Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Стратегия предприятия: понятие, эволюция концепций
5 Организация разработки стратегии на предприятии
2 Определение миссии и целей предприятия
4 Оценка внешней среды предприятия
5 Анализ стратегического потенциала предприятия
1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия
1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия
1 Общая схема разработки стратегии бизнеса
2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса
1 Общая схема разработки стратегии бизнеса
2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса
Таблица 5 - Матрица диверсификаций
Таблица 7 - Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса
4 Экспертные методы в стратегическом выборе
1 Разработка стратегических альтернатив
3 Оценка альтернативных стратегий
2 Современные взгляды на роль стратегии в функционировании предприятия
В настоящее время в сфере бизнеса стратегия это:
-система организационно-экономических мер по достижению долгосрочных целей предприятия;
-
генеральное направление деятельности предприятия, обеспечивающее согласование целей, возможностей организации и интересов работников; -
программа (стратегический план) действий, определяющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели; -
эффективная деловая концепция по достижению конкурентных преимуществ предприятия; -
средство достижения целей; -
исследование будущего, анализ возможных сценариев развития предприятия; -
постановка целей и выработка соответствующей политики по их достижению; -
идея, дающая преимущества в конкурентной борьбе; -
система способов управления деятельностью предприятия; -
совокупность перспективных ориентиров для работы предприятия.
Сущность экономической стратегии на уровне предприятия состоит в ответе на четыре важнейших вопроса.
-
В каком финансово-экономическом состоянии находится предприятие в настоящее время? -
Какое его состояние в перспективе желательно и реально возможно? -
Какие возможны альтернативные направления развития системы с учетом сильных и слабых сторон, шансов и рисков? -
Какими действиями (методами и средствами, управленческими решениями) можно реализовать избранную стратегию?
По своему содержанию стратегия учитывает основные базисные процессы на предприятии и в его внешней среде, возможности роста экономического потенциала. В основе выработки стратегии и ее практической реализации лежат стратегические управленческие решения:
-
ориентированные на будущее и на постоянные изменения во внешней среде и внутри предприятия; -
связанные с привлечением значительных материальных ресурсов, широким использованием интеллектуального потенциала и непрерывно развивающихся технологий; -
имеющих значительную неопределенность, так как должны учитывать неконтролируемые предприятием внешние факторы; -
характеризующихся гибкостью, способностью к адаптации к изменяющимся рыночным условиям.
К стратегическим решениям на предприятии относятся:
-
выбор местоположения предприятия; -
реконструкция производственных мощностей; -
изменения организационно-правовой формы, структуры производства и управления, форм организации и оплаты труда и др.; -
инновации — освоение новых технологий, разработка и выпуск новых видов продукции, выход на новые рынки; -
слияние, поглощение, присоединение и другие формы реорганизации предприятий.
В процессе формирования и принятия долгосрочных решений необходимо учитывать основные стратегические принципы предпринимательства:
-
творческий подход — умение предвидеть возможные будущие проблемы; -
инновационность поведения — готовность к непрерывным обновлениям и улучшениям техники, технологии и организации труда, товарной и рыночной политики; -
гибкость и адаптивность — быстрое внесение необходимых изменений в зависимости от меняющихся условий на рынке; -
учет всех сфер деятельности предприятия; -
осознание своих сильных предпринимательских сторон и их развитие; -
практичность и реализуемость стратегии; -
эффективность; -
согласованность с ресурсными возможностями; -
учет внутрифирменных приоритетов и усиление мотивации персонала.
Единой стратегии для всех предприятий не существует. Каждое предприятие даже одной отрасли уникально, поэтому и определение его стратегии также оригинально, так как зависит от позиции предприятия на рынке, его потенциала, динамики развития, поведения конкурентов, особенностей выпускаемой продукции или оказываемых услуг, состояния экономики, социальной среды и многих других факторов. В то же время есть определенные основополагающие нормы и обобщенные модели выработки стратегии бизнеса.
Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы. Стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
В стратегии реализуется цель жизнедеятельности фирмы. Формируя стратегию, фирма учитывает поведение других экономических агентов, в первую очередь, поведение своих конкурентов, а также спрос и действия правительства. Теоретически каждое предприятие имеет цели и стратегии, которые регламентируют его деятельность. Комплекс «цели-стратегии» определяется основные направления поиска рыночных возможностей, поддерживает в запланированных пределах затраты, определяется количество квалифицированного персонала.
