Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 426
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Функции ведущего в тренинговой группе.
-
Функция выделения и внедрения групповых норм.
Для того, что бы успешно функционировать, любая малая группа, в том числе тренинговая, должна иметь нормативную структуру, которая регулирует поведение отдельных членов, межличностные взаимодействия и активность группы по отношению к более широкому социальному контексту.
Так как, тренинговая группа имеет специфические задачи, часто состоит из ранее незнакомых людей и время функционирования такой группы ограничено, то существует необходимость в изначальном выделении групповых норм и их внедрении во внутригрупповую активность. Причем обязательным условием является то, что все участники, без исключения, должны следовать этим нормам. Только в этом случае можно рассчитывать на продуктивную работу группы.
Каждый ведущий, в зависимости от своего видения процесса обучения, может отдавать предпочтение тем или иным нормам. Главный вопрос заключается в том, что нормы тренинговой группы должны соответствовать предназначению и специфике этой группы, а также должны быть представлены в разумном количестве и понятной для участников форме. В качестве примера можно привести следующие нормы:
-
соблюдать конфиденциальность (все, что происходит в группе, не должно получать огласки за ее пределами); -
каждый должен принимать активное участие в работе группы; -
успех каждого зависит от него самого и от содействия группы; -
надо говорить правду или, по крайней мере, не обманывать; -
открыто говорить о себе и о других участниках; -
можно критиковать, но не осуждать других участников; -
обращаться к другим по имени (можно на «Ты»).
-
Функция опеки (поддержки).
Ведущему необходимо создавать и поддерживать в группе, особенно на первых этапах ее функционирования, атмосферу доверия и взаимопонимания между участниками, когда каждый мог бы чувствовать себя в безопасности. Как уже говорилось, такая атмосфера снижает действие механизмов психологической защиты, в результате чего возрастает активность участников и их восприимчивость к мнению друг друга. В частности, ведущему следует вмешиваться тогда, когда группа (или ее часть) слишком активно и систематически выступает против какого-то участника. В этом случае ведущий может использовать те или иные приемы, например, выражает мнение, противоположное мнению группы относительно данного участника или обращает внимание на то, что другие члены группы имеют сходство с этим участником.
Что бы реализовать функцию опеки, ведущему желательно стремиться к реализации следующих условий:
а) Обеспечение для каждого участника относительного равновесия между его успехами и неудачами, возникающими в процессе выполнения заданий, а так же, равновесия по объему критических оценок, полученных каждым участником, по сравнению с другими.
б) Формирование среди участников представления о частном характере выявленных, в процессе выполнения заданий, недостатков на фоне имеющихся возможностей по их преодолению.
в) Поддержание конструктивного отношения участников к обсуждаемым недостаткам, когда отсутствуют как недоброжелательные взаимоотношения, так и атмосфера взаимных похвал.
-
Функция побуждения участников к активности.
Для реализации этой функции существует несколько стратегий поведения ведущего. Выбор той или иной стратегии зависит от самого ведущего. Обозначим, в случайной последовательности, наиболее типичные и часто использующиеся в практике тренинга стратегии поведения.
Первая стратегия заключается в том, что ведущий, особенно на первых этапах функционирования группы, придерживается принципа «следования за группой». Т.е. он открыто и активно не вмешивается во внутригрупповые процессы, не навязывает группе собственное мнение по тем или иным вопросам. В результате такого поведения ведущего участники испытывают некоторое напряжение и приходят к пониманию необходимости проявления собственной инициативы, самостоятельности. Например, после разыгранной участниками какой-то ситуации общения, следует ее обсуждение. Но, часто бывает, когда никто из участников не решается высказать свое мнение. В этом случае ведущий не вмешивается, в результате чего возникает пауза, которая создает тягостное впечатление на участников и, в конечном счете, вынуждает кого-то из них начать дискуссию.
Следует отметить, что указанная стратегия поведения не означает полную отстраненность ведущего от того, что происходит в группе. Это не «анархический» стиль руководства, а косвенное управление группой, создающее участникам условия для проявления активности. Ведущий следит за выполнением участниками групповых норм, предлагает темы для обсуждения, игровые ситуации, обращает внимание группы на не замеченный ею важный, с его точки зрения, аспект анализируемой темы или проигранной ситуации. Однако, высказывания ведущего, в большинстве случаев, имеют сигнальный характер, т.е. не несут однозначной информации, что побуждает участников к самостоятельным размышлениям и подведению итогов. В случае с вышеприведенным примером, когда возникает пауза на этапе обсуждения, ведущий может сознательно высказать нелепое мнение, которое сразу же вызовет ответную реакцию со стороны группы и активизирует процесс обсуждения.
Крайний вариант обозначенной стратегии используется в психоаналитических тренинговых группах, когда ведущий целенаправленно создает напряженную обстановку в группе, особенно в начальный период ее функционирования. Это достигается за счет того, что ведущий не спешит удовлетворить ожидания членов группы, а, иногда, холодным, ироничным отношением к участникам, сухими комментариями усиливает их фрустрацию. Когда напряженность в группе достигает критического уровня, то участники сплачиваются против ведущего и начинают осуществлять самостоятельные действия. Таким образом, происходит быстрое формирование самостоятельности и сплоченности группы. Однако такое поведение ведущего может сделать группу неуправляемой или привести к ее частичному или полному распаду.
