Файл: Курсовая работа Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков Студент группы.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 765
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии
1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»
1.1.2 Модели эмоционального интеллекта
1.2 Подходы к определению групповой сплоченности
1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков
2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования
, установках, ценностях.
Д. Картрайт предложил подробную модель групповой сплоченности.
В ее основе представление о сплоченности как некоей результирующей сил,
или мотивов, побуждающих индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе [30]. Он выделил переменные, которые влияют
на сплоченность группы:
Рост сплоченности приводит к уменьшению числа уходов из группы, усилению конформности поведения, повышению чувства безопасности
и самооценка, большей включенности в групповую деятельность, снижению тревожности членов группы.
Л. Фестингер анализировал сплоченность на основе частоты и прочности коммуникативных связей, которые сформированы в группе. Он рассматривал сплоченность как совокупность всех сил, которые удерживают индивида
в группе. Л. Фестингер полагал, что основу сплоченности составляют взаимные симпатии членов группы, взаимодействие между ними, а также способность группы удовлетворять индивидуальные потребности и достигать индивидуальных целей [15, С. 285-286].
При рассмотрении групповой сплоченности в деятельностном подходе ставится акцент на совместной деятельности как главном индикаторе.
Так, процесс развития группы определяется не только эмоциональной привлекательностью членства в группе, но и все большим включением каждого человека в деятельность группы.
В рамках данного подхода большой вклад в изучение сплоченности внес А. В. Петровский. Согласно ему, «сплоченность как ценностно-ориентационное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, которая показывает степень совпадения оценок, установок и позиций группы
по отношению к объектам (лицам, задачам, событиям, идеям), наиболее значимым для группы в целом» [41, С. 288]. А. В. Петровский объединил процесс групповой сплоченности с формированием уровней ее структуры:
Возникновение в группе внутреннего единства в целях, мотивах групповой деятельности приводит к появлению внутригрупповой идентификации. Внутригрупповая идентификация – это особый характер мотивации поступков, когда субъект действенно относится к другим членам группы, как к самому себе, и к себе – как ко всем другим в своем сообществе. В этот момент противопоставление «я» и «они» сливаются в понятие «мы» [41, С. 284].
Также стоит выделить работу А. Бейвеласа, придающего большое значение целям деятельности группы. Сплоченность зависит от реализации двух видов целей, выделяемых им:
Таким образом, групповую сплоченность рассматривали такие авторы как Я. Л. Морено, А. и Б. Лотт, А. Зандер, А. И. Донцов, Д. Картрайт, Л. Фестингер, А. В. Петровский и А. Бейвелас. Условно сплоченность можно изучать в рамках трех подходов. Эмоциональный подход определяет групповую сплоченность как результат взаимной симпатии (взаимные позитивные оценки группы). Когнитивный подход трактует сплоченность как совокупность мотивов, побуждающих людей к сохранению членства в группе (потребности, мотивы
и цели отдельных членов группы). Сплоченность как ценностно-ориентационное единство понимается в деятельностном подходе (степень совпадения ценностей, аттитюдов и целей членов группы).
Перейдем к рассмотрению эмпирических исследований, связанных
с особенностями эмоционального интеллекта и групповой сплоченности
в подростковом возрасте.
1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности
Подростковый возраст обладает целым рядом физиологических
и психологических изменений, которые находят свое отражение
во внутриличностной и межличностной сферах. Рассмотрим изменения, характерные для подростков в развитии их эмоциональной сферы
и эмоционального интеллекта.
Особенности эмоциональной сферы подростков
Для подросткового возраста свойственно следующее:
Эмоциональный интеллект является сферой эмоциональной зрелости подростка. По результатам эмпирического исследования А.Я. Чебыкина
и И.Г. Павловой были определены этапы ее развития в пубертатном периоде:
1. Возраст 11—13 лет. Данный этап характеризуется ослаблением самоконтроля и эмпатии, но повышением экспрессивности, которая становится доминантой эмоциональной зрелости. К концу этого периода происходит
ее спад, за счет чего стабилизируются все компоненты, и подросток становится более адаптивным к эмоциональным состояниям.
2. Возраст 14—15 лет. Продолжается снижение уровня экспрессивности, формируется произвольная эмоциональная саморегуляция. Отмечается,
что степень эмоциональной зрелости не имеет существенных гендерных различий, однако у девочек на данном этапе больше развиваются сопереживание, желание понять чувства партнера, в то время как у мальчиков внимание обращено внутрь, на регуляцию свои эмоций.
3. Возраст 16—17 лет. Наблюдается повышение эмпатических качеств,
при этом снижается эмоциональная саморегуляция. Совершенствование личностного эмоционального интеллекта происходит в этот период
[13; 48, С. 195].
