Файл: Стратегия предприятия понятие, эволюция концепций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Стратегия предприятия: понятие, эволюция концепций

5 Организация разработки стратегии на предприятии

2 Определение миссии и целей предприятия

4 Оценка внешней среды предприятия

5 Анализ стратегического потенциала предприятия

1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия

1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия

6 Стратегия бизнеса

План

1 Общая схема разработки стратегии бизнеса

2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса

1 Общая схема разработки стратегии бизнеса

2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса

Таблица 5 - Матрица диверсификаций

Таблица 7 - Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса

Рис. 15 Модель «7С»

4 Экспертные методы в стратегическом выборе

1 Разработка стратегических альтернатив

2 Выбор стратегии

3 Оценка альтернативных стратегий

4 Экспертные методы в стратегическом выборе

Основные разделы комплексного стратегического плана:



2 Современные взгляды на роль стратегии в функционировании предприятия

В настоящее время в сфере бизнеса стратегия это:

-система организационно-экономических мер по достижению долгосрочных целей предприятия;

  • генеральное направление деятельности предприятия, обеспечивающее согласование целей, возможностей организации и интересов работников;

  • программа (стратегический план) действий, определяющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели;

  • эффективная деловая концепция по достижению конкурентных преимуществ предприятия;

  • средство достижения целей;

  • исследование будущего, анализ возможных сценариев развития предприятия;

  • постановка целей и выработка соответствующей политики по их достижению;

  • идея, дающая преимущества в конкурентной борьбе;

  • система способов управления деятельностью предприятия;

  • совокупность перспективных ориентиров для работы предприятия.

Сущность экономической стратегии на уровне предприятия состоит в ответе на четыре важнейших вопроса.

  • В каком финансово-экономическом состоянии находится предприятие в настоящее время?

  • Какое его состояние в перспективе желательно и реально возможно?

  • Какие возможны альтернативные направления развития системы с учетом сильных и слабых сторон, шансов и рисков?

  • Какими действиями (методами и средствами, управленческими решениями) можно реализовать избранную стратегию?

По своему содержанию стратегия учитывает основные базисные процессы на предприятии и в его внешней среде, возможности роста экономического потенциала. В основе выработки стратегии и ее практической реализации лежат стратегические управленческие решения:

  • ориентированные на будущее и на постоянные изменения во внешней среде и внутри предприятия;

  • связанные с привлечением значительных материальных ресурсов, широким использованием интеллектуального потенциала и непрерывно развивающихся технологий;

  • имеющих значительную неопределенность, так как должны учитывать неконтролируемые предприятием внешние факторы;

  • характеризующихся гибкостью, способностью к адаптации к изменяющимся рыночным условиям.


К стратегическим решениям на предприятии относятся:

  • выбор местоположения предприятия;

  • реконструкция производственных мощностей;

  • изменения организационно-правовой формы, структуры производства и управления, форм организации и оплаты труда и др.;

  • инновации — освоение новых технологий, разработка и выпуск новых видов продукции, выход на новые рынки;

  • слияние, поглощение, присоединение и другие формы реорганизации предприятий.

В процессе формирования и принятия долгосрочных решений необходимо учитывать основные стратегические принципы предпринимательства:

  • творческий подход — умение предвидеть возможные будущие проблемы;

  • инновационность поведения — готовность к непрерывным обновлениям и улучшениям техники, технологии и организации труда, товарной и рыночной политики;

  • гибкость и адаптивность — быстрое внесение необходимых изменений в зависимости от меняющихся условий на рынке;

  • учет всех сфер деятельности предприятия;

  • осознание своих сильных предпринимательских сторон и их развитие;

  • практичность и реализуемость стратегии;

  • эффективность;

  • согласованность с ресурсными возможностями;

  • учет внутрифирменных приоритетов и усиление мотивации персонала.

Единой стратегии для всех предприятий не существует. Каждое предприятие даже одной отрасли уникально, поэтому и определение его стратегии также оригинально, так как зависит от позиции предприятия на рынке, его потенциала, динамики развития, поведения конкурентов, особенностей выпускаемой продукции или оказываемых услуг, состояния экономики, социальной среды и многих других факторов. В то же время есть определенные основополагающие нормы и обобщенные модели выработки стратегии бизнеса.

Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы. Стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

В стратегии реализуется цель жизнедеятельности фирмы. Формируя стратегию, фирма учитывает поведение других экономических агентов, в первую очередь, поведение своих конкурентов, а также спрос и действия правительства. Теоретически каждое предприятие имеет цели и стратегии, которые регламентируют его деятельность. Комплекс «цели-стратегии» определяется основные направления поиска рыночных возможностей, поддерживает в запланированных пределах затраты, определяется количество квалифицированного персонала.



