Файл: 1. Предмет и метод отрасли конституционного права. 3 Конституционноправовые отношения. 4.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 388
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Предмет и метод отрасли конституционного права.
Источники российского конституционного права.
Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г.).
Понятие и сущность, юридические свойства Конституции Российской Федерации..
Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.
Процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.
Конституционный контроль, как особая форма правовой охраны Конституции.
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и элементы.
Гражданство детей в Российской Федерации.
Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.
Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.
Государственная защита прав и свобод граждан.
Понятие и принципы избирательного права.
Избирательный процесс и его основные стадии.
Предметы ведения Российской Федерации.
Конституционный статус субъекта Российской Федерации.
Порядок разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики.
Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод человека и гражданина.
Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации
Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации.
Система и структура федеральных органовисполнительной власти в Российской Федерации.
Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ.
Общая характеристика законодательных органов государственной власти субъектов РФ.
Конституционный статус судебной власти в России.
Общая характеристика демократических принципов правосудия.
Суды общей юрисдикции: система и полномочия.
Военные суды в РФ. Особенности задач и полномочия.
Принципы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации.
Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют:
1. Законодательный (представительный) орган государственной власти.
2. Высший исполнительный орган государственной власти.
3. Иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).
Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:
• Государственная и территориальная целостность России.
• Распространение суверенитета России на всю ее территорию.
• Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.
• Единство системы государственной власти.
• Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
• Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ.
• Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Срок (полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:
• Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним.
• Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ.
• Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ.
• Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ.
• Регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.
Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта
РФ. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ.
Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию в установленный срок.
Полномочия законодательного органа государственной влаги субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях:
• принятия решения о самороспуске;
• роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ;
• вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.
Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа в случае принятия им нормативно-правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом и не устранены законодательным органом. Президент РФ вправе предупредить законодательный (представительный) орган, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу проект закона о его роспуске и прекращении полномочий.
В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ избирается населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более 5 лет и не может избираться более двух сроков подряд. В случае признания выборов несостоявшимися, недействительными, не избрания ни одного из баллотировавшихся кандидатов повторные выборы проводятся не позднее чем через 6 месяцев.
Высшее должностное лицо субъекта РФ:
• Представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ.
• Обнародует законы или отклоняет законы
, принятые законодательным органом субъекта РФ.
• Формирует высший исполнительный. орган государственной власти субъекта РФ.
• Вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ; участвовать в его работе с правом совещательного голоса.
• Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством России и субъекта РФ.
Высшее должностное лицо субъекта РФ издает распоряжения, обязательные к исполнению в субъекте РФ.
Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в определенных случаях прекращаются досрочно, в том числе в связи с выражением недоверия ему законодательного органа государственной власти субъекта РФ, признания судом недееспособным, утраты гражданства России и др. В случае отрешения от должности, а также временного отстранения Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения.
- 1 ... 33 34 35 36 37 38 39 40 ... 44
Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ.
НПА: 1) Конституция 2) ФЗ 1999 Об общих принципах организации органов власти субъектов.
Система органов исполнительной власти субъекта РФ представляет совокупность следующих звеньев:
высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта);
высший исполнительный орган государственной власти субъекта;
отраслевые исполнительные органы государственной власти субъекта;
территориальные исполнительные органы государственной власти субъекта.
Если исходить строго из норм Закона, высшее должностное лицо возглавляет высший коллегиальный орган исполнительной власти. На деле это лицо является главой всей исполнительной власти субъекта как совокупности соответствующих органов.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ — это его правительство или администрация, т. е. коллегиальный орган, состоящий из министров, руководителей департаментов, управлений и т. п.
Отраслевые исполнительные органы государственной власти субъекта РФ — это министерства, департаменты, управления и т. д.
Территориальные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ создаются как «агенты» главы исполнительной власти субъекта, правительства, администрации на части территории субъекта (например, Москва разделена на административные округа, во главе которых стоят префекты, по должности входящие в состав городского правительства).
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта.
Правительством непосредственно руководит высшее должностное лицо субъекта - его наименование устанавливается конституцией (уставом) субъекта Россииской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Россииской Федерации. При этом наименование указанной должности не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — Президента (Но у Татарстана до сих пор Президент).
Законодательство России и ее субъектов позволяет воспринимать высшее должностное лицо как представителя субъекта, руководителя высшего коллегиального органа и вместе с тем всей системы исполнительной власти в субъекте.
Порядок замещения должности
Глава избирается на 5 лет не более, чем на 2 срока подряд, должен быть гражданином, 30 лет, наличие вида на жительство, без судимости
Кандидаты выдвигаются политическими партиями (как собственного члена, так и не являющимся членом) или как самовыдвиженцы
Выдвижение кандидата политической партией и самовыдвижение должны поддержать от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований
Если глава избирается законодательным органом субъекта, то кандидатуру на этот пост предлагает Президент (не более 3 кандидатур)
Порядок избрания главы субъекта депутатами устанавливается конституцией, законом субъекта.
Причем избранным считается тот, кто получил большинство от установленного числе депутатов. Если большинство не достигнуто, то проводится повторное голосование и тогда победившим считается тот, кто получил относительное большинство.
Глава субъекта не может:
быть одновременно депутатом, замещать государственные должности или муниципальные должности
заниматься другой оплачиваемой деятельностью. (кроме преподавательской, научной, творческой)
обязан предоставлять отчетность по доходам, собственности, счетам и расходам (также расходы и доходы супругов и детей
при вступлении на должность должно принимать присягу на верность народу и Конституции, уставу субъекта
Досрочное прекращение полномочий главы субъекта может быть в связи с:
Смерть
Отрешение от должности Президентом - выражение ему недоверия законодательным органом субъекта
По собственному желанию
Отрешение от должности Президентов в связи с устратой доверия Президента (выявление в его деятельности фактов коррупции или обнаружение счетов в иностранном банке), не надлежащее исполнение обязанностей
Признание судом недееспособным
Признание судом безвестно отсутствующим или объявление его умершим
Вступление в его отношении обвинительного приговора суда
Выезд за пределы РФ на постоянное место жительства
Утрата гражданства, приобретение иностранного гражданства либо