Файл: 1. Предмет и метод отрасли конституционного права. 3 Конституционноправовые отношения. 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 375

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод отрасли конституционного права.

Источники российского конституционного права.

Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г.).

Понятие и сущность, юридические свойства Конституции Российской Федерации..

Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.

Процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.

Конституционный контроль, как особая форма правовой охраны Конституции.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.

Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и элементы.

Референдум: понятие и виды.

Приобретение российского гражданства: общий и упрощенный порядок. Прекращение российского гражданства.

Гражданство детей в Российской Федерации.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право политического убежища. Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.В отличие от беженца, вынужденный переселенец, – как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта.Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом

Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.

Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

Государственная защита прав и свобод граждан.

Понятие и принципы избирательного права.

Избирательный процесс и его основные стадии.

Предметы ведения Российской Федерации.

Конституционный статус субъекта Российской Федерации.

Порядок разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.

Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

Правовое положение главы государства в Российской Федерации: функции Президента Российской Федерации.

Прекращение полномочий Президента Российской Федерации. Процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности.

Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики.

Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации

Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти в Российской Федерации.

Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации. 102 Статья 116 Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно по поручению Президента продолжает действовать до создания нового Правительства.Заместители Председателя Правительства и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства. Полномочия и акты Правительства Российской Федерации. Правительство РФ - орган исп. власти общей компетенции.Полномочия Правительства РФ:1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.3) обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.4) осуществление управления фед. собственностью.5) обеспечение обороны страны, гос. безопасности, реализации внеш. политики РФ.6) обеспечение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.Акты Правительства РФ.Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения

Система и структура федеральных органовисполнительной власти в Российской Федерации.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Конституционный статус сенатора и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ.

Общая характеристика законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

Конституционный статус судебной власти в России.

Общая характеристика демократических принципов правосудия.

Суды общей юрисдикции: система и полномочия.

Военные суды в РФ. Особенности задач и полномочия.

Принципы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации.



военных кораблях и судах - в соответствии с Корабельным уставом;

вспомогательных судах Военно-Морского Флота, используемых как российские суда загранплавания для выполнения работ за пределами России, - в качестве кормового флага.

Государственный флаг России устанавливается постоянно:

в залах заседаний органов государственной власти и местного самоуправления;

в рабочем кабинете Президента России и в иных помещениях, предназначенных для проведения торжественных мероприятий (церемоний) с участием Президента России, в рабочих кабинетах лиц, возглавляющих органы государственной власти и местного самоуправления, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств России за пределами России, в том числе официальных представительств России при международных организациях.

Государственный флаг России размещается на транспортных средствах Президента России, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания России, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания России, Председателя Правительства России, руководителей государственных и правительственных делегаций, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств России за пределами России, в том числе официальных представительств России при международных организациях.

Государственный флаг России поднимается (устанавливается) во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий.

Флаги субъектов России, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному флагу России.

Б. Государственный герб. Государственный герб России представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.


Государственный герб России в многоцветном варианте помещается на бланках нормативных правовых актах, принимаемых федеральными органами государственной власти, а также на правоприменительных актах верховных судов России. В одноцветном варианте он помещается на бланках администраций и аппаратов органов государственной власти.

Государственный герб России воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина России, на иных документах общегосударственного образца.

Помимо этого, Государственный герб России помещается на фасаде зданий, в которых расположены органы государственной власти;

в залах торжественных церемоний органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния;

пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу России;

боевых знаменах воинских частей;

знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых Президентом России;

военных кораблях 1 и 2 ранга - в порядке, установленном Президентом России.
Государственный герб России может помещаться на:

денежных знаках;

государственных наградах России и документах к ним;

знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования.

Допускается размещение Государственного герба России на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе.

При одновременном размещении Государственного герба России и иных гербов Государственный герб России располагается с левой стороны от другого герба, если стоять к ним лицом;

В. Государственный гимн. Государственный гимн России представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных данным законом.

Государственный гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.

Государственный гимн России исполняется:

при вступлении в должность Президента России - после принесения им присяги;

при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов России, руководителей органов местного самоуправления;



при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации Федерального Собрания России и сессий Государственной Думы Федерального Собрания России;

во время официальной церемонии подъема Государственного флага России и других официальных церемоний;

во время церемоний встреч и проводов посещающих Россию с официальными визитами глав иностранных государств.

во время проведения воинских ритуалов - в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил России.

Государственный гимн России может исполняться:

при открытии памятников и памятных знаков;

при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам России;

во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.
Использование Государственного герба, Государственного флага и исполнение и использование Государственного гимна России с нарушением федерального законодательства, а также надругательство над государственными символами России влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством России. Данное деяние наказывается ограничением свободы на срок до двух лет либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
  1. 1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   44

Предметы ведения Российской Федерации.


Предметы ведения РФ — это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции РФ.

К ведению РФ отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал. Формулой "в ведении РФ находятся" обозначаются сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, которые находятся под воздействием федеральной государственной власти, в распоряжении ее органов (федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника). Перечень исключительных предметов ведения РФ, содержащийся в Конституции (ст. 71), является исчерпывающим.

В мировой практике встречается два способа структурирования предметов совместного ведения.

Первый способ – закрепляются предметы ведения федерации и предметы совместного ведения федерации и ее субъектов.

Второй – определяются предметы исключительного ведения Федерации, предметы совместного ведения и предметы ведения субъектов федерации.

В ведении РФ находятся:

принятие и изменение Конституции РФ и ФЗ, контроль за их соблюдением;

федеративное устройство и территория РФ;

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ;

организация публичной власти;

формирование федеральных органов государственной власти;

федеральная государственная собственность и управление ею;

федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность;

внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

внешнеэкономические отношения РФ;

оборона и безопасность;

определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;


судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;

государственные награды и почетные звания РФ;

федеральная государственная служба;

Указанные в ст. 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных ФЗ для внесения поправок в Конституцию РФ. По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов.
  1. Виды субъектов в Российской Федерации.


Состав Российской Федерации входят 6 видов субъектов (всего – 89 субъектов):

республики; автономная область; автономные округа: края и области;

города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Республики в составе Российской Федерации принимают конституции, тогда как остальные субъекты принимают уставы. Республики вправе устанавливать свои государственные языки.

В качестве атрибутивного признака государства можно "расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.

Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими.

Автономная область, автономные округа в составе Российской федерации. Автономии — национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения.