Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Стратегия предприятия: понятие, эволюция концепций
5 Организация разработки стратегии на предприятии
2 Определение миссии и целей предприятия
4 Оценка внешней среды предприятия
5 Анализ стратегического потенциала предприятия
1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия
1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия
1 Общая схема разработки стратегии бизнеса
2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса
1 Общая схема разработки стратегии бизнеса
2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса
Таблица 5 - Матрица диверсификаций
Таблица 7 - Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса
4 Экспертные методы в стратегическом выборе
1 Разработка стратегических альтернатив
3 Оценка альтернативных стратегий
Новые организационные структуры компактны, имеют меньше уровней управления, быстрее реагируют на изменения, открыты для нововведений. Новой движущей силой в такой структуре стали сотрудники, уполномоченные действовать по своему усмотрению, изменённые рабочие процессы, а также самоуправляемые рабочие группы.
Проведение в жизнь выбранной стратегии осуществляется значительно эффективнее, когда работа должным образом скоординирована и интегрирована.
2 Определение миссии и целей предприятия
План
1 Сущность миссии и ее роль в процессе определения направления движения организации
2 Понятие и классификация целей предприятия. Требования, предъявляемые к целям
3 Сущность понятия «дерево целей». Методы построения «дерева целей»
4 Характеристика этапов формирования системы целей предприятия
1 Сущность миссии и ее роль в процессе определения направления движения организации
Ни одна организация не может выжить в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремиться, чего она хочет добиться в результате своей деятельности. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей преследующих свои цели. Когда речь идет о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление миссии и целей, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и составляет очень важную часть стратегического управления.
Миссия – основная общая цель организации, которая определяет причину и необходимость её существования.
Она детализирует статус организации, обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий разных уровней управления, а также формирует взгляды руководства на долгосрочные планы развития, публично знакомит с поведением предприятия во внешней среде, её убеждениях и ценностях, определяет намерение организации относительно потребностей, рынков, технологий, мотивирует эффективную согласованную работу. В узком понимании миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Миссия обеспечивает политику роста и финансового обеспечения организации. Дает возможность руководителям среднего звена сформулировать цели, задания, намерения структурного подразделения, которые отвечают намерениям и развитию организации. Облегчает подготовку организации к изменениям.
Стратегическое видение и миссия, по мнению Томпсона, всегда крайне индивидуальны. Общие положения, применимые к любой отрасли, не имеют управленческой ценности. Миссия как бы отделяет одну организацию от другой и наделяет её собственными отличительными чертами:
-
понимание, в каких сферах бизнеса работает компания; -
объяснение стратегического видения и миссии организации ясно, доходчиво и вдохновенно; -
своевременное решение, когда изменять миссию организации.
Основными группами, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а, следовательно, должны быть учтены при определении её миссии являются собственники, сотрудники, покупатели продукта организации, деловые партнеры организации, местная община, общество в целом.
Как считает Ф. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
-
история фирмы, в процессе которой вырабатывалась история организации, формировался её профиль и стиль деятельности, место на рынке. -
существующий стиль поведения собственников и управленческого персонала, -
состояние среды обитания организации, -
ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей, отличительные особенности, которыми обладает организация.
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремиться быть. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены целевые ориентиры организации, сфера деятельности, философия, возможности и способы осуществления деятельности.
Цели формулирования миссии:
Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремиться, какие средства готова использовать в своей деятельности.
Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа.
В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией.
2 Понятие и классификация целей предприятия. Требования, предъявляемые к целям
Если миссия задает общие ориентиры, то конкурентное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремиться организация, фиксируется в виде её целей.
Цель - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых для неё является желательным и на достижение которых направлена её деятельность.
Значение цели: ориентационное, стимулирующее, контрольно – оценивающее.
В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров, так и по количественной оценке этих параметров. Однако существует четыре сферы, в которых организации устанавливают свои цели: доходы организации, работа с клиентами, потребности и благосостояние сотрудников, социальная ответственность.
Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются:
1) в сфере доходов:
-
прибыльность, отражаемая в показателях типа величина прибыли, рентабельности, дохода на акцию, -
положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, доля рынка относительно конкурента, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п., -
производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, в отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п., -
финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п., -
мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера используемых мощностей, количества единиц техники и т.п. -
разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемая в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки выведения нового продукта на рынок, качество и т.п.
2) В сфере работы с клиентами:
-
работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.
3) В сфере работы с сотрудниками:
-
изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и т.п. -
человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество пропусков работы, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.
Таким образом, содержание цели может быть таким:
-
определяют направления бизнеса, -
формулирует действия, -
определяет приоритеты целей организации, -
конкретизирует цели, -
определяет уровни оценки результатов, -
соответствуют общественным ценностям.
Существует много классификационных групп, которые определяют цели управления предприятием:
-
по направленности цели – внешние и внутренние; -
по направлению деятельности на предприятии – экономические, технико-технологические, социальные и экологические; -
по возможности полного претворения в жизнь – «цели создания» (материального объекта или системы) и «цели развития» (когда речь идет о процессе); -
по охвату уровней управления – цели всего предприятия, отдельных подразделений, групп или индивидов; -
по часовым характеристикам – кратко-, средне- и долгосрочные; -
по соответственной направленности на виды деятельности – стратегические, тактические, оперативные; -
в зависимости от влияния на отдельные элементы предприятия – производственные и управленческие; -
по характеру деятельности – функционирования и развития; -
по приоритетам – основные, вторичные и поддерживающие; -
по измеримости – количественные и качественные.
Требования, которые предъявляются к целям:
-
цели должны быть достижимыми, реальными (нереальная цель приводи к демотивации работников и потери ними ориентира, что отрицательно сказывается на деятельности предприятия); -
гибкими (цели целесообразно устанавливать так, чтобы оставалась возможность для их корректировки соответственно к изменениям внешней и внутренней среды предприятия); -
измеримыми (цели необходимо формулировать так, чтобы их можно было количественно измерять или любым способом объективно определить, достигнуто цели или нет); -
корректными (т.е. цель должна давать четкое представление о направлении движения организации для ее достижения); -
совместимыми (совместимость предусматривает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные – долгосрочным; важно, чтобы цели не противоречили друг другу); -
приемлемыми для основных субъектов влияния, которые определяют деятельность предприятия, и, прежде всего, для тех, кому необходимо их достичь.
3 Сущность понятия «дерево целей». Методы построения «дерева целей»
На любом большом предприятии, которое имеет несколько структурных подразделений и уровней управления, составляется иерархия целей, которая является декомпозицией целей более высокого уровня в цели нижнего уровня. Специфика иерархического построения целей:
-
цели высшего уровня всегда имеют более широкий характер и больший временной интервал для достижения; -
цели нижнего уровня являются своеобразным способом достижения целей высшего уровня.