Файл: Стратегия предприятия понятие, эволюция концепций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Стратегия предприятия: понятие, эволюция концепций

5 Организация разработки стратегии на предприятии

2 Определение миссии и целей предприятия

4 Оценка внешней среды предприятия

5 Анализ стратегического потенциала предприятия

1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия

1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия

6 Стратегия бизнеса

План

1 Общая схема разработки стратегии бизнеса

2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса

1 Общая схема разработки стратегии бизнеса

2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса

Таблица 5 - Матрица диверсификаций

Таблица 7 - Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса

Рис. 15 Модель «7С»

4 Экспертные методы в стратегическом выборе

1 Разработка стратегических альтернатив

2 Выбор стратегии

3 Оценка альтернативных стратегий

4 Экспертные методы в стратегическом выборе

Основные разделы комплексного стратегического плана:

Т.е. речь идет о построении «дерева целей» - графического изображения подчиненности и взаимосвязи целей, которое демонстрирует распределение генеральной цели на подцели, задания и отдельные действия. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит свой вклад в достижение целей предприятия в целом.
Вершина «дерева целей» соответствует основному виду деятельности предприятия, и ее, обычно, называют, миссией. Второй уровень «дерева целей» отображает внутренние ценности, которых придерживается высшее руководство организации. Поскольку они в значительной мере зависят от стиля руководства, то их называют стилевыми целями. Все другие цели, размещенные ниже «дерева целей», называются рабочими целями.

Основной идеей построения «дерева целей» является декомпозиция (разукрупнение) – это метод раскрытия структуры системы, при котором по одному признаку ее делят на отдельные составные. Декомпозиция используется для построения «дерева целей», чтобы связать генеральную цель со способами ее достижения, сформулированными в виде заданий отдельным исполнителям.

Технологическими основами построения «дерева целей» являются метод дезагрегации и метод обеспечения необходимых условий.

Метод дезагрегации целей используется для формализованных целей, которые чаще всего характеризуют реально существующие или создаваемые объекты. Он базируется на системном представлении об объекте исследования и предусматривает использование таких понятий (рис. 1):

      • система (С) как целостный документ, т.е. генеральная цель общей системы, в которой подсистемы являются функционально значимыми;

      • подсистема (ПС) как часть более общей системы, в которой подсистемы являются функционально значимыми;

      • элементы как совокупность составных подсистем.




Главная цель










С




























1 уровень




ПС1




ПС2




ПС3






















2 уровень

ОД

АД1

АД2












Рис. 1 Построение дерева целей по методу дезагрегации
Второй и третий уровни «дерева целей» должны содержать основные и альтернативные элементы достижения целей высшего уровня. Далее построение 1 и 2 уровней выполняют по тем же правилам: каждая цель делится на элементы и для каждого из них создается комплекс альтернативных действий для их достижения.

Элементы 1 и 2 уровней нельзя делить на нижние уровни в таких случаях:

А) если анализируемый элемент непосредственно не связан с основной системой и не дает ничего ценного для ее функционирования;

Б) если рассматриваемый элемент является тривиальным, а его существующий вариант устраивает исследователя и исполнителя.

Метод обеспечения необходимых условий при построении «дерева целей» можно использовать для декомпозиции цели любого типа. Схематически метод приведен на рис.2.


Главная цель










М




























1 уровень




Экономические




Организационные




Социальные






















2 уровень

1.1

1.2

1.3





































1.2.1

1.2.2

1.2.3









Рис. 2 Построение «дерева целей» по методу обеспечения необходимых условий
Этот метод предусматривает, что сформулированная генеральная цель предлагается экспертам для анализа и построения «дерева целей». Независимые эксперты выдвигают требования относительно формы и условий, необходимых для достижения цели, предлагается перечень оценок структуры целей, а также мероприятия для их достижения.

Для проведения любых работ в социально-экономической системе. Которой является организация или предприятия, необходимо создать определенные условия, которые отражены в виде целей 1 уровня. Каждый последующий уровень является конкретизацией указанных условий в сроках работ, например, 1.1 – привлечение инвестиций; 1.2 – получение кредитов; 2.1 – приобретение и наладка оборудования; 3.1 – привлечение кадров определенной квалификации; 4.1 – изменение в структуре организации.

Иерархия целей, благодаря установлению взаимосвязи между иерархическими уровнями организации и целями, дает возможность ответить на вопросы об ответственности за достижение разных целей. Масштабы работ для достижения отдельных целей дают возможность определить количество и квалификацию исполнителей, а взаимосвязь между отдельными ветвями – установить эффективную кооперацию между исполнителями.

4 Характеристика этапов формирования системы целей предприятия.

Независимо от метода построения «дерева целей» процесс формирования системы целей имеет определенную логику, которая трансформируется в четыре этапа:

1 этап – формулирование целей;

2 этап – определение приоритетов целей;

3 этап – проверка целей на позитивность;

4 этап – создание внутренней обратной связи.

На первом этапе необходимо определить стилевые цели методом обеспечивающих условий в такой последовательности.

  1. Определение обеспечивающих условий для миссии. Такими условиями могут выступать основные конкретные функции управления:

    • организация управления – отображает стиль, которого фирма хотела бы придерживаться в будущем;

  • организация производства – сосредотачивает усилия на производстве продукции и снижении себестоимости;

  • маркетинг – определяет стратегию сбыта продукции и анализ внешней среды;

  • финансовое управление – определяет стабильность и ликвидность организации в будущем;

  • НИОКР – направление, которое отражает процесс улучшения технологии производства и совершенствование (создание новой) продукции.


