненасилие.нельзя также путать с пассивностью. Пассивность представляет собой вызванную отсутствием силы капитуляцию
перед несправедливостью. По сравнению с ней даже насилие в качестве ответа на несправедливость является более предпочти- тельным: это, конечно, ложный путь, но все-таки путь актив- ного неприятия и борьбы со злом. В отличие от пассивности не- насилие, помимо огромной внутренней работы и духовной ак- тивности, направленной (не в последнюю очередь) на преодо- ление страха, предполагает продуманную наступательную так- тику, технологию противостояния злу и воздействие на людей и институты с целью вызвать изменение в их позиции.
К сожалению, многие идеологии, в частности идеология классовой борьбы, националистических движений, религиозно-фундаменталист- ских направлений, культивируют и освящают насилие, однозначно свя- зывая его с борьбой за социальную справедливость. Революционное насилие считалось и при некоторых режимах считается даже чистили- щем, через которое надо пройти трудящимся, чтобы сбросить с себя мерзость эксплуататорского строя. Поэтому во имя оправдания наси- лия, освящения социальной'ненависти необходимо представлять нена- силие как форму трусливого смирения перед воинствующим злом, дис- кредитировать его как пассивное и жалкое непротивленчество.
Желательно, чтобы учитель сумел показать ученикам, что в действительности пассивность и смирение — не синонимы не- насилия; напротив, они являются условием и порождением на- силия. Пассивность — это позиция человека, который не дорос до насилия. Ненасилие же — поведение человека, который перерос
насилие и поднялся на более высокую ступень преодоления страха. Причем помимо преодоления «животного страха» нена- силие требует еще и особой духовной стойкости: смелость, мо- тивированная злобой и мстительностью, трансформируется здесь в этически более высокую и психологически более трудную сме- лость, мотивированную любовью и справедливостью. Поэтому
ненасилие — это сила бесстрашия, любви и правды, сила в ее наи- более ччстом, созидательном и полном проявлении, направ- ленная на борьбу против зла и несправедливости.
116
Ненасилие органически сопряжено с мужеством, которое в условиях ненасилия поднимается на новый уровень, обретая аде- кватную этике гражданственности форму.
Традиционно мужество считалось добродетелью мужчин (о чем, в частности, свидетельствует и русская этимология слова), а основной областью общественной деятельности, в которой формировалась и прак- тиковалась эта добродетель, являлась война. Аристотель видел в муже- стве высший добродетельный способ поведения человека в бою, кото- рый и несовместим с безумной яростью, и требует преодоления орга- нического страха.
Однако оказалось, что военное сражение - не единственная сфера мужества. Не менее важно его проявление в гражданской жизни, причем здесь представление о мужестве расширяется. Во- первых, мужество начинают связывать с общественной деятель- ностью, борьбой за социальную справедливость в широком смыс- ле - не только на поле брани. Во-вторых, оно лишается своего сугубо мужского предназначения и обретает статус общечелове- ческой добродетели, равно украшающей и женщин, и мужчин.
Именно ненасильственный этический подход «отрывает» муже- ство как личностную добродетель от войны и воинской деятель- ности и превращает его в сознательно и целенаправленно куль- тивируемую гражданственную установку.
Таким образом, ненасилие - это не абстрактная норма, кото- рую остается лишь употреблять в дело, не состояние, которое кем-то и когда-то может быть достигнуто. Оно прежде всего пред- ставляет собой ненасильственную, направляемую силой любви и правды борьбу против зла и несправедливости — как в собственной душе, так и в мире. Это — не усилие, которое должно привести к истине, а истина, которая состоит в усилии. И мужество, которое требуется для ненасильственной борьбы и формируется ею, есть мужество ответственного существования в этом мире.
Насилие и фашизм: этический аспект
Одна из самых опасных форм потенциального и актуального насилия - фашизм. Опасность реализации фашизма в современ- ных условиях предполагает сочетание многих факторов:
• наличие «среднего класса» — социальной базы фашизма;
• затянувшийся политический и экономический кризис;
• наличие революционной ситуации или угрозы установле ния революционной диктатуры;
• поддержка крупного частного промышленного и финансо вого капитала;
• существование массовых фашиствующих движений, имею щих собственные вооруженные отряды, навязавшие обществу
117
массовый политический террор, поддерживаемые и снабжаемые оружием со стороны армии и/или полиции.
Для победы фашизма требуется также, чтобы фашистские движения выработали единую идеологию, которая прошла бы стадию адаптации и стала привлекательной и понятной широ- ким массам. Необходимы также моральная самодискредитация представительной демократии, широкое распространение в об- ществе милитаристских идей, воинствующего национализма и культурного примитивизма.
В настоящее время многие из этих условий на постсоветском пространстве имеются. И в некоторых странах, в частности в Рос- сии, фашизм стал поднимать голову. Во-первых, стало явным идео- логическое сближение различных фашистских и профашистских организаций и групп. Выработан круг объединяющих их идей: рус- ский национализм в великодержавной, имперской форме; анти- коммунизм; антилиберализм; антиамериканизм; антисемитизм и расизм (в «арийском» варианте).
