Файл: 1. Предмет и метод отрасли конституционного права. 3 Конституционноправовые отношения. 4.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Предмет и метод отрасли конституционного права.
Источники российского конституционного права.
Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г.).
Понятие и сущность, юридические свойства Конституции Российской Федерации..
Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.
Процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.
Конституционный контроль, как особая форма правовой охраны Конституции.
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и элементы.
Гражданство детей в Российской Федерации.
Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.
Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.
Государственная защита прав и свобод граждан.
Понятие и принципы избирательного права.
Избирательный процесс и его основные стадии.
Предметы ведения Российской Федерации.
Конституционный статус субъекта Российской Федерации.
Порядок разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики.
Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод человека и гражданина.
Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации
Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации.
Система и структура федеральных органовисполнительной власти в Российской Федерации.
Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ.
Общая характеристика законодательных органов государственной власти субъектов РФ.
Конституционный статус судебной власти в России.
Общая характеристика демократических принципов правосудия.
Суды общей юрисдикции: система и полномочия.
Военные суды в РФ. Особенности задач и полномочия.
Принципы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации.
Условно их можно разделить на правовые и неправовые:
Правовые способы самозащиты - это действия урегулированные нормами права. В качестве правового способа может выступать использование таких прав, как: право на забастовку, право на объединение, право на собрание и мирные публичные мероприятия;
Неправовые способы самозащиты - это действия прямо не предусмотренные в законодательстве, но не противоречащие ему (например, голодовка)
- 1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 44
Государственная защита прав и свобод граждан.
Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и свобод.
Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.
За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом.
Органы законодательной власти призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Кроме того, Государственная Дума - одна из палат парламента страны назначает на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Президента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана Комиссия по правам человека.
Многие вопросы защиты прав и свобод решаются на уровне Правительства РФ, в компетенцию которого входит принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Защита прав и свобод человека и гражданина - одна их главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры.
Одним из главных направлений деятельности депутатов представительных органов всех уровней, начиная от местных и кончая федеральными
, является защита нарушенных прав.
Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда.
По действующему законодательству, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку.
Защищенность государством как самой мощной социальной силы придает правам человека и гражданина значительную надежность и гарантию их реального осуществления в наиболее полном объеме.
-
Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения гос защиты прав и свобод граждан; их соблюдения и уважения гос органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченным по правам человека в РФ может быть:
• гражданин РФ не моложе 35 лет;
• обладающий квалификацией в области прав и свобод человека;
• имеющий опыт их защиты.
Назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в РФ Гос Дума ФС РФ большинством голосов от общего числа депутатов при тайном голосовании. Кандидатуру на должность Уполномоченного по правам человека могут предложить:
• Президент РФ;
• Совет Федерации
;
• депутатские объединения в Госдуме;
• депутаты Госдумы.
Предложенные кандидатуры включаются в список для тайного голосования при согласии не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы.
Срок пребывания в должности Уполномоченного по правам человека в РФ - 5 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на данную должность не более чем на два срока. Уполномоченный по правам человека в РФ не имеет права:
• заниматься политической деятельностью;
• любой иной оплачиваемой либо неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой;
• быть депутатом Госдумы, членом Совета Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ;
• состоять на госслужбе;
Уполномоченный по правам человека в РФ обладает неприкосновенностью в течение срока, на который был избран. Он не может быть:
• привлечен к уголовной или административной ответственности без согласия Госдумы;
• задержан, арестован, подвергнут обыску
• подвергнут личному досмотру;
• его служебное и жилое помещение, багаж, транспортные средства, средства связи, документы также обладают неприкосновенностью. Уполномоченный по правам человека в РФ досрочно освобождается отдолжности в случаях:
• занятия деятельностью, несовместимой с его статусом;
• вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда;
• неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности;
• по личному заявлению.
Основной вид деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ - рассмотрение жалоб граждан РФ (иностранцев, лиц без гражданства) на нарушение прав человека в РФ.
- 1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 44
Понятие и принципы избирательного права.
Понятие ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО употребляется в двух основных значениях.
1) – избирательное право в широком (объективном) смысле – представляет совокупность норм и правил, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. В этом смысле оно образует обширный институт конституционного права.
2) избирательное право в узком (субъективном) смысле — нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах.
1.) Принцип всеобщего избирательного права означает, что все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2) Принцип равного избирательного права - означает, что каждый избиратель имеет такое же количество голосов, что и любой другой избиратель (обычно один голос) и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
3). Принцип прямого избирательного права - означает, что избиратели голосуют на выборах «за» или «против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
4) Принцип тайного голосования - означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей.
5) Принцип свободного и добровольного участия гражданина Российской Федерации в выборах. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах.
6) Принцип обязательности и периодичности проведения выборов. Обязательность означает, что ни одно выборное должностное лицо, ни один выборный орган не может легитимно получить властные полномочия иначе как на основании волеизъявления народа, осуществленного на выборах. Периодичность означает, что выборы должны проводиться через определенные законом промежутки времени, соответствующие срокам полномочий выборных органов и должностных лиц.