Вторая стратегия поведения состоит в том, что ведущий становится, своего рода, участником группы, подающим своим поведением пример членам группы. Он открыто выражает собственные проблемы, мысли и переживания, в частности, по поводу действий и суждений других участников и, тем самым, вовлекает в работу членов группы. Вместе с тем чрезмерное самораскрытие ведущего может приводить к уменьшению психологической дистанции между ним и участниками, а, в результате этого, к снижению его авторитета в группе или к концентрации активности участников на ведущем.
Следует отметить, что более эффективным было бы гибкое применение ведущим этих двух стратегий поведения, в зависимости от возникающих в процессе тренинга ситуаций.
-
Виды активности ведущего в тренинговой группе.
Можно выделить следующие виды активности ведущего в процессе проведения тренинга: подчеркивание, предоставление информации, интерпретация, обобщение.
а) Подчеркивание.
Для того, чтобы обратить внимание группы на не замеченный ею важный аспект, например, обсуждаемой темы или проигранной ситуации, ведущий либо прямо указывает на это группе (например, «Обратите внимание, что может означать ...») либо повторяет или переформулирует высказывание какого-то участника. В последнем случае ведущий, например, использует прием «незаконченная фраза», когда он как будто что-то недослышал и хотел бы снова это услышать (например, «Вы сказали, что Ваш начальник...»).
б) Предоставление информации.
В тех случаях, когда участники испытывают затруднения, из-за отсутствия знаний, при дискуссии или проигрывании ситуации, то целесообразно дать им необходимую информацию, которая позволит продолжить дискуссию или выработать навыки адекватного поведения. Так, если участники обучаются деловой беседе (например, деловая встреча ранее незнакомых людей), то ведущий может предоставить информацию о правилах и приемах установления контакта, информирования, аргументации и контраргументации, завершения беседы. Если участники в процессе занятий столкнулись с проблемой психологической защиты, о которой они не имеют никакого представления, то ведущий дает информацию о наиболее распространенных механизмах психологической защиты (вытеснение, идентификация, рационализация, проекция и др.).
в) Интерпретация.
Интерпретация (толкование) представляет собой высказывание ведущего по поводу обсуждаемой темы или проигранной ситуации. В этом высказывании отражается важная причинноследственная связь, оказавшаяся незамеченной участниками (например, связь между вербальным или невербальным поведением одного участника и ответной реакцией другого, между действиями человека и его проблемой).
Интерпретация ведущего может высказываться в форме утверждения (например, «Я думаю, что...») или предположения (например, «Если предположить, что...», «Как Вы думаете, если...»). Ведущий может предложить участникам не одно, а несколько возможных объяснений.
Следует отметить, что интерпретация ведущего целесообразна не во всех, а в определенных случаях. Во-первых, как уже отмечалось, когда участники не обратили внимание на существенный аспект выполненного задания. Во-вторых, когда смысл происходящего уже вскрыт, пережит и осмыслен группой, которая испытывает лишь недостаток в понятиях, терминах для более четкого описания и вербализации ситуации.
В целом, ведущему необходимо придерживаться принципа «следования за группой» и не навязывать группе собственное понимание. Если же ведущий увлекается интерпретациями, особенно, используя специфическую терминологию и сложные объяснительные принципы, не дает возможности участникам первым высказаться по какой-то теме или игровой ситуации, то это может вызвать защитные реакции участников и в, конечном счете, непринятие ими интерпретаций ведущего. Если участники сами, в процессе дискуссии, вырабатывают интерпретации, то они: лучше воспринимаются и понимаются участниками; имеют большую ценность для каждого конкретного участника, так как повышается уверенность в своих способностях к пониманию и анализу; повышают самостоятельность и сплоченность группы.
Выдача ведущим интерпретации связана с некоторыми важными проблемами. С одной стороны, интерпретация должна быть своевременна, т.е. подаваться тогда, когда участник (участники) готов (готовы) ее принять. С другой стороны, если посредством интерпретации ведущего «разрушаются» прежние установки, стереотипы участника, то он должен, в конечном счете, получить взамен те установки, которые, хотя бы, не приведут к его социальной дезадаптации.
г) Обобщение.
Обобщение (подведение итогов) целесообразно делать тогда, когда наблюдаются разрозненные или противоречивые мнения участников по какому-то вопросу (после обсуждения темы или игровой ситуации), а также после завершения каждого сеанса и тренинга в целом.
-
Этические аспекты проведения тренинга.
-
Ведущий должен иметь подготовку, соответствующую требованиям профессиональной квалификации. -
Ведущий должен уважать права участников тренинга. -
Ведущий должен соблюдать принцип конфиденциальности. -
Ведущий не должен стремиться реализовать свои личные цели (например, удовлетворение потребности в признании, самоутверждении, доминировании), которые противоречат целям тренинга. -
Ведущий не должен акцентировать внимание группы на себе, своих личных проблемах. -
Ведущий не должен навязывать группе собственные жизненные установки и модели поведения. -
Ведущий должен нести моральную ответственность за последствия проведения тренинга («эффект последействия»). В этом случае надо придерживаться, хотя бы, минимальной задаче - «если тренинг не улучшает состояния участника, то он, по крайней мере, не должен его ухудшать». -
Ведущий должен избегать психологического «привязывания» участников к группе и группы к себе.