Файл: Курсовая работа Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков Студент группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 765

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ

1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии

1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»

1.1.2 Модели эмоционального интеллекта

1.2 Подходы к определению групповой сплоченности

1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков

Выводы по главе

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ 9-ЫХ КЛАССОВ

2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.2.1 Результаты исследования эмоционального интеллекта по Опроснику эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина

2.2.2 Результаты исследования групповой сплоченности по Тесту для определения индекса групповой сплоченности Сишора

2.2.3 Результаты исследования социометрических статусов по методике Диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено

2.2.4 Статистический анализ показателей эмоционального интеллекта, групповой сплоченности и социометрического статуса

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

, установках, ценностях.

Д. Картрайт предложил подробную модель групповой сплоченности.
В ее основе представление о сплоченности как некоей результирующей сил,
или мотивов, побуждающих индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе [30]. Он выделил переменные, которые влияют
на сплоченность группы:

  • мотивационная основа тяготения субъекта к группе, которая включает совокупность его ценностей и потребностей;

  • побудительные свойства группы, отражающиеся в ее целях, характеристиках ее членов, программах, престиже и других признаков, важных
    для мотивационной основы субъекта;

  • ожидания субъекта, или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для него благоприятные или отрицательные последствия;

  • индивидуальный уровень сравнения – некоторая усредненная субъективная оценка последствий пребывания человека в разных социальных группах.

Рост сплоченности приводит к уменьшению числа уходов из группы, усилению конформности поведения, повышению чувства безопасности
и самооценка, большей включенности в групповую деятельность, снижению тревожности членов группы.

Л. Фестингер анализировал сплоченность на основе частоты и прочности коммуникативных связей, которые сформированы в группе. Он рассматривал сплоченность как совокупность всех сил, которые удерживают индивида
в группе. Л. Фестингер полагал, что основу сплоченности составляют взаимные симпатии членов группы, взаимодействие между ними, а также способность группы удовлетворять индивидуальные потребности и достигать индивидуальных целей [15, С. 285-286].

При рассмотрении групповой сплоченности в деятельностном подходе ставится акцент на совместной деятельности как главном индикаторе.
Так, процесс развития группы определяется не только эмоциональной привлекательностью членства в группе, но и все большим включением каждого человека в деятельность группы.

В рамках данного подхода большой вклад в изучение сплоченности внес А. В. Петровский. Согласно ему, «сплоченность как ценностно-ориентационное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, которая показывает степень совпадения оценок, установок и позиций группы

по отношению к объектам (лицам, задачам, событиям, идеям), наиболее значимым для группы в целом» [41, С. 288]. А. В. Петровский объединил процесс групповой сплоченности с формированием уровней ее структуры:

  • уровень совпадения эмоциональных привязанностей – возникновение эмоциональных контактов,

  • уровень совпадения ценностных ориентаций, которые обусловлены процессом совместной деятельности (ценностно-ориентационное единство),

  • уровень полной включенности в совместную деятельность (ядро групповой структуры) – максимальное сплочение группы [15].

Возникновение в группе внутреннего единства в целях, мотивах групповой деятельности приводит к появлению внутригрупповой идентификации. Внутригрупповая идентификация – это особый характер мотивации поступков, когда субъект действенно относится к другим членам группы, как к самому себе, и к себе – как ко всем другим в своем сообществе. В этот момент противопоставление «я» и «они» сливаются в понятие «мы» [41, С. 284].

Также стоит выделить работу А. Бейвеласа, придающего большое значение целям деятельности группы. Сплоченность зависит от реализации двух видов целей, выделяемых им:

  • операциональные цели направлены на достижение оптимальной структуры общения в группе;

  • символические цели – это цели, к которым стремятся отдельные члены группы [44].

Таким образом, групповую сплоченность рассматривали такие авторы как Я. Л. Морено, А. и Б. Лотт, А. Зандер, А. И. Донцов, Д. Картрайт, Л. Фестингер, А. В. Петровский и А. Бейвелас. Условно сплоченность можно изучать в рамках трех подходов. Эмоциональный подход определяет групповую сплоченность как результат взаимной симпатии (взаимные позитивные оценки группы). Когнитивный подход трактует сплоченность как совокупность мотивов, побуждающих людей к сохранению членства в группе (потребности, мотивы
и цели отдельных членов группы). Сплоченность как ценностно-ориентационное единство понимается в деятельностном подходе (степень совпадения ценностей, аттитюдов и целей членов группы).

