Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 426

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Содержание видеотренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Формирование групп видеотренинга. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Активность ведущего в процессе видеотренинга. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста. Структура сеанса видеотренинга. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Личностный рост. Понятие личностного роста в психоанализе. Анализ личностного роста в бихевиоризме. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста. Деловое общение и его разновидности. Уровни и структура делового общения. Цели, правила и стили делового общения. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Литература: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Возникновение группового социально-психологического обучения. Типологии групп социально-психологического обучения. Тренинг психоаналитической ориентации. Тренинг бихевиористической ориентации. Тренинг когнитивистической ориентации. Тренинг гуманистической ориентации. Условия и средства изменения участников тренинга. Факторы изменения участников тренинга. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и в видеотренинге. Игровой метод в видеотренинге. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге. Профессионально-психологическая компетентность. Структура профессионально-делового общения. Установление контакта в профессионально-деловом общении. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы. Вопросы в профессионально-деловой беседе. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. Тренинг достижений в деловых переговорах. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. Тренинг мотивации клиентов. Тренинг профессиональных достижений. Тренинг профессиональных решений. Тренинг профессиональной мотивации. Тренинг анализа профессиональных ситуаций. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. Тренинг выдержки и настойчивости. Тренинг планирования карьеры. Тренинг сотрудничества и конкуренции. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. Тренинг мотивации обучения и переобучения. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу Возникновение группового социально-психологического обучения. Преимущества группового социально-психологического обучения. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии. Разновидности групп социально-психологического обу­чения. Цели и основные положения «Групп-встреч». Цели и основные положения «Т-групп». Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения». Коммуникативная компетентность и ее компоненты. Условия и средства изменения участников тренинга. Роль поддержки в процессе группового тренинга. Самораскрытие в общении, его функции и параметры. Характеристики межличностной обратной связи. Виды межличностной обратной связи. Соотношение самораскрытия и обратной связи. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и его разновидности. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы. Фазы и приемы психодрамы. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга. Проективный рисунок в групповом тренинге. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений.. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га. Структура сенса (занятия) видеотренинга. Критерии эффективности группового видеотренинга. Проблема личностного роста в психоанализе. Проблема личностного роста в бихевиоризме. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии. Проблема личностного роста в когнитивной психологии. Понятие о профессионально-психологическом росте. Деловое общение и его разновидности. Структура профессионально-делового общения. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. Стили делового общения. Фазы деловой беседы. Подходы к обучению профессионально­ психологическому росту. Принципы установления контакта. Правила и приемы информирования и аргументации. Правила и приемы контраргументации. Правила и приемы принятия решения и завершения бе- седы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСАПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ № Наименование разделов и тем Всего Часов Аудиторные занятия Самос. работа Лекции Практ. I. Теоретический раздел 1 Основные направления группово­го социально-психологическогообучения 1 1 2 2 Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении 1 1 2 3 Методы группового социально­психологического обучения 1 1 2 4 Содержание видеотренинга 1 1 2 5 Формирование групп видеотре­нинга 2 6 Активность ведущего в процессе видеотренинга 1 1 2 7 Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста 1 1 2 8 Личностный рост 1 1 2 9 Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста 1 1 2 II. Практический раздел 10 Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста 5 5 ИТОГО: 14 9 5 18 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЭкзаменY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература: 1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003. Дополнительная литература: Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.:Экономика, 1990.-112 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4. Вспомогательное оборудование: Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д. приложение а) График и место проведения тренинга. Психодиагностический материал (если есть). в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций. г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий. ЛИТЕРАТУРА Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.- С.91-94. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4. 21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ



    1. Функции ведущего в тренинговой группе.

  1. Функция выделения и внедрения групповых норм.

Для того, что бы успешно функционировать, любая малая группа, в том числе тренинговая, должна иметь нормативную структуру, которая регулирует поведение отдельных членов, меж­личностные взаимодействия и активность группы по отношению к более широкому социальному контексту.

Так как, тренинговая группа имеет специфические задачи, часто состоит из ранее незнакомых людей и время функциониро­вания такой группы ограничено, то существует необходимость в изначальном выделении групповых норм и их внедрении во внут­ригрупповую активность. Причем обязательным условием являет­ся то, что все участники, без исключения, должны следовать этим нормам. Только в этом случае можно рассчитывать на продуктив­ную работу группы.

Каждый ведущий, в зависимости от своего видения про­цесса обучения, может отдавать предпочтение тем или иным нор­мам. Главный вопрос заключается в том, что нормы тренинговой группы должны соответствовать предназначению и специфике этой группы, а также должны быть представлены в разумном коли­честве и понятной для участников форме. В качестве примера можно привести следующие нормы:

  • соблюдать конфиденциальность (все, что происходит в группе, не должно получать огласки за ее пределами);

  • каждый должен принимать активное участие в работе группы;

  • успех каждого зависит от него самого и от содействия группы;

  • надо говорить правду или, по крайней мере, не обманы­вать;

  • открыто говорить о себе и о других участниках;

  • можно критиковать, но не осуждать других участников;

  • обращаться к другим по имени (можно на «Ты»).

