Файл: 1. Предмет и метод отрасли конституционного права. 3 Конституционноправовые отношения. 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 381

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод отрасли конституционного права.

Источники российского конституционного права.

Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г.).

Понятие и сущность, юридические свойства Конституции Российской Федерации..

Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.

Процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.

Конституционный контроль, как особая форма правовой охраны Конституции.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.

Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и элементы.

Референдум: понятие и виды.

Приобретение российского гражданства: общий и упрощенный порядок. Прекращение российского гражданства.

Гражданство детей в Российской Федерации.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право политического убежища. Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.В отличие от беженца, вынужденный переселенец, – как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта.Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом

Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.

Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

Государственная защита прав и свобод граждан.

Понятие и принципы избирательного права.

Избирательный процесс и его основные стадии.

Предметы ведения Российской Федерации.

Конституционный статус субъекта Российской Федерации.

Порядок разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.

Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

Правовое положение главы государства в Российской Федерации: функции Президента Российской Федерации.

Прекращение полномочий Президента Российской Федерации. Процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности.

Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики.

Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации

Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти в Российской Федерации.

Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации. 102 Статья 116 Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно по поручению Президента продолжает действовать до создания нового Правительства.Заместители Председателя Правительства и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства. Полномочия и акты Правительства Российской Федерации. Правительство РФ - орган исп. власти общей компетенции.Полномочия Правительства РФ:1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.3) обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.4) осуществление управления фед. собственностью.5) обеспечение обороны страны, гос. безопасности, реализации внеш. политики РФ.6) обеспечение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.Акты Правительства РФ.Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения

Система и структура федеральных органовисполнительной власти в Российской Федерации.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Конституционный статус сенатора и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ.

Общая характеристика законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

Конституционный статус судебной власти в России.

Общая характеристика демократических принципов правосудия.

Суды общей юрисдикции: система и полномочия.

Военные суды в РФ. Особенности задач и полномочия.

Принципы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации.



е) предоставления почетного гражданства Российской Федерации.

Лицо не может быть лишено почетного гражданства Российской Федерации без согласия Верховного Совета Российской Федерации.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства, указанных в настоящей статье, Президент Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства.

В осуществление предусмотренных настоящим Законом полномочий Президент Российской Федерации издает указы.

Полномочия Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации

Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании.

При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключение государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок.

Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации

Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:

а) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;

б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

г) определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;

д) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации


Распределение компетенции по вопросам гражданства Российской Федерации внутри системы органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации.

Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации

Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:

а) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;

б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

г) определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;

д) ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;

е) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях.
По договору между Российской Федерации и другим государством полномочия, указанные в части первой настоящей статьи, могут осуществляться дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями этого государства.
  1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   44

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право политического убежища.


Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец, – как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта.

Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.

Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом в дипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе – при отсутствии поста иммиграционного контроля – в орган пограничного контроля). Ходатайство подается и рассматривается в установленные законами сроки. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган Федеральной миграционной службы выдаст свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения . ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу
статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение пяти лет. В необходимых случаях статус беженца или вынужденного переселенца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица.

Законы устанавливают основания, по которым может быть отказано в предоставлении названных статусов.
Отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован в вышестоящий орган Федеральной миграционной службы или в суд.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Эти лица вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних.

Установлены льготные условия для приобретения беженцами или вынужденными переселенцами российского гражданства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем, связанных с устройством на новом месте жительства.

Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (на срок не более трех месяцев) создаются центры, являющиеся государственными учреждениями Федеральной миграционной службы России.

Вынужденным переселенцам может быть предоставлена долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство (приобретение) жилья.

Право на политическое убежище.В соответствии с данным правом каждый человек, преследуемый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеждения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например,
право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не могут претендовать на убежище также лица, совершившие уголовное преступление (убийство, террористические акты, выступления в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т.д.)
  1. 1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   44