Файл: 1. Предмет и метод отрасли конституционного права. 3 Конституционноправовые отношения. 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 370

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод отрасли конституционного права.

Источники российского конституционного права.

Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г.).

Понятие и сущность, юридические свойства Конституции Российской Федерации..

Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.

Процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.

Конституционный контроль, как особая форма правовой охраны Конституции.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.

Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и элементы.

Референдум: понятие и виды.

Приобретение российского гражданства: общий и упрощенный порядок. Прекращение российского гражданства.

Гражданство детей в Российской Федерации.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право политического убежища. Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.В отличие от беженца, вынужденный переселенец, – как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта.Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом

Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.

Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

Государственная защита прав и свобод граждан.

Понятие и принципы избирательного права.

Избирательный процесс и его основные стадии.

Предметы ведения Российской Федерации.

Конституционный статус субъекта Российской Федерации.

Порядок разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.

Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

Правовое положение главы государства в Российской Федерации: функции Президента Российской Федерации.

Прекращение полномочий Президента Российской Федерации. Процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности.

Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики.

Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации

Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти в Российской Федерации.

Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации. 102 Статья 116 Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно по поручению Президента продолжает действовать до создания нового Правительства.Заместители Председателя Правительства и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства. Полномочия и акты Правительства Российской Федерации. Правительство РФ - орган исп. власти общей компетенции.Полномочия Правительства РФ:1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.3) обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.4) осуществление управления фед. собственностью.5) обеспечение обороны страны, гос. безопасности, реализации внеш. политики РФ.6) обеспечение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.Акты Правительства РФ.Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения

Система и структура федеральных органовисполнительной власти в Российской Федерации.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Конституционный статус сенатора и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ.

Общая характеристика законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

Конституционный статус судебной власти в России.

Общая характеристика демократических принципов правосудия.

Суды общей юрисдикции: система и полномочия.

Военные суды в РФ. Особенности задач и полномочия.

Принципы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации.

Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.


Конституция «Иностранные граждане, лица без гражданства пользуются в РФ правами, и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ, или международным договором РФ. Положения части 3 устанавливают конституционные основы правого статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся российским гражданином и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся российским гражданином и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.
1) Иностранные граждане равны перед законом, независимо ни от чего, они обязаны соблюдать К. РФ, ее законодательство.

2) Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане могут работать на общих основаниях с гражданами РФ.

3) Иностранные граждане имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии, собственность, образование.

4) Могут вступать в профсоюзы, различные общественные объединения.

5) Им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности, жилища.

6) Не обладают избирательными правами.

7) Не могут занимать государственные должности.

8) Не несут воинских обязанностей.

9) Допускается передвижение по территории РФ, выбор места жительства.

10) Могут устанавливаться ограничения в интересах обеспечения государственной безопасности.

11) При совершении преступления в РФ подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.

Эти же положения распространяются и на лиц без гражданства, если иное не предусматривается законодательством, но они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством и международными договорами.
  1. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.



В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Понятие гражданин характеризует человека с юридической стороны, это человек, который находиться в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права человека - охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека как личности.

Права гражданина - охраняемая законом мера юрид.возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того кто находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права - это обеспечиваемая и охраняемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь, быть гарантированным от чего-либо.

Свободы - это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (например, в поведении, деятельности), что не запрещает закон.

Для обеспечения права существуют государственные гарантии , а свобода сама по себе.

Классификация:

По содержанию:

1. Личные - составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций:
Согласно главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятся:

право на жизнь,

право на свободу и личную неприкосновенность,

право на неприкосновенность жилища,

право на личную и семейную тайну,на защиту чести и доброго имени и тд.

Особенности личных прав и свобод человека и гражданина:

являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами каждого человека, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;

2. Политические - связаны с обладанием гражданством государства и принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет.

Право на объединение

Право на проведение собраний, митингов,

демонстраций, пикетирования

Право на участие граждан в управлении государством

Право участвовать в референдуме,избирать и быть избранным и тд.

3. Социально-экономические - являются основой всех иных прав. В их число входят культурные права, права собственности, трудовые отношения, здоровье, право на отдых, на образование. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.

Право частной собственности

Права в сфере труда

Защита материнства и детства

Право на жилище и тд.

4.Культурные - права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать.

Конституционно закреплены принципы гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного режима.Государство гарантирует охрану авторам интеллектуальной собственности, устанавливая порядок применения ответственности на лиц, нарушивших данное право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность.

По субъектам:

Права человека (право на жизнь, на свободу мысли и слова)

Право гражданина (политические права)
По способу реализации:

Индивидуальные (право на жизнь, труд)

Коллективные (право на митинги,демонстрации)

в зависимости от роли государства в их осуществлении:

негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду);

позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);


Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56 Конституции РФ:

1. В условиях ЧП для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с ФКЗ могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Не подлежат ограничению права и свободы - право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на информацию о частной жизни, свобода совести, вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, право на жилище, гарантированная защита прав и свобод Конституции РФ.
Чрезвычайное положение - вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов гос. власти, органов МСУ, организаций, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общ. объединений, а также возложение на них доп. обязанностей.

Меры и временные ограничения, применяемые при введении ЧП:

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено ЧП, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов МСУ;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено ЧП, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее;

в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих гос. охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов 1-й необходимости и тд.

ВП - особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.


На основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:
1) усиление охраны общ. порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных гос. и спец. объектов;

2) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено ВП, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

3) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду / агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность РФ;

4) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

5) ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

6) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и тд.
  1. 1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   44