  1. Функция опеки (поддержки).

Ведущему необходимо создавать и поддерживать в группе, особенно на первых этапах ее функционирования, атмосферу до­верия и взаимопонимания между участниками, когда каждый мог бы чувствовать себя в безопасности. Как уже говорилось, такая атмосфера снижает действие механизмов психологической защи­ты, в результате чего возрастает активность участников и их вос­приимчивость к мнению друг друга. В частности, ведущему следу­ет вмешиваться тогда, когда группа (или ее часть) слишком актив­но и систематически выступает против какого-то участника. В этом случае ведущий может использовать те или иные приемы, напри­мер, выражает мнение, противоположное мнению группы относи­тельно данного участника или обращает внимание на то, что дру­гие члены группы имеют сходство с этим участником.


Что бы реализовать функцию опеки, ведущему желательно стремиться к реализации следующих условий:

а) Обеспечение для каждого участника относительного равновесия между его успехами и неудачами, возникающими в процессе выполнения заданий, а так же, равновесия по объему критических оценок, полученных каждым участником, по сравне­нию с другими.

б) Формирование среди участников представления о част­ном характере выявленных, в процессе выполнения заданий, не­достатков на фоне имеющихся возможностей по их преодолению.

в) Поддержание конструктивного отношения участников к обсуждаемым недостаткам, когда отсутствуют как недоброжела­тельные взаимоотношения, так и атмосфера взаимных похвал.

  1. Функция побуждения участников к активности.

Для реализации этой функции существует несколько стра­тегий поведения ведущего. Выбор той или иной стратегии зависит от самого ведущего. Обозначим, в случайной последовательности, наиболее типичные и часто использующиеся в практике тренинга стратегии поведения.

Первая стратегия заключается в том, что ведущий, особен­но на первых этапах функционирования группы, придерживается принципа «следования за группой». Т.е. он открыто и активно не вмешивается во внутригрупповые процессы, не навязывает группе собственное мнение по тем или иным вопросам. В результате та­кого поведения ведущего участники испытывают некоторое напря­жение и приходят к пониманию необходимости проявления собст­венной инициативы, самостоятельности. Например, после разы­гранной участниками какой-то ситуации общения, следует ее об­суждение. Но, часто бывает, когда никто из участников не решает­ся высказать свое мнение. В этом случае ведущий не вмешивает­ся, в результате чего возникает пауза, которая создает тягостное впечатление на участников и, в конечном счете, вынуждает кого-то из них начать дискуссию.

Следует отметить, что указанная стратегия поведения не означает полную отстраненность ведущего от того, что происходит в группе. Это не «анархический» стиль руководства, а косвенное управление группой, создающее участникам условия для проявле­ния активности. Ведущий следит за выполнением участниками групповых норм, предлагает темы для обсуждения, игровые ситуа­ции, обращает внимание группы на не замеченный ею важный, с его точки зрения, аспект анализируемой темы или проигранной ситуации. Однако, высказывания ведущего, в большинстве случа­ев, имеют сигнальный характер, т.е. не несут однозначной инфор­мации, что побуждает участников к самостоятельным размышле­ниям и подведению итогов. В случае с вышеприведенным приме­ром, когда возникает пауза на этапе обсуждения, ведущий может сознательно высказать нелепое мнение, которое сразу же вызовет ответную реакцию со стороны группы и активизирует процесс об­суждения.



Крайний вариант обозначенной стратегии используется в психоаналитических тренинговых группах, когда ведущий целена­правленно создает напряженную обстановку в группе, особенно в начальный период ее функционирования. Это достигается за счет того, что ведущий не спешит удовлетворить ожидания членов груп­пы, а, иногда, холодным, ироничным отношением к участникам, сухими комментариями усиливает их фрустрацию. Когда напря­женность в группе достигает критического уровня, то участники сплачиваются против ведущего и начинают осуществлять само­стоятельные действия. Таким образом, происходит быстрое фор­мирование самостоятельности и сплоченности группы. Однако такое поведение ведущего может сделать группу неуправляемой или привести к ее частичному или полному распаду.

Вторая стратегия поведения состоит в том, что ведущий становится, своего рода, участником группы, подающим своим поведением пример членам группы. Он открыто выражает собст­венные проблемы, мысли и переживания, в частности, по поводу действий и суждений других участников и, тем самым, вовлекает в работу членов группы. Вместе с тем чрезмерное самораскрытие ведущего может приводить к уменьшению психологической дис­танции между ним и участниками, а, в результате этого, к сниже­нию его авторитета в группе или к концентрации активности участ­ников на ведущем.

Следует отметить, что более эффективным было бы гиб­кое применение ведущим этих двух стратегий поведения, в зави­симости от возникающих в процессе тренинга ситуаций.