Для рассмотрения изменений, касающихся конкретно эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, Ю. В. Давыдова провела лонгитюдное исследование, длившееся 3 года (6-8 класс). Она получила следующие результаты:
Также Е. С. Иванова проводила исследование по сравнению естественной динамики эмоционального интеллекта и изменению его при помощи психологического тренинга. В исследовании приняло участие 80 учащихся
10-ых, а позже 11-ых классов. Результаты показали следующее:
Различия в показателях эмоционального интеллекта между мальчиками и девочками
Многие исследователи выделяют различия в степени выраженности параметров эмоционального интеллекта у девушек и юношей. Ю. А. Кочетова
и М. В. Климакова выявили, что юноши отличаются высокой подвижностью эмоциональных реакций, эмоциональной неригидностью, а девушки – эмоциональной ригидностью и тенденцией к «застреванию» на определенной эмоции. Данные корреляционного анализа показали наличие связи между эмоциональной лабильностью и способностью произвольно управлять своими эмоциями, поэтому высокая эмоциональная лабильностью юношей способствует более успешному произвольному управлению своими эмоциями [28].
О. В. Клыпа и П. А. Стежко, А Е. Каргина и И. С. Морозова выяснили,
что внутриличностный интеллект выше у мальчиков, а межличностный
Д. Картрайт предложил подробную модель групповой сплоченности.
В ее основе представление о сплоченности как некоей результирующей сил,
или мотивов, побуждающих индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе [30]. Он выделил переменные, которые влияют
на сплоченность группы:
-
мотивационная основа тяготения субъекта к группе, которая включает совокупность его ценностей и потребностей; -
побудительные свойства группы, отражающиеся в ее целях, характеристиках ее членов, программах, престиже и других признаков, важных
для мотивационной основы субъекта; -
ожидания субъекта, или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для него благоприятные или отрицательные последствия; -
индивидуальный уровень сравнения – некоторая усредненная субъективная оценка последствий пребывания человека в разных социальных группах.
Рост сплоченности приводит к уменьшению числа уходов из группы, усилению конформности поведения, повышению чувства безопасности
и самооценка, большей включенности в групповую деятельность, снижению тревожности членов группы.
Л. Фестингер анализировал сплоченность на основе частоты и прочности коммуникативных связей, которые сформированы в группе. Он рассматривал сплоченность как совокупность всех сил, которые удерживают индивида
в группе. Л. Фестингер полагал, что основу сплоченности составляют взаимные симпатии членов группы, взаимодействие между ними, а также способность группы удовлетворять индивидуальные потребности и достигать индивидуальных целей [15, С. 285-286].
При рассмотрении групповой сплоченности в деятельностном подходе ставится акцент на совместной деятельности как главном индикаторе.
Так, процесс развития группы определяется не только эмоциональной привлекательностью членства в группе, но и все большим включением каждого человека в деятельность группы.
В рамках данного подхода большой вклад в изучение сплоченности внес А. В. Петровский. Согласно ему, «сплоченность как ценностно-ориентационное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, которая показывает степень совпадения оценок, установок и позиций группы
по отношению к объектам (лицам, задачам, событиям, идеям), наиболее значимым для группы в целом» [41, С. 288]. А. В. Петровский объединил процесс групповой сплоченности с формированием уровней ее структуры:
-
уровень совпадения эмоциональных привязанностей – возникновение эмоциональных контактов, -
уровень совпадения ценностных ориентаций, которые обусловлены процессом совместной деятельности (ценностно-ориентационное единство), -
уровень полной включенности в совместную деятельность (ядро групповой структуры) – максимальное сплочение группы [15].
Возникновение в группе внутреннего единства в целях, мотивах групповой деятельности приводит к появлению внутригрупповой идентификации. Внутригрупповая идентификация – это особый характер мотивации поступков, когда субъект действенно относится к другим членам группы, как к самому себе, и к себе – как ко всем другим в своем сообществе. В этот момент противопоставление «я» и «они» сливаются в понятие «мы» [41, С. 284].
Также стоит выделить работу А. Бейвеласа, придающего большое значение целям деятельности группы. Сплоченность зависит от реализации двух видов целей, выделяемых им:
-
операциональные цели направлены на достижение оптимальной структуры общения в группе; -
символические цели – это цели, к которым стремятся отдельные члены группы [44].
Таким образом, групповую сплоченность рассматривали такие авторы как Я. Л. Морено, А. и Б. Лотт, А. Зандер, А. И. Донцов, Д. Картрайт, Л. Фестингер, А. В. Петровский и А. Бейвелас. Условно сплоченность можно изучать в рамках трех подходов. Эмоциональный подход определяет групповую сплоченность как результат взаимной симпатии (взаимные позитивные оценки группы). Когнитивный подход трактует сплоченность как совокупность мотивов, побуждающих людей к сохранению членства в группе (потребности, мотивы
и цели отдельных членов группы). Сплоченность как ценностно-ориентационное единство понимается в деятельностном подходе (степень совпадения ценностей, аттитюдов и целей членов группы).
