Файл: 1. Предмет и метод отрасли конституционного права. 3 Конституционноправовые отношения. 4.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 362
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Предмет и метод отрасли конституционного права.
Источники российского конституционного права.
Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г.).
Понятие и сущность, юридические свойства Конституции Российской Федерации..
Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.
Процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.
Конституционный контроль, как особая форма правовой охраны Конституции.
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и элементы.
Гражданство детей в Российской Федерации.
Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.
Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.
Государственная защита прав и свобод граждан.
Понятие и принципы избирательного права.
Избирательный процесс и его основные стадии.
Предметы ведения Российской Федерации.
Конституционный статус субъекта Российской Федерации.
Порядок разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики.
Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод человека и гражданина.
Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации
Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации.
Система и структура федеральных органовисполнительной власти в Российской Федерации.
Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ.
Общая характеристика законодательных органов государственной власти субъектов РФ.
Конституционный статус судебной власти в России.
Общая характеристика демократических принципов правосудия.
Суды общей юрисдикции: система и полномочия.
Военные суды в РФ. Особенности задач и полномочия.
Принципы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации.
Порядок разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.
Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей — субъектов. Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации. Одним из наиболее сложных вопросов функционирования российского федерализма является проблема сферы ведения и полномочий самой Федерации и ее субъектов. Конституция РФ при закреплении предметов ведения самой Федерации и ее субъектов исходит из принципа установления отдельно вопросов ведения Российской Федерации и вопросов совместного ведения Федерации и ее субъектов. В ведение Российской Федерации входят наиболее существенные вопросы государственной жизни, социально-экономической, внешнеполитической, оборонной, законодательной и других сфер деятельности (ст. 71 Конституции).
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:
вопросы защиты прав и свобод человека;
вопросы обеспечения законности и правопорядка;
вопросы общественной безопасности;
режим пограничных зон;
вопросы владения, пользования и распоряжения землей;
разграничение государственной собственности;
охрана окружающей среды;
защита семьи и социальная защита граждан;
установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
координация международных и внешнеполитических связей субъектов Российской Федерации;
выполнение международных договоров Российской Федерации и другие вопросы внутренней, внешней и социально-экономической политики как самой Федерации, так и ее субъектов.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения.
-
Особенности конституционного статуса Республик в составе Российской Федерации.
Конституционный статус республики в составе РФ определяется Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики.
В составе РФ среди 89 субъектов имеется 24 республика.
Республики в составе РФ имеют общие признаки с другими субъектами РФ, вместе с тем, они, как субъекты Федерации, имеют ряд особенностей:
Республики охарактеризованы в Конституции России как «государства»;
Республики в составе Российской Федерации принимают конституции, тогда как остальные субъекты принимают уставы. Республики вправе устанавливать свои государственные языки.
В качестве атрибутивного признака государства можно "расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.
Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими.
Имеют свою конституцию;
Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации ;
Не могут включать другие субъекты Российской Федерации;
Вправе устанавливать свои государственные языки;
Особенности правового статуса республик:
Конституция РФ признает государствами только республики;
только республики вправе принимать свои конституции;
только республики вправе устанавливать свои государственные языки.
Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.
- 1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 44
Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.
Принятие в РФ нового субъекта осуществляется по взаимному соглас. РФ и иностранного государства, на добровольной основе в соответствии с международн., межгосуд. договором о принятии в состав РФ нового субъекта. В случае принятия в состав РФ нового субъекта, этому субъекту предоставляется статус республики в составе РФ, если иное не прдусматр. межд. договором. Инициатором принятия в состав РФ нового субъекта является иностр. госуд-во, которое входит в состав РФ полностью или частично. Предложение о принятии в состав РФ нового субъекта направляется Президенту РФ,котор. уведомляет об этом Совет Федерации, Гос. Думу, Прав-во РФ и проводит соответств. комиссии. После того, как подписан международный договор о принятии в РФ нового субъекта Президент РФ направляет его для дачи заключения о соответствии Конституции РФ в Конст. С. РФ. В случае если Конст. С.РФ признает не вступивший в силу международный договор соответствующим К. РФ, Президент РФ вносит данный междунар. договор в Г.Думу для ратификации. Одновременно с междунар. договором в ГД Президентом вносится проект ФКЗ о принятии в состав РФ нового субъекта.
М/н договором может быть урегулировано: наименование и статус нового субъекта РФ; порядок приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства; действие законодательства РФ на территории нового субъекта РФ.
ФЗ о ратификации м/н договора принимается палатами Федерального Собрания РФ.
ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания РФ (одобрение не менее чем ¾ от общего числа членов Совета Федерации и принятие не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы).
Порядок образования в составе рф нового субъекта Федерации.
Образование в составе РФ нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностр. государства или его части.
Принятие в РФ и образование в РФ нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, м/н (м/г) договорами РФ, настоящим ФКЗ, а также ФКЗ о принятии (образовании) в РФ нового субъекта.
Образование в составе РФ нового субъекта осуществляются на добровольной основе
, с соблюдением государственных интересов РФ, принципов федеративного устройства РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Условия образования в составе РФ нового субъекта
Может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Изменение наименования субъекта РФ не влечет за собой образование в составе РФ нового субъекта. Новое наименование субъекта РФ включается в текст статьи 65 Конституции РФ и учитывается при переиздании текста Конституции РФ.
Порядок образования в составе РФ нового субъекта:
1. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ;
2. Предложение направляется Президенту РФ — должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с его образованием;
3. Президент РФ уведомляет о полученном предложении Совет Федерации, Госдуму, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации;
4. Вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ;
5. Если данный вопрос был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов РФ и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов РФ, повторные референдумы могут проводиться во всех заинтересованных субъектах РФ, независимо от результатов предыдущих референдумов по данному вопросу не ранее чем через год;
6. Официальные данные о результатах референдумов представляются Президенту РФ;
7. Проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта может быть внесен в Госдуму, если на референдумах заинтересованных субъектов РФ были приняты соответствующие решения по данному вопросу. Проект данного закона вносится Президентом РФ;
8. Проект ФКЗ должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) РФ в случае объединения