    1. Виды активности ведущего в тренинговой группе.

Можно выделить следующие виды активности ведущего в процессе проведения тренинга: подчеркивание, предоставление информации, интерпретация, обобщение.


а) Подчеркивание.

Для того, чтобы обратить внимание группы на не замечен­ный ею важный аспект, например, обсуждаемой темы или проиг­ранной ситуации, ведущий либо прямо указывает на это группе (например, «Обратите внимание, что может означать ...») либо повторяет или переформулирует высказывание какого-то участни­ка. В последнем случае ведущий, например, использует прием «незаконченная фраза», когда он как будто что-то недослышал и хотел бы снова это услышать (например, «Вы сказали, что Ваш начальник...»).

б) Предоставление информации.

В тех случаях, когда участники испытывают затруднения, из-за отсутствия знаний, при дискуссии или проигрывании ситуа­ции, то целесообразно дать им необходимую информацию, кото­рая позволит продолжить дискуссию или выработать навыки адек­ватного поведения. Так, если участники обучаются деловой беседе (например, деловая встреча ранее незнакомых людей), то веду­щий может предоставить информацию о правилах и приемах уста­новления контакта, информирования, аргументации и контраргу­ментации, завершения беседы. Если участники в процессе занятий столкнулись с проблемой психологической защиты, о которой они не имеют никакого представления, то ведущий дает информацию о наиболее распространенных механизмах психологической защиты (вытеснение, идентификация, рационализация, проекция и др.).

в) Интерпретация.

Интерпретация (толкование) представляет собой высказы­вание ведущего по поводу обсуждаемой темы или проигранной ситуации. В этом высказывании отражается важная причинно­следственная связь, оказавшаяся незамеченной участниками (на­пример, связь между вербальным или невербальным поведением одного участника и ответной реакцией другого, между действиями человека и его проблемой).

Интерпретация ведущего может высказываться в форме утверждения (например, «Я думаю, что...») или предположения (например, «Если предположить, что...», «Как Вы думаете, ес­ли...»). Ведущий может предложить участникам не одно, а не­сколько возможных объяснений.

Следует отметить, что интерпретация ведущего целесооб­разна не во всех, а в определенных случаях. Во-первых, как уже отмечалось, когда участники не обратили внимание на существен­ный аспект выполненного задания. Во-вторых, когда смысл проис­ходящего уже вскрыт, пережит и осмыслен группой, которая испы­тывает лишь недостаток в понятиях, терминах для более четкого описания и вербализации ситуации.


В целом, ведущему необходимо придерживаться принципа «следования за группой» и не навязывать группе собственное по­нимание. Если же ведущий увлекается интерпретациями, особен­но, используя специфическую терминологию и сложные объясни­тельные принципы, не дает возможности участникам первым вы­сказаться по какой-то теме или игровой ситуации, то это может вызвать защитные реакции участников и в, конечном счете, непри­нятие ими интерпретаций ведущего. Если участники сами, в про­цессе дискуссии, вырабатывают интерпретации, то они: лучше воспринимаются и понимаются участниками; имеют большую цен­ность для каждого конкретного участника, так как повышается уве­ренность в своих способностях к пониманию и анализу; повышают самостоятельность и сплоченность группы.

Выдача ведущим интерпретации связана с некоторыми важными проблемами. С одной стороны, интерпретация должна быть своевременна, т.е. подаваться тогда, когда участник (участ­ники) готов (готовы) ее принять. С другой стороны, если посредст­вом интерпретации ведущего «разрушаются» прежние установки, стереотипы участника, то он должен, в конечном счете, получить взамен те установки, которые, хотя бы, не приведут к его социаль­ной дезадаптации.

г) Обобщение.

Обобщение (подведение итогов) целесообразно делать то­гда, когда наблюдаются разрозненные или противоречивые мне­ния участников по какому-то вопросу (после обсуждения темы или игровой ситуации), а также после завершения каждого сеанса и тренинга в целом.

    1. Этические аспекты проведения тренинга.

  1. Ведущий должен иметь подготовку, соответствующую требованиям профессиональной квалификации.

  2. Ведущий должен уважать права участников тренинга.

  3. Ведущий должен соблюдать принцип конфиденциально­сти.

  4. Ведущий не должен стремиться реализовать свои лич­ные цели (например, удовлетворение потребности в признании, самоутверждении, доминировании), которые противоречат целям тренинга.

  5. Ведущий не должен акцентировать внимание группы на себе, своих личных проблемах.

  6. Ведущий не должен навязывать группе собственные жизненные установки и модели поведения.

  7. Ведущий должен нести моральную ответственность за последствия проведения тренинга («эффект последействия»). В этом случае надо придерживаться, хотя бы, минимальной задаче - «если тренинг не улучшает состояния участника, то он, по крайней мере, не должен его ухудшать».

  8. Ведущий должен избегать психологического «привязы­вания» участников к группе и группы к себе.