Перейдем к рассмотрению эмпирических исследований, связанных
с особенностями эмоционального интеллекта и групповой сплоченности
в подростковом возрасте.
1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности
у подростков
Подростковый возраст обладает целым рядом физиологических
и психологических изменений, которые находят свое отражение
во внутриличностной и межличностной сферах. Рассмотрим изменения, характерные для подростков в развитии их эмоциональной сферы
и эмоционального интеллекта.
Особенности эмоциональной сферы подростков
Для подросткового возраста свойственно следующее:
-
высокая эмоциональная возбудимость и большая устойчивость эмоциональных переживаний соединяются со слабо выраженной способностью понимать свои эмоции и эмоции других людей, что затрудняет процесс общения и межличностного взаимодействия, может спровоцировать конфликты, чувство изолированности, ощущение, что «никто не хочет понять», столь характерное для подросткового возраста [19; 21; 25]; -
эмоциональный интеллект выполняет адаптивную функцию
в социальном поведении подростков, исследователи отмечают наличие тенденций развития эмпатии, активное стремление управлять эмоциями окружающих [24, С. 61; 25]; -
у большинства подростков средний и низкий уровни развития межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта, при этом межличностный эмоциональный интеллект развит в целом в большей степени, чем внутриличностный [19; 23].
Эмоциональный интеллект является сферой эмоциональной зрелости подростка. По результатам эмпирического исследования А.Я. Чебыкина
и И.Г. Павловой были определены этапы ее развития в пубертатном периоде:
1. Возраст 11—13 лет. Данный этап характеризуется ослаблением самоконтроля и эмпатии, но повышением экспрессивности, которая становится доминантой эмоциональной зрелости. К концу этого периода происходит
ее спад, за счет чего стабилизируются все компоненты, и подросток становится более адаптивным к эмоциональным состояниям.
2. Возраст 14—15 лет. Продолжается снижение уровня экспрессивности, формируется произвольная эмоциональная саморегуляция. Отмечается,
что степень эмоциональной зрелости не имеет существенных гендерных различий, однако у девочек на данном этапе больше развиваются сопереживание, желание понять чувства партнера, в то время как у мальчиков внимание обращено внутрь, на регуляцию свои эмоций.
3. Возраст 16—17 лет. Наблюдается повышение эмпатических качеств,
при этом снижается эмоциональная саморегуляция. Совершенствование личностного эмоционального интеллекта происходит в этот период
[13; 48, С. 195].
Для рассмотрения изменений, касающихся конкретно эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, Ю. В. Давыдова провела лонгитюдное исследование, длившееся 3 года (6-8 класс). Она получила следующие результаты:
-
общий показатель эмоционального интеллекта у девочек выше,
чем у мальчиков, и это различие сохраняется весь подростковый период; -
более высокий уровень развития эмоционального интеллекта
у девочек связан с тем, что почти все составляющие эмоционального интеллекта, входящие в фактор «понимание эмоций» (эмоциональная осведомленность, эмпатия и распознавание эмоций других), у девочек также выше, чем у мальчиков [16].
Также Е. С. Иванова проводила исследование по сравнению естественной динамики эмоционального интеллекта и изменению его при помощи психологического тренинга. В исследовании приняло участие 80 учащихся
10-ых, а позже 11-ых классов. Результаты показали следующее:
-
у участников тренинговых занятий значительно снизился уровень алекситимии, повысился уровень межличностного эмоционального интеллекта, выросла способность опознания лицевой экспрессии; -
достоверных изменений по показателю внутриличностного эмоционального интеллекта после тренинга выявлено не было [18].
Различия в показателях эмоционального интеллекта между мальчиками и девочками
Многие исследователи выделяют различия в степени выраженности параметров эмоционального интеллекта у девушек и юношей. Ю. А. Кочетова
и М. В. Климакова выявили, что юноши отличаются высокой подвижностью эмоциональных реакций, эмоциональной неригидностью, а девушки – эмоциональной ригидностью и тенденцией к «застреванию» на определенной эмоции. Данные корреляционного анализа показали наличие связи между эмоциональной лабильностью и способностью произвольно управлять своими эмоциями, поэтому высокая эмоциональная лабильностью юношей способствует более успешному произвольному управлению своими эмоциями [28].
О. В. Клыпа и П. А. Стежко, А Е. Каргина и И. С. Морозова выяснили,
что внутриличностный интеллект выше у мальчиков, а межличностный