Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 540
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:
Диагностические задания по критерию композиционного мышления:
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:
Таким образом, результаты проведенных методик «Схематизация» (Л.А. Венгер, модификация Р.И. Бардиной), «Кубики Кооса» (С. Коос) показали, что у 2 детей – высокий уровень развития композиционных навыков (10 %), у 12 детей – средний уровень (60 %) и 6 детей (30 %) обладает низким уровнем развития композиционных навыков.
Рис. 3. Диаграмма уровня развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста по критерию композиционного мышления
Из рисунка 3 видно, что уровень развития композиционных навыков у большинства детей младшего школьного возраста на среднем уровне. Двое детей (Милена Д., Алиса Т.) имеют высокий уровень, остальная часть детей имеют средний и низкий уровни развития композиционных навыков.
В диагностическом исследовании на начальном этапе участвовала группа детей младшего школьного возраста, состоящая из 20 человек, полученные данные, позволили проанализировать и выявить уровни развития композиционных навыков у детей.
Количественная характеристика по трём показателям развития композиционных навыков представлена в таблице 14.
Таблица 14 Количественная характеристика уровней развитости композиционных
навыков у детей младшего школьного возраста по трём критериям
№ п/п | Фамилия, имя | Критерии | Средний балл | Уровень | ||||
1 | 2 | 3 | ||||||
1. | Михаил. Б. | 1 | 1 | 2 | 1 | Низкий | ||
2. | Милена Д. | 3 | 3 | 3 | 3 | Высокий | ||
3. | Иван К. | 2 | 2 | 2 | 2 | Средний | ||
4. | Кира К. | 2 | 2 | 2 | 2 | Средний | ||
5. | Кирилл К. | 2 | 2 | 2 | 2 | Средний | ||
6. | Никита К. | 1 | 1 | 2 | 1 | Низкий | ||
7. | Владимир М. | 2 | 2 | 3 | 2 | Средний | ||
8. | Артём М. | 1 | 1 | 2 | 1 | Низкий |
Продолжение таблицы 14
9. | София М. | 2 | 2 | 2 | 2 | Средний |
10. | Егор М. | 2 | 2 | 2 | 2 | Средний |
11. | Ксения Н. | 2 | 2 | 2 | 2 | Средний |
12. | Евгений О. | 1 | 1 | 1 | 1 | Низкий |
13. | Александр П. | 2 | 2 | 2 | 2 | Средний |
14. | Инесса С. | 2 | 2 | 2 | 2 | Средний |
15. | Алиса С. | 3 | 3 | 2 | 3 | Высокий |
16. | Алиса Т. | 3 | 3 | 3 | 3 | Высокий |
17. | Артём Х. | 1 | 1 | 1 | 1 | Низкий |
18. | Владислав Х. | 1 | 1 | 2 | 1 | Низкий |
19 | Эмиль Х. | 2 | 2 | 2 | 2 | Средний |
20. | Таисия Щ. | 1 | 1 | 1 | 1 | Низкий |
Делаем вывод о том, что на высоком уровне развитие композиционных навыков у 3 детей, на среднем уровне у 10 детей, на низком уровне у 7 детей, в процентном соотношении: высокий уровень – 15 %; средний уровень – 50%; низкий уровень
– 35%
| | | ||||
| | |||||
| | | ||||
| | | ||||
| | | ||||
| | | ||||
| | | |
Рис. 4. Итоговая диаграмма исходного уровня развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Исходя из вышеизложенных результатов, можно сделать вывод: у детей младшего школьного возраста преобладает средний уровень развития композиционных навыков, у семерых детей – низкий уровень развития композиционных навыков.
Результаты диагностики показали:
-
по развитию целостного визуального восприятия объекта в окружающей среде – детям сложно абстрагироваться, у них недостаточно
развито умение опознавать геометрические формы, в которые можно мысленно вписать объект натуры или изображение. Они испытывали затруднение в точном подборе деталей самостоятельно с первой попытки, а также трудности при переходе от простого к сложному. Большинство детей были не мотивированы на результат, лишь некоторые из них выполняли задания с удовольствием. Двое детей переходили от простого к сложному без затруднений, затрачивая минимум времени на выполнение заданий, им хотелось дополнительно выполнить более сложный уровень. Один обучающийся после неуспешного выполнения первой карточки, отказался от
следующей, ссылаясь на то, что ему сложно и ничего не получится. После помощи учителя и создания ситуации успеха, у ребёнка получилось завершить задание;
-
по целостному восприятию группы предметов в произведениях искусства – испытывали затруднение в изображении симметричных форм, то есть умением удерживать в поле зрения все изображение, цельно видеть предмет. Детям сложно целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое. Троим детям трудно воспринимать правую и левую половину изображения одновременно для соотнесения и согласования между собой вновь возникающего изображения с изображением, уже имеющимся, им требовалась помощь учителя. Практически все были мотивированы на результат, посторонний стимул со стороны учителя не требовался. Один обучающийся изначально не хотел выполнять задания, что сказалось на его результатах; -
по критерию композиционного мышления–дети в недостаточной степени обладают умением самостоятельно целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира. Детям было сложно самостоятельно справится с заданием. Им постоянно требовалась посторонняя помощь учителя в виде наводящих вопросов и показа образца. Двое детей самостоятельно, без затруднений выполнили все задания без ошибок, кроме того, дополнительно составили сложный узор из кубиков Кооса.
Подводя итог, необходимо отметить, что полученные данные после обработки
результатов диагностических заданий доказали актуальность поставленной проблемы и были приняты во внимание при теоретическом обосновании, разработке комплекса заданий, направленный на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12