Во-вторых, представительная демократия в России и неко- торых других бывших советских республиках катастрофически себя дискредитировала, слово «демократ» стало почти ругатель- ным, в обществе возродился милитаризм, и «хорошим тоном» стало восхваление армии, а не критика ее. Что касается прими- тивизма, то он обеспечивается небывалым расцветом бульвар- ной прессы, «мыльных опер» и «попсы» на сцене и TV.
В-третьих, у потенциальных фашистов появились деньги из тщательно охраняемых источников. Только «Русское националь- ное единство» приоткрывает тайну и ссылается на свои много- численные охранные предприятия. Остальные вынуждены нехо- тя признавать: деньги дают бизнесмены, т.е. в России появился частный капитал, финансирующий фашиствующие организации.
В-четвертых, власти, особенно на местах, стали покрови- тельствовать или попустительствовать фашистам, причем часто на уровне не областного руководства, а подчиненных ему струк- тур (обычно правоохранительных органов).
В-пятых, стали возрождаться имперская идея и великодер- жавный национализм, росту которых способствовали крах ил- люзии, что Запад бескорыстно «нам поможет», поражение в пер- вой и официальная великодержавная риторика второй Чечен- ской войны, провал правительственной затеи с созданием «на- циональной идеи», холодность отношений с Западом из-за
Югославии, а потом Ирака.
В-шестых, обнаруживается прямой контакт российской ар- мии с национал-патриотическими, профашистскими организа- циями (казачьи объединения на Юге России). Это именно тот
118
классический случай, когда регулярная армия обучает, одевает
II вооружает воинствующие националистические организации. В- седьмых, фашизм нашел свою «социальную базу»: молодежь.
Состав фашиствующих организаций резко омолодился, чис- ленность их выросла исключительно за счет молодежи. В услови- ях низкого уровня гражданского воспитания и образования, об- щего идеологического и морального кризиса молодежь легко ста- новится добычей фашизма. Причем к фашистам идут не самые худшие, а те, кто ищет каких-то идеалов, пусть и на крайне примитивном уровне.
Конечно, все это — еще даже не преддверие фашизма. К счастью, по- прежнему отсутствуют многие факторы, необходимые для его победы.
Но уже налицо ситуация, позволяющая фашистским движениям закрепиться на политической сцене и начать развиваться, игнорируя парламентские методы борьбы. Особенно опасно то, что фашисты бы- стро усиливают свое влияние именно в молодежной среде. Сегодня по- литикой в России активно и сознательно интересуется меньше 4% мо- лодежи. Но из них больше половины симпатизирует именно фашизму.
Если так пойдет дальше, то молодежь разделится на аполитичное и апатичное большинство, с одной стороны, и на политически активное фашиствующие меньшинство — с другой.
К концу XX в. в мире скопилось столько фикций и лжи, что молодым людям трудно найти что-либо подлинное в океане пустых банальностей и идеологем. А идеологемы эти, если им не дать соответствующей оценки и не развенчать их ложного ро- мантизма в глазах молодежи, могут быть весьма опасны. Об этом свидетельствует, в частности, набирающее силу в России и Бе- ларуси профашистское молодежное движение скинхедов — «бри- тоголовых» или «скинов», как они сами себя называют. Причем, если молодежь и подростки проявляют явный интерес к ним и общению с ними, то широкая педагогическая общественность или вообще мало что знает о скинхедах, или хранит на их счет невозмутимое молчание, или не придает им серьезного значе- ния, не замечая их влияния на молодежь.
Кто же такие скинхеды?
Они появились в начале 90-х гг. В 1992-м в Москве было всего около десятка скинхедов. Вели они себя тихо и в основном просто красова- лись в центре города. Это был чистый продукт подросткового обезьян- ничества: первые скины старательно подражали западным скинхедам, о которых они узнали из советских СМИ эпохи перестройки. Тогда было модно рассказывать об английских, немецких, а чуть позже — и о чеш- ских бритоголовых. Однако в начале 94-го скинхеды вдруг стали если не массовым, то многочисленным и заметным явлением. В 2000 г. в России насчитывалось свыше 20 тыс. скинхедов: более 4 тыс. в Москве, около 3 тыс. в Петербурге, около 2 тыс. в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону,
Ярославле, Пскове, Калининграде. Есть они и в Беларуси — в основном, в Минске и некоторых крупных городах.
Около 80% скинхедов — это старшеклассники, учащиеся ПТУ или безработные, объединенные в маленькие банды по месту жительства
119
Для победы фашизма требуется также, чтобы фашистские движения выработали единую идеологию, которая прошла бы стадию адаптации и стала привлекательной и понятной широ- ким массам. Необходимы также моральная самодискредитация представительной демократии, широкое распространение в об- ществе милитаристских идей, воинствующего национализма и культурного примитивизма.
