Файл: 1. Предмет и метод отрасли конституционного права. 3 Конституционноправовые отношения. 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 368

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод отрасли конституционного права.

Источники российского конституционного права.

Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г.).

Понятие и сущность, юридические свойства Конституции Российской Федерации..

Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.

Процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.

Конституционный контроль, как особая форма правовой охраны Конституции.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.

Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и элементы.

Референдум: понятие и виды.

Приобретение российского гражданства: общий и упрощенный порядок. Прекращение российского гражданства.

Гражданство детей в Российской Федерации.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право политического убежища. Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.В отличие от беженца, вынужденный переселенец, – как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта.Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом

Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.

Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

Государственная защита прав и свобод граждан.

Понятие и принципы избирательного права.

Избирательный процесс и его основные стадии.

Предметы ведения Российской Федерации.

Конституционный статус субъекта Российской Федерации.

Порядок разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.

Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

Правовое положение главы государства в Российской Федерации: функции Президента Российской Федерации.

Прекращение полномочий Президента Российской Федерации. Процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности.

Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики.

Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации

Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти в Российской Федерации.

Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации. 102 Статья 116 Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно по поручению Президента продолжает действовать до создания нового Правительства.Заместители Председателя Правительства и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства. Полномочия и акты Правительства Российской Федерации. Правительство РФ - орган исп. власти общей компетенции.Полномочия Правительства РФ:1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.3) обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.4) осуществление управления фед. собственностью.5) обеспечение обороны страны, гос. безопасности, реализации внеш. политики РФ.6) обеспечение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.Акты Правительства РФ.Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения

Система и структура федеральных органовисполнительной власти в Российской Федерации.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Конституционный статус сенатора и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ.

Общая характеристика законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

Конституционный статус судебной власти в России.

Общая характеристика демократических принципов правосудия.

Суды общей юрисдикции: система и полномочия.

Военные суды в РФ. Особенности задач и полномочия.

Принципы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации.

получение вида на жительство в другой стране

Отзыв избирателями, Основания отзыва:

Нарушение главой законодательства РФ и субъекта

Неоднократное грубое неисполнение своих обязанностей без уважительной причины - это устанавливается судом. В его могут обращаться политические партии и иные общественные объединение, а также группа граждан не менее 100 человек (для поддержки отзыва нужно подписи 1/4 избирателей)
Функции ВДЛС:

Призван отвечать за состояние дел в субъекта

Отвечает за управление народно-хозяйственным и социально-культурным строительством

Возглавляет всю систему исполнительной власти субъекта

Возможности в отношении подразделений федеральных государственных органов

Является участником деятельности представительного органа власти субъекта и законодательного процесса: представляв ежегодный отчет о своей деятельности законодательному органу, имеет право законодательной инициативы, участвует в деятельности парламента субъекта с правом совещательного голоса (это значит, что он может присутствовать при обсуждении любого вопроса), может созывать внеочередное заседание органа субъекта, обнародует законы субъекта.

Издает указы и распоряжения, обязательные к исполнению в субъекте

Основы деятельности высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ

Высший исполнительный ОГВ субъекта – постоянно действующий орган ИВ. Наиболее распространенное название этого органа – правительство, кабинет министров, администрация..

В трактовке структуры данного органа есть два подхода:

Узкий (исполнительным органом считается лишь собственно правительство как совокупность входящих в его состав высших должностных лиц)

Широкий (правительством считается вся совокупность органов ИВ, т.е. в него помимо собственно руководящего органа входят отраслевые министерства, комитеты и прочее.)

Высший исполнительный ОГВ субъекта обеспечивает исполнение Конституции РФ, ФЗ и иных НПА РФ, конституции (устава), законов и иных НПА субъектов РФ.

Основные направления деятельности и полномочия высшего исполнительного ОГВ обусловлены его ответственностью за экономическое, социальное и культурное строительство в субъекте РФ.

Этот орган распоряжается собственностью субъекта
, создает условия для функционирования единого рынка на основе сочетания всех форм собственности и демонополизации экономики.

В рамках своих полномочий орган осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите граждан, охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Орган также обеспечивает формирование всей системы ИВ в субъекте РФ.

В большинстве субъектов главаой этого органа является высшее должностное лицо – глава республики, губернатор, глава правительства.
  1. 1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   44

Общая характеристика законодательных органов государственной власти субъектов РФ.


Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правой статус которого закрепляется законодательством.

1. Законодательные органы формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. В структуру законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут входить постоянно действующие депутаты, которые формируют из своего состава рабочие группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения характера.

3. Порядок формирования представительных органов власти субъектов РФ: по единому избирательному округу избирается не менее 50 % депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ – не менее 50 % депутатов одной из палат указанного органа пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

4. На депутатов представительных органов власти субъектов РФ распространяется статус депутатов, включая депутатский иммунитет.

5. Депутатами представительного органа власти субъекта РФ могут быть избраны в установленном субъектом РФ порядке граждане РФ, достигшие определенного законом субъекта РФ возраста и не признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными.

6. Акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ считаются принятыми, если в этот орган на момент вынесения актов избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов, а на заседании присутствовало не менее установленного законами субъекта РФ числа депутатов.

7. Финансирование законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и их деятельности осуществляется из бюджета соответствующих субъектов РФ.:

Структура и порядок формирования представительных органов субъектов РФ устанавливается конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ.


Полномочия: (по ФЗ)
а) принимает конституцию/устав субъекта и поправки

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения в пределах полномочий субъекта;

• утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ

• устанавливается порядок проведения выборов в органы МСУ на территории субъекта

• утверждаются программы социально-экономического развития субъекта

• устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

• утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении;

• устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ

• утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;

• устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ

• устанавливаются порядок проведения выборов в ЗО, высшего должностного лица или его избрания

• устанавливается административно-территориальное устройство субъекта и порядок его изменения;

• устанавливается система исполнительных органов субъекта Российской Федерации;

Внутренняя организация и работа

• коллегиальный орган

• совокупность различных его структур

Сессии – основная форма деятельности.

Возглавляет - председатель, ему помогают заместители председателя.

Председатель:

• осуществляет общее руководство организацией работы парламента;

• представляет данный орган во взаимоотношениях с исполнительной властью субъекта, иными государственными органами внутри Российской Федерации, а при необходимости — также и за рубежом;

• руководит заседаниями парламента
;

• осуществляет общее руководство аппаратом парламента

• не является вышестоящим должностным лицом для депутата парламента субъекта; не обладает дисциплинарными правами в отношении депутата.

Комитеты и постоянные комиссии (могут быть и временные) - создаются из депутатов данного представительного органа. Виды и число комитетов и комиссий, численность входящих в них депутатов – решение органа.

Депутатскими объединениями - являются фракции и иные депутатские объединения - создаются по инициативе самих депутатов.
  1. 1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   44