Перейдем к рассмотрению эмпирических исследований, связанных
с особенностями эмоционального интеллекта и групповой сплоченности


в подростковом возрасте.

1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности
у подростков


Подростковый возраст обладает целым рядом физиологических
и психологических изменений, которые находят свое отражение
во внутриличностной и межличностной сферах. Рассмотрим изменения, характерные для подростков в развитии их эмоциональной сферы
и эмоционального интеллекта.

Особенности эмоциональной сферы подростков

Для подросткового возраста свойственно следующее:

  • высокая эмоциональная возбудимость и большая устойчивость эмоциональных переживаний соединяются со слабо выраженной способностью понимать свои эмоции и эмоции других людей, что затрудняет процесс общения и межличностного взаимодействия, может спровоцировать конфликты, чувство изолированности, ощущение, что «никто не хочет понять», столь характерное для подросткового возраста [19; 21; 25];

  • эмоциональный интеллект выполняет адаптивную функцию
    в социальном поведении подростков, исследователи отмечают наличие тенденций развития эмпатии, активное стремление управлять эмоциями окружающих [24, С. 61; 25];

  • у большинства подростков средний и низкий уровни развития межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта, при этом межличностный эмоциональный интеллект развит в целом в большей степени, чем внутриличностный [19; 23].

Эмоциональный интеллект является сферой эмоциональной зрелости подростка. По результатам эмпирического исследования А.Я. Чебыкина
и И.Г. Павловой были определены этапы ее развития в пубертатном периоде:

1. Возраст 11—13 лет. Данный этап характеризуется ослаблением самоконтроля и эмпатии, но повышением экспрессивности, которая становится доминантой эмоциональной зрелости. К концу этого периода происходит
ее спад, за счет чего стабилизируются все компоненты, и подросток становится более адаптивным к эмоциональным состояниям.

2. Возраст 14—15 лет. Продолжается снижение уровня экспрессивности, формируется произвольная эмоциональная саморегуляция. Отмечается,
что степень эмоциональной зрелости не имеет существенных гендерных различий, однако у девочек на данном этапе больше развиваются сопереживание, желание понять чувства партнера, в то время как у мальчиков внимание обращено внутрь, на регуляцию свои эмоций.


3. Возраст 16—17 лет. Наблюдается повышение эмпатических качеств,
при этом снижается эмоциональная саморегуляция. Совершенствование личностного эмоционального интеллекта происходит в этот период
[13; 48, С. 195].

Для рассмотрения изменений, касающихся конкретно эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, Ю. В. Давыдова провела лонгитюдное исследование, длившееся 3 года (6-8 класс). Она получила следующие результаты:

  • общий показатель эмоционального интеллекта у девочек выше,
    чем у мальчиков, и это различие сохраняется весь подростковый период;

  • более высокий уровень развития эмоционального интеллекта
    у девочек связан с тем, что почти все составляющие эмоционального интеллекта, входящие в фактор «понимание эмоций» (эмоциональная осведомленность, эмпатия и распознавание эмоций других), у девочек также выше, чем у мальчиков [16].

Также Е. С. Иванова проводила исследование по сравнению естественной динамики эмоционального интеллекта и изменению его при помощи психологического тренинга. В исследовании приняло участие 80 учащихся
10-ых, а позже 11-ых классов. Результаты показали следующее:

  • у участников тренинговых занятий значительно снизился уровень алекситимии, повысился уровень межличностного эмоционального интеллекта, выросла способность опознания лицевой экспрессии;

  • достоверных изменений по показателю внутриличностного эмоционального интеллекта после тренинга выявлено не было [18].

Различия в показателях эмоционального интеллекта между мальчиками и девочками

Многие исследователи выделяют различия в степени выраженности параметров эмоционального интеллекта у девушек и юношей. Ю. А. Кочетова
и М. В. Климакова выявили, что юноши отличаются высокой подвижностью эмоциональных реакций, эмоциональной неригидностью, а девушки – эмоциональной ригидностью и тенденцией к «застреванию» на определенной эмоции. Данные корреляционного анализа показали наличие связи между эмоциональной лабильностью и способностью произвольно управлять своими эмоциями, поэтому высокая эмоциональная лабильностью юношей способствует более успешному произвольному управлению своими эмоциями [28].

О. В. Клыпа и П. А. Стежко, А Е. Каргина и И. С. Морозова выяснили,
что внутриличностный интеллект выше у мальчиков, а межличностный