Для каждого указанного фактора (условия) необходимо установить текущий потенциал фирмы и будущий потенциал, необходимый для достижения цели.

  1. Выбор обеспечивающих условий. Каждый фактор (условие) имеет альтернативные варианты их развития, поэтому необходимо провести их ранжирование по балльным оценкам.

  2. Формулирование стилевых целей. Выбранный по максимальной оценке (установленный по количеству существующих альтернатив) вариант обеспечивающего условия переформулируется в стилевую цель. При этом необходимо придерживаться условий, предъявляемых к целям.

  3. Выявление обеспечивающих условий для стилевых целей. Для каждой из сформулированных стилевых целей определяются соответственные обеспечивающие условия. Для этого повторяются процедуры пункта 2). Полученные наборы обеспечивающих условий переформулируются в рабочие цели 2-го уровня. Их формулирование проводится с соблюдением условий пункта 3).

При формулировании целей нижних уровней необходимо придерживаться следующих правил.

Правило 1. Формулирование целей нижнего уровня по значению должно быть конкретнее формулировки целей соответственно более высокого уровня, раскрывая тем самым их содержание.

Правило 2. Каждая цель верхнего уровня делится не менее чем на две цели нижнего уровня.

Правило 3. Не рекомендуется опускаться на следующий уровень, пока на рассматриваемом уровне не выполнены условия:

      • дана не только словесная, но и количественная характеристика каждой данной цели;

      • критерии цели раскрыты во времени.

Формулирование целей считают завершенным, если начинают пересчитывать не содержательные компоненты цели, а взаимозаменяемые пути ее реализации, т.е. переходят от анализа целей к анализу мероприятий по их достижению.

Приоритеты целей устанавливаются на каждом уровне «дерева целей». Значение приоритетов рабочих целей логично вытекает из значений важности стилевых целей по принципу: «Если цель С1 важнее цели С2, то рабочие цели, которые обеспечивают С1, не могут быть менее приоритетными, чем цели, которые обеспечивают С2».

Определение приоритетов целей проводится в таком порядке:

  1. рассматривается первый уровень дерева целей. Наиболее важной цели присваивается ранг 1. (приоритет). Приоритеты целей имеют значение присвоенного ранга (С1=1; С2=2);

  2. рассматривается второй уровень дерева целей, повторяя процедуру пункта 1).


Проверка целей на позитивность заключается в выявлении негативных последствий достижения цели, в установлении несовместимости между целями и условиями, которые обеспечивают их достижение.

Данный этап работ выполняется в такой последовательности:

  1. для каждого уровня «дерева целей» составляется таблица «цели – обеспечивающие условия»;

  2. каждое обеспечивающее условие оценивается его влиянием на достижение цели;

  3. избавление от конфликтов. Если обеспечивающее условие противоречит цели, то причина состоит в его составляющих или в условиях, обеспечивающих его достижение. Потому необходимо провести декомпозицию обеспечивающего условия и уточнить его составные. Проведение такой операции позволит установить точную причину противоречия и в дальнейшем сформулировать новое условие путем уничтожения, замены, компенсации соответствующих составных в базовом условии. Если таким путем не удается избежать негативных целей, то необходимо пренебречь ими (исключить их из «дерева целей»).

Цель считается четкой, если в каждый момент времени можно утверждать, что цель достигнута или не достигнута. Критерием достижимости цели является ожидаемый результат и время его получения. Обратная связь используется при этом для планирования и стимулирования.

Сформулировав и количественно установив рабочие стилевые цели предприятия, а также, имея приоритетность их достижения, появляется необходимость формулирования миссии предприятия. При этом окончательное определение миссии возможно при условии анализа внешней и внутренней среды предприятия.


3 Стратегический контекст предприятия
План

1 Этапы развития стратегического подход к управлению деятельностью предприятия

2 Современные взгляды на роль стратегии в функционировании предприятия

3 Суть и принципы стратегической деятельности
1 Этапы развития стратегического подход к управлению деятельностью предприятия

В зависимости от понимания тенденций развития экономики, отрасли, предприятия, необходимости и возможностей прогнозирования будущего предприятия на протяжении своего существования могут проходить историческое развитие планирования и управления. В таблице приведены четыре основные фазы перехода предприятия к стратегическому управлению.

Таблица 1 – Этапы перехода к организации стратегического управления на предприятии

Характеристика этапа

Основные ориентиры деятельности предприятия

1 этап

Текущее управление «по отклонениям»

Реагирование на складывающуюся ситуацию. Планирование, ориентированное на внутреннюю деятельность организации, ограничивается разработкой бюджетов и текущих планов.

2 этап

Управление «от достигнутого», с элементами прогнозирования будущего

Применение элементов анализа и контроля ситуации, которая складывается внутри и за пределами организации. Планирование использует экстраполяционное прогнозирование будущего.

3 этап

Управление «по целям» с ориентацией на внешнюю среду

Овладение «стратегического мышления», нацеленного на уменьшение влияния угроз на деятельность предприятия и использование шансов, способствующих успеху организации. Планирование – стратегическое, разрабатывающее «стратегические ответы» на действия конкурентов в категориях «продукт - рынок».

4 этап

Стратегическое управление

Подготовка будущего и к будущему. Стратегическое планирование, пронизывающее все подсистемы деятельности предприятия, использует все достижения предыдущих этапов.