3 Суть и принципы стратегической деятельности
Стратегическое управление - это не четко определенные действия и тем более не конкретный план работ. Стратегическое управление - это концепция выживания в определенных условиях. Оно дает более-менее конкретное представление о том, какой должна быть организация в будущем: в каком окружении ей необходимо будет работать, какую позицию занимать на рынке, какие конкурентные преимущества иметь, какие изменения следует осуществить в организации.
Стратегическое управление - основа управления и деятельность по созданию и осуществлению стратегии, которая связана с любую управленческой работой на каждом предприятии.
Исходя с этого, можно сформулировать общие принципы, в основе которых должна строиться стратегическая деятельность предприятий.
-
Каждое предприятие представляет собой открытую социально-экономическую систему, которая изменяется, развивается и переструктурируется в динамической среде. -
Новообразованные предприятия имеют высокий уровень гибкости и реактивности, что дает возможность некоторым из них обеспечить выживание. Дальше они становятся более стабильными: это означает, что для изменений и развития нужно разрабатывать специальные мероприятия, которые приобретают вид более-менее обоснованных стратегий, учитывающих как внешние (рыночные), так и внутренние (производственные) факторы. -
Последовательное развитие предприятия или организации связан с формулированием ясных, простых и достижимых целей, которые находят воплощение в системе технико-экономических, количественных и качественных показателей (например, доход, уровень качества продукции), а также в системе стратегий их достижения, что интерпретируется в «стратегическом наборе». -
Даже в случае применения системы стратегического управления с ориентацией на «стратегический набор» наступает время, когда они устаревают и начинают сдерживать развитие предприятия. Чтобы избежать этого отрицательного состояния, стратегии нужно постоянно пересматривать и обновлять. -
Механизм функционирования предприятия должен содержать стратегическую подсистему, направленную на составление, анализ и просмотр баланса внешних и внутренних факторов, формирование целей и стратегий развития, которые предусматривают разработку и корректирование мероприятий по формированию среды (в возможных пределах) и приспособление к нему предприятия. Опыт показывает, что большинство предприятий, ориентированных лишь на внутренние проблемы, терпят неудачу. -
Поддержка изменений, нововведений различных типов должно обеспечиваться эффективной системой мотивации, социально-психологической поддержки, что оказывает содействие проведению стратегических действий. -
Обеспечение динамичности изменений через ускорение практических действий по реализации стратегических планов на основе соответствующей системы регулирования, контроля и анализа. -
Создание производственного потенциала и системы внешних связей, которые восприимчивы к изменениям и дают возможность достичь будущих целей.
Реализация указанных принципов дает возможность построить обоснованную последовательность действий по разработке концепции и формирования системы стратегического управления, являющегося составным элементом всей плановой работы на предприятии и согласовывается с иными программами и планами развития предприятия.
4 Оценка внешней среды предприятия
План
1 Структуризация внешней среды предприятия. Влияние внешней среды на деятельность предприятия
2 Оценка мезосреды предприятия
3 Анализ отрасли и конкуренции в ней
4 Оценка макросреды предприятия
5 Сканирование внешней среды предприятия: суть, типы систем
6 Прогнозирование внешней среды предприятия: суть, методы
1 Структуризация внешней среды предприятия. Влияние внешней среды на деятельность предприятия
Отношения предприятия с внешней средой очень динамичны. В результате ситуация на предприятии постоянно изменяется. Поэтому, каждое предприятие требует оценки того, какие изменения во внешней среде ожидают его в будущем.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, с помощью которого руководство устанавливает, оценивает и контролирует внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для ее деятельности.
По своему содержанию анализ внешней среды предусматривает исследования таких уровней:
-
микро – внутренняя среда; -
мезо – непосредственное окружение; -
макро – опосредованное окружение; -
мега – мировой масштаб.
Три последние уровни составляют внешнюю среду предприятия.
Структурирование мезосреды предприятия позволяет выделить такие объект анализа: продукция предприятия, рынок, на котором функционирует предприятие, потребители и конкуренты.
Как показывает практика, угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, могут быть представлены такими группами факторов макросреды предприятия: экономическая, политическая, технологическая, конкурентная, рыночная, географическая, социально-культурная и международная среда. Указанные факторы оказывают разное влияние на деятельность фирмы. Они могут действовать как отдельно, так и во взаимодействии друг с другом.
2 Оценка мезосреды предприятия
После определения факторов макросреды предприятия переходят к следующему.
-
Определение «критических точек» и границ анализа внешней среды. -
Сбор информации, необходимой для проведения исследования. -
Определение методического инструментария исследования. -
Проведение исследования. -
Обобщение полученных результатов.
Исследование товара и его свойств является начальным и важным этапом анализа. Маркетинг продукта состоит не в том, чтобы реализовать продукцию предприятия, а чтобы знать, что следует производить.