3 Суть и принципы стратегической деятельности

Стратегическое управление - это не четко определенные действия и тем более не конкретный план работ. Стратегическое управление - это концепция выживания в определенных условиях. Оно дает более-менее конкретное представление о том, какой должна быть организация в будущем: в каком окружении ей необходимо будет работать, какую позицию занимать на рынке, какие конкурентные преимущества иметь, какие изменения следует осуществить в организации.

Стратегическое управление - основа управления и деятельность по созданию и осуществлению стратегии, которая связана с любую управленческой работой на каждом предприятии.

Исходя с этого, можно сформулировать общие принципы, в основе которых должна строиться стратегическая деятельность предприятий.

  1. Каждое предприятие представляет собой открытую социально-экономическую систему, которая изменяется, развивается и переструктурируется в динамической среде.

  2. Новообразованные предприятия имеют высокий уровень гибкости и реактивности, что дает возможность некоторым из них обеспечить выживание. Дальше они становятся более стабильными: это означает, что для изменений и развития нужно разрабатывать специальные мероприятия, которые приобретают вид более-менее обоснованных стратегий, учитывающих как внешние (рыночные), так и внутренние (производственные) факторы.

  3. Последовательное развитие предприятия или организации связан с формулированием ясных, простых и достижимых целей, которые находят воплощение в системе технико-экономических, количественных и качественных показателей (например, доход, уровень качества продукции), а также в системе стратегий их достижения, что интерпретируется в «стратегическом наборе».

  4. Даже в случае применения системы стратегического управления с ориентацией на «стратегический набор» наступает время, когда они устаревают и начинают сдерживать развитие предприятия. Чтобы избежать этого отрицательного состояния, стратегии нужно постоянно пересматривать и обновлять.

  5. Механизм функционирования предприятия должен содержать стратегическую подсистему, направленную на составление, анализ и просмотр баланса внешних и внутренних факторов, формирование целей и стратегий развития, которые предусматривают разработку и корректирование мероприятий по формированию среды (в возможных пределах) и приспособление к нему предприятия. Опыт показывает, что большинство предприятий, ориентированных лишь на внутренние проблемы, терпят неудачу.

  6. Поддержка изменений, нововведений различных типов должно обеспечиваться эффективной системой мотивации, социально-психологической поддержки, что оказывает содействие проведению стратегических действий.

  7. Обеспечение динамичности изменений через ускорение практических действий по реализации стратегических планов на основе соответствующей системы регулирования, контроля и анализа.

  8. Создание производственного потенциала и системы внешних связей, которые восприимчивы к изменениям и дают возможность достичь будущих целей.


Реализация указанных принципов дает возможность построить обоснованную последовательность действий по разработке концепции и формирования системы стратегического управления, являющегося составным элементом всей плановой работы на предприятии и согласовывается с иными программами и планами развития предприятия.



4 Оценка внешней среды предприятия



План

1 Структуризация внешней среды предприятия. Влияние внешней среды на деятельность предприятия

2 Оценка мезосреды предприятия

3 Анализ отрасли и конкуренции в ней

4 Оценка макросреды предприятия

5 Сканирование внешней среды предприятия: суть, типы систем

6 Прогнозирование внешней среды предприятия: суть, методы
1 Структуризация внешней среды предприятия. Влияние внешней среды на деятельность предприятия

Отношения предприятия с внешней средой очень динамичны. В результате ситуация на предприятии постоянно изменяется. Поэтому, каждое предприятие требует оценки того, какие изменения во внешней среде ожидают его в будущем.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, с помощью которого руководство устанавливает, оценивает и контролирует внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для ее деятельности.

По своему содержанию анализ внешней среды предусматривает исследования таких уровней:

  • микро – внутренняя среда;

  • мезо – непосредственное окружение;

  • макро – опосредованное окружение;

  • мега – мировой масштаб.

Три последние уровни составляют внешнюю среду предприятия.

Структурирование мезосреды предприятия позволяет выделить такие объект анализа: продукция предприятия, рынок, на котором функционирует предприятие, потребители и конкуренты.

Как показывает практика, угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, могут быть представлены такими группами факторов макросреды предприятия: экономическая, политическая, технологическая, конкурентная, рыночная, географическая, социально-культурная и международная среда. Указанные факторы оказывают разное влияние на деятельность фирмы. Они могут действовать как отдельно, так и во взаимодействии друг с другом.
2 Оценка мезосреды предприятия

После определения факторов макросреды предприятия переходят к следующему.

  1. Определение «критических точек» и границ анализа внешней среды.

  2. Сбор информации, необходимой для проведения исследования.

  3. Определение методического инструментария исследования.

  4. Проведение исследования.

  5. Обобщение полученных результатов.

Исследование товара и его свойств является начальным и важным этапом анализа. Маркетинг продукта состоит не в том, чтобы реализовать продукцию предприятия, а чтобы знать, что следует производить.