В настоящее время многие из этих условий на постсоветском пространстве имеются. И в некоторых странах, в частности в Рос- сии, фашизм стал поднимать голову. Во-первых, стало явным идео- логическое сближение различных фашистских и профашистских организаций и групп. Выработан круг объединяющих их идей: рус- ский национализм в великодержавной, имперской форме; анти- коммунизм; антилиберализм; антиамериканизм; антисемитизм и расизм (в «арийском» варианте).
Во-вторых, представительная демократия в России и неко- торых других бывших советских республиках катастрофически себя дискредитировала, слово «демократ» стало почти ругатель- ным, в обществе возродился милитаризм, и «хорошим тоном» стало восхваление армии, а не критика ее. Что касается прими- тивизма, то он обеспечивается небывалым расцветом бульвар- ной прессы, «мыльных опер» и «попсы» на сцене и TV.
В-третьих, у потенциальных фашистов появились деньги из тщательно охраняемых источников. Только «Русское националь- ное единство» приоткрывает тайну и ссылается на свои много- численные охранные предприятия. Остальные вынуждены нехо- тя признавать: деньги дают бизнесмены, т.е. в России появился частный капитал, финансирующий фашиствующие организации.
В-четвертых, власти, особенно на местах, стали покрови- тельствовать или попустительствовать фашистам, причем часто на уровне не областного руководства, а подчиненных ему струк- тур (обычно правоохранительных органов).
В-пятых, стали возрождаться имперская идея и великодер- жавный национализм, росту которых способствовали крах ил- люзии, что Запад бескорыстно «нам поможет», поражение в пер- вой и официальная великодержавная риторика второй Чечен- ской войны, провал правительственной затеи с созданием «на- циональной идеи», холодность отношений с Западом из-за
Югославии, а потом Ирака.
В-шестых, обнаруживается прямой контакт российской ар- мии с национал-патриотическими, профашистскими организа- циями (казачьи объединения на Юге России). Это именно тот
118
классический случай, когда регулярная армия обучает, одевает
II вооружает воинствующие националистические организации. В- седьмых, фашизм нашел свою «социальную базу»: молодежь.
Состав фашиствующих организаций резко омолодился, чис- ленность их выросла исключительно за счет молодежи. В услови- ях низкого уровня гражданского воспитания и образования, об- щего идеологического и морального кризиса молодежь легко ста- новится добычей фашизма. Причем к фашистам идут не самые худшие, а те, кто ищет каких-то идеалов, пусть и на крайне примитивном уровне.
Конечно, все это — еще даже не преддверие фашизма. К счастью, по- прежнему отсутствуют многие факторы, необходимые для его победы.
Но уже налицо ситуация, позволяющая фашистским движениям закрепиться на политической сцене и начать развиваться, игнорируя парламентские методы борьбы. Особенно опасно то, что фашисты бы- стро усиливают свое влияние именно в молодежной среде. Сегодня по- литикой в России активно и сознательно интересуется меньше 4% мо- лодежи. Но из них больше половины симпатизирует именно фашизму.
Если так пойдет дальше, то молодежь разделится на аполитичное и апатичное большинство, с одной стороны, и на политически активное фашиствующие меньшинство — с другой.
К концу XX в. в мире скопилось столько фикций и лжи, что молодым людям трудно найти что-либо подлинное в океане пустых банальностей и идеологем. А идеологемы эти, если им не дать соответствующей оценки и не развенчать их ложного ро- мантизма в глазах молодежи, могут быть весьма опасны. Об этом свидетельствует, в частности, набирающее силу в России и Бе- ларуси профашистское молодежное движение скинхедов — «бри- тоголовых» или «скинов», как они сами себя называют. Причем, если молодежь и подростки проявляют явный интерес к ним и общению с ними, то широкая педагогическая общественность или вообще мало что знает о скинхедах, или хранит на их счет невозмутимое молчание, или не придает им серьезного значе- ния, не замечая их влияния на молодежь.
Кто же такие скинхеды?
Они появились в начале 90-х гг. В 1992-м в Москве было всего около десятка скинхедов. Вели они себя тихо и в основном просто красова- лись в центре города. Это был чистый продукт подросткового обезьян- ничества: первые скины старательно подражали западным скинхедам, о которых они узнали из советских СМИ эпохи перестройки. Тогда было модно рассказывать об английских, немецких, а чуть позже — и о чеш- ских бритоголовых. Однако в начале 94-го скинхеды вдруг стали если не массовым, то многочисленным и заметным явлением. В 2000 г. в России насчитывалось свыше 20 тыс. скинхедов: более 4 тыс. в Москве, около 3 тыс. в Петербурге, около 2 тыс. в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону,
Ярославле, Пскове, Калининграде. Есть они и в Беларуси — в основном, в Минске и некоторых крупных городах.
Около 80% скинхедов — это старшеклассники, учащиеся ПТУ или безработные, объединенные в маленькие